Отношение детей к миру взрослых
Взрослый мир завораживает ребенка. Дети всех возрастов готовы устанавливать контакты. К установлению связи со взрослыми (родители, учителя, старшие братья, сестры, соседи и пр.) стремятся дошкольники и дети младшего школьного возраста; с миром взрослых в целом – в подростковом, юношеском возрастах. Замечено, что чем взрослее ребенок – тем шире спектр его контактов со взрослым миром.
Но внимание и уважение к ребенку – это невосполнимый дефицит. Зафиксировано резко обострившееся противоречие между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и непрерывным ослаблением, а затем и отсутствием необходимого внимания со стороны взрослых. Замечено, что при проявлении повышенной заботы об одежде, питании, культурных развлечениях детей, взрослые не реализуют возможности общения с ними. В результате у многих развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет цинизм, проявляющийся в более открытых (и потому более страшных), чем у взрослых, формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям − честности, порядочности и т. п.
И во всех грехах ребенок обычно винит не родителей, а самого себя. Он считает, что взрослые, а тем более родители, не могут быть плохими. Наверное, он сам недостаточно хорош. Ребенок болезненно переживает, если чувствует, что родители его не понимают, не принимают, не любят, и тогда в ответ на наш вопрос о том, что он любит больше всего на свете, отвечает: «Люблю, когда мама всегда добрая».
Когда детям предложили охарактеризовать «Мир в доме» младшие школьники отметили, что это дружба и доброта (55%), мир воображения и спокойствия (15%), мир чистоты (12%), мир отдыха (18%); дети среднего возраста отвечали, что это семья без ссор (43%), когда все счастливы (38%), когда каждый друг другу помогает (10%); хорошие отношения с родными (7%), когда есть своя комната (1%);старшие школьники говорили о том, что это мир – взаимопонимания с родителями (61%); жить в согласии с родителями (18%), уважения между членами семьи (18%), душевная атмосфера (1%), там, где можно поделиться проблемами (2%).
На вопрос: «Кто в вашем доме является хранителем мира?», дети младшего возраста ответили, что мама и папа (49%), мама (40%), папа (6%), мама, папа и я (5%); 39% детей среднего возраста хранителем мира в доме называют маму 12% – папу, 13% – родителей, 25% – всех членов семьи; я – 4%; будущий мамин муж 1,5%; дети старшего возраста убеждены, что это вся семья – 45%; сестра и мама – 20%; мама – 20%; сестра и папа – 10%; 5% – никто.
- Дети младшего возраста охарактеризовали мир своего дома, песней «Мир живет и в нашем доме».
- Среднего – словами из песен: «Главней всего погода в доме», «Дружба начинается с улыбки», «Детство, детство ты куда бежишь», «Счастье вдруг, в тишине, постучалось в двери»,
- Старшего – словами из песен: «Под крышей дома своего», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Ангел, хранитель мой», «Городок», «Мир, в котором я живу, называется мечтой», «Погода в доме».
Таким образом, мир своего дома дети охарактеризовали в таком соотношении: 27% песни, 8% стихи, 3% пословицы, 40% духовные ценности, 6% материальные ценности.
Младший школьник свою семью рассматривает как самое дорогое, что у него есть; это стихия, в которой мы не можем друг без друга; любовь и забота; это моя крепость.
Для среднего школьника семья – это надежный причал в жизни, ячейка общества, цельный коллектив, в котором царит взаимоотношение, надежда на будущее, корабль, который плывет по волнам прямо не сбиваясь с курса, надежный тыл, близкие люди соединенные любовью, любовь и забота всех друг для друга.
Дети старшего школьного возраста свою семью характеризуют как место, где можно получить поддержку; это моя опора; мои родные и близкие; это дом, где царит гармония; здоровый, веселый крепкий коллектив; к чему стремятся родители, а потом мы; создание мира, путем рождения и воспитания достойных граждан моей страны; место, где меня ждут и любят. Здесь царит взаимное уважение. Это моя крепость; сплоченный организм, в котором я являюсь жизненно важной ячейкой; мой крепкий тыл; объединение людей, сплоченных общими интересами; оазис в пустыне; источник любви; это люди, которые будут любить тебя и всегда все простят; всегда помогают и ждут тебя; уютный уголок в мире.
