Особое место в греческой культуре занимала философия

Философия была представлена разными учениями. Она начиналась с древних учений мудрецов – Солон и др. Но потом стали появляться философские школы, например, Пифагорейская. Следует особо отметить 3-ех философов: Сократ, Платон и Аристотель. В V в. до н. э. в Афинах жил Сократ. Он не оставил ни одного письменного источника, о Сократе мы знаем из работ его ученика – Платона. Сократ бродил по Афинам и общался с молодежью. Сократ пытался развивать искусство философского диалога и приблизиться к истинности. В этих диалогах Сократ оттачивал понимание о предмете, учил собеседников мыслить. Но Сократ со своим умением поворачивать истину стал опасен для государства, для общества, которое мыслило в категориях «черное-белое». Его арестовали, судили и приговорили к смертной казни. Правда ему предложили отказаться от своих идей и жить дальше, но он не стал так делать и выпил яд. Смерть Сократа поразила Платона, который в отличие от Сократа был из богатой семьи и готовился к политической деятельности. Он уезжает в путешествие. В IV в. до н. э. он вернулся в Афины со сформировавшимся мировоззрением и основал академию. Преподаватели и ученики бродили по аллеям приятной рощи и беседовали о разных философских проблемах. Платон, рассуждая о том, каким должно быть государство, пишет свой труд «Государство». Он считал, что в государстве должно быть 3 сословия: правители-философы, воины и труженики. Но это не главная заслуга Платона. Он – родоначальник объективного идеализма. Идеализм признает первичность духовного начала. В идеализме есть такое русло, которое называется объективным идеализмом. Платон признает существование материального мира – мира вещей, но первичным является другой мир – мир идей. До появления человека, дерева, камня и т. д. был мир идей, где существовала идея человека, мира и т. д. У души есть состояние – анамнезис – когда душа помнит о существовании того мира идей. Идеи Платона привлекли учеников. К нему из-за границы приехал Аристотель. Став зрелым человеком, Аристотель образовывает свою школу – Лицей. Его учеников называют перепотетиками – прогуливающимися. Аристотель отошел от позиций Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Аристотель считал, что существует закон развития объективного мира – логос. Он пытается изучить реальный мир и начинает систематизацию отдельных отраслей знаний (физика, поэтика, биология и т. д.).

В Греции развивается керамика. Самая известная форма – амфора, отличительной чертой которой являлась красивая роспись. По краям амфоры всегда были орнаменты, которые имели больше символическое значение. Например, меандр:

Особое место в греческой культуре занимала философия - student2.ru

Затем начинаются завоевания Александра Македонского, который был последователем греческой культуры, следовательно, развитие получила именно греческая культура, которая продвигалась вместе с Александром на Восток. Этот процесс называют эллинизации Ближнего Востока. После смерти Александра его Империя распалась, а распавшиеся государства можно называть эллинистическими. В эпоху эллинизма Александрия в Египте процветала. Именно в эту эпоху формируется понятие 7-ми Чудес Света.

Культура Древнего Рима

- Плененная Греция победила своего противника.

Это культура, которая очень близка к греческой. Их объединяет наличие демократии. Римляне учились у греков и риторике, и поэзии, и многому др. Многим богатым римлянам преподавали греческие учителя. Римляне ассимилировали даже греческих богов. Юпитер стал аналогом Зевса, Афродита – Венера, Диана – Артемида.

Это не означает, что римская культура вторична по отношению к греческой. Римляне внесли свою идею, создали свою оригинальность. Римляне хотели соединить свою историю с преданием о победе греков в Троянской войне. Они связали ее с римским героем Энеем, который воевал на стороне Трои. После падения Трои Эней много странствовал. Затем он попадает на Апеннинский полуостров. Там он основывают династию. Далее следует история с волчицей, которая спасла двух младенцев-наследников Рема и Рома. Рома убил Рема и назвал город в свою честь. Историки же установили, что Рим был основан 23 апреля 753 г. до н. э. С конца VI в. до н. э. начинается эпоха Римской республики. Рост территорий Римской Империи требует сильной централизованной власти, и эту тенденцию выразил Гай Юлий Цезарь. В результате гражданской войны Цезарь становится единоличным правителем Рима. После убийства Цезаря к власти приходит родственник Цезаря – Октавиан – первый официальный Император. Его эпоха считается эпохой расцвета римской культуры Рим пал в V в. н. э. До этого Рим подвергался неоднократным нападкам со стороны варваров, среди которых особенно удивили римлян вандалы, которые в отличие от других варваров уничтожали памятники культуры. Но еще до падения Рима Империя распалась на 2 части: западную и восточную со столицей в Византии (Константинополе – в честь Императора Константина). Западная Римская Империя пала в V веке, Восточная Римская Империя существовала еще почти тысячу лет.

