Как приблизить школу к ученику

Согласно существующей статистике 60% детей, поступающих в школу, имеют функциональное нарушение, а 45% не готовы к обучению и освоению программы школы. В то же время большинство родителей, дедушек и бабушек не дают детям возможности прожить свой возраст, торопятся, чтобы ребенок преждевременно стал школьником. То есть, калечим без всякой нужды.

Родители сегодня озабочены и тем, чтобы пристроить ребенка в престижную школу. Над вопросами: готов ли ребенок к школе? Созрела ли нервная система для интенсивной нагрузки информацией? Как скажется на его здоровье учеба по усложненной программе и сможет ли он физически освоить? Не приведет ли несоразмерность нагрузки и возможностей ребенка к серьезным последствиям для его психики и здоровья? – родители чаще всего не задумываются.

Далекие 60-е. Мы рукоплескали. Как же, начиная с первого класса был взят курс на «повышение научности» школьных предметов и «формирование абстрактного мышления». Результат? Он на лицо: только 6% выпускников современных элитарных школ здоровы.

Как современно, к сожалению, негодование Л. Гурлитта (1911): «Весь учебный план, все расписание уроков во всех школах так составлены, что только самые физически здоровые дети могут без ущерба для своего здоровья выполнять то, что от них требуется. Сами учителя признают, что ученики только ленью, только хитростью и рассеянностью защищают свой организм от переутомления, физического и умственного...».

Школа меняет психологический тендерный профиль своих учеников и выпускает не юношей и девушек, а особей неопределенного пола. Однако, рискну повторить хорошо известную истину: к первому классу девочки и мальчики отличаются по 11-ти психологическим признакам характера. Мальчикам присущи: склонность к риску, лидерство. Девочки более чувствительны, открыты, доверчивы. К 9-ому классу сохраняются только два показателя (!). Получаем результат «все наоборот». У мальчиков сгладились чисто мужские черты характера, а у девочек уже в 13 лет показатель склонности к риску выше, чем у мальчиков. В 16 лет у девушек самый большой показатель индивидуализма – «мне должны», «все для меня».

Мальчики и девочки по-разному воспринимают учебный материал, но это в школьных программах не учтено. В 5 – 7 классах увеличивается учебная нагрузка, но кто из учителей задумывается, что именно в этот период у девочек снижена восприимчивость к учебной деятельности.

Растущая безграмотность, убогая речь, эстетическая глухота школьников – показатель вступительных экзаменов в вузы. Одновременно в школе наблюдается и интеллектуальная гонка. И здесь впору прислушаться к народной мудрости: «Каждому овощу свое время». Как бы не навредить, а помочь ребенку в решении столь важной проблемы. Ведь интеллектуальное развитие, по мнению психологов, необходимо начинать только с 12 лет. И развивать его необходимо сначала по горизонтали, научив правильно выполнять умственные действия, не прерывая полета мысли ребенка. Помнит ли об этом наш учитель? И при каких же условиях современная школа сохранит статус «здоровой школы»?

Во-первых:

- если содержание образования в начальных классах станет для ребенка не целью учения, а средством достижения своих игровых и творческих целей, как того и требует возраст;

- если для подростков ведущими становятся рефлексивная и смыслотворческая деятельность, что и позволит им осознать свою ценность и индивидуальность;

- если в старших (9−11-х) классах, наряду со смыслотворческой деятельностью, направленной на постижение смысла жизни, станут доминирующими социальные потребности в самоутверждении, самовыражении, самоопределении; воспитание творческой активности, самостоятельная учебная деятельность учеников.

Возникает проблема особых образовательных потребностей, которые в мировой педагогической науке и практике определяются как стойкие затруднения ребенка, появившиеся в ходе образовательного процесса, возникающие из-за несоответствия темпа, учебных нагрузок, усилий обучения индивидуально-типологическим особенностям детей, обусловленных нарушениями развития и приводящие к школьной и социальной дезадаптации на основе нарушения процесса социализации. Необходимость раннего выявления особенностей личностного развития выдвигает задачу преемственности дошкольного и школьного звена, для того, чтобы в школе ребенок смог полностью реализовать свое право на образование и, тем самым, успешно адаптировался и самоопределился в жизни.

