Авторская воспитательная система и вера в её достижение

Каждый человек создаёт свою авторскую воспитательную систему, включающую:

- отношение к окружающим людям и событиям;

- представление о своём назначении и месте в обществе;

- мотивацию, выбор целей и ценностей.

Воспитатель в процессе воспитания ориентируется на своё позитивное или негативное отношение к прошлому, настоящему и будущему.

  Негативное отношение Позитивное отношение
Прошлое Одностороннее воздействие «знающего» воспитателя на «нерадивого» воспитанника Творческое взаимодействие при повышенном внимании к рефлексии, самооценке, самоанализу
Настоящее Неприятные ребёнку наказания, выговор, вызов на педсовет, к директору, вызов родителей в школу, неумение воспитанника вести себя в критических ситуациях Совместная деятельность воспитанников и воспитателей, ориентированная на творение добра и социальное участие с обязательной индивидуальной практикой самоанализа в доверительном равноправном диалоге, нравственная самооценка, практика рефлексии
Будущее Будущее представлено в темных тонах или вообще не обсуждается, воспитание теряет смысл   Будущее позитивно, осмысленно, имеет практическое применение, воспитание приобретает нравственный смысл, воспитанник становится способным сотворить себя

Эффективность процесса воспитания определяется тем, зачем (смыслы-образы), что (содержание) и как (процесс) человек передаёт другим людям, чтобы они стали образцовыми воспитателями.

По большому счёту, воспитание – это подготовка человека (и целых поколений человечества) к новому историческому этапу жизни общества.

С точки зрения смыслов-образов (зачем), образцовый воспитатель –деятельный лидер создателей, распространителей и хранителей и ценностей, предпочтительных для сохранения и развития общества.

С точки зрения содержания воспитания (что), образцовый воспитатель создаёт, распространяет, сохраняет ценности.

С точки зрения процесса воспитания (как), образцовый воспитатель – это тот, достигает намеченной цели через наглядные (делай, как я), словесные (делай, как я говорю) и совместно-деятельностные (сделаем вместе) формы.

В каждом здоровом теле заложен огромный потенциал, который человек должен обязательно совершенствовать: двигаться, чтобы не заплыли жиром и не атрофировались мышцы, читать, писать, мыслить, чтобы развивать мозг, петь, говорить, кричать, чтобы держать в тонусе связки.

То же самое относится к раскрытию и развитию своих даров. Любовь как важный дар требует такого же внимания и заботы, как движение, чтение и пение.

Это особенно актуально для воспитателей: любить себя – это так же важно, как быть сытым (духовно и материально), выспавшимся и опрятно одетым.

Если учитель, готовясь к уроку, просматривает свои конспекты, то воспитатель, готовясь ко встречи с воспитанником, должен вспомнить, за что он себя любит. Я люблю себя, значит, я люблю другого, значит, люблю людей, значит, люблю семью, Россию и мир.

Любовь воспитывается другими людьми в той мере, что воспитатели создают условия, при которых воспитанник лично переживает все грани любви.

Например, проявление своей любви к другому человеку через сочувствие и сострадание очевидно только в том случае, если человек сам испытал и пережил сочувствие и сострадание к себе.

Это относится к любым знаниям о другом человеке: не пережив к себе измену и предательство, страх и разочарование, так же как и радость победы и счастье от счастья ближнего - невозможно ощутить полноценную жизнь, стать полезным другому человеку.

Важнейшим показателем способности человека любить - его умение оставаться надолго с самим собой. При этом, любящий человек - заботящийся, активно участвующий в развитии и счастье ближнего.

При этом счастье для другого не предполагает, что кто-то за кого-то делает выбор, принимает «нужное» решение. Счастливый воспитатель любви раскрывает перед воспитанниками все существующие для него альтернативы.

Как бы правильно воспитатель ни говорил, влюблённые в него дети будут повторять его поступки, а не слова. Курящий воспитатель воспитывает курильщиков, ругающийся матом – матерщинников, ведущий нездоровый образ жизни всегда воспитывает нездоровых людей. И, наоборот, у духовно и телесно здорового воспитателя всегда добрые, благодарные, красивые воспитанники.

«Не воспитывайте других, всё равно они будут делать то, что делаете вы. Воспитывайте себя!». Эта мудрость подчеркивает важность примера воспитанного человека, выступающего образцом для окружающих.

Рассмотрение воспитания как процесса тиражирования своего предназначения и своих ценностей другим людям позволяет по-иному формулировать цель и задачи воспитательных программ и проектов.