В процентном соотношении для детей «Моя семья – это»: источник радости, любви, добра, счастья – 13%; самое главное и дорогое в жизни – 15%; ячейка общества – 14%; моя жизнь 13%; мои дети, родные, любимые люди – 17,5%; крепость, дои и т.д. – 13%; мама, папа и я – 15,5%.
На вопрос: «Если бы тебе предложили поздравить самого дорогого и близкого члена семьи и в качестве подарка выбрать песню, кого и какой песней ты бы поздравил? Младшие школьники ответили: маму 50% – ПЕСНЯМИ «Мы себе давали слово», веселой песней, русской народной, «Крылатые качели», «С днем рождения тебя!», «Облака» и др.; маму и папу – 30% «Пусть бегут неуклюже», «Я играю на гармошке», «Калина», «От улыбки»; папу – 20% «Комбат», «По зеленой траве», «Я на солнышке лежу». Средние школьники поздравили бы: маму 40% – песнями «Лондон – Париж», «От улыбки», «Оренбургский пуховый платок», «Котенок»; папу 35% – «Про папу», «Песня про Чебурашку», «Комбат», «По зеленой Траве», «Все могут короли»; бабушку 10% народными песнями, «Черный ворон» и т.д.; брата или сестру 15% «Солнышко мое, вставай», «Районы-кварталы», « О нем». Старшие школьники поздравили бы: маму – 45% песнями «Я за тебя умру», «Я тебя люблю!», «С днем рождения, мама», «Погода в доме», «Маленькая страна», «Миллион алых роз»; всех – 35% «Я желаю счастья вам», «Я сказал: поздравляю». «Я на солнышке лежу»; папу – 20% «По высокой траве», «Комбат», «Мулатка».
На вопрос: «Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения родителей?», родители ответили, что:(не всегда исполнителен и послушен – 51%; всегда исполнителен и послушен 45%; часто непослушен и неисполнителен – 4%)
«Как ребенок ведет себя дома?» позволяет шалости; но на замечания реагирует положительно – 80%; всегда хорошо – 10%
«Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким» (отзывчивый, заботливый, добрый – 85%; не всегда отзывчивый и заботливый – 15%)
Большинство родителей обеспокоены, что их ребенок не всегда помогает, делает лишь, то что поручают – 55%; однако любят труд, постоянно помогают старшим – 45%
«Насколько воспитаны простота, скромность у ребенка в отношении старших?» (всегда прост и скромен 71%; иногда проявляет высокомерие 29%)
На вопрос «Проявляется ли у ребенка критичность по отношению к другим людям?», родители отвечают следующее: критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично 48%; критикует, но при этом не всегда разумно и тактично 30%; очень редко высказывает свои мнения 22%
«Проявляет при этом самокритичность?» (не всегда исправляется после критических замечаний 51%; самокритичен, уважает критику членов семьи, стремиться учесть критические замечания – 49%).
«Пространство взрослых» дети воспринимают на уровне взрослой жизни − это забота (о детях, о доме, обо всем) − 67%; работа (задержка по работе допоздна, труд, тяжкий труд, ни часочка отдыха, усталость, спешка на автобус, спешка на работу) − 50%;любовь (роман, свадьба, замужество) − 46%; семья (приготовление еды) − 29%; проблемы − 25%.
Остальные ответы показывают, что дети видят следующие отличительные черты жизни взрослых: ссоры, споры, головная боль, стресс; газеты, телевидение, квартира, машина, зарплата, деньги, строительство дачи, дома; компьютер, документы, офис, счета, успехи, дела, должность, карьера, бумаги, власть-, пиво, еда, шумные праздники, танцы, гости; покупки, поездки на рынок за продуктами, магазины; украшения, одеколон, духи, лак для волос, посещение парикмахерской, подарки; отзывчивость, мягкость, доброта, приветливость, храбрость, самостоятельность, ответственность серьезность, понимание другого человека, мудрость, строгость, четкость, воспоминания, помощь людям; ценности − мир, спорт, друзья, книги, знания; страхи − война, зависимость, оружие, убийства; интересы − учеба, университет, образование; книги, новости; чувства − радость, счастье; внешние приметы − галстук, модная одежда, очки.
