Семья с единственным ребенком
Семья с единственным ребенком в состоянии обеспечить материальную сторону воспитания и развития ребенка практически на любом уровне. Это, соответственно, сказывается на особенностях взаимоотношений детей с родителями. В данном случае, предоставление ребенку максимума материальных возможностей для развития и жизни может не давать однозначно положительных результатов в плане нравственного воспитания (в частности, в проявлении уважения по отношению к окружающим людям, к родителям).
Прослеживается факт социального неравенства ребенка (вследствие обеспеченности). В связи с этим, неизбежны его конфликты с детьми и взрослыми из других социальных слоев общества. Безусловно, это не может не сказаться на отношении ребенка к окружающим людям и к своим родителям.
Введение в семью педагога-профессионала (то есть, приглашение специально подготовленного воспитателя-гувернера). Это также важный фактор, который может повлиять на развитие, качество детско-родительских отношений и способствовать тому, будут ли они уважительными.
Повышенный интерес к ребенку из обеспеченной семьи лиц, относящихся к преступному миру − это также может существенно влиять на качество детско-родительских отношений.
Микроклимат в такой семье в меньшей мере способствует достижению человеческого счастья, чем в многодетных семьях. Единственный ребенок, вырастая в тепличных условиях, значительно чаще, чем дети в многодетной семье, вырастает капризным, обидчивым, не умеющим трудиться, доводить начатое дело до конца, не ценящим достоинство других. В результате чрезмерной снисходительности, которой его окружают, он сталкивается с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда оказывается за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей ожидает внимания, к какому привык в доме родителей. Такому ребенку не приходится делить с братьями или сестрами родительскую любовь и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в детском коллективе. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье.
Многодетная семья
Сама жизнь многодетной семьи сплачивает всех ее членов в дружный коллектив, развивает любовь к братьям и сестрам. И этой любви дети учатся прежде всего у своих родителей. Однако воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей – свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям. Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам.
Неполная семья
Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. «Мы часто наблюдаем у детей, которым приходилось жить в эмоционально-бедном окружении серьезные трудности в эмоциональных связях на всех последующих ступенях развития. Они с трудом учатся кого-нибудь любить и сами почти никогда не могут быть эмоциональной опорой для кого-то другого» (В.А. Сухомлинский).
2.8. Малообеспеченная семья
Малообеспеченность «это не обреченность на заранее никудышный результат воспитания, а серьезный фактор, с которым следует считаться, организуя воспитание, который несет в себе как плюсы, так и минусы» (1, с. 171). С любым материальным достатком существуют негативные и позитивные стороны семейного воспитания. Просто необходимо учитывать данный фактор в построении внутрисемейных отношений, в распределении семейных ролей, в подборе средств воспитания. И зная закономерности, характерные для каждого типа семьи, возможно построение процесса воспитания на более разумном и продуктивном уровне.
Что касается воспитания у детей уважительного, позитивного отношения к своим родителям в рамках малообеспеченной семьи, здесь важно отметить следующее. Прежде всего, малообеспеченность столь неприятная для родительского здоровья, самолюбия и самооценки не означает предопределенности негативных результатов воспитания. Это − серьезный фактор, с которым следует считаться, организуя воспитание.
Обратим внимание на причины своеобразия детско-родительских отношений.
· Невозможность для матери полностью сосредоточиться на семье, на детях. Как следствие малой обеспеченности женщина не может отказаться от работы, от службы. «Психологически же она все равно будет сосредоточена на семье и детях, только следствием этого будут тяжелейшие перегрузки женщины от неравномерного распределения прав и обязанностей между супругами, со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями для здоровья, взаимного уважения» (1, с. 172).
· Нехватка у обоих работающих родителей времени для общения с ребенком. В связи с этим, могут возникать сложности во взаимопонимании между детьми и родителями. Следовательно, родителям очень важно в этом случае налаживать конструктивное общение со своим ребенком. Так, чтобы даже короткие встречи с родителями (в частности с матерью) были всегда желанными для детей; каждому ребенку необходимо осознавать, что «он кому-то принадлежит, кто его никогда не бросит, на кого он может надеяться» (4, с. 35). И в этом, несомненно, немаловажная роль отводится именно родителям.
· Невозможность постоянного контроля за учебой и поведением ребенка.
