Интеллигенция и культура России
Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.
1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный философ, развивая эту мысль, писал, что "сила русской интеллигенции - ... не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает". Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом как в отечественной, так и в мировой истории. В.Даль в своем "Толковом словаре" так определял понятие "интеллигенция": "Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей". Такую точку зрения к определению интеллигенции развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал интеллигенцию, исходя из особенностей ее деятельности. Поскольку своеобразие этой деятельности проистекало из ее "интеллектуализма", интеллигенция интерпретировалась им как совокупность людей, занимающихся умственным трудом.
Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX века рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации2".
В российской обществоведческой литературе интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее представление. Современное понимание интеллигенции может быть сконцентрировано в следующем определении.
Интеллигенция это:
- крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;
- общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.
Появление интеллигенции. История интеллигенции показывает, что первозданный смысл понятия интеллигенция означает, прежде всего, общественное назначение человека, порожденного самим обществом и для развития и самопознания общества.
Начало формирования интеллигенции как особого социального слоя приходится еще на период феодализма, в основном из духовенства и дворян. Формирование такового слоя заняло довольно продолжительный период, но процесс заметно ускорился в 40-е годы XIX века. Основным фактором стала демократизация образования, то есть доступ к образованию получили выходцы из разных сословий, так называемых разночинцев (не только духовенство и дворянство, но и мещанство, купечество, чиновничество).
Русский девятнадцатый век был поставлен мировым общественным мнением рядом с европейским Возрождением. Лучших представителей интеллигенции в России отличали морально-этические притязания, благородные и высоконравственные черты: сострадательность и человечность, честность, обостренное нравственное видение мира, развитость ума, способность критически и самостоятельно мыслить и оценивать социальную жизнь; вера в социальное чудо, жертвенность, проникнутая человеческими муками, связанная с глубочайшей ответственностью за судьбу народа. Российская интеллигенция, как и вся Россия, развивалась отлично от европейской. В связи с этим интересно рассмотреть различия между русской интеллигенцией и западными интеллектуалами (обратите внимание, само слово интеллигенция существует только в русском языке).
Говоря о русской интеллигенции, стоит отметить такую ее характерную черту, как подпольность, противостояние государственной власти, даже склонность к анархизму. Не зря же в середине 19 в. появилась Собственная Его Императорского Величия Канцелярия и ее небезызвестное III отделение, осуществлявшее политический надзор и сыск! Интеллигенция была как бы оторвана от реальности, ей приходилось прятаться, жить в своем собственном мире надежд и мечтаний.
В Европе же дело обстояло совсем иначе: западные интеллектуалы всегда очень бережно относились к государству, видя в нем не врага, а товарища, средство достижения своих целей. Им было присуще сотрудничество с верховной властью, отстаивание своих интересов и интересов общества, т. е. они были реальной политической силой, которая продвигала новые законы, осуществляла реформы и т. д. Русская же интеллигенция такой способности была практически лишена.
Еще одно важное отличие состоит в том, что у западных интеллигентов было национальное самосознание, гордость за свою нацию, тогда как русские интеллигенты чаще считали себя космополитами и отстаивали уравнительные принципы чтобы всем все было поровну.
Стоит отметить еще одну отличительную черту русской интеллигенции - это ее ориентированность на Запад, т. е. подстраивание под чужие мысли. Появился К. Маркс заговорили о социализме, в Европе прошли либеральные реформы мы стали думать, как свергнуть царя и т. д. Но вся проблема заключается в том, что Россия и Европа суть разные вещи! Исторически уж так сложилось, что в России всегда была очень сильная самодержавная власть, и западные проекты переустройства общества попросту не подходили для нас, были обречены на провал, а этого многие не понимали.
Интеллигенция - дух нации, достояние общества, это люди высокой умственной и этической культуры, которые способны подняться над личностными интересами, способны думать над тем, что их непосредственно не касается. Поэтому не всякий интеллектуал может подняться до уровня интеллигента, и, наоборот, можно встретить интеллигента среди людей неинтеллектуальных профессий.