Но дети всех возрастов мечтают о мире в семье.
Мир, где светит ярко солнце,
Где цветут зимой цветы,
Где тебя встречает мама,
Где сбываются мечты,
Мир, где каждый вечер добрый,
Где вокруг тебя друзья,
Где тебе всегда помогут.
Этот мир – моя семья!
Опасность излишней опеки
Желание взрослых отобрать у детей часть их жизненно важных функций выражается в стремлении авторитарно подчинить их своей воле, регламентировать их поведение в тех случаях, где им жизненно важна свобода.
Нередко взрослый готов присоединиться к детям в их занятиях, например, игре. Но замечено, что постепенно он начинает себя вести как доминирующий старший ребенок и, злоупотребляя возможностями взрослого человека, подавляет или полностью, вытесняет их из игры. А ведь в детской жизни существуют ситуации, когда помощь взрослого необходима и ценна, когда дети сталкиваются с проблемами, для решения которых у них недостает ресурсов или если эти проблемы находятся вне их компетенции. К таковым относятся: компенсаторно-развивающие (преодоление психологических проблем ребенка: детских страхов, неумения делать то, что умеют сверстники – расширение привычного репертуара поведения); расширение детских территориальных границ, помощь в освоении и осмыслении познаваемого ребенком мира, выработка познавательных стратегий; открытие мира природы; формирование образа Родной страны и чувства родины; духовно-нравственный план взаимоотношений человека с окружающим его миром.
Отношение взрослых к детям часто ассоциируется с демонстративным покровительством детей, постоянным желанием им помогать, защищать, все делать за них. Такая позиция, по мнению Корчака, весьма далека от права ребенка на уважение. Однако в декларации прав ребенка не заложено его право быть таким, каким он хочет или может быть − право быть самим собой. Помочь ребенку быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть взрослые, − одна из самых важных проблем воспитания в семье и школе.
2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
Диалогичность общения. Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей.
Принятие. Наряду с диалогом, для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка -значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.
Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Атмосфера искренности. «Родители... не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию... ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью».
В своих воспитательных воздействиях нельзя забывать, что у детей есть свои интересы, своя жизнь, и ее нужно уважать. Надо знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит ребенок, с кем он дружит, с кем играет. Дети ценят такое отношение и внимание к себе и уважают за это своих родителей.
Как ведут себя отец и мать, о чем они разговаривают с ребенком, какие требования предъявляют к нему, что говорят о людях, о событиях и явлениях общественной жизни − все это имеет неоценимое значение для психического здоровья детей. И никакая специальная беседа, никакая игра, взятые отдельно не помогут откорректировать поведение детей, привить им уважение к родителям и другим людям, если взрослые не будут контролировать свои повседневные взаимоотношения, отношения с детьми.
Важно не только советовать детям, что именно делать, как вести себя, не только организовать совместную работу, но и вызывать у него желание и умение самому проявлять активность.
Дети должны, прежде всего, видеть в людях хорошее. Именно на этой основе и строится их отношение к людям. Если родители забывают об этой истине, часто обсуждают при них недостатки людей, критикуют знакомых, друзей, ребенок не будет уважать не только чужих людей, но и своих собственных родителей.
