Объем дисциплины и виды учебной работы. Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

учебно – методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

(специальность 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр»)

Москва

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» для составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).

Автор – составитель:

Брадецкая И.Г., ст. преподаватель

кафедры кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия.

Рецензент

Кузнецова Т.Е., канд.пед.наук,

доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия.

Брадецкая И.Г.

Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения (специальность 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр»).- М.: РАП, 2011. с.

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дис- циплин Российской академии правосудия (протокол №2 от 20 сентября 2011 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол № от 2011 г.)

© Российская академия правосудия, 2011.

© Брадецкая И.Г., 2011.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………6

Тематический план учебной дисциплины…………………………...………….7

Программа курса …………………………………………………………. ……...8

Тематический план семинарских занятий…………………..…………….........11

Планы семинарских занятий………………………………………………........11

Список рекомендуемой литературы……………………………………………18

Методические рекомендации по изучению и организации самостоятельной работы студентов……………………………………………………………...…20

Контрольное задание …........................................................................................21

Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………23

Обучающие тесты………………………………………………………………..24

Приложение 1……………………………………………………………………28

Приложение 2…………………………………………………………………….29

Введение

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр», и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения, ведущего подготовку студентов по специальности 03.05.01 (65) Юриспруденция.

Специфика деятельности юристов связана с «повышенной речевой ответственностью», подразумевает публичность, каждодневную работу с аудиторией, часть которой изначально настроена негативно по отношению к выступающему. Именно поэтому будущих юристов необходимо научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях, и прежде всего в непосредственной профессиональной деятельности, научить их культуре общения, учёту психолингвистических особенностей собеседников, сформировать у них безукоризненно чистую, правильную, терминологически точную и выразительную речь.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход.

Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» преследует целиформирования общекультурных, коммуникативных и лингвистических компетенций.

В разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Государственного образовательного стандарта отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)».

Обозначим также коммуникативные и лингвистические компетенции выпускника:

· владеет нормами современного русского языка и фиксирует их нарушения в речевом потоке и письменном тексте;

· имеет представление о языке и речи, видах речевой деятельности, невербальной коммуникации и их особенностях, способен использовать эти знания в профессионально значимых ситуациях общения;

· способен самостоятельно пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка;

· соблюдает нормы и правила русского языка в Интернет-общении;

· соблюдает правила русского речевого этикета и невербальной коммуникации (мимика, жесты, дистанция общения);

· способен различать особенности стилей речи и умеет использовать это в практике общения;

· владеет общенаучной и профессиональной лексикой;

· имеет представление о научном тексте, знает правила его построения и языкового оформления (и в том числе, компьютерного);

Важнейшими задачамидисциплины являются:

o Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка.

o Обучение профессиональному общению в области избранной специальности.

o Развитие навыков поиска и оценки информации.

o Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.).

o Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

В реальном учебном процессе формирование указанных выше компетенций и решение обозначенных задач происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Так систематическая работа по формированию и совершенствованию культуры речи студента обеспечивает развитие его интеллектуальных и творческих способностей, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности студентов в работе со справочной литературой (словарями, справочниками, энциклопедиями).

Большое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официального стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом в качестве дидактического материала используются тексты, профессионально значимые для студентов.

В учебно-методическом комплексе представлен тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и на проведение семинаров.

Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретённых студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвлённой системой практической работы по применению лингвистических знаний к профессионально-речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности, что способствует повышению уровня компетенции будущих юристов.

Курс носит практический характер, из этого следует, что большая часть времени на занятиях отводится на выполнение различного рода упражнений и решение коммуникативных задач.

Изучение программного материала рассчитано на 72 часа, из которых 6 - аудиторные занятия. Часть учебного материала доводится до студентов на лекциях, а другая усваивается в ходе работы на семинарах и в ходе самостоятельной работы, на которую отводится большая часть времени.

Основными формами учебной работы являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. Запланированы также интерактивные формы обучения – выполнение творческих заданий по «истории слова» (этимологический анализ), речевые разминки.

Согласно плану студенты должны выполнить 1 контрольное задание, которое содержит творческий компонент. Формой итогового контроля является зачет.

Общая трудоемкость дисциплины – 2 дидактические единицы.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Наши рекомендации