Подробно анализируя историю интеллигенции, ее характерные черты, русский религиозный философ Н.А.Бердяев заметил, что на Западе ошибочно представляют себе русскую интеллигенцию, отождествляя ее с той категорией общества, которую называют интеллектуалами.
Интеллектуалы - это люди интеллектуального труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги. Русская интеллигенция совсем иное явление. К ней, обращает внимание Н.Бердяев, "...могли принадлежать люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные. И многие русские ученые и писатели совсем не могли быть причислены к интеллигенции в точном смысле слова... Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, крестьян. Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключительно идеями и притом идеями социального характера. Во вторую половину XIX века слой, который именуется просто культурным, переходит в новый тип, получающий наименование интеллигенция".
Интеллигенция и интеллигентность. Интеллигенция - категория социально-профессиональная, в то время как интеллигентность - понятие духовно-нравственное, связанное с социально-личностными качествами и чертами людей. Это синтез духовной тонкости, нравственных принципов и цивилизованности человека. Хотя понятия "интеллигенция" и "интеллигентность" этимологически родственны и происходят от одного корня, но в действительности это не одно и то же. Недостаток интеллигентности у интеллигенции болезненно переживается обществом.
Говоря об интеллигентности, следует иметь в виду не столько эрудицию или образованность человека, сколько состояние его души.
Интеллигентность - это особый тип мироощущения человека, его общий нравственный настрой и духовная красота, проявляющиеся в доброжелательности, эмпатии и чуткости к людям, в толерантности, помноженной на требовательность человека к себе, и, в то же время нетерпимости ко всяким отступлениям от высоких этических норм. Став интеллектуально богаче, человек отнюдь не становится автоматически лучше, нравственнее, интеллигентнее. Интеллектуальная развитость несет человеку много добра, но она же создает возможности для зла, ханжества, предательства. Интеллигентность, причастная к культуре, начинается с высокой требовательности человека к себе и своему духовному миру, его приобщенности к высшим моральным законам.
Интеллигентность отнюдь не связана только с характером профессиональной занятости человека, выполняемой им работой. Она действует и за рамками его служебных обязанностей, включает комплекс гражданских, моральных, идейных качеств, формирует культурно-личностный облик человека.
Интеллигентность проявляется в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в понимании человеческого в человеке, в способности чувствовать его, тонко относиться к его странностям и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с забытыми душевными человеческими свойствами - милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности за судьбы людей.
Принадлежность к числу людей умственного труда не делает человека интеллигентным. Подлинная интеллигентность - это не "привилегия" и не профессия, а состояние души. Она присуща человеку независимо от того, работает ли он в лаборатории или в мастерской художника, у станка или в поле. Человека высокой культуры - а именно это более всего сочетается с широким пониманием интеллигентности - можно часто встретить среди людей самых различных профессий.
Сегодня, на рубеже тысячелетий все четче проявляется объективная закономерность - возвышение социальной роли интеллигенции, необходимость ее ведущей роли активного субъекта духовного производства. А с этим связана духовная свобода современного общества. В цивилизованном обществе представители интеллигенции призваны создавать необходимую духовную и интеллектуальную атмосферу, всемерно способствовать развитию духовного самосознания личности.
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность учащемуся качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Таким образом, в понятие "культура умственного труда" Входят четыре взаимосвязанных компонента:
- личностный;
- интеллектуальный;
- организационно-технический;
- гигиенический.
Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.
Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки.
Культура умственного труда обучающихся предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.
Личностное отношение (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.
При воспитании культуры умственного труда особое место отводится формирования положительного отношения к учению.
Для развития мотивации используется особая группа приёмов: "пробуждение положительного отношения к учёбе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся".
Центральное место в понятии "культура умственного труда" занимает интеллектуальный компонент. Интеллектуальные умения и навыки при работе с книгой обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороны исследуемого материала. Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения домашних заданий.
Элементы личностного и интеллектуального компонентов выстукают своеобразным "фундаментом", на основе которого строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом.