Уроки любви
Уроки мамы без расписания и перемен, без выходных и каникул – это, прежде всего, уроки любви. Они начинаются с материнской заботы, с добра, которое дарит мама родным, близким, соседям. Постепенно и ребенок научается видеть дела семьи, естественность взаимной помощи и опеки. В его жизнь входят друзья – уже в первых отношениях с ними сказывается характер маминых уроков, воплощается в дружелюбие, сотрудничество, готовность помогать и уступать. Но, если любовь мамы дана ребенку наперед и навсегда, то добрые чувства людей, с которыми его сведет жизнь, надо еще заслужить, завоевать, укрепить. Более того – он должен быть готов и к тому, что его собственные добрые намерения и действия могут быть не поняты или превратно истолкованы, встретят недоверие или насмешку. И к этому должны подготовить его мамины уроки; но от одного его надо непременно остеречь: от мысли, что можно жить лишь для себя и собою. Истинная любовь учит прежде всего пониманию. И вот такое сердечное понимание той непростой истины, что эгоизм, собственничество, зависть − чувства только разрушающие, разрушающие раньше всего самого человека, который им подчинится, − лучшая гарантия нравственной стойкости и цельности. Одновременно придет и понимание, что созидают, двигают человека вперед лишь чувства добрые − любовь к людям, любовь к знанию, любовь к труду.
Уроки труда
Уроки мамы – это уроки труда. Вот она хлопочет у плиты, и, значит, вскоре ждет его что-то необыкновенно вкусное... Вот новая рубашка, которую она сшила, кофточка, которую связала... И первые отзвуки ребенка: а что я сделаю для мамы? Чем порадую её?
Моя мама – Александра Васильевна Скрыпник. Все говорили: «Какая она у Вас красивая». Статная, голубоглазая, с русой косой. Рукодельница – вышивает, шьет. Завтрак, обед, ужин всегда вовремя. Папу на работу, нас с сестрой Галей в школу проводит. В доме уют, во дворе до поздней осени благоухают цветники.
Когда я родилась, у нас на сарае построили гнездо аисты. Мама потом говорила: это тебе на счастье. Каждый год прилетали из теплого края две белые птицы. Хлопотали, поправляли гнездо, выводили птенцов. Вечером, как только солнышко опускалось за гору, они становились возле гнезда и смотрели вдаль. Смотрели на далекий луг, на поле, любовались вечерней зарей. Мгла окутывала землю, и аисты казались нарисованными серой краской на пепельном небе.
Весна. Мимо дома в лес спешат ребята старше меня лет на 6-7. Зовут и меня с собой. Мама отпускает, попросив, чтобы не оставляли меня одну, чтоб не заблудилась.
За пригорком лес встретил нас первыми подснежниками. Букет голубоглазых веточек собран, а в лукошке, по совету девочек постарше, подснежники с луковичками.
Их мы посадили с мамой вдоль дорожки, которая вела к крыльцу. С тех пор каждую весну глаз радовали голубые посланники леса. Мама доверяла мне их прополку.
Вокруг дома цветы. Мама их рассаживала полянками. И сейчас перед глазами – солнечный день и буйство красок портулака – желтые, красные, фиолетовые, оранжевые. Их так много. Играют, переливаются в цвете, смеются. И звон колокольчиков детства слышен сквозь призму воспоминаний. Душу заполняет радость.
На Доске Почета мамина фотография. Горжусь мамой. Труд для нее превыше всего. Быть нужной, полезной – это её кредо.
В маминой школе мы узнаем и оценку труда − старательного или небрежного, плодотворного или напрасного. Учимся понимать, как зависит каждый из нас от труда многих и многих людей − и что от его несложного труда тоже кое-что уже зависит − порядок среди игрушек, и настроение мамы, и мир в доме... Сумеют дети понять (поможем же им в этом!), что труд не только старание и награда за него, но и ответственность.
Уроки ответственности
Уроки мамы – это уроки ответственности. Они учат видеть, как твои поступки действуют на окружающих. Способен ли ты считаться с мнением других, находить с ними общий язык и уступать.
Готов ли ты быть ответственным за свою собственную жизнь, судьбу своих близких, друзей, знакомых, которая перерастает в ответственность за свой народ, страну, Землю, на которой мы живем.