Если результат воспитания – образцовый воспитатель, значит, при разработке проекта, связанного, например, с трудовым воспитанием, его цель – образцовый человек труда – создатель, хранитель и распространитель ценности труда.

В военном воспитании цель – образцовый военный – создатель, хранитель и распространитель ценности защиты Родины.

В музейном воспитании – образцовый создатель, хранитель и распространитель ценности истории.

В эстетическом воспитании цель – создатель, хранитель и распространитель красоты и искусства.

В семейном воспитании цель – образцовый семьянин – создатель, хранитель и распространитель ценности семьи.

Воспитатель всегда воспитывает конкретного человека, даже если использует для этого потенциал группы или интернета. Отсутствие в цели человека – признак манипуляции и игнорирования основополагающих гуманистических принципов.

Каким должен быть образцовый воспитатель и какие ценности являются для него универсальными?

В каждой теории воспитания содержится какая-то ценность, например:

- акцент на сфере вневременного и вечного, находящегося за пределами этого мира, в идеализме;

- индивидуальная ответственность и личный выбор, присущие экзистенциализму;

- уважение к законам природы в реализме;

- стремление заинтересовать ребёнка в прогрессивизме;

- желание лучшего социального порядка, присущее реконструкционизму, футуризму и критической педагогике.

То, что является ценностью для одних народов, может вызывать отторжение у других. Так, в японской культуре отказ от предложенного подарка – означает начало разрыва отношений. При переговорах для китайцев самое главное – взаимодействие с разговаривающим, а не предмет обсуждения.

В разных культурах по-разному приобретают навыки. Европейцы используют интернет, читают книги, считают или измеряют. Африканцы больше внимания уделяют неким символическим оценкам и воображению, стремятся ознакомиться с ситуацией на месте. В азиатских культурах лучшим путём овладения навыками считается общение с мудрецами и знатоками-экспертами.

Извлечение чего-то из одного источника, складывание с другим, сопоставление, противопоставление материалов – всё это не приведёт к внутренним противоречиям, если иметь чёткий образ своих изысканий, стремиться создать цельную ткань, а не лоскутное одеяло, сложенное из разных теорий образования и ценностей разных культур.

В различных теориях могут быть использованы одни и те же слова, но с совершенно различными значениями. Могут использоваться одни и те же методологии, которые приведут к различным результатам, поскольку они имеют изначально заданные разные образы.

Выражение «привычка — вторая натура» впервые встречается в трудах великого философа Древней Греции Аристотеля. Привычки бывают добродетельные и пагубные. Аристотель сказал: «Добродетельные привычки совместимы с удобными формами общественной жизни».

Это значит, что правильные и позитивные привычки способствуют улучшению социального положения человека и всего социума. Привычки формируют компетенцию, и чем больше людей имеют компетенцию быть добродетельными и порядочными, тем больше общество оздоравливается как духовно, так и физически.

Компетенция — это навык поведения индивида, определяемый целью деятельности. В исследовании К.А.Мартынова вера как компетенция представляет собой сочетание психических качеств, позволяющих, создавая здесь и сейчас своё будущее, действовать самостоятельно и ответственно.

Может ли вера быть компетенцией? Конечно, может, скорее, должна быть.

Как пишет протоиерей Николай Соколов, «исторический опыт показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека. Голос совести, как сознание внутреннего нравственного закона под влиянием греха, перестаёт достигать Сердца человека. Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительным или откровенным.

В христианском вероучении Нового Завета апостол Павел даёт понятие веры как уверенности в невозможном и осознании того, что невидимое действительно существует. Иисус Христос учил простыми и очень ёмкими понятиями: «по вере вашей да будет вам», а маловерие или отсутствие веры Господь сравнивает с боязнью и страхом. Можно вспомнить слова Христа во время морской бури, в которую он однажды попал с учениками. «И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал ученикам: что вы так боязливы? как у вас нет веры?».

В исламе существуют условия и правила веры. Каждый верующий, принимая ислам, выстраивает свою жизнь согласно этим правилам и старается неукоснительно их выполнять. Вера в Аллаха для мусульманина — это цель и смысл его бытия. Для мусульман Аллах — всевидящий, всезнающий, начало всех добрых дел Ему поклоняются, берут с него пример.

Важна для мусульман вера в Пророков. Уважение к мудрецам, пророкам, святым, старшему поколению, особо почитается у народов, исповедующих ислам.