Культура труда - умение и привычка организовать свою деятельность, планировать работу; выполнять любое дело творчески, на базе усвоенных теоретических знаний и по возможности на современном технологическом уровне, работать быстро, рационально; контролировать свою работу и т д
Учебный труд - работа, связанная с приемом и переработкой информации и требующая повышенной активности сенсорных систем, концентрации внимания, активности памяти, мыслительного процесса, эмоциональной сферы
Культура умственного труда студентов вуза — ядро общей культуры, обеспечивающее высокую эффективность и результат обучения студента вуза и полноценное развитие его личности, сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (компоненты личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический)
Общеучебные умения и навыки — это универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, "гибкие по своим свойствам, обладающие свойством широкого переноса действия" (В В Краевский, А.В Усова) Они необходимы при решении любых задач, независимо от их конкретного содержания. Структура диссертации
Педагогические условия, способствующие формированию культуры умственного труда студентов вуза, представляют собой совокупность, включающую:
- гуманные субъектно-субъектные отношения "студент - преподаватель", основанные на положениях личностно-ориентированной педагогики, проявляющиеся в эмоциональной составляющей их взаимодействия и составляющие основу положительной мотивации студентов вуза к формированию культуры умственного труда;
- владение преподавателем системой знаний о возрастных особенностях студента, позволяющие последнему на высоком уровне овладеть знаниями, умениями и навыками, сформировать положительное отношение к умственному труду;
- определение роли общеучебных умений и навыков и их значимости для организации и самоорганизации учебного труда (разные виды самостоятельной работы студентов),
- специально организованное обучение студентов с целью успешного усвоения знаний о культуре умственного труда, формирования системы умений и навыков, лежащих в основе компонентов культуры умственного труда, а также целенаправленного развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления),
- включение студентов в оценку результатов своего учебного труда Комплекса диагностических методик выявления уровнясформированности культуры умственного труда студентов высшего учебного заведения, определяющих их влияние на качество и результативность учебной деятельности.
Рефлексивная деятельность студента является одним из элементов оценки качества освоения им образовательной программы. Рефлексивная деятельность оказывает влияние на процесс непрерывного развития специалиста не только в образовательной среде, но и на протяжении всей профессиональной деятельности, в течение которой активизируются механизмы саморазвития и самообразования. Рефлексия позволяет студентам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свою деятельность.
Формирование рефлексивной деятельности студентов – организуемый преподавателем процесс осмысления студентом собственной учебной деятельности, включающей осмысление содержания освоенных умений, анализ субъективных ощущений выполняемой деятельности, самооценку. Результатом этого процесса является осознание собственной деятельности, развитие сознательно контролируемых способностей осуществлять рефлексию по отношению к различным видам и областям собственной деятельности, способность осмысленно выполнять профессиональную деятельность, оценивать перспективы и последствия принимаемых решений.
Особенностью формирования рефлексивной деятельности студентов является то, что она не может развиваться прямыми методами обучения или передаваться в виде информации. Формирование происходит через различные виды стимулирования и создание соответствующих условий.
Рефлексивная деятельность студентов – система осознанных действий и операций, направленных на анализ, осознание, понимание и оценку субъектом педагогического взаимодействия собственного "Я", своей деятельности и поведения в целях самосовершенствования личности и успешности её дальнейшей деятельности и коммуникации. Рефлексивная деятельность, на наш взгляд, может рассматриваться как условие, обеспечивающее самопознание смысла своейдеятельности и самореализацию себя как компетентного специалиста в будущем профессиональном пространстве.
На основании анализа теоретических работ и имеющегося практического опыта нами были определены педагогические условия оптимизации рефлексивной деятельности студентов, которые обеспечили бы формирование у студентов способностей к рефлексивной деятельности:
- образовательный процесс должен осуществляться в логике деятельностного и личностно-ориентированного подходов;
- наличие диагностируемых целей обучения;
- использование рефлексивно-ориентированных форм проведения учебных занятий;
- рефлексивная деятельность студентов должна соотноситься с процессом обучения и являться его неотъемлемой частью на всех этапах;
- формирование рефлексивной деятельности предполагает наличие у студентов представлений о содержании и структуре рефлексивной деятельности, её функциях;
- формирование способностей к рефлексивной деятельности должно быть последовательным: от анализа эмоционального состояния во время какого-либо вида деятельности до анализа собственной деятельности;
- в процесс обучения должны быть включены технологии исследовательской деятельности студентов;
- организация и обеспечение мониторинга образовательного процесса по вопросу осуществления рефлексивной деятельности студентами и её организацией преподавателями вуза на учебных занятиях.
