Тема 3. Самооценка школьника-подростка
Цель:рассмотреть с родителями проблему формирования самооценки подростка.
Я-концепция как обобщенное представление о себе самом. Более отчетливый характер Я-концепции в подростковом возрасте.
Найти себя – главная задача.
Эго-идентичность как целостное представление о себе.
Влияние самооценки на социальную адаптацию подростка.
Формирование самооценки в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Влияние отношений родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов к самооценке подростка.
Адекватная и неадекватная самооценка.
Влияние на уровень притязаний удачи и неудачи, успехи и неуспехи школьника.
Фрустрации.
Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
Цель: дать первичное представление об особенностях работы с категорией «тревожных детей»; познакомить родителей с приемами и методами работы с детьми, испытывающими чувство тревоги.
Что такое тревожность.
Как помочь тревожному ребенку.
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность».
«Тревога» – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, «ком в горле», слабость в ногах и т.п. Поведенческие проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы.
Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение; неадекватными, чаще всего, завышенными требованиями; противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.
Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
Цель: определить роль семьи в формировании ценностных ориентаций школьников.
Семья как малая социальная группа.
Стиль родительских отношений и его влияние на развитие ребенка.
Контакт с ребенком как необходимое условие семейного воспитания.
Позиции родителей по отношению к ребенку.
Нравственные основы семьи.
Семейный долг.
Дети – главная нравственная ценность семьи.
Уважительные отношения в семье.
Психологический климат семьи и пути его формирования.
Трудовая атмосфера и эстетика опыта семьи.
Воспитание трудолюбия подростка.
Место искусства в жизни современной семьи.
Идейные ценности семьи.
Тема 6. Нравственное развитие школьника
Цель: обсудить с родителями проблемы нравственного развития школьников; определить роль семьи в нравственном развитии подростка.
В подростковом возрасте, с 10 до 13 лет, наблюдается ориентация на принципы других людей и на законы. Суждение ребенка основывается на том, получит поступок одобрение или осуждение других людей. Суждения выносятся в соответствии с установленным порядком и законами общества. С 13 лет подросток судит о поведении, исходя из собственных критериев. Оправдание поступка основывается на уважении прав человека, и если он продиктован совестью. Особенности нравственного развития мальчиков и девочек.
Тема 7. Превентивное поведение подростка
Цель: ознакомить родителей с проблемным поведением подростков; определить роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростка.
Проблемное поведение – это девиантное, асоциальное и отклоняющееся поведение. Асоциальное поведение – это устойчивое отклонение от социальных норм, как отклонение корыстной и агрессивной ориентациями социально пассивного типа. Социальные отклонения корыстной направленности – это проступки с целью получения материальной выгоды. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях против личности. Отклонения социально пассивного типа выражаются в уклонении от гражданских обязанностей, нежелании решать личные и социальные проблемы (уклонение от учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, самоубийство).
Тема 8. Общение в семье
Цель: ознакомить родителей с проблемой общения в семье.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, в восприятии и понимании друг друга. Итогом общения является взаимное влияние людей друг на друга. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Коммуникация как средство общения. Культура речи родителей и подростков. Стили общения. Влияние стилей общения на отношения между родителями и детьми. Типы семейных взаимоотношений: диктат в семье; опека в семье; независимость детей и взрослых; сотрудничество.