Анализ программ дошкольного образования показывает, что в них отсутствуют разделы, обеспечивающие комфортные условия для различных групп детей, у которых имеются какие-то нарушения нестойкого характера. Диагностические источники изучения личности дошкольника отвечают на вопрос лишь о нормативном развитии. Такая ситуация влечет за собой усугубление личностных проблем в развитии достаточно значительного количества детей. С таким «багажом» дети переходят в школу, которая, в основном, продолжает решать образовательные задачи дидактического характера, не обращая внимания на индивидуальность каждого ребенка.

Тот факт, что интерес к тематике здоровья простирается за рамки медицины, ни в коей мере не означает, будто роль медицины в современном обществе уменьшается. Скорее напротив – никогда в истории она не была столь велика, как в наши дни.

Современная образовательная ситуация требует осуществления специального комплекса мер психолого-педагогического и лечебно-оздоровительного характера, такой системы личностного развития детей, в которой каждый ребенок смог бы ощутить защиту и педагогическую поддержку.

Неразрешимыми остаются следующие противоречия:

- между потребностью ребенка в личностном становлении и недостаточной ориентированностью образовательных структур на личностное развитие детей с ограниченными возможностями;

- между требованием повышения качества образования и увеличения числа детей с особыми образовательными потребностями;

- между задачей оказания педагогической поддержки детям данной категории и неготовностью общеобразовательных институтов к ее осуществлению;

- между необходимостью раннего выявления особенностей личностного развития, его поэтапной коррекции и недостаточной преемственностью дошкольного и начального школьного образования.

Неполноценность, ее компенсация и социальная среда становятся тремя переменными, воздействие которых приводит к формированию стремления к саморазвитию и самоутверждению, к осмыслению, что «Здоровье – величайшая победа!», «Нет друга, равного здоровью!».

У школьников наблюдается снижение авторитета честного труда. Мы объясняем это конфликтом между суровой действительностью и пропагандой красивой жизни рэкетиров, бизнесменов и др. Недостаточным вниманием к вопросам социально-профессионального самоопределения в школе (выбор профессии не всегда связан с реальными возможностями и потребностями рынка труда; в выборе профессии школьники ориентируются на поддержку со стороны взрослых; с научными основами выбора профессии школьников знакомят редко). Кто ответит за то, что невостребованными и неуважаемыми стали профессии шофера, каменщика, плотника? Почему мальчики, а впоследствии юноши, мужчины не могут самостоятельно отремонтировать элементарные электрические приборы? Какой пример подадут они детям?

Личностно-ориентированное образование все еще остается желаемым далеким. А путем к нему может стать уже сегодня интеграция образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения; психолого-педагогическая помощь учителю в конструировании персонифицированной модели образования, которая обеспечит успех школьника в профессиональном выборе, соответственно его индивидуальным особенностям, интересам и потребностям.

Одним из перспективных путей социально-профессионального самоопределения школьников мы выделяем профильное обучение. Это система специализированной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию их обучения, социализацию, с учетом реальных потребностей рынка труда, интересов, склонностей и способностей учащихся, их познавательными и профессиональными намерениями соответственно общеобразовательному и профессиональному уровнях.

Общеобразовательный уровень призван обеспечить формирование общей функциональной грамотности и культуры ученика, его социализацию на основе собственной образовательной траектории освоения учебных предметов.

Профильный уровень обеспечит преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования на основе увеличения доли самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Решение вышеобозначенной проблемы в образовании ищут ученые, педагоги-практики, но все еще остаются вопросы, ответы на которые, скорее всего, подскажет опыт: Каким должно быть разумное соотношение профильного и общеобразовательного уровней? Каковы роль и место дифференциации, индивидуализации в профильном обучении (в городской и сельской школе)? Как обеспечить обучение учащихся соответственно выбранному профилю, чтобы учесть и его познавательные интересы и возможности педколлектива, структуру региональной образовательной системы, традиции и особенности социокультурной среды. Какие методы позволят оптимально выявить интересы, проверить возможности ученика? Какие области знаний, позволяющие составить представление о характере профессионального труда людей, можно отнести к основным?

Несомненно, будущее за профильным обучением, так как именно оно обеспечит ученику получение полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями, профессиональной ориентацией, позволит на ранних ступенях обучения выявить способности к тем или иным выдам деятельности, а в случае необходимости переориентировать школьника с одного профиля на другой.

