Взаимодействие личностных черт с культурой

Независимо от своего происхождения индивидуальные различия личностных черт в рамках 5-факторной модели были обнаружены во всех изученных культурах, и кажется весьма вероятным, что они являются общечеловеческими универсалиями. Следовательно, можно сформулировать ряд вопросов о взаимовлиянии личности и культуры, имея в виду конечный результат.

С точки зрения этнографии можно задаться вопросом, каковы типичные проявления личностных черт в данной культуре? Например, Бенэ-Мартинес и Джон [9] показали, что испаноязычные названия личностных черт, связанные с открытостью новому опыту, акцентируют богемное пренебрежение условностями, что является менее значимым в понимания открытости американсцами. В поисках более общих принципов проявление каждого личностного фактора в культурах можно рассмотреть относительно полюсов культурных осей Хофстеде. Например, действительно ли экстраверсия в маскулинных культурах проявляется как настойчивость, а в фемининных — как душевность?

Если агрегированные личностных черты конгруэнтны ценностным системам и обычаям культуры, то может возникнуть вопрос, как адаптируются индивиды, отличающиеся от нормы? Уорд и Чанг [98] исследовали вопросы культурного соответствия и адаптации тех, кто пребывает в страну на время, и обнаружили связь между сходством личностного профиля с профилем принимающей культуры и низким уровнем депрессии (правда, видимо, эту зависимость не удалось зафиксировать в повторном исследовании [99]). Естественно, сходный анализ можно предпринять в отношении самих представителей культуры. Известно, что экстраверты счастливее интровертов [17], а в индивидуалистических культурах оценки счастья в среднем выше, чем в коллективистских [91]. А будут ли интроверты счастливее в индивидуалистических культурах, чем в коллективистских?

Наконец, личность может взаимодействовать с процессом аккультурации. Берри и Сэм [10] выделили четыре стратегии психологической аккультурации: интеграция, ассимиляция, сепарация и маргинализация. Выбор стратегии может определяться как индивидуальностью иммигранта, так и особенностями принимающей культуры. Иммигранты, которые в значительной мере открыты новому опыту, скорее, будут стремиться к интеграции, поскольку они принимают ценности и взгляды как первоначальной, так и принимающей культуры. Однако если культуре, в которой они оказались, присущ высокий уровень избегания неопределенности и отклонения от предписанных норм воспринимаются в ней как угроза, то иммигранты могут оказаться перед выбором между вынужденной ассимиляцией или маргинализацией. Так человеческая жизнь обретает свою форму в ходе взаимодействия культуры и личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Aberle D.F., Cohen A.K., et al. The functional prerequisites of a society // Ethics. 1950. Vol. 60. P. 100–111.

2. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The authoritarian personality. New York: Harper & Row, 1950.

3. Allik J., McCrae R.R. A Five-Factor Theory perspective // The Five-Factor Model of personality across cultures / Ed. by R.R. McCrae, J. Allik. N.Y.: Kluwer Academic; Plenum Publishers, 2002. P. 303–322.

4. Allik J., McCrae R.R. Toward a geography of personality traits: Patterns of profiles across 36 cultures // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2004. Vol. 35. No. 1. P. 18–28.

5. Angleitner A., Ostendorf F. The FFM: A comparison of German-speaking countries (Austria, Former East and West Germany, and Switzerland). Paper presented at the 27th International Congress of Psychology, Stockholm, Sweden, 2000, July.

6. Arrindell W.A., Steptoe A., Wardle J. Higher levels of state depression in masculine than in feminine nations: Unpublished manuscript / Department of Clinical Psychology, University of Groningen, Country Heymans Institute. 2002.

7. Beck A.T., Beck R.W. Screening depressed patients in family practice // Postgraduate Medicine. 1972. Vol. 52. P. 81–85.

8. Benedict R. Patterns of culture. Boston: Houghton Mifflin, 1959.

9. Benet-Martínez V., John O.P. Measuring Los Cinco Grandes in Spain with indigenous Castilian markers // American Behavioral Scientist. 2000. Vol. 44. P. 141–157.

10. Berry J.W., Sam D. Acculturation and adaptation // Handbook of cross-cultural psychology / Ed. by J.W. Berry, M.H. Segall, Ç. Kağitçibaşi. Vol. 3: Social and behavioral applications. Boston: Allyn & Bacon, 1997. P. 291–326.