Одно из правил исламской веры говорит о том, что каждый должен жертвовать бедным и помогать малоимущим. Для верующего мусульманина очень важно быть милосердным и отзывчивым.

В древних книгах буддизма о вере говорится так: «Она из потоков страданий спасает, в «Град Счастья» ведёт, словно знак путевой. Она — прямодушие, чистосердечье, спасенье от гордости, корень почтенья, богатство, сокровищница и клад».

Вера в буддизме трактуется как спасительная движущая сила на духовном пути, как средство ориентации, как качество чистосердечного сознания, как противодействие самомнению. К вере ещё относятся усердие, внимательность, сосредоточение, мудрость.

Традиционно личность воспринимает духовную культуру своего окружения, своего общества, того государства, в котором живёт. Культура духовная рассматривается как высший уровень культуры человеческой, вобравший в себя опыт обращения человека и человечества к Творцу. Постижение человеком богодухновенной культуры способствует более глубокому и разностороннему развитию психики, становлению гармоничного образа мировосприятия, знакомству с такими видами человеческой деятельности, которые недоступны в десакрализованной культуре.

Вера — двигатель мотивации, она побуждает человека творить, бороться со своими страхами, преодолевать неудачи, создавая здесь и сейчас своё будущее, действовать самостоятельно и ответственно.

Человек, уверенный в себе и своём будущем, берет ответственность за свою жизнь и все происходящее с ним, участвует в функционировании и развитии демократических институтов и гражданского общества, способен и желает учиться всю жизнь, непрерывно совершенствоваться в профессиональном плане, в личной и общественной жизни.

Уверенность в себе помогает создавать и развивать свой духовно-нравственный потенциал. Разносторонне развитая личность понимает и принимает различия, уникальность каждого человека, получает удовольствие от жизни, общаясь и взаимодействуя с людьми других культур, языков и религий.

Современная эпоха — период контрастов, противоречий и удивительных реформ. Общественные и культурные перемены создают порой как новые блага для комфортной жизнедеятельности, так и трудноразрешимые задачи для человека, заставляя его приспосабливаться к новым условиям жизни. Информационное поле стало практически безграничным и общедоступным посредством интернет-технологий. Необходимо уметь критически относиться к распространяемой по каналам средств массовой коммуникации информации и рекламе, так как любая информация бывает позитивной и негативной, может быть искажена или иметь под собой провокационную почву.

С помощью веры человек понимает, что ему под силу намного больше, чем он может себе представить. Человек твёрдой веры живёт по принципу «нет ничего невозможного» и «все, что в моих силах, я могу сделать». Если применять такой принцип в жизни, то появляются новые возможности, легко преодолеть страх, который зачастую является трудноразрешимой проблемой.

Вера как компетенция побуждает к неукоснительному соблюдению заповедей и других нравственных принципов: движимый верой человек делает добрые дела постоянно, своими добродетельными поступками он оздоравливает и себя и окружающее общество.

Можно выделить четыре составляющих веры как компетенции:

1. Уверенность в невозможном — убеждение, что любую проблему можно решить, трудную ситуацию — сделать простой. Как? Для начала забыть слова: не уверен, невозможно, боюсь. Уверенность в невозможном даёт удивительные силы, облегчает путь к счастью.

2. Стремлению к идеалу. Психологи говорят, что «совершенствование и стремление к идеалу возникло в человеке со времени зарождения второй сигнальной системы (мышление и речь) и формирования абстрактного мышления. Философы Лейбниц и Кант считали, что «совершенствование как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Предполагается, что искомое совершенство включает добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований». Это врождённое стремление к непостижимому совершенству помогает человеку обрести силы, мотивирует к позитивным действиям, повышает уверенность в себе. В любой мировой религии и идеологии есть идеал, к которому человек стремится, тем самым приобретая уверенность в себе.

Стремление к совершенству — основа любого развития (духовного, душевного, физического) любого прогресса как в материальной, так и в духовной сфере, в любом обществе. Совершенство — всеобъемлюще и в любом виде прекрасно, потому что единственным противовесом злу и гарантом его несодеяния кем-либо является мощный духовный потенциал личности.

3. Совершение добрых дел (доброделание). Уверенный в себе человек всегда готов помогать другим, совершать добрые дела. Исторически сложилось, что в любом обществе всегда были сильные и слабые, богатые и бедные, верующие и нигилисты. Это значит, что у каждого человека есть возможность помочь ближнему, потому что все мы имеем разное духовное и физическое состояние. Имеющий силы поможет слабому, верующий, сильный духом поможет неверующему, заблуждающемуся обрести верный путь.