Оценка сформированности рефлексивной деятельности студентов производится по трем компонентам: мотивационно-целевому, когнитивному, деятельностному. Итоговая оценка объединяет критерии сформированности рефлексивной деятельности студентов в показатель, характеризующий высокий, средний или низкий уровень сформированности рефлексии студентов.
Следует отметить, что через создание разнообразных педагогических ситуаций, технологии и методики активного взаимодействия происходит преобразованиепассивного отношения к рефлексивной деятельности в компонент развития личности, который способствует изменению отношения к себе и окружающему миру.
Структура рефлексивной деятельности рассматривается в диссертационных исследованиях А.И. Уман, М.А. Федоровой, Д. Тонких, И.Г. Липатниковой,М.Н. Демидко и др. Анализируя различные подходы авторов к определению структуры рефлексивной деятельности, можно выделить следующие компонентырефлексивной деятельности студентов:
1) анализ ситуации (психическая активность направлена на значимый для студента вид деятельности);
2) саморегуляция (выявление затруднений и установление их причин, регуляция поведения и деятельности);
3) самоконтроль (сопоставление предполагаемых результатов с полученными);
4) самореализация (пересмотр способов деятельности, сопровождающийся планированием и прогнозированием процесса деятельности и результатов с целью повышения его качества);
5) самооценка (оценка себя, своей позиции в ситуации решения поставленной задачи).
Опираясь на структурные компоненты рефлексивной деятельности студентов, исследователи (В.Б. Лебединцев, О.А. Молокова, Г.К. Селевко, Т.Ф. Ушева, А.И.Алексеева, С.С. Кашлев) выделяют пять уровней рефлексии. Дадим их характеристику.
Первый уровень, уровень фиксации: студент фиксирует отдельные параметры, отдельные характеристики состояния своего развития; не стремится определить причины этого состояния.
Второй уровень, уровень нормализации: студент фиксирует состояние своего развития, соотнося отдельные его компоненты с нормой, стандартом развития; определяет отдельные причины состояния развития; даёт оценку состоявшегося педагогического взаимодействия, состояния своего развития.
Третий уровень, уровень анализа: студент фиксирует достаточно полно состояние своего развития в различных сферах; соотносит состояние своего развития с нормой; определяет причины состояния развития; выявляет закономерности осуществляемого педагогического взаимодействия, проблемы личностного развития; даёт оценку состояния своего развития, а также отдельных компонентов состоявшегося педагогического взаимодействия.
Четвертый уровень, уровень концептуализации: студенту присуще стремление зафиксировать состояние своего развития в различных сферах; соотнести состояние своего развития с критериями развития; определить и проанализировать причины состояния развития; определить закономерности педагогического взаимодействия; осознать проблемы осуществляемого педагогического взаимодействия, своего развития; стремление проектировать решение проблем взаимодействия; создавать концепцию своего развития в педагогическом процессе.
Пятый уровень, уровень оценки: студент достаточно аргументированно даёт оценку состояния своего развития, продуктивности состоявшегося педагогического взаимодействия, студенту присуще глубокое осознание того или иного приобретенного знания, умения, достигнутого уровня развития, состоявшегося взаимодействия как личностных ценностей. На данном уровне студент фиксирует состояние своего развития в различных сферах; соотносит состояние своего развития с критериями развития; определяет причины состояния развития; выявляет причинно-следственные связи между состоянием развития и состоявшимся педагогическим взаимодействием; выделяет закономерности, тенденции педагогического взаимодействия, своего.
Таким образом, можно сделать вывод, что рефлексивная деятельность студентов является важным компонентом их профессиональной подготовки, формируется в сочетании с другими профессиональными качествами и не может быть развита в отрыве от содержания обучения. Вопрос развития рефлексивных способностей является междисциплинарным и требует опоры на философские, психологические и педагогические знания.
Глава 2. Основы научно-исследовательской деятельности: стратегия и техника эффективного обучения | ||