· Немаловажной причиной, влияющей на культуру внутрисемейных отношений, является проблема одиноких матерей (как следствие неполной семьи). В многодетной семье (со средним достатком) можно выделить следующие причины специфики внутрисемейных отношений (и детско-родительских отношений в частности).
· Иногда, в таких семьях взрослые утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других – повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Все это естественно, затрудняет процесс развития позитивных детско-родительских отношений.
· Воспитательная нагрузка приходится преимущественно на мать. В связи с этим, дети больше проводят времени, общаются именно с матерью. И как правило, с отцом общение происходит не столь регулярно. Это, в свою очередь, сказывается на отношении ребенка к родителям (в данном случае к отцу). И каким оно будет (отношение) – уважительным, или потребительским, во многом зависит от матери, ее умения заложить в детях основы нравственности.
Семья со средним достатком
Времени, средств и на культуру, и на воспитание собственного ребенка в такой семье достаточно. В семьях со средним уровнем обеспеченности имеется возможность повышать свою педагогическую культуру, заниматься самообразованием. Это тоже является немаловажным фактором формирования позитивных взаимоотношений между родителями и детьми, основанных на доверии, уважительном отношении друг к другу.
Относительно воспитания у детей уважительного отношения к людям в рамках семьи со средним достатком, целесообразно выделить такой фактор, как повышение педагогической компетенции родителей, поскольку условия данной семьи позволяют объединять преимущества стихийного семейного воспитания с направленным профессиональным воспитанием. И самообразование родителей здесь просто необходимо. В рамках данного типа семьи желательно учитывать и то обстоятельство, что в условиях многодетности взрослые иногда проявляют к детям неодинаковую привязанность и внимание. Это в свою очередь может травмировать психику ребенка и, соответственно, сказываться на качестве детско-родительских отношений.
Очень состоятельная семья
Дети в такой семье растут под недреманным оком охранников, прислуги, в роскоши и полной оторванности от мира. Психологи бьют тревогу: эти дети лишены возможности развивать жизненные навыки за пределами охраняемого мира. «Есть тюрьмы, где вас бьют и плохо кормят, но есть и роскошные тюрьмы, где вы становитесь глупым, а ваша самооценка – неадекватной. Жизнь «за забором» порождает ограниченного человека, убивая личность детей», – считают специалисты. Многим из этих детей очень скоро предстоит прийти в большую экономику, а значит, и в политику страны, в которой жить всем нам.
А сегодня у них есть все. Детская, полная игр и игрушек, одежда на любой случай, деликатесы на завтрак, обед, полдник и ужин. С первых дней жизни они окружены заботливыми нянями, гувернантками и гувернерами, на каждый их чих прилетает доктор, они путешествуют по всему миру и загорают на лучших пляжах самых модных курортов. Учатся в специальных школах, затем − в европейских колледжах...
Какие же они − дочери и сыновья российской элиты, отгородившейся от нас высокими заборами? С чем они явятся к нам, «простым смертным», жизнь которых очень скоро будет во многом зависеть от них?
Обобщенный психологический портрет «нового русского ребенка» дает президент Международной академии генной психологии Дмитрий Калинский.
Им присущи комплексы, взаимонепонимание с родителями, стремление самоутвердиться… Дети как дети, причем большинство из них не только хорошо образованы, но и очень креативны. Они не знают ограничений: это не всегда лучшим образом сказывается на характере, зато освобождает, раскрепощает интеллект и фантазию.
Истинная проблема этих детей даже не в том, что они существуют в замкнутом мирке, живущем по особым законам, а в том, какое место они занимают в родительских семьях.
Конечно, есть среди «новых русских», среди финансовой и политической элиты люди достойные всяческого восхищения. Они не только многого достигли в жизни, но и сохранили гармоничную систему ценностей, так что детей воспитывают с пониманием и любовью. Вот таким ребятам действительно можно позавидовать: они полностью «экипированы» для успешной жизни – как материально, так и психологически. Но подобных семей, к сожалению, немного: процентов двадцать. В остальных ситуациях куда хуже…
Быть можно бедным или богатым, но при этом успешным. Человек успешный – креативен, внутренне свободен, уверен в себе и в своем будущем, самодостаточен. У человека богатого внутренняя самооценка напрямую зависит от цифры, в которой выражается его доход, а потому он отягощен миллионами комплексов, страхов, негативных установок. И детям таких родителей приходится туго: от них ждут послушания.
