Чувство времени как фактор организации умственного труда
Значение чувства времени у человека сложно переоценить, поскольку значение, которое оно имеет для выполнения любой деятельности весьма значительное. Хорошо развитое чувство времени — черта успешного уверенного в себе человека. Оно помогает повысить эффективность работы, и использовать свое время с максимальной отдачей.
Особое значение чувство времени имеет при планировании деятельности. С технологией составления планов знаком практически каждый, однако, практика показывает, что выполняем мы в лучшем случае половину планов. Это означает только одно – нереальность плана, причем еще при составлении, поскольку реальным планом называется только тот, который воплощается. Чем больше у вас дел, чем больше этапов вы неверно оценили с точки зрения их продолжительности, тем дальше ваш общий план от реальности и ближе к невыполнимости. В процессе реализации этого плана все пойдет не так, как хотелось. Хорошее владение чувством времени значительно увеличивает шансы эффективного планирования, а, следовательно, повышает эффективность деятельности в целом. Другими словами, чувство времени это тот инструмент, который позволит нам успешно управлять собственными планами, повышая эффективность деятельности в целом.
Другой областью применения чувства времени является управление собой во время работы. Допустим, студент планирует подготовиться к выступлению на семинарском занятии за 60 минут. Выполнив 20 % работы, он видит, что прошло уже две трети отведенного времени. Поскольку нехватка времени, объективно является стрессовой ситуацией, нередко студент начинает нервничать, что снижает качество подготовки, однако возможно избежать состояния стресса. Здесь возможны два варианта:
- дать себе дополнительное время для работы;
- выбрать самое значимое и успеть уложиться в оставшиеся 20 минут.
Таким образом, хорошо развитое чувство времени поможет выработать реалистичный взгляд на свою деятельность и на время, которое требуется для ее выполнения, а, в конечном счете, поможет сделать вовремя большинство запланированных дел.
Есть еще область применения чувства времени — контроль стресса.
Допустим, на ближайший месяц запланирован определенное количество задач. В случае, если объем работ посильный, то эмоциональное состояние приподнятое. Выполняемая работа приносит удовлетворение, если же студент понимает, что времени катастрофически не хватает, то появляется чувство цейтнота, и, как следствие, острая неудовлетворенность как собой, так и деятельностью. Об удовлетворенности выполнением работой речь уже не идет, усталость и спешка вытесняют любые положительно окрашенные эмоции. Стресс возникает в результате опасения того, что работа не будет выполнена в срок. Основная проблема здесь видится в неточном определении критического объема работы, сверх которого наступает стресс, то есть неточная настройка чувства времени. Роль чувства времени в контроле стресса заключается в том, что вы всегда можете следить за уровнем рабочей нагрузки и принимать решения, как изменить ситуацию.
Чувство времени как таковое есть у каждого из нас, но уровень развития различен и зависит от нескольких факторов: от рода деятельности, наличия тренировки в школьном возрасте, от индивидуальных особенностей.
В то же время существуют методы развития чувства времени:
- калибровка. Оно заключается в угадывании времени, которое понадобится для выполнения какого-либо задания. То есть прежде, чем начать составлять письмо, звонить коллегам или писать заявление, вы должны ответить себе на вопрос: "А сколько времени мне понадобится для его полного завершения?". И только назвав самому себе конкретную цифру, можете браться за работу. Главное — не завышать и не занижать необходимый для реализации срок.
По окончанию дела вы сверяете отведенное на выполнение время с реально потраченным и высчитываете разницу. Если погрешность составила не более 5% в любую сторону — вы отлично чувствуете время, если достигла 8% и больше — тренируйтесь дальше. Только представьте: ошибаясь в расчетах на 10%, вы половину рабочего дня (исходя из 40-часовой рабочей недели), тратите впустую.
Данное упражнение можно рассмотреть на наглядном примере. Представим, что необходимо произвести кое-какие расчеты. Оценив объем работ, вы приходите к выводу, что потребуется 2 часа, и приступаете к делу. Если окончательный результат получится через 1 час 54 минуты – 2 часа 06 минут — можете себя поздравить. Ваш внутренний будильник развит просто отлично. Но, если вы закончите раньше или позже указанного периода, не сдавайтесь, продолжайте выполнять упражнение, применяя его к другим заданиям. Калибровку можно практиковать в любое время в любом месте. Для этого вам нужны только две вещи: часы и какое-либо занятие.
Как правило, первые результаты калибровки, начинают проявляться примерно на 4-й день постоянных занятий.