Римская культура несет другие ценности. Для римской культуры важна одна ценность – Великий Рим, великое государство. Римляне были преисполнены чувством превосходства. Рим подарил миру два символа: Великий Рим, с которым сравниваются все Империи, и символ распада и агонии Великой Империи.

27.04.12

Римляне вынесли один очень важный урок: характер человека – это его судьба. Это урок, который актуален и по сей день. Это в какой-то степени подготовило римское общество к христианской религии, поскольку именно религия проявляется интерес к внутреннему, духовному миру человека. В римской культуре развивается скульптура, но как в Греции (прекрасный физически человек). Римская скульптура изображала реального человека: лица показывали не только красоту, но и усталость, и старость, и немощность, жестокость, самодовольство, убогость и др. Римляне оставили нам и другой урок: недостаточно просто завоевать территории, необходимо их укрепить. Римляне развивали преимущественно светскую архитектуру. Римляне актуализировали в своей архитектуре новый элемент – арку. Римляне создали амфитеатр – место зрелищ. Они строили базилики - общественные здания.

Первые известные римские поэты появились в I в. н. э.: Катулл, Вергилий («Энеида») «Римский Гомер», Гораций – писал оды, Овидий «Певец Любви», Петроний («Сатирикон») и др. Что касается философии, то римляне не создали каких-то новых течений или идей.

Поздний Рим и рождение христианской культуры

В поздние века римская культура переживает кризис. Это закат рабовладельческого мира. Утрачивались цели и смыслы. Сколько можно воевать? Сколько можно доказывать величие Рима? Кризис начинается не на границах Рима, кризис начинается в людях, в их душах. Римские патриции были богаты до неприличия, они испробовали все радости. Римский мир стал дряхлеть. Все большее внимание стала привлекать христианская идея. В христианстве была идея Бога, который помогал угнетенным, который восстанавливал справедливость (Иисус был воскрешен). Это нравилось угнетенным Римской Империи, а их было много.

Почему христианство оказалось так востребовано в Римской Империи:

1. Оно подарило новую веру. Сознание людей переросло мифическое многобожие. Сознание людей созрело для монотеизма.

2. Оно дало римскому обществу новую надежду. Иногда говорят, что христианство – это религия рабов. Людям хотелось думать, что за страдания последует воздаяние.

3. Оно подарило любовь. Эта религия проповедовала в жестоком Риме любовь к ближнему, гуманизм по отношению к человеку любого сословия.

04.05.12

С распространением христианства происходит смена парадигм. На смену языческому миру приходит христианская культура. Развивается новая антология (учение о бытии), новая антропология (учение о человеке), новая гносеология, новое представление о времени, новая этика (представления о добре и зле), новая эстетика (представления о красоте). В основе христианская лежит священное писание – Библия, которая делится на две части:

· Ветхий Завет.

· Новый Завет.

Представление о мире отличается дуализмом – двойственностью. Есть 2 мира: мир божественный и мир земной. Мир божий – мир высший. Мир земной – мир падший, уступающий по значимости миру божественному.

Появляется линейное представление о времени – движение от прошлого к будущему, на пути которого пребываем мы. Это связано с представлениями о божественном замысле.

Представление о человеке отличается от античного. В античной культуре человек представляет некоторое единство – калокагатия – единство духа и тела. В христианстве мы видим дуализм: противопоставление души и тела (плоти). В христианской культуре нет любования красотой человеческого тела. Надо заметить, что в христианском человеке царит не гармония, а постоянный внутренний конфликт между духовным и телесным началами: человек должен подавлять в себе телесное начало, природные инстинкты. В христианском мире вся природа сотворена Богом. Природа, это нечто самосущее и развивающееся по своим законам. Появляется школа теологии. Предполагалось воспринимать мир глазами верующего человека.

Меняются представления о добре и зле. Античность была гораздо более жестокой. Появляется понятие греха – ответственность человека за свое поведение.

Из искусства уходят образы прекрасных статуй. В этой культуре появляется интерес к миру божественному, к миру высших духовных ценностей. Символизм христианской культуры: предмет изображает не реальный предмет мира, а отсылает к каким-то ценностям и высшим смыслам. Например, голубь – символ мира. Или, например: пастух и овцы – Иисус и души, которые он оберегает.