Личность ребенка, его внутренние трудности мало интересуют родителей, эти ребята, как правило, и появляются-то на свет только потому, что в браке положено иметь детей. Должен быть ребенок – пожалуйста, вот он. А дальше он попадает на попечение воспитателей, маме с папой до него нет дела. Как правило, отец занимается бизнесом, мать живет светской жизнью, бывает и наоборот – не суть важно… Собственно, и семьи как таковой нет: есть декорация счастливого брака, и каждый «за забором» озабочен тем, чтобы декорация оказалась ярче, красивее, чем у соседей.
Ребенок предоставлен сам себе, во всем, что касается материальной стороны, он не знает отказа, но ощущает себя совершенно лишним в доме. И, разумеется, обрастает комплексами. До какого-то возраста он пытается достучаться до родителей, потом вступает с ними в войну, мстит за равнодушие. Именно тут, после тринадцати – четырнадцати, и начинается алкоголь, наркотики, азартные игры – благо, денег сколько угодно.
Еще более тяжелый случай – семьи, в которых детей рассматривают как разменную монету. Скажем, с наступлением брачного возраста выдают замуж или женят в интересах бизнеса, чтобы объединить капиталы двух семейств.
В общем, в жизнь эти ребята вступают с искореженной душой, с исковерканными представлениями о системе ценностей, с серьезным багажом обид на мир – и при этом они обладают практически неограниченными возможностями выместить свои обиды на окружающих…
В домашнем воспитании никак нельзя дать «той общежительности, той развязанности и ловкости, которая приобретается не иначе, как обращением с людьми с ребячества и трением страстей, желаний и мыслей». Молодой человек, получивший публичное воспитание, скорее знакомится с людьми, приспосабливается к делам, в отличии от того, кто в течении двух-трех лет постоянно занимался с одним учителем и, следовательно, ознакомился с одним образом мыслей, привык к «одному роду вкусов, принял один оборотов чувств и движений». Молодые люди, воспитанные в такой обстановке, «обыкновенно долго, а часто и на всю жизнь остаются застенчивы, связаны, и, зная иногда много, не умеют употребить своего знания ни в пользу себе, ни к выгоде других».
Но, к сожалению, и в семьях со средним достатком успешных людей все те же двадцать процентов. Другой вопрос, что вместо богатства здесь больше распространена бедность, но это, как вы понимаете, стороны одной медали. Как раз именно благодаря этим двум психологическим установкам – на бедность и на богатство, а не на самодостаточность и внутреннюю независимость – и возник тот самый забор, разделяющий общество на неравны части, забор, порождающий взаимный страх и ненависть. Так что решить наши проблемы, по мнению Д. Калинского, можно только одним способом: избавляясь от психологических установок, неразрывно связанных с деньгами, то есть – воспитывая в себе успешного человека.
«Эффективный человек» вполне обычный, не принадлежащий к избранному кругу «новых норвежцев» малыш, достигший шести − семилетнего возраста, как правило, уже объездил полмира, побывал на Эйфелевой башне, отведал суши, посетил Диснейленд, покатался на яхте, освоил горные и водные лыжи. При этом он не стал ни снобом, ни зазнайкой − он добр, отзывчив, чуток. В общении с родителями − на равных, с братьями и сестрами − ровен и дружелюбен, с учителями − спокоен и понятлив, в среде одноклассников не стремится к лидерству и никогда не опустится до положения аутсайдера. Таков портрет среднестатистического норвежского ребенка, который от рождения находится в гармонии с окружающим миром.
Способствует тому уклад жизни в Норвегии, где в отношении к ребенку соблюдены важнейшие гуманистические законы. Какие же?
Попав в Норвегию, наши женщины не устают умиляться при виде мужчин, с блаженной улыбкой катящих коляски с младенцами. В этой стране воспитание ребенка начинается с отца, который своему чаду − не строгий судья, а первый воспитатель, наставник, действующий исключительно добрым словом! Порка ремнем − почетная обязанность русских папаш, стремящихся вложить «науку жизни» в терпеливые и многострадальные попки подрастающего поколения, − в Норвегии карается законом. Даже окрик чреват неприятностями: здесь каждый ребенок имеет право прийти в органы социальной защиты и пожаловаться на родителя, попирающего его человеческое достоинство. Именно уважение к личности, трепетное отношение к душевному и физическому здоровью сберегают изначальные жизненные ресурсы, заложенные в ребенке природой. Он формируется и растет спокойным, счастливым, с нерастраченным запасом сил. В результате формируется тип личности, который психологи именуют «эффективным человеком». Такой не боится промахов, ибо они ему неведомы. Не боится быть битым, ибо не знает, что это такое.