Заслуживает внимания концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования (проект) разработанная группой ученых ИОСО РАО, в которой с учетом психологических и возрастных особенностей школьников выделены следующие этапы, содержание, формы и методы предпрофильного обучения (6, с.265-266):

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»). На этом этапе важно предусмотреть включение учащихся в деятельность развивающего характера, ориентированную на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, сервисе, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре в целом. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Они могут осуществляться в учебном процессе и во внеучебной работе, выполняя не только познавательную функцию, но и развивающую, диагностическую.

8-9(10) классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Этапы профильного обучения сопровождает:

1. Диагностика интересов, склонностей, способностей, других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащегося.

2. Прогнозирование успешности владения учащимся учебным материалом, предусмотренной соответствующими программами образовательных областей.

3. Диагностика готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения, как ключевого этапа самообразовательной деятельности.

Ошибочной признается деидеологизация образовательного процесса. Проблема политических ориентаций школьников не должна замалчиваться. Школа – амортизатор социального давления, стена, принимающая на себя и смягчающая социальные удары, в результате чего «жизнь конкретного ребенка в большей степени зависит от качества воспитания и от атмосферы в школе» (7, с.130)

Опора на положительное в ребенке, постепенное ослабление отрицательных черт его характера путем осторожной коррекции поведения и развития положительных качеств – один из основных методов воспитательной деятельности педагога.

2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи[1]

В психолого-педагогических исследованиях семейное воспитание и семейные отношения рассматриваются как важнейший источник детского развития. Однако, из признания семейной детерминации развития личности ребенка не следует понимание полной зависимости этого развития от путей и средств семейного воспитания, т.к. ребенок не просто продукт воспитательных воздействий, а мыслящий и чувствующий человек, со своим своеобразным и неповторимым внутренним миром, со своим определенным отношением к себе и другим. То есть, эффект семейного воспитания обусловлен не только качеством внешних воздействий на ребенка, но и самим ребенком. Дети, вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем мы, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоциональные переживания и помочь им можно, только взглянув на мир их глазами. Поэтому для оптимизации воспитательных воздействий в семье представляется важным первоначально выяснить, как ребенок воспринимает свою семью, отношение окружающих к себе, и как интерпретирует происходящее вокруг.

Высокоинформативным средством познания личности ребенка, отражающим то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье может стать детский рисунок на тему «Моя семья» (K. Machover, 1949; L. Corman, 1964; R. Berns, S. Kaufman, 1972; А.И. Захаров, 1982; G. Chomentauskas, 1983; А.А. Бодалев, В.В. Столин, 1983 и др.). В психолого-педагогических исследованиях уже отработаны определенные параметры для оценки и интерпретации детских рисунков (цветовая гамма рисунка, прорисованность, порядок расположения и размер фигур, расстояние между ними и пр.). Для общего анализа детских рисунков мы использовали следующие параметры:

Параметры Позитивные отношения Негативные отношения
Расстояние между членами семьи Стоят близко Отдалены друг от друга
Расположение фигур Смотрят друг на друга, держатся за руки Отвернулись друг от друга, руки не соединена, находятся за спиной
Характер активности Выполняют какую-то совместную деятельность Разобщены, хаотично распределены по пространству листа. Каждый занят своим делом
Особенности эмоционального состояния Выражают положительные эмоции Выражают негативные эмоции
Характер отношения членов семьи Проявляют заботу и поддержку Угрожают, проявляют агрессию, бьют друг друга и т.д.
Выбор цвета Яркие, светлые цвета Черно-белый рисунок, черно-коричневая гамма
Положение ребенка на рисунке В середине и центре листа В нижней или верхней части рисунка
Размер фигуры Фигура крупная или по размеру соответствует другим членам семьи Фигура маленькая по отношению к другим членам семьи
Линии рисунка Четкие, ясные без исправлений Фигура и фон заштрихованы. Сильный нажим при прорисовке фигур или линии слабые не четкие
Особенности лица Прорисованы все детали лица, соблюдены пропорции при рисовании На лице отсутствуют глаза или рот. Наличие большого рта с зубами, серо-черно-коричневая гамма
Положение родителей на рисунке В середине и центре листа В нижней или верхней части рисунка
Размер фигуры родителей Фигура крупная или по размеру соответствует другим членам семьи Фигура маленькая по отношению к другим членам семьи
Линии рисунка Четкие, ясные без исправлений Фигура и фон заштрихованы. Сильный нажим при прорисовке фигур или линии слабые не четкие
Особенности лица родителей Прорисованы все детали лица, соблюдены пропорции при рисовании На лице отсутствуют глаза или рот. Наличие большого рта с зубами, серо-черно-коричневая гамма