Понятие «ответственность» относится к узловым этическим понятиям и тесным образом связано с такими понятиями, как «свобода», «выбор», «оценка», «самооценка», «совесть», «вменяемость», «вина», «достоинство», «заслуга», «награда», «воздаяние», «поощрение» и т.п. Однако, не каждая ситуация ответственности связана с негативными переживаниями, а стало быть и с желанием уклониться от ответа, избежать необходимости принимать тяжкое решение, нести наказание. Можно утверждать, что в ответственности встречаются общественная необходимость и внутренняя потребность личности.
В.А. Сухомлинский обосновывает категорию ответственности как долженствование. И основную задачу учителя видит в том, чтобы каждый его воспитанник ещё в детстве приобрел опыт ответственности в общении с другими. То есть на первый план он выдвигает антропоцентрическое содержание категории. Через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию дети усваивают нормы нравственности. Такую возможность представляют ситуации ответственности.
В структуре механизма ответственности мы выделяем три элемента: субъект, предмет, инстанция ответственности. Субъект – это тот, кто отвечает; предмет – то, за что отвечают, а инстанция – то, перед кем отвечают. Итак, субъект: ответственность бывает индивидуальной и групповой. Групповая, коллективная ответственность возникает лишь там, где есть групповая, коллективная деятельность. То есть субъект ответственности – это автор значимого события или, по крайней мере, по чьей, как считают, воле, чьими стараниями событие произошло.
Предмет ответственности. Помните, в каком настроении иной раз приходили ваши родители с родительского собрания – или исполненные гордости, или смущенные от стыда. То есть родители переживают ситуацию ответственности за то, как себя проявляют их дети. Столь же очевидна ответственность учителей за своих учеников. Следовательно, предмет ответственности охватывает не только собственные действия субъекта или то, что он (субъект) делает «в соавторстве», но и то, что делают или делали все, к кому он хоть как-то причастен. Однако, мера ответственности будет различна в зависимости от того, идет ли речь о самостоятельных действиях, о соучастии или же просто об оценке состоявшегося факта.
Доброту В.А. Сухомлинский называет чувством ответственности за настоящее и будущее ребенка. Право на доброту, право быть наставником, утверждает он, имеет прежде всего тот, кто чутким сердцем улавливает тончайшие движения души своего питомца. Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты, фальши.
Атмосфера правдивости и откровенности, создающаяся в семье и школе благодаря высокой эмоциональной культуре и воспитанности родителей и педагога, формирует у воспитанников убеждение в том, что они единомышленники. Воспитание лишь тогда является подлинной передачей нравственных ценностей от старшего поколения к младшему, когда воспитатель и его питомцы чувствуют радость трудового содружества.
Инстанцию ответственности, структурного компонента ответственного механизма, мы рассматриваем как источник требований, оценок и санкций. И здесь надо сразу же оговориться: далеко не всякий источник требований, внешних оценок, далеко не каждый советчик или критик нам представляются достойными такой высокой роли. «Мало ли кто высказывает свои суждения по поводу нашей персоны! Мало ли кто будет нам говорить, как надо жить или действовать в конкретном случае! Даже малые дети уже достаточно избирательны в отношении к внешним требованиям, оценкам, санкциям. Взрослый человек тем более избирает инстанцию. Точнее – избирает инстанции, выстраивает ансамбль инстанций. Ведь ожидания, которые связывают с нашим поведением окружающие, зачастую трудно сопоставимы друг с другом, нередко инстанции оценивают нас по разным шкалам и требуют от нас едва ли не прямо противоположных действий. Потому в приведенную выше формулировку инстанций следует добавить: источник требований, оценок и санкций, которые субъект принимает как справедливые» [1, с. 29].
Ответственность обеспечивают информированность (спрашивать с какого бы то ни было субъекта ответственности можно только в той степени, в какой он проинформирован о наших ожиданиях); уважение (человек будет стараться выполнять свои обязанности, не подвести нас лишь в том случае, если он уважительно относится к нам, к себе и делу, которым занимается); вооруженность (при всем старании и уважении надо, чтобы субъект был в состоянии выполнить свою задачу).