Однако многие психологи считают, что выросшие в тепличных условиях дети не способны противостоять миру с его жестокостью и насилием. А родители стремятся пристроить своего ребенка в лучшую, элитную школу. Как решается эта проблема на Западе. В Норвегии, например, каждый ребенок посещает школу вблизи своего дома, и школа эта ничем не лучше и не хуже других таких же. Без вариантов! Не складываются отношения с учителями или сверстниками? Подобное в Норвегии просто невозможно − складываются в ста процентах случаев. Да и где они, поводы для конфликтов? Домашние задания − не чаще одного-двух раз в неделю, оценки − только с восьмого класса, дабы не травмировать психику детей и родителей. Получается, мы имеем дело с некоей «нивелированной» личностью, которая может существовать только в условиях, ее сформировавших. «Эти неженки по большому счету беспомощны перед правдой жизни», − говорят скептики.
Но в уроке, преподнесенном маленькой Норвегией большому миру, нам важно другое: человека не может испортить ни душевный комфорт, ни потакание его желаниям, ни стремление избавить его от лишних стрессов. Потому что, когда всем хорошо и все живут в достатке, падает самый страшный забор − стена отчуждения, рождающая и комплексы, и зависть, и злобу. Нет «забора» внутри человека − не нужен он и снаружи. Как нет смысла строить свою отдельно взятую Норвегию за собственным забором. Потому что это, как отмечает Е. Констанца, будет всего лишь жалкий уровень «социальной защищенности», не имеющий ничего общего с «индексом развития человека».
Сами по себе исключительные материальные и социальные условия жизни ребенка в воспитательном отношении имеют как позитивные, так и негативные следствия. Наряду с этим, спонтанное воспитание в обеспеченной семье должно быть обязательно дополнено профессионально направленным воздействием.
Классные руководители на вопрос, «На какие категории вы разделили бы семьи ваших учеников?», ответили следующим образом: разделили семьи на полные и неполные 47%; авторитарные, либеральные и демократичные 52%; обеспеченные и малообеспеченные 42%; семьи с детьми, но не «для детей» 42%; благополучные и неблагополучные 42%; образовательный уровень семьи 26%; активные и пассивные 47%; взаимоотношения в семье 68%; клиенты (всегда правы) 10%; пациенты (постоянные жалобы) 10%. Среди семей девизом которых является «Все в ней гармония», классные руководители уточнили, что таких семей очень мало (5%), от 1 до 3 – 21%, от 4 до 7 – 47%, от 8 и более – 10%, ни одной – 5%, затруднились ответить 10%.
Большинство детей младшего возраста возвращаются в свой дом с радостью 81% (так как любят семью, хотят отдохнуть, соскучились, получил хорошую оценку, любит находиться дома), и не только. 19% детей идут домой неохотно, с тревогой, опаской; ребята среднего возраста идут с радостью 74% (так как любят родных, хотят рассказать новости, поделиться оценками, сделать уроки и отдохнуть), 25% с неохотой (так как любят учиться, любят школу и хотят там остаться), 1% детей возвращается быстрее (так как хотят сделать уроки и идти гулять); 71% ребят старшего возраста возвращается домой с радостью; 28% с тревогой (так как бояться что что-то сделали не так).
Из ответов детей видны новые устойчивые черты образа жизни современной семьи: поездки на дачу, поездки за границу. Анализ ответов (все ответы даются по мере убывания) дает возможность сделать ряд наблюдений: ценности детей – это ласка (ласка матери, нежное прикосновение матери), свобода, подвиги, мир, добро, семья, первая любовь. Дети любят сказки 37%, праздники 33%, мечты 16%, шутки 12%, подарки 10%. Чувства, которые чаще всего переживают дети: счастье, радость, беззаботность, фантазии, разочарования, любовь, доброта, красота, интерес к жизни.