11. Bohannan P. Social anthropology. L.: Holt, Rinehart & Winston, 1971.

12. Boring E.G. Wundt, Wilhelm // International encyclopedia of the social sciences/ Ed. by D.L. Sills. N.Y.: Macmillan and Free Press, 1968. Vol. 16. P. 581–586.

13. Bouchard T.J., Loehlin J. C. Genes, evolution, and personality // Behavior Genetics. 2001. Vol. 31. P. 243–273.

14. Braudel F. La longue duré // Annales: Economies, sociétés, civilisations. 1958. Vol. 13. No. 4. P. 725–753.

15. Buss D.M. Human nature and culture: An evolutionary psychological perspective // Journal of Personality. 2001. Vol. 69. P. 955–978.

16. Cattell R.B., Graham R.K., Woliver R.E. A reassessment of the factorial culture dimensions of modern nations // Journal of Social Psychology. 1979. Vol. 108. P. 241–258.

17. Costa P.T., Jr., McCrae R.R. Influence of extraversion and neuroticism on subjective well-being: Happy and unhappy people // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 38. P. 668–678.

18. Costa P.T., Jr., McCrae R.R. Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI) professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1992.

19. Costa P.T., Jr., Terracciano A., McCrae R.R. Gender differences in personality traits across cultures: Robust and surprising findings // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. P. 322–331.

20. D’Andrade R. The sad story of anthropology 1950–1999 // Cross-Cultural Research. 2000. Vol. 34. P. 219–232.

21. De Mooij M. Consumer behavior and culture: Consequences for global marketing and advertising. Thousand Oaks, CA: Sage, 2004.

22. Digman J.M. Personality structure: Emergence of the Five-Factor Model // Annual Review of Psychology. 1990. Vol. 41. P. 417–440.

23. Douglas M. Natural symbols: Explorations in cosmology. Harmondsworth, Middlesex, UK: Penguin, 1973.

24. Duijker H.C.J., Frijda N.H. National character and national stereotypes. Amsterdam: North-Holland Publishing Company, 1960.

25. Erikson E.H. Childhood and society. New York: Norton, 1950.

26. Eysenck H.J. Superfactors P, E, and N in a comprehensive factor space // Multivariate Behavioral Research. 1978. Vol. 13. P. 475–481.

27. Eysenck H.J. The effects of psychotherapy: An evaluation // Journal of Consulting Psychology. 1952. Vol. 16. P. 319–24.

28. Georgas J., Berry J.W. An ecocultural taxonomy for crosscultural psychology // Cross-Cultural Research. 1995. Vol. 29. P. 121–157.

29. Goldberg L.R. Language and individual differences: The search for universals in personality lexicons // Wheeler L. (ed.) Review of personality and social psychology. Beverly Hills, CA: Sage, 1981. Vol. 2, P. 141–165.

30. Goody J. The domestication of the savage mind. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

31. Gudykunst W.B., Yang S.M., Nishida T. Cultural differences in self-consciousness and self-monitoring // Communication Research. 1987. Vol. 14. P. 7–36.

32. Hofstede G. Culture’s consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills, CA: Sage, 1980.

33. Hofstede G. Cultures consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage, 2001.

34. Hofstede G. Multilevel research of human systems: Flowers, bouquets and gardens // Human Systems Management. 1995. Vol. 14. P. 207–217.

35. Hofstede G., Bond M.H. The Confucius connection: From cultural roots to economic growth // Organizational Dynamics. 1988. Vol. 16. No. 4. P. 4–21.

36. Hofstede G., Bond M.H., Luk C.L. Individual perceptions of organizational cultures: A methodological treatise on levels of analysis // Organization Studies. 1993. Vol. 14. P. 483–503.

37. House R.J., Javidan M., Hanges P., Dorfman P. Understanding cultures and implicit leadership theories across the globe: An introduction to project GLOBE // Journal of World Business. 2002. Vol. 37. P. 3–10.

38. Ibn Khaldun. Al-Muqaddima (Discours sur l’histoire universelle). Paris: Sindbad, 1968. Tome 1.

39. Inglehart R. Modernization and postmodernization: Cultural, economic, and political change in 43 societies. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997.

40. Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65. P. 19–51.