«Если вам удалось достичь того, что ребенку наедине с собой стало стыдно, стыдно самому перед собой за свой предосудительный поступок, если ребенок жаждет стать лучше, чем он есть, если в его сознании не только живет, но и становится личным убеждением представление о том, что лучше и что хуже, это означает, что вы видите результаты своей воспитательной работы» [3, с. 267-528].
Показателем результативности, по Сухомлинскому, выступают добрые, благородные поступки ребенка. Ты живешь среди людей, − обращается он к своим воспитанникам. – Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Поступок нередко отождествляется с понятием «действие». Но оно лишь звено в сложном механизме нравственного поступка. Поступок же слагается из ряда элементов. В его основе лежит побуждение как эмоционально-волевой импульс (устремление), направляющий действия ученика, реакция на определенные явления действительности. Побуждение представляет собой эмоционально-психологическую форму проявления мотива и намерения.
Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, которое подлежит моральной оценке. Мы говорим «некрасивый поступок», благородный поступок», «смелый поступок» и т.д., но никогда не говорим: «Ученик совершил поступок», так как неизвестна ценность этого поступка. То есть, поступок – это сложный по своему характеру и структуре элемент морали, в котором объединились акты нравственного сознания (мотив, намерение, выбор решения, решение), нравственной деятельности (собственно действие) и нравственных отношений (оценка действия), то есть отношение к нему ученика.
В основе побуждения лежат определенные интересы ребенка, диктующие ему те или иные цели. Интересы социально детерминированы, они диктуются определенными потребностями. Цель, к которой стремится ребенок, всегда мотивирована. Этот элемент нравственного поступка позволяет нам говорить о возможности ученика свободно выбирать между добром и злом, что и дает основание для оценки совершенного действия.
Выделим правила, вытекающие из принципа нравственной ответственности, сформулированные В.А. Сухомлинским и являющиеся педагогическим ориентиром в обновляющемся содержании образования современной школы и семьи:
- упражнения в добрых, благородных поступках, которые не должны мыслиться и переживаться учеником как заслуга или право на какие-то особые блага и радости;
- обстановка, окружающая воспитанника, должна материализовать в себе моральные богатства и ценности, то есть все, что он делает, что удовлетворяет его потребности, приносит добро другим людям;
- включение воспитанника в ежедневную кропотливую работу, дарить радость сначала людям, окружать их красотой в повседневной жизни, а потом радовать себя;
- труд должен материализовать тончайшие движения души, провоцировать переживания радости творца, вдохновлять на благородную красоту в труде, во взаимоотношениях;
- ориентация на эмоциональную самооценку. Чем глубже в душу ребенка вошли тревоги, волнения, заботы о благе, счастье, красоте, радости для людей, обществу, тем тоньше его эмоциональная чуткость к собственному поведению;
- школьная жизнь должна быть наполнена нравственными ценностями в человеческих отношениях;
- учить воспитанника видеть себя глазами других людей;
- добиваться того, чтобы поучения людей, достойных и мудрых, становились не абстрактными, а истиной, касающейся его самого. «Ему становится стыдно самого себя, наедине с собой, потому что он чувствует, представляет, переживает, что подумают о его предосудительном поступке другие люди» [4, с. 288];
- добиваться того, чтобы каждый воспитанник испытал гордость за себя, стремился стать лучше;
- создание условий для приобретения воспитанником опыта ответственности в общении с другими.
Ответственность может быть позитивной и негативной. То есть она может быть соотнесена с положительными заслугами, пользой, за нею могут стоять такие переживания, как гордость, благодарность, восхищение. Другие же случаи связаны с чьей-то беспечностью, виной, злым умыслом. И воспринимаются они со стороны с осуждением, в то время как ребенок, совершивший подобные поступки, испытывает обычно чувства стыда, неуютности, нередко пытается каким-то образом оправдаться в глазах окружающих и в своих собственных.
Нередко при этом забывается, что быть ответственным «значит «быть» способным отвечать», готовым признать «Я осознаю, что я это сделал», «Я несу ответственность за свой выбор».