- хронометраж. считается наиболее эффективным из всех имеющихся. Его суть состоит в том, чтобы в течение дня записывать длительность всех своих действий. Легче всего упорядочить эти данные в форме таблички, в двух первых графах которой указывать время начала и время окончания соответственно, а в третьей непосредственно саму суть действий. Выглядеть это должно приблизительно так: "15.20 – 16.40 — Переговоры".
Конечно, можно все это и запомнить, но зачем забивать голову лишней информацией? К тому же довольно сомнительно, что вы сможете припомнить, чем занимались хотя бы в прошлый вторник.
При правильной организации хронометраж не будет отнимать более 5-7 минут в день.
Заметьте, ваша цель – не зазубрить количество времени, необходимое для выполнения определенного действия, а научиться его чувствовать.
Примерный график проведения хронометража:
- делаете записи 2-3 дня в неделю — потом неделю пропускаете;
- отслеживаете свои действия еще 5 рабочих дней — опять неделю отдыхаете;
- ежедневно проводите хронометраж в течение 2-х недель.
Большинству людей данных занятий хватает, особенно тем, кто и до этого расписывал свой день поминутно. А вот счастливчикам, которые "часов не наблюдают", скорее всего, придется потрудиться еще. Чаще всего сюда относятся люди творческие, не привыкшие ограничивать себя какими-либо временными рамками.
В любом случае через 4-6 недель наступают видимые улучшения, большинству тренирующихся удается улучшить "чутье" и определять время с точностью 80%. Но останавливаться на достигнутом не стоит, постарайтесь развить "внутренние часы" до оптимальных 95%. Кроме того, чтобы не потерять уже наработанные навыки, это упражнение рекомендуется выполнять хотя бы 2 недели в году.
Основное правило применения хронометража: не переусердствуйте в самом начале. Как мышцы нужно нагружать постепенно и регулярно, так и здесь следует знать меру. Начать лучше с двух-трех дней хронометража в неделю. Затем сделайте недельный перерыв. После проведите хронометраж пяти рабочих дней. Снова неделя отдыха. И потом две недели непрерывного хронометража. После такой последовательной подготовки ваш мозг готов к настоящим нагрузкам. Хотя к тому времени многие уже наверняка получат ожидаемый результат.
Итак, подведем итоги. Чувство времени есть у каждого из нас. Его развитость зависит от ряда факторов. Любой человек может повысить точность своих внутренних часов. Для этого требуется немного усилий и некоторое время. Чувство времени — очень важная часть управления собственной жизнью. Начните его развивать, приложите немного усилий — и довольно скоро получите приличный результат, потому как лучшее, что мотивирует в работе, — это положительные результаты усилий. Тем более если эти результаты адекватны затратам.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Галкин С. Индивидуальные особенности памяти М.: Лаборатория книги, 2015. https://online.muiv.ru/lib/books/45810/
- Зубра А.С. Культура умственного труда студента: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Минск: Дикта, 2013. 228 с. (книгохранилище Московского университета им. С.Ю. Витте)
- Козлов, В.В. Организационная культура: Учеб.пособие для вузов / В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова; Под ред. М.Н. Кулапова. - М.: КНОРУС, 2013. 272 с. (книгохранилище Московского университета им. С.Ю. Витте)
- Любавин К. Развитие интеллекта. М.: Лаборатория книги, 2014. https://online.muiv.ru/lib/books/26568/
- Мельников О. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. М.: Креативная экономика, 2014. https://online.muiv.ru/lib/books/42408/
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Директ-Медиа, 2012. https://online.muiv.ru/lib/books/28725/
- Ушаков Д. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Институт психологии РАН, 2013. https://online.muiv.ru/lib/books/50382/
Дополнительная литература
- Березина Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. Йога интеллекта. СПб.: Речь, 2012.
- Баландин Р.К. 100 великих гениев. М.: Вече, 2005.
- Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения. 4-е изд. Мн.: Попурри, 2006.
- Демиденко А. Приемы обучения учащихся составлению конспектов и наглядных схем // Вопросы психологии, 2003.
- Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Никитин В.В. Резервы вашего интеллекта: технология интенсивной подготовки к экзаменам. М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Силинг М.И. Как учиться с толком для карьеры и удовольствием для себя: Учебное пособие. М.: Логос, 2006.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.mind-map.ru / - Тренинг эффективного мышления.Интеллект-карты
http://www.reasoning.ru - Искусство разумного суждения