Он разделяет все народы на три основных класса

1.Позитивные творцы истории, создавшие великие цивилизации

2. Негативные творцы истории, которые не создавали великих цивилизаций, но способствовали гибели дряхлых, умирающих цивилизаций.

3. Народы, творческий дух которых по какой-то причине задержался на ранней стадии.

По мнению Данилевского, основы одного культурного типа не передаются другому, т.е. культуры неповторимы, уникальны.

Данилевский полагает, что основу культурного своеобразия составляет различие в видах деятельности.

Всего он выделяет 4 основных вида деятельности:

религиозную,

научную

политическую

и экономическую.

Данилевский считает, что культурно-исторические типы развиваются подобно живому организму, последовательно проходя стадии рождения, возмужания, дряхления и гибели.

Итак, согласно логике Данилевского, судьба любой культуры, находящейся в состоянии расцвета или всего лишь в стадии зарождения, предрешена ― ее ждет неминуемая смерть.

Теория социокультурной динамики П.А.Сорокина.

Фундаментом культуры, по Сорокину, являются ценности.

Ориентация культуры на определенную ценность является ее основой.

В истории культуры Сорокин выделяет три типа:

идеациональную, идеалистическую и чувственную.

Идеациональная культура основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности.

К этому типу он относит культуру Брахманской Индии, буддийскую культуру, а также культуру средневековья до конца ХИ в.

Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, героями могут быть боги, ангелы, святые и грешники. Здесь мало внимания уделяется личности. Эта культура главным образом занимается приближением верующего к Богу.

Идеалистическая культура– промежуточная между идеациональной и чувственной, так как ценности ее принадлежат как Небу, так и Земле.

Мир этой культуры как сверхчувственный, так и чувственный, но чувственность самых возвышенных и благородных проявлений.

Такой была культура XHI-XIV вв. в Западной Европе, а также Греческая культура V-IV вв. до н. э.

С XVI в. начинает свой отсчетчувственная(сенсативная) культура,свидетелями угасания которой мы являемся.

**** Ее ценности – в повседневном, земном мире: реальный пейзаж, реальное событие и приключение. Ее герои – фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие.

----Ее цель – доставить наслаждение, расслабить возбуждение усталых нервов.

****Эта культура стремится освободиться от религии, морали и других ценностей.

----Стиль ее натуралистичен, свободен от всякого символизма.

Этой культуре суждено погибнуть, но никакой катастрофы в этом Сорокин не усматривает, поскольку ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях.

Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подвергались изменениям.

Культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи,стали инертными, мертвыми и непродуктивными.

Морфология культуры: материальная и духовная культуры. ТИПЫ МИРОВОЗРЕНИЙ.

Морфология культуры- -учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.

Религия как форма духовной культуры

Искусство как форма духовной культуры

Наука как форма духовной культуры

Нравственная культура

Политическая культура

Правовая культура

Он разделяет все народы на три основных класса - student2.ru Он разделяет все народы на три основных класса - student2.ru Хозяйственная культура……

Специализированные сферы культуры:нравственная,политическая,хозяйственная культура,искусство.

Специализированные сферы культуры —

1. Выражают реальное состояние культуры,

2. обеспечивают взаимодействие конкретного человека со всей культурой его общества.

Художественная культура

Наши рекомендации