Как важно, чтобы чувство ответственности ребенка было наполнено важным для него ощущением, отношением к своим действиям, мыслям и чувствам (вина, страх, тревога, гордость). Нравственной нормой для него стал не вопрос «Я должен быть ответственным?», а убеждение «Я должен быть ответственным!».
Мамины уроки – открывают ребенку дорогу жизнедеятельности.
О каких еще материнских уроках мы не упомянули? Да не перечесть! И о том, что рождает в детском сердце чувство прекрасного... И о часах единения с тем, «что живет и растет»...
В своем нравственном развитии человек становится таким, какова у него мать…, – писал В.А. Сухомлинский.
Я бы сказала, что хорошо организованные мамины уроки − это кусочек настоящей жизни, в которой ребенок использует и совершенствует свои знания.
2.17. Дети − наши учителя
Наши дети – самые строгие судьи, наши учителя. К чему они призывают нас? Видеть в каждом ребенке человека, относиться к нему с уважением, без этого не будет взаимного воспитания.
Когда вы приучаете сына говорить «спасибо» и «пожалуйста», вы и сами становитесь предупредительнее друг к другу. И это не просто вежливость, это и внутренняя уважительность.
Вместе с интересами детей растут и ваши. Сын спрашивает о чем-то, чего вы не знаете, вы читаете об этом, узнаете новое. Растет чувство долга − вы все время думаете, что надо делать для детей и как это делать лучше. Вы внимательнее следите, чтобы в доме не было неряшливости. Раньше вы сами не были большими любителями порядка, а теперь − вместе с детьми − приучаетесь к нему.
Дети настраиваются на ваше мироощущение, вы становитесь эмоциональнее, даже восторженнее. Вы растете вместе с ребенком, смотрите его глазами, на мир и он становится интереснее.
Рассматриваете с ребенком листок, букашку − радуетесь вместе. Учите его говорить − и заново понимаете смысл слов, образы, которые в них скрыты, красоту языка. Ребенок несет с собой целый мир, и это очень обогащает вашу жизнь.
Дети меняют нас. Со временем мы лучше понимаем других людей, сочувствуем им. И отношение к детям становится другим. В семнадцать лет вы не верили своей маме-учительнице. Она говорила: я люблю всех детей − и толстых, и сопливых, и грязных. «Я думала: как это можно любить всех? Когда я стала матерью, я это поняла. Бежит мальчонка, грудь голая, пальто распахнуто. Я не могу пройти мимо, обязательно застегну. Это какое-то чувство всеобщего материнства, любви не только к своим детям, а ко всем. Появилось чувство, что это и твое дело. Когда в автобусе толкают детей, я беспокоюсь о них, говорю: пропустите, дайте пройти ребенку. А раньше я этого не заметила бы. Мне кажется, так бывает со многими матерями» (Ю. Рюриков).
Мы взрослеем вместе со своими детьми. Они учат нас одному из самых главных человеческих умений − жить текущей секундой, радоваться ее прелести, переживать наслаждение от каждого момента жизни.
Все чувства детей: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус − распахнуты миру настежь, они жадно и обостренно впитывают его ежесекундные сигналы. Потоки впечатлений заряжают детскую психику энергией, радостным жизнелюбием.
Эта постоянная открытость миру, эта слитность с посекундным течением жизни, пожалуй, одна из самых главных черт детской психики − и психики счастливого человека. Возможно, именно такое впитывание всеми чувствами каждого атома жизни и дает самое сильное ощущение полноты жизни.
Для детей такое ощущение нормально, естественно, но с возрастом оно все больше стихает, а у взрослых, после 25-30 лет, часто пропадает совсем. Рутинная жизнь, нервные перегрузки, отрыв от природы, нездоровье − все это, видимо, как бы перекрывает в нас каналы радостного восприятия мира, закупоривает их.
Вот мы уже видим жизнь как бы сквозь закопченные стекла, слышим ее музыку сквозь заложенные уши − как бы ощущаем бег жизни онемевшими чувствами. Эмоциональное полнокровие сменяется малокровием, жизнь тускнеет и обесцвечивается, в ней как бы пересыхает множество ее радостных родников. Мы больше не пьем из них положительные эмоции, и от этого резко спадает питание организма жизненной энергией.