41. Inglehart R., Basañez M., Moreno A. Human values and beliefs: A cross-cultural sourcebook: Political, religious, sexual, and economic norms in 43 societies // Findings from the 1990-1993 World Values Survey. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1998.

42. Inkeles A. National character: A psycho-social perspective. New Brunswick: Transaction, 1997.

43. Inkeles A., Levinson D.J. National character: The study of modal personality and sociocultural systems // Lindzey G. Aronson E. (Eds.) The handbook of social psychology. New York: McGraw-Hill, 1969. (1954) Vol. IV P. 418–506.

44. Javidan M., House R.J. Cultural acumen for the global manager: Lessons from project GLOBE // Organizational Dynamics. 2001. Vol. 29. P. 289–305.

45. Kardiner A., Linton R., Du Bois C., West J. The psychological foundations of society. New York: Columbia University Press, 1945.

46. Kluckhohn F.R., Strodtbeck F.L. Variations in value orientations. Westport, CT: Greenwood Press, 1961.

47. Lee Y.-T., McCauley C.R., Draguns J.G. (Eds.) Personality and person perception across cultures. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1999.

48. Leininger A. Vietnamese-American personality and acculturation: An exploration of relationships between personality traits and cultural goals // McCrae R.R. Allik J. (Eds.) The Five-Factor Model of personality across cultures. New York: Kluwer Academic/ Plenum Publishers, 2002. P. 189–218.

49. LeVine R.A. Culture and personality studies, 1918-1960: Myth and history // Journal of Personality. 2001. Vol. 69. P. 803–818.

50. Lilienfeld S.O., Wood J.M., Garb H.N. The scientific status of projective techniques // Psychological Science in the Public Interest. 2000. Vol. 1. P. 27–66.

51. Lynn R. Cross-cultural differences in neuroticism, extraversion and psychoticism // Lynn R. (Ed.) Dimensions of personality: Papers in honour of H. J. Eysenck. Oxford: Pergamon Press, 1981. P. 263–286.

52. Lynn R. Personality and national character. Oxford: Pergamon Press, 1971.

53. Lynn R. The secret of the miracle economy: Different national attitudes to competitiveness and money. London: The Social Affairs Unit, 1991.

54. Lynn R., Hampson S.L. National differences in extraversion and neuroticism // British Journal of Social and Clinical Psychology. 1975. Vol. 14. P. 223–240.

55. Lynn R., Martin T. National differences for 37 nations in extraversion, neuroticism, psychoticism and economic, demographic and other correlates // Personality and Individual Differences. 1995. Vol. 19. P. 403–406.

56. Magat I.N. Israeli and Japanese immigrants to Canada: Home, belonging, and the territorialization of identity // Ethos. 1999. Vol. 27. P. 119–144.

57. Mayr E. The growth of biological thought: Diversity, evolution, and inheritance. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 1982.

58. McClelland D.C. The achieving society. Princeton, NJ: Van Nostrand Reinhold, 1961.

59. McCrae R.R. Human nature and culture: A trait perspective // Journal of Research in Personality. 2004. Vol. 38. P. 3–14.

60. McCrae R.R. NEO-PI-R data from 36 cultures: Further intercultural comparisons // McCrae R.R. Allik J. (Eds.),The Five-Factor Model of personality across cultures. New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2002. P. 105–125.

61. McCrae R.R. Trait psychology and culture: Exploring intercultural comparisons // Journal of Personality. 2001. Vol. 69. P. 819–846.

62. McCrae R.R. Trait psychology and the revival of personality and culture studies // American Behavioral Scientist. 2000. Vol. 44. P. 10–31.

63. McCrae R.R., Costa P.T., Jr. A Five-Factor theory of personality. // Pervin L.A., John O.P. (Eds.) Handbook of personality: Theory and research. New York: Guilford, 1999. P. 139–153.

64. McCrae R.R., Costa P.T., Jr. Personality in adulthood: A Five-Factor Theory perspective. New York: Guilford, 2003.

65. McCrae R.R., Costa P.T., Jr. Personality trait structure as a human universal // American Psychologist. 1997. Vol. 52. P. 509–516.

66. McCrae R.R., Costa P.T., Jr. Toward a new generation of personality theories: Theoretical contexts for the Five-Factor Model // Wiggins J.S. (Ed.) The Five-Factor Model of personality: Theoretical perspectives. New York: Guilford, 1996. P. 51–87.

