Требования к уровню усвоения дисциплины
К концу курса студент должен:
1) знать определения базовых понятий и владение терминологией в области МКК;
2) знать различные точки зрения отечественных и зарубежных лингвистов по проблеме понимания в МКК и по проблемам межличностной интеракции;
3) уметь обнаружить ошибки, допущенные в процессе межличностной и межкультурной интеракции, ведущие к непониманию;
4) уметь выделять культуремы в процессе межкультурного общения
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Действующие дисциплины | Последующие дисциплины |
1. Философия 2. Культурология 3. Психология 4. Социология 5. Общее языкознание 6. История языкознания 7. Культура речевого общения | 1.Общее языкознание. 2.Лексикология. 3.Теоретическая грамматика. 4.Практический курс первого иностранного языка (английского) 5.Теория перевода. 6. Устный и письменный перевод |
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия
Лекционные занятия студентов 5 семестр
Неделя | Кол.часов | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы |
Понятие коммуникации, теория деятельности как методологическая основа теории коммуникации | М | ||
Коммуникация и ее виды, основные единицы вербальной коммуникации: тексты, коммуникативные акты. Структура коммуникативного акта | Д | ||
Этническая, национальная, территориальная, социальная принадлежность коммуникантов, личностные характеристики: пол, возраст, уровень образования, характер. Понятие «культурная идентичность». Культура и поведение | Э | ||
Текстовая деятельность. Языковая и концептуальная картины мира. Языковая личность, вторичная языковая личность | М | ||
Проблема понимания | М | ||
Понятие межкультурной коммуникации. Объект, предмет и методы исследования, междисциплинарные связи | М Э | ||
Основные направления научных исследований по теории межкультурной коммуникации | М Д | ||
Понятие культуры. Функциональная общность культур, культурная специфика | Д | ||
Диалог культур, вторичная адаптация/социализация, инкультурация | М Д |
Семинарские занятия студентов 5 семестр
Неделя | Кол.часов | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы |
Понятие коммуникации, теория деятельности как методологическая основа теории коммуникации | М | ||
Коммуникация и ее виды, основные единицы вербальной коммуникации: тексты, коммуникативные акты Структура коммуникативного акта | Д | ||
Идентичность коммуникантов, личностные характеристики: пол, возраст, образование, характер. Национально-культурная специфика речевого поведения. Культура и поведение | Э | ||
Текстовая деятельность; Языковая и концептуальная картины мира; Языковая личность, вторичная языковая личность | М | ||
Проблема понимания | М | ||
Понятие межкультурной коммуникации. Объект, предмет и методы исследования, междисциплинарные связи | М Э | ||
Основные направления научных исследований по теории межкультурной коммуникации | М Д | ||
Понятие культуры. Функциональная общность культур, культурная специфика | Д | ||
Диалог культур, вторичная адаптация/социализация, инкультурация | М Д |
Индивидуальная работа преподавателя со студентами
Индивидуальная работа преподавателя со студентами 5 семестр
Неделя | Кол.часов | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы |
Роль и место МКК в системе знаний | П | ||
Успешность МКК | Д | ||
Проблемы инкультурации и аккультурации | Э | ||
Корпоративная культура | ПБ | ||
Обсуждение рефератов | ПБ |
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов 5 семестр
Неделя | Кол.часов | Соответствующий номер темы либо название темы, вынесенной на самостоятельную проработку | Методы |
Основные принципы деятельностного подхода в психологии как научная методология для теории межкультурной коммуникации. Понятие деятельности в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. | П | ||
Что такое «кинесика» и «проксемика» в межкультурной коммуникации. | И | ||
Типы общения и понимания: симпатия и эмпатия. Правила Беннета. | ПГ | ||
Отражение реальности посредством языковой картины мира. | П | ||
Каковы изменения в культурной и языковой картинах мира, происшедшие за последние десятилетия? Приведите примеры. | П | ||
1. Параметры для описания влияния культуры на человеческую деятельность. Основные сферы деятельности, осуществляемые посредством коммуникации. | И | ||
Прикладной аспект межкультурной коммуникации. | И | ||
Уровни организационной культуры. | И | ||
Влияние окружающей среды на инкультурацию. | И |
Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
№ | Наименование метода | Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения |
Использование информационных ресурсов и баз данных | Электронный читальный зал содержит базы данных в электронном виде. | |
Мультимедийные лекции-презентации | Лекция по корпоративной культуре. |
Средства обучения