Задания для контрольных работ
Студент должен выполнить тот вариант контрольной работы, который соответствует начальной букве его фамилии:
А, Б, В, Н, Э, Ю, Я – вариант №1;
Г, Д, Е, Р, П, Ш, Ч – вариант №2;
Ж, З, И, Ц, Х, Щ, О – вариант №3;
К, Л, М, С, Т, У, Ф – вариант №4.
Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается.
Выполненная контрольная работа предоставляется в институт для рецензирования к указанному сроку. Студенты, не получившие зачет по контрольной работе, к сдаче зачета не допускаются.
Вариант №1
I. Специальный теоретический вопрос по курсу: «Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач».
II. Задание 1. Расставить ударение в словах.
Агент, диалог, километр, индустрия, обеспечение, щавель, цеховой.
Задание 2. Образуйте краткие формы им. прилагательного (муж., жен., ср. род и мн. ч.) и расставьте ударение.
Вредный, грубый, светлый, богатый, вольный.
Задание 3. Образуйте глаголы в прошедшем времени (муж., жен., ср. род и мн.ч.) и расставьте ударение.
Отнять, понять, снять, баловать, звать.
Задание 4. Определите род имен существительных и аббревиатур.
ВГИК, МИД, ИТАР;
Кольраби, эмбарго, купе, пальто,
Фамилия, рояль, домишко, фланель.
Задание 5. Образуйте формы именительного и родительного падежей множественного числа существительных.
1) Им.пад. мн.ч.: год, прожектор, лагерь, орден, учитель;
2) Род.пад. мн.ч.: ботинки, колготки, носки, грузины, плечи.
Задание 6. Перепишите предложения, найдите ошибки в управлении. Отредактируйте предложения. Образец. Должность управляющего клуба является вакантной. – Должность управляющего (чем?) клубом является вакантной.
1). Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета. 2). Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен. 3). Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.
Задание 7. Оформите в соответствии с правилами библиографическое описание следующих источников.
1). Книга Н.И. Формановской «Речевой этикет и культура общения», изданная в 1989 году в московском издательстве «Русский язык», объемом 235 страниц.
2). Статья В.А. Лабунской «Невербальные средства общения», опубликованная в третьем номере журнала «Психология» в 1999 году на стр. 102-112.
Задание 8. Перепишите предложения, указав число словами.
Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. От 17464 отнять 11090. Для регистрации нашему депутату не хватило (300) голосов. К (200) граммам раствора 1 добавьте пятьдесят граммов раствора 2 и перемешайте.
Задание 9. К данным иноязычным словам подберите слова (словосочетание) синонимы русского происхождения.
Электорат, дилетант, презентация, тенденциозность, беспрецедентный, спонтанный, цитадель, девальвация, аномалия, раритет.
Задание 10. Проанализируйте текст с точки зрения его принадлежности к какому-либо стилю. Приведите в ответе необходимые доказательства.
Мало кто задумывается, кто такой террорист. Еще меньше размышляют об истоках терроризма, о его спорах, под которыми в науке понимают микроскопические зачатки растений, служащие для их размножения. Если же усвоить, что терроризм – это прежде всего насилие, то смешно думать, будто его зародышей нет ни в США, ни в Западной Европе, ни в России. Зарубежная пресса едва успевает фиксировать факты – достаточно вспомнить, например, случаи расстрела американскими школьниками своих учителей и одноклассников.
Задание 11. Найдите случаи «смешения стилей». Отредактированный вариант предложения запишите.
1). Здесь же находится велосипедная мастерская, в которой велосипед можно починить, накачать шины, приобрести к нему всякие причиндалы. 2). Вам необходимо выделить 40 человек для погрузки морковки и картошки. 3). На семейное мероприятие прибыло много гостей. 4). Они активно трудились на ферме.
Задание 12. Найдите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Запишите свой вариант предложения.
1). Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей. 2). На протяжении 30 лет он выполнял роль кладовщика и экспедитора. 3). Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 4). Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.
Задание 13. Объясните значение и происхождение фразеологизмов и крылатых слов. Используйте при выполнении задания фразеологический словарь.
Ахиллесова пята, калиф на час, Дамоклов меч, прокрустово ложе, лебединая песня, крокодиловы слёзы, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка.
ВАРИАНТ №2
I. Специальный теоретический вопрос по курсу: «Слово как действие» в бытовой и официальной коммуникации».
II. Задание 1. Расставить ударение в словах.
Алкоголь, досуг, заговор, избаловать, монолог, рассредоточение, псевдоним.
Задание 2. Образуйте краткие формы им. прилагательного (муж., жен., ср. род и мн.ч.) и расставьте ударение.
Веселый, молодой, глухой, белый, краткий.
Задание 3. Образуйте глаголы в прошедшем времени (муж., жен., ср. род и мн.ч.) и расставьте ударение.
Нажить, нанять, начать, включить, повторить.