Люди испытывают хронический голод по положительным эмоциям, и этот голод, видимо, перенапрягает все системы организма, изнашивает здоровье и нервы, несет раннее старение.
Антропологи считают, что естественная норма человеческой жизни − 120-140 лет. Большинство людей живут около половины этой нормы, и кто знает, какую ее долю съедает у нас нехватка радостных ощущений?
Будем учиться у детей возвращать себе хотя бы крупицы этой нормы. Дети – по образному выражению Ю. Рюрикова, – та живая модель нормы, которую мы теряем, и можем, видимо настраивать себя по этой модели. Для этого требуется совсем немного: почаще бывать с детьми, это поможет нам заряжаться от них радостью бытия, перенимать их полноту впитывания мира.
Учимся быть отцами
Вы впервые стали отцом. Естественно, вами владели самые разные чувства – от гордости до разочарования. Вы не являетесь исключением, Вы тоже испытали некоторое разочарование, не находя в себе долгожданных «отцовских чувств» при виде крошечного существа? Не удивительно: принять на себя роль отца, научиться быть отцом и чувствовать себя отцом – трудно. Это не приходит в одно мгновение, в один день и в один год. Мы учимся быть отцами всю жизнь. Постепенно и не без труда овладеваем мы этим искусством, самым простым и самым трудным, – искусством быть отцом.
И рано или поздно жизнь устраивает нам экзамен. Он начинается с того момента, когда дети вырастают и начинают относиться к нам сознательно, когда возникает у них уважение к отцу. Это проверка всей нашей жизни, наших качеств, наша истинная оценка и цена. Человек, которого искренне уважают его дети, как бы плохо ни было ему по какой-либо причине, может смотреть на свою жизнь с чувством удовлетворения. Человек, который вдруг обнаруживает, что дети не уважают его, несчастен в глубине своей души, как бы хорошо не была устроена его жизнь и чего бы он ни добился.
Мать любят все. В этом – сила жизни. Но кто уважает отца, тот уважает опыт старшего поколения, традиции и взгляды, которые олицетворяются в отце – гражданине. Вот почему каждому отцу так нужно, чтобы дети уважали его.
Отцовство накладывает определенные обязанности, в первую очередь материальные: надо зарабатывать, приносить деньги в дом, кормить и одевать детей. Эта необходимость поддерживать семью во многих случаях поддерживает и нас, придает смысл нашей работе, помогает нам уважать самих себя, быть осмотрительнее по отношению к самим себе. Вот что дети дают нам помимо всего, вот за что мы должны быть благодарны им – своим существованием они заставляют нас тверже стоять на ногах.
И точно так же, как мы поддерживаем материальное благосостояние семьи, обязаны мы поддерживать и духовный уровень семейных отношений. В этом дети тоже облагораживают нас. Семейные отношения сами по себе не складываются, они тоже требуют отдачи душевных сил, требуют творческих усилий. Если родители легкомысленны, дети несчастны. Но легкомыслие может проявляться отнюдь не только в пьянках; есть и другой вид легкомыслия – когда человеку чудится, будто все в семье может идти само собой, без затраты душевной энергии.
Мы устаем на работе, и это нормально. Мы приходим домой и хотим уюта и покоя. Но покой в семье тоже требует известного напряжения чувств. Мы приходим с работы усталые, но все равно должны держать себя в руках, потому что, как только переступаем порог своего дома, начинается другая и очень серьезная работа: общение с детьми, с семьей.
Никому еще не удавалось быть отцом просто так, между делом. Отцовство требует постоянного внимания. Нельзя быть отцом, не сознавая, что ты – отец, что в этом одно из твоих важнейших назначений на Земле. Если человек создает семью, у него должно быть желание стать отцом – все остальное важно, но второстепенно. Роль отца осознать не так просто.
Для сына отец – идеал. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (или недостойное) поведение молодого мужчины, Отец помогает сыну развить