Символичен и христианский храм. Существует 2 традиции постройки храмов:

1. Базиликальный храм (Базилика).

2. Восточный храм – русский.

Храм меняет свои функции. В языческом мире – это дом Бога, в христианстве – это место для молитвы, для обращения к Богу.

Меняется и искусство. Человек теперь меньше интересует искусство, большее значение приобретают религиозные мотивы, святые. В скульптуре больше нет красивых людей, это жалкие грешники либо святые. Христианская культура очень нормативна – она подчиняется канонам. Авторы не пытаются стать популярными, принижают свою роль. Очень часто такое искусство было анонимным. На (иконах) портретах разглядывается особая одухотворенность, внутренний мир личности. Особый акцент ставится на лице, а на лице – в глазах.

З. Поседовский «Библейские сказания».

11.05.12

Культура Средневековой Европы

Это V – XIII вв. нашей эры. Раннее Средневековье – это сочетание христианской и языческой традиций. В VIII-XIX веках было так называемое Каролинское Возрождение. После этого всех королей стали называть королями. В эту эпоху можно отметить 2 признака: феодализм и христианство – две основные идеологии. Появляется сословное деление. Единственным реальным социальным лифтом были монастыри. Человек в Средневековье должен был быть смиренным христианином, а не достойным эллином. Большинство произведений искусства были религиозными. Гуревич написал книгу «Культура безмолвного большинства». Средневековый мир подарил нам идею устремленности к Богу, которая во многом выражалась в культуре. Научное знание не признавалось, он не должно было притеснять веру. В это время существовала нормативная культура, подчиненная религиозным нормам и правилам.

Существует две точки зрения о духовности того времени:

1. Человек подавил в себе пороки и свое «Я», но это было время наивысшей духовности человека.

2. Это было падение культуры.

В XII веке появляется новый архитектурный стиль – готика. В такой архитектуре подчеркнута вертикаль, обозначающая устремленность к Богу. Витраж – украшение стекол, он делался из кусочков разноцветных стекол. Витражи создавали особую атмосферу в храме. Мозаика – изображение на полу или стенах из маленьких кусочков. Собор в Милане, в Руане, Собор Святого Петра и др. – готические соборы. Внутри таких построек, как правило, было множество рельефов. Внутри таких соборов были хоры, играл орган.

В целом христианская культура Средневековья была символической. Культуре не была интереса и природа. Все сюжеты должны были напоминать о высшей божественной силе. Характерной фигурой Средневекового мира является священник, монах. Очень ярким явлением Средневекового мира являлся карнавал – отголосок языческого мира. Карнавал – это некое особое состояние в культуре. Это время, когда человек может отдохнуть от жестких религиозных запретов, сковывающих человека. Человеку нужна была психологическая разгрузка. Кроме карнавалов Средневековый мир знал и такого героя, как рыцарь – представители мелкого дворянства, которые находились в услужении у крупных дворян (сеньоров), и за эту службу они получали награду, а иногда даже феоды (землю). Рыцарское воспитание начиналось с детства. Во Франции были поэты трубадуры, в Германии – миннезингеры (один из самых известных – Тангейзер). Появляются первые европейские университеты – Болонья, Гейдельберг и др. Факультетов было немного, прежде всего, это были богословские факультеты, а также факультеты права, искусства. Зарождалось сословие студентов. Так постепенно складывалась поэзия вагантов – поэзия бродячих студентов.

18.05.12

Культура эпохи Возрождения

Ренессансная культура развивалась в XIV-XVII вв. В историческом аспекте здесь нет какой-то особенной самостоятельной основы – нет новых цивилизаций или формаций государств. Но в истории культуры это отдельный самостоятельный пласт. Какова историческая доминанта? Это переходный период от феодализма к капитализму. Любая культура опирается на какую-то историческую основу, и в этом смысле ситуация влияет на сознание людей и трансформируется в культуру. Это «эпоха перелома» оказалась очень продуктивной.

Этап до Возрождения – Проторенессанс. Это времена Фомы Аквинского. Появляются мысли о том, что необходимо подтверждать присутствие Бога.

Ранее ВозрождениеТреченто - XIV-XV вв.

Затем Высокое Возрождение – XVI вв. Это эпоха, когда Возрождение подарило нам Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля.

Позднее Возрождение – XVI-XVII вв.