4. Следование нравственным принципам. Следование заповедям позволяет человеку чувствовать себя счастливым в любых жизненных обстоятельствах. Современный человек сегодня находится под влиянием общественных, политических и информационных сил. Политические и культурные перемены, события в общественной жизни воздействуют на сознание и поведение человека. Они могут как приносить пользу, так и вредить психическому, духовному и социальному здоровью. Особенно этому воздействию подвержено подрастающее поколение.

Верящим человеком быть не сложно. Необходимо осознание своих сильных сторон собственного развития, видение себя со стороны. Нужна способность видеть и создавать своё будущее, намечать ближайшие и перспективные цели собственного развития. Важно уметь отдавать и просить, быть готовым к сотрудничеству, быть милосердным, анализировать собственные успехи в личностном росте и поощрять успехи других.

Отсутствие веры легко диагностируется. Неуверенный человек напряжён, тревожен, недоверчив к окружающим, мнителен, часто находится в состоянии стресса, депрессии, истеричен, экзальтирован, у него бывают апатия и безразличие, он утомлён и подавлен. Такое состояние пагубно для человека, его можно отождествить с болезнью, каким-либо расстройством психики.

Вера каждого в коллективе создаёт особый эмоциональный настрой, фон: комфортный, доброжелательный, уравновешенный, спокойный, где каждый другого ободряет и поддерживает. Веру усиливает добровольческая деятельность, если она основана на полной свободе, осознанном волеизъявлении индивидуума, является выбором на пути собственного личностного прогресса.

Добрые дела приносят плоды благодарности от людей и между людьми, в обществе и коллективе формируется позитивная среда, повышая самооценку как личности, так и всего общества. Человек, совершая добрые дела, становится социально полезным для общества, принося пользу близким своим духовным здоровьем.

В современном обществе в последние годы наблюдается духовный и религиозный подъем. В России и за рубежом увеличивается количество паломников, посещающих святые места. Открываются религиозные образовательные учреждения, церковь обязует приходы открывать воскресные школы и сотрудничать с учебными заведениями. Усилилась роль церкви в социальном служении обществу.

Это связано с тем, что люди стали доверчивее к ближним, увереннее в себе, в своих силах, через обращение к Богу как к некоему непогрешимому авторитету, провозвестителю и хранителю истины и начала бытия, через живую веру, плодами которой является духовное и физическое оздоровление.

Вера начинается с доверия к доброму имени человека, укрепляется и растёт по мере более близкого знакомства с его делами и поступками и, наконец, превращается в уверенность при личной встрече, непосредственном общении и установлении прямых человеческих отношений.

Формирование веры как компетенции — непрерывный и бесконечный процесс. Вера формируется внешними условиями, образовательными средствами, непосредственно обращёнными к внутренней, индивидуальной составляющей личности каждого. Уверенный человек обладает полной свободой выбора и выбирает добродетельное служение как своё предназначение.

Воспитание патриота связано с обучением ответственности и служению другим людям, верой в идеалы, со спонтанным следованием чувству долга.

Служение (происходит от сущ. слуга) – жертвование своего времени на пользу чего-нибудь (высокого стиля: Богу, людям, Отечеству), основано на идее любви к ближнему, людям, на стремлении помочь кому-то другому, выражает возможность добровольно взять на себя обязанность оказывать помощь другим и трудиться на благо общества в духе взаимности.

В жертвовании своего времени присутствуют солидарность: человек есть то, что он делает для других, что он отдаёт другим, при этом присутствует элемент просвещённого своекорыстия: «То, что я делаю для тебя сегодня, ты, возможно, сделаешь для меня завтра».

Вера, уверенность, верность, взаимное доверие делают людей лично заинтересованными в благополучии других. В этом смысле служение – свободно принимаемое моральное обязательство. Человек помогает другому потому, что это даёт ему чувство удовлетворения от выполнения своего нравственного долга. Взаимопомощь и самопомощь зиждется на доверии и ожидании. Заботясь о людях и делясь с ними, человек становится более человечными и в то же время укрепляет нравственный климат в коллективных сообществах и социальную ткань общества.

В настоящее время идут поиски общественно-государственной стратегии развития Российской Федерации, которая определит направления и механизмы сотрудничества институтов гражданского общества и государства, станет ориентиром для обновления и развития страны