Кризис зрелости — откровение Ино-бытия (55,0 лет - 65,0 лет)
Если честно спросить себя, что из результатов своей жизни можно взять с собой, проходя врата смерти, то отпадает многое из того, что связано со знаниями, положением и опытом.
В этой жизни больше нет большого будущего — что же остается, наперекор всему?
Объяснение кризиса зрелости предложил А.В. Толстых в образе так называемой предметной смерти.
Он пишет, что в зрелом возрасте человек уже совершает какой-то один или несколько личностных поступков творческого характера — делает открытие, вносит рационализацию в свою профессиональную деятельность, реализует свою педагогическую программу по отношению к своим детям и т.д.
Эти «предметы» его жизнедеятельности поглощали на предыдущих этапах жизни все силы, требовали их максимального напряжения.
Рано или поздно, но наступает период, когда человек уже с трудом может оперировать грузом предметного содержания своей деятельности, он «поглощается» предметом и «умирает» в предмете, воплощаясь и реализуясь в нем…
…Этот груз предметного содержания, достаточно тяжелый сам по себе, удесятеряется тем, что в непрерывном процессе развития жизни зарождающееся новое содержание уже грозит отодвинуть его в прошлое, заменить своим, новейшим.
Открытия устаревают; у детей рождаются свои дети (внуки), требующие другого воспитания в изменившихся условиях; бурно меняется технология, иной становится предметная среда обитания человека.
Отменить прогресс нельзя. Но трудно спокойно смотреть на то, как устаревает, отходит на второй план, а затем в небытие то, что было сделано с таким трудом, ценой огромного напряжения.
Все это может вызвать не только «предметную смерть», как логическое завершение деятельности человека в определенном предмете, но и грусть, кризис идентичности.
Нельзя ничего сделать «навсегда» в этой жизни; все равно оно окажется моментом исторического развития рода человеческого, памятником этой истории, свидетельством, оставленным будущим эпохам, но не венцом развития.
Кризис зрелости соотносится с заключительным (восьмым) кризисом, выделяемым Э. Эриксоном, который связан с переходом человека на уровень интегративности — завоеванию всех семи предшествующих стадий развития.
Интегративность обнаруживает себя в принятии прошлого и готовности взять на себя лидерство в настоящем (а при определенных обстоятельствах и отречься от него).
Это чувство дружеской связи с мужчинами и женщинами разных времен и разных профессий, которые создавали окружающий их мир.
Человек с интегративным уровнем внутреннего мира готов защищать свой жизненный стиль перед лицом любых физических и экономических угроз, при этом не отрицая стилей жизни других людей.
Эриксон отмечает, что отсутствие или утеря такой нарастающей «эго-интеграции» приводит к расстройству нервной системы или полной безысходности: судьба не принимается как обрамление жизни, а смерть — как ее последняя граница.
После 50 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистичнее оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, задумываться над смыслом жизни и ценности сделанного.
Заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жизненной удовлетворенности становятся успехи детей.
Анализ психологических особенностей мужчины пожилого возраста показывает, что для него это один из самых трудных периодов жизни, который можно благополучно прожить, если обновляется концепция жизни, Я-концепция, если устанавливаются эмоциональные связи с миром, тогда появляется новая энергия для осуществления жизни с опорой на свои духовные, а не физические возможности.
Для этого надо взаимодействовать с миром своей семьи, с окружающим миром так, чтобы возможности учительства и наставничества переживались окружающими как необходимые…
В нашем курсе осталась последняя тема, завершающая земную жизнь человека -
СТАРОСТЬ( 62 - ...)
Начало этого периода не случайно связывают с выходом человека на пенсию. Человек теряет важную социальную роль и значимое место в обществе.
- Прекращение активной профессиональной деятельности приводит к ухудшению мышления, памяти, внимания;
- снижается уровень материального достатка, наступает зависимость от своих детей;
- ухудшается здоровье.
Замечено, что психическое состояние пожилого человека хуже у тех, у кого по причине смерти родственника или переезда от детей семья стала меньше, сократились возможности для личных контактов...
В ряду причин ранней смертности старых людей наряду с выходом на пенсию и смертью супруга стоит переселение в дом престарелых. Смерть супруга, с которым прожита долгая жизнь является серьезным психологическим испытанием. Ударом является и смерть друзей и сослуживцев.
В нашем обществе сложились социальные стереотипы стариков как бесполезных и обременяющих общество людях. Такие стереотипы влияют на самочувствие пожилых людей. Они начинают переживать, что становятся обузой для детей.
А ведь существуют культуры, где очень дорожат стариками, ценят их мудрость, берегут их.
Мы не можем повлиять на убеждения всего общества, но мы можем окружить любовью наших родных бабушек, дедушек, мам и пап. Им важно, что они могут быть нам полезны. Они рады, когда мы обращаемся к ним за советом.
И здесь важно не впасть в другую крайность, не переборщить с заботой и опекой. Даже если вы видите немощи стариков, внутри для них важно быть самостоятельными. Самому постирать, сходить в магазин, приготовить еду, накормить вас. Даже если вам не очень вкусно, искренне порадуйтесь и поблагодарите вашу старенькую маму, когда она накормит вас обедом.
Если бы мы знали наперед, как нам не будет хватать этих моментов, когда уйдет наш близкий человек.
Мы бы очень дорожили каждой минуткой пребывания с ним, разговором, возможностью подержать его за руку, погладить, поблагодарить за все что он для вас сделал в жизни. А мы все спешим...
И последнее, что мне хотелось добавить. То как мы относимся к нашим пожилым родителям - прообраз того, как к нам будут относиться наши дети.
Берегите родителей!