Родина Возрождения – Италия. Колыбелью Возрождения является Флоренция. Это был новый культурно-исторический тип. Это означает, что было сформировано особое мировоззрение. Это было новое представление о Боге, о природе, о человеке. Ренессанс меняет все эти представления просто радикально. Появились новые смыслы в культуре, новые ценности.

Представление о Боге – пантеизм – божество разлито во всем мире, в природе. Видно, как преодолевается средневековый дуализм – разрыв между божественным и земным мирами. Возвышается ценность земного мира и бытия. В связи с этим мы видим следующую особенность – материалистические тенденции в мировоззрении. После нескольких веков средневековья восстанавливаются права природы, материального мира, мир становится достойным исследования, что способствует развитию наук. Появляется жажда познания мира. Появляются талантливые фигуры, которые совмещали в себе и ученого, и художника, и писателя, и др. Появляется тенденция гуманизма – высокой ценности человека. Гуманисты говорили, что человек – существо талантливое, своеобразное. Человек – это больше не жалкий грешник и раб божий, это теперь прекрасное существо, которое наделено талантами и силой. И что самое главное – человек способен творить. Возникает идея гармоничного человека, что-то близкое к греческой идее «калокагатии». В ренессансном искусстве приоритетное развитие получает живопись, потому что она могла показать лица людей, тонко передать их душевное состояние, выражение глаз, внутреннюю красоту. Человек в чем-то уподобляется Богу-творцу. Еще одна особенность – индивидуализм. Это гипертрофированное утверждение отдельного «Я», интересов, индивидуальной нормы поведения, интересов отдельной личности. Это феномен, получивший развитие в культуре Нового Времени. Индивидуализм был совершенно не характерен для языческого мира и затем станет характерен для капиталистического общества. Что порождало индивидуализм – начинают зарождаться процессы капитализации, начинаются первые движения в этом направлении. Наиболее продуктивным для культуры оказалось раскачивание строя средневековья, начинает разрушать диктат церкви. Происходит секуляризация культуры – культура приобретает более светский характер. У человека появляется возможность заявить о себе благодаря своим знаниям и талантам. Это «активная» эпоха. Поэтому в эпоху Ренессанса отмечалась очень сильная динамика культурного развития. Происходит эмансипация и раскрепощение личности, что высвобождает творческий потенциал личности. Это приводит к расцвету личности. Но эта эмансипация привела к определенным последствиям. Интересы отдельных личностей теснили интересы других. Эмансипация привела к эгоцентризму. В эту эпоху уважаемой становится образованность. Образованных людей называли гуманистами. В эту эпоху развиваются философия, живопись, архитектура, музыка, хореография, скульптура, литература и др. Начинает изучаться анатомия человека, что было откровенным вызовом церкви. Появляются теории о гелиоцентрическом строении Солнечной системы.

Микрокосм находится в гармонии с макрокосмом Вселенной. В живописи появляются перспектива и объемное изображение. Античная культура, которая во времена Средневековья считалась запретной, поскольку относилась к языческой культуре, снова становится интересной для людей. Происходит возрождение интереса к человеку.

25.05.12

В культуре Возрождения развивалась скульптура и архитектура. Появляется архитектура, которая не давит своими размерами человека, а соразмерна ему.

Следует также сказать о литературе того времени. Конечно же, это Данте, который написал «Божественную комедию». Можно вспомнить такого представителя литературы Ренессанса, как Петрарка. Литература становится более светской. Появляется жанр новеллы (новость, новинка) – произведение, посвященное какому-то новому событию. В литературе появляется активный человек, который иногда предприимчив, который может быть авантюристом. Это также Эразм Роттердамский. Появляются Шекспир и Сервантес (автор «Дона Кихота»).

Культура после Возрождения

С утверждением буржуазной культуры появляется стиль Барокко. Это стиль кризиса Возрождения, его заката. В искусстве появляется асимметрия. Художник того времени – Рубенс. Это XVII-XIX вв. Гуманизм также был присущ эпохе Барокко. Появляется тема маленького человека – тема жизни социальных низов. Идет процесс либерализации. Затем идет рационализм. Стоит сказать о романтизме. В романтизме есть представления о мире реальном и мире идеальном. Реальный мир очень несовершенный. В России романтиком были Лермонтов. Эту эпоху сменяет реализм XIX столетия. Это время, когда в культуре утверждается материализм, научное знание и культ практического знания. Это Эволюционная теория Дарвина. В XX вв. появляется деление культуры на массовую и элитарную.

Наши рекомендации