К программам основного общего образования по физической культуре

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (основная школа)

Опубликовано 30.03.2012 - 11:53 - Казанцев Олег Геннадьевич

Каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение главной цели развития отечественной системы школьного об­разованияформирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

Цельшкольного образования по физической культуре– формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической куль­туры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В основной школеданная цель конкрети­зируется: учебный процесс направлен на формирование ус­тойчивых мотивов и потребностейшкольников в береж­ном отношении к своему здоровью, целостном развитии фи­зических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового обра­за жизни.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следу­ющие задачи:

1. укрепление здоровья, развитие основных физических ка­честв и повышение функциональных возможностей орга­низма;

2. формирование культуры движений, обогащение двига­тельного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техни­ческими действиями и приемами базовых видов спор­та;

3. освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формирова­нии здорового образа жизни;

4. обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоро­вительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими уп­ражнениями;

5. воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учеб­ной и соревновательной деятельности.

Основные требования стандарта второго поколения

к программам основного общего образования по физической культуре

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, программы основного общего образования в сво­емпредметном содержаниидолжны быть направлены на:

• реализацию принципа вариативности,который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

· реализацию принципа достаточности и сообразнос­ти,определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формиро­вания познавательной и предметной активности уча­щихся;

· соблюдение дидактических правил от тесанного к не­известномуи от простого к сложному,которые ле­жат в основе планирования учебного содержания к ло­гике поэтапного его освоения, перевода учебных зна­ний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

· расширение межпредметных связей,ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие вза­имосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

усиление оздоровительного эффекта,достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкуль­турно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, са­мостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школь­ного образования активное освоение данной деятельности поз­воляет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражне­ния и двигательные действия, но и успешно развивать психи­ческие процессы и нравственные качества, формировать со­знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

В соответствии со структурой двигательной (физкультур­ной) деятельности примерные программы основного общего образования по физической культуре должны включать в себя три основных учебных раздела:

· «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности),

· «Способы дви­гательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности),

· «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Раздел «Знания о физической культуре»соответствует основным представлениям о развитии познавательной актив­ности человека и может включать в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Фи­зическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укреп­ления здоровья средствами физической культуры. Кроме это­го, здесь могут раскрываться основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведе­ния самостоятельных занятий физическими упражнени­ями, даются правила контроля и требования техники безопас­ности.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) дея­тельности»можетсодержать задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы за­нятий физической культурой. Этот раздел соотносится с раз­делом «Знания о физической культуре» и может включать в себя те­мы «Организация и проведение самостоятельных занятий фи­зической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем яв­ляется перечень необходимых и достаточных для самостоя­тельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование»,наиболее значительный по объему учебного материала, должен быть ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физи­ческую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел может включать в себя несколько тем, например: «Физкультурно-оздо­ровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная дея­тельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность»ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь обычно даются комплексы упражнений из современ­ных оздоровительных систем физического воспитания, помо­гающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упраж­нения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в фи­зическом развитии и в состоянии здоровья.

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»ориентирована на физи­ческое совершенствование учащихся и обычно включает в себя сред­ства общей физической и технической подготовки. В качест­ве таких средств в программе могут предлагаться физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спор­та (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта как правило раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.

Тема «Прикладно-ориентированные упражнения»помо­жет подготовить школьников к предстоящей жизни, качест­венному освоению различных профессий. Решение этой зада­чи обычно предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способа­ми, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.

Тема «Упражнения общеразвивающей направленности»предназначена для организации целенаправленной физичес­кой подготовки учащихся и, как правило, включает в себя физические уп­ражнения на развитие основных физических качеств. Эта те­ма, в отличие от других учебных тем, носит лишь относитель­но самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физичес­кое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упраж­нения часто распределяются по разделам базовых видов спорта и группируются по признаку направленности на развитие со­ответствующего физического качества (силы, быстроты, вы­носливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических ка­честв, исходя из половозрастных особенностей учащихся, сте­пени освоенности ими упражнений, условий проведения уро­ков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

При планировании учебного материала по базовым видам спорта допускается в бесснежных районах РФ заменять освоение темы «Лыжные гонки» углубленным изучением со­держания других тем.

В свою очередь, тему «Плавание» можно вводить в учеб­ный процесс при наличии соответствующих условий и мате­риальной базы по решению местных органов управления об­разованием за счет регионального или школьного компонента.

В«Тематическом планировании» обычноизлагаются темы ос­новных разделов программы и приводится характеристика де­ятельности учащихся. Данная характеристика ориентирует учителя на те результаты педагогического процесса, которые должны быть получены как итог освоения содержания учеб­ного курса.

2. Формы организации и планирование образовательного процесса ФК

Наши рекомендации