67. McCrae R.R., Costa P.T., Jr. Updating Norman’s adequate taxonomy: Intelligence and personality dimensions in natural language and in questionnaires // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49. P. 710-721.

68. McCrae R.R., Costa P.T., Jr., Lima M.P., et al. Age differences in personality across the adult life span: Parallels in five cultures // Developmental Psychology. 1999. Vol. 35. P. 466–477.

69. McCrae R.R., Yik M.S.M., Trapnell P.D., Bond M.H., Paulhus D.L. Interpreting personality profiles across cultures: Bilingual, acculturation, and peer rating studies of Chinese undergraduates // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. P. 1041–1055.

70. McDonald K. Evolution, culture, and the Five-Factor Model // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29. P. 119–149.

71. Miller J.G. Cultural psychology: Implications for basic psychological theory // Psychological Science. 1999. Vol. 10. P. 85–91.

72. Mouritzen P. E., Svara J.H. Leadership at the apex: Politicians and administrators in Western local governments. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 2002.

73. Murdock G.P. World ethnographic sample // American Anthropologist. 1957. Vol. 59. P. 664–687.

74. Oettingen G., Maier H. Where political system meets culture: Effects on efficacy appraisal // Lee Y.-T., McCauley C. R., Draguns J.G. (Eds.) Personality and person perception across cultures. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1999. P. 163–190.

75. Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Literacy, economy and society: Results of the First International Adult Literacy Survey. Paris: Author, 1995.

76. Oyserman D., Coon H.M., Kemmelmeier M. Rethinking Individualism and Collectivism: Evaluation of theoretical assumptions and meta-analyses // Psychological Bulletin. 2002. Vol. 128. P. 3–72.

77. Parsons T., Shils E.A. Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1951.

78. Peabody D. National characteristics. New York: Cambridge University Press, 1985.

79. Pettigrew T.F. Personality and social structure: Social psychological contributions // Hogan R., Johnson J.A., Briggs S.R. (Eds.) Handbook of personality psychology. San Diego, CA: Academic Press, 1997. P. 417–438.

80. Poortinga Y. H., van de Vijver F., van Hemert D.A. Crosscultural equivalence of the Big Five: A tentative interpretation of the evidence // McCrae R.R., Allik J. (Eds.), The Five-Factor Model of personality across cultures. New York: Kluwer Academic, 2002. P. 273–294.

81. Robinson W.S. Ecological correlations and the behavior of individuals // American Sociological Review. 1950. Vol. 15. P. 351–357.

82. Sagiv L., Roccas S. Traits and values: The Five-Factor Model and the Schwartz Value Theory. Paper presented at the 27th International Congress of Psychology, Stockholm, Sweden. 2000, July.

83. Scherer K.R., Wallbott H.G. Evidence for universality and cultural variation of differential emotion response patterning // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66. P. 310–328.

84. Schwartz S.H. A theory of cultural values and some implications for work // Applied Psychology: An International Review. 1999. Vol. 48. P. 23–47.

85. Schwartz S.H. Beyond individualism/collectivism: New cultural dimensions of values // Kim U., Triandis H.C., Kağitçibaşi Ç., Choi S.C., Yoon G. (Eds.) Individualism and collectivism: Theory, method, and applications. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994. P. 85–119.

86. Smith P.B. Acquiescent response bias as an aspect of crosscultural communication style // International Journal of Cross-Cultural Psychology. 2009. Vol. 9. No. 1. P. 5–24.

87. Smith P.B., Bond M.H. Social psychology across cultures: Analysis and perspectives. New York: Harvester Wheatsheaf, 1993.

88. Smith P.B., Dugan S., Trompenaars F. National culture and the values of organizational employees: A dimensional analysis across 43 nations // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1996. Vol. 27. P. 231–264.

89. Smith P.B., Schwartz S.H. Values // Berry J.W., Segall M.H., Kağitçibaşi Ç. (Eds.) Handbook of cross-cultural psychology. Boston: Allyn & Bacon, 1997. P. 77–118.

90. Smith P.B., Trompenaars F., Dugan S. The Rotter Locus of Control Scale in 43 countries: A test of cultural relativity // International Journal of Psychology. 1995. Vol. 30. P. 377–400.

91. Steel P., Ones D.S. Personality and happiness: A national-level analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 83. P. 767–781.

92. Theophrastus. The characters. Boston: Harvard University Press, 2003.

93. Thorndike E.L. On the fallacy of imputing the correlations found for groups to the individuals or smaller groups composing them // American Journal of Psychology. 1939. Vol. 3. P. 122–124.

94. Trompenaars F. Riding the waves of culture: Understanding cultural diversity in business. London: The Economist Books, 1993.

95. Tupes E.C., Christal R.E. Recurrent personality factors based on trait ratings // Journal of Personality. 1992. Vol. 60. P. 225–251. (1961)

96. Van de Vijver F.J.R., Leung K. Methods and data analysis of comparative research // Berry J.W., Poortinga Y.H., Pandey J. (Eds.) Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 1: Theory and method. Boston: Allyn & Bacon, 1997. P. 257–300.

97. Van Nimwegen T. Global banking, global values: The in-house reception of the corporate values of ABN Amro. Delft, the Netherlands: Eburon, 2002.

98. Ward C., Chang W.C. Cultural fit: A new perspective on personality and sojourner adjustment // International Journal of Intercultural Relations. 1997. Vol. 21. P. 525–533.

99. Ward C., Leong C.-H., Low M. Personality and sojourner adjustment: An exploration of the Big Five and the cultural fit proposition // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 35. 2004. P. 135–151.

100. Watson D., Clark L.A. On traits and temperament: General and specific factors of emotional experience and their relation to the Five-Factor Model // Journal of Personality. 1992. Vol. 60. P. 441–476.

[1] Солодников Владимир Владимирович — доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета. Электронная почта: [email protected]

[2] Именно такой перевод (в отличие, скажем, от используемого – «показатель») представляется нам более адекватным. Еще ближе было бы «измерение» (в смысле «мерность», например: 3D-фильм — трехмерный фильм), если бы не его второе значение в русском языке — процедура определения размера (например, как в известном мультфильме — удава в попугаях). «Ось» подчеркивает, во-первых, ограниченное количество используемых параметров, во-вторых, что более важно, континуальную природу их изменения. Наконец, на эти «оси» «проецируются» конкретные значения, приписываемые данной культуре/стране, и каждая из них, таким образом, получает определенное место в 4(5)-мерном пространстве.

[3] Герт Хофстеде —почётный профессор организационной антропологии и международного менеджмента Маастрихтского университета, Нидерланды; соучредитель и сотрудник Института исследования межкультурного сотрудничества (IRIC), сотрудник Центра экономических исследований Университете Тибурга. Geert Hofstede, Den Bruyl 15, 6881-AN Velp, the Netherlands. Электронная почта: [email protected].

Роберт Р. МакКрэй —психолог-исследователь Национального института старения (входящего в сеть Национальных институтов здоровья), Балтимор, США; специалист по кросскультурным исследованиям; соавтор переработанного личностного опросника NEO. Robert R. McCrae.Электронная почта: [email protected].

Пер. с англ. яз. выполнен В.В. Солодниковым по: Hofstede G., McCrae R.R. Personality and Culture Revisited: Linking Traits and Dimensions of Culture // Cross-Cultural Research. 2004. Vol. 38. No 1, February. P. 52–88.

[4] В этой статье мы неформально используем понятие культуры. Операционально, в качестве базовой единицы анализа используются современные нации, хотя данные получены не на репрезентативных выборках. Будущие исследования личности и культуры только выиграют от более тщательного описания культур и субкультур.

[5] Все переводы были сделаны представителями культуры – билингвами, большинство из которых - психологи. Независимые обратные переводы были проверены авторами теста и редактировались, пока не были признаны удовлетворительными. В большинстве случаев последующий анализ отдельных пунктов опросника по данным пилотажного исследования приводил к дальнейшим корректировкам.

[6] «Syntality» — проявление системности группы (прим. перев.)

[7] Ареал, населенный определенными обитателями. (Примеч. перев.)

[8] Эта гипотеза в большей мере применима к современным западным обществам, в которых выбор места проживания предопределяется, скорее, индивидуальными предпочтениями, чем социальным обычаем или экономической необходимостью.

[9] Эти аргументы приводятся, исходя из идеального случая, когда всему населению присущ один уровень личностных черт. В действительности во всех обществах выраженность черт распределяется неравномерно.

Наши рекомендации