Подберите к каждому слову по два синонима

Образец: фальшивый – искусственный, поддельный.

Объясните значения слов-паронимов.

Образец: длинный (протяженный) – длительный (долговременный).

5. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.

Образец:Искусство переживало в средние века свой (апогей / расцвет). – Искусство переживало в средние века свой расцвет.

Подберите к прилагательным по два антонима.

Образец: подъем – спад, снижение.

Объясните значения слов иноязычного происхождения.

Образец: Одиозный – крайне неприятный, вызывающий к себе крайне отрицательное отношение; ненавистный. Этот политик – весьма одиозная личность.

Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Образец: Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник. Тетю Асю я знал плохо, она была мне седьмая вода на киселе.

Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

Образец: Это событие имело огромную роль в его жизни. – Это событие играло огромную роль в его жизни. Или: Это событие имело огромное значение в его жизни.

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

Найдите ошибки, обусловленные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

Образец:Один поступок брата привелменя в неясность. – Один поступок брата остался для меня неясным.

Примечание: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

БЛОК V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В данном блоке представлены задания, связанные с нормами уместности употребления слов и словосочетаний в соответствии с функциональным стилем, а также с правилами языкового оформления текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Выполняющему задание следует знать, что в русском языке существует 5 функциональных стилей: разговорный, художественный, официально-деловой, научный и публицистический. Их языковое оформление различается прежде всего лексикой. В сфере употребления лексики выделяют слова нейтральные (межстилевые),которые употребляются всеми и при любых условиях,например, делать, слово, нормальный и т.д., истилистически окрашенные, которые закреплены за определенными формами языка (письменно-книжной или устной) и стилями, например, сертификат – книжная окраска, употребляется в официально-деловом стиле, стабилизатор – книжная окраска, употребляется в научном стиле, гласность – книжная окраска, употребляется в публицистическом стиле, очи – книжная окраска, употребляется в художественном стиле, барахло – разговорная окраска, употребляется в разговорном стиле.

Первое задание в данном блоке связано с определением стилистической окраски предложенных слов.

Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться.

Образец: миролюбивый – книжная, публицистический; резолюция – книжная, официально-деловой; крохобор – разговорная.

Второе задание в данном блоке связано с комплексным стилистическим анализом, предполагающим доказательство принадлежности текста к определенному стилю (одному из трех: научному, официально-деловому или публицистическому) с точки зрения особенностей лексики, морфологии и синтаксиса. Ниже представлены языковые черты стилей на разных уровнях языка. Студенту рекомендуется ознакомиться с характеристиками стилей в учебной литературе (например, учебно-методическое пособие «Функциональные стили русского языка» № 3141, 3141/09), и выделить в тексте задания только те черты, которые представлены наиболее ярко.

Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства.

Образец выполнения задания.

Одним из возможных механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта, является понижение его цены при информированности об этом снижении потенциальных покупателей. В этом случае происходит повышение объема спроса на этот объект, что при прочих равных условиях, как правило, увеличивает вероятность скорейшей реализации объекта, то есть сокращает ожидаемый период реализации.

Данный текст относится к научному стилю, потому что в нем используются:

1) термины: механизм, период реализации, объект, цена, объем спроса и т.п.;

2) абстрактные существительные, не являющиеся терминами: случай, условие, правило, вероятность и т.п.;

3) отглагольные существительные: сокращение, реализация, понижение, снижение и т.п.;

4) причастный оборот: «механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта»;

5) вводное словосочетание: как правило.

6) цепочки слов в родительном падеже: «сокращение периода реализации объекта», «повышение объема спроса» и т.д.

Язык научного стиля

Лексический уровень

– узкоспециальная терминология (специфические термины данной науки), например, процессор, лизинг, девиантное поведение и т.п.;

– общенаучная лексика (термины, употребляющиеся в разных областях науки), например, фактор, цель, эксперимент и т.п.;

– абстрактные существительные (не являющиеся терминами), например, возможность, обстоятельство, интерес и т.п.

Наши рекомендации