Мы предлагаем обобщенный анализ детских рисунков, собранных в процессе индивидуальных консультаций на базе нескольких оренбургских школ и детских садов. Цель нашего обзора заключается в представлении общего эмоционального фона оренбургских детей и школьников в восприятии своей семьи. Анализ и интерпретация рисунков осуществлялись покомпонентно и сосредоточены на крайне выраженных характеристиках семейных ситуаций, воспринимаемых детьми.

1. Анализ структуры рисунка. Дети, переживающие эмоциональное благополучие в семье, как правило, рисовали полную семью. Искажение реального состава семьи означало наличие эмоционального конфликта, недовольства семейной ситуацией. Иногда на рисунках представлено менее выраженное отступление от реального состава семьи. В этих случаях дети «забыли» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Наиболее часто в рисунках отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Каждый ребенок таким способом в символической ситуации пытается «монополизировать» любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, были, чаще всего, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети давали более эмоционально насыщенные реакции: «Не хотел – он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п. Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включал себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Нарисованные дополнительно к родителям (или вместо них), не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах.

2. Расположение членов семьи на рисунках указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Психологически интереснее те рисунки, на которых часть семьи расположена в одной группе, а один или несколько членов семьи – отдаленно. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда – наличие угрозы, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка. В представленных рисунках оренбургских дошкольников и школьников очень редко встречается изображение общесемейной деятельности даже в тех случаях, когда полностью изображен реальный состав семьи.

3. Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи наше внимание было обращено на следующие элементы графических презентаций: 1) количество деталей тела; 2) декорирование (детали одежды и украшения); 3) количество использованных цветов. Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. О восприятии автором рисунка себя и других членов семьи можно судить на основе сравнения размеров фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом. Иногда соотношение размеров нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи. Рисование отдельных частей тела членов семьи связано с определенными сферами активности, являющимися средствами, общения, контроля, передвижения и т. д. Особенности их презентации могут указывать на определенное чувственное содержание. Выражение лиц нарисованных детьми людей часто представлено улыбкой. Однако надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный штамп в их рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. В этом случae можно полагать, что ребенок сознательно или бессознательно использует выражение лица как средство характеризующее человека. В представленных рисунках отмечается, что наиболее значимым персонажем для ребенка является мама. Её фигура более четко и красочно прорисована, чаще она расположена в непосредственной близости к ребенку, держа его за руку. При этом размер фигуры отца в большинстве рисунков превышает размер фигуры матери, что показывает его значимость, силу, превосходство и доминирование в представлениях ребенка.

4. Анализ цветовой гаммы рисунков показал, что большинство детей в основном, используют и теплые, и холодные цвета. Считается, что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем положительнее эмоциональный настрой ребенка. Черно-белые тона или контур свидетельствуют о негативном эмоциональном состоянии. Однако, по мнению некоторых авторов, цветовая гамма не всегда связана с эмоциональным состоянием ребенка. Являясь особым общекультурным знаком, цвет имеет множество индивидуальных вариантов использования ребенком. Предпочтение того или иного цвета может быть результатом хода индивидуального овладения изобразительной деятельностью; избирательность цвета может быть навеяна какими-либо воспоминаниями, а иногда она просто отражает привычный способ рисования. Представленное в рисунках детей разнообразие цветовой гаммы, рассматривается нами как многообразие эмоциональных состояний, окрашивающих представления современных детей о своей семье.

Таким образом, анализ рисунков детей о семье дает основание отметить насколько многообразен эмоциональный фон, окрашивающий представления детей о своей семье. Радость и огорчения, безмятежность и тревога, забота и отвержение, все эти эмоции отражены в детском восприятии своей семьи. И если родители хотят помочь своему ребенку в сложном и неоднозначном пути становления его личности, им необходимо научиться видит окружающий мир, семью и себя глазами ребенка. В таком случае многие из проблем ребенка станут более прозрачными и понятными, а воспитательные воздействия более ориентированы на проблемы конкретного ребенка.

Глава 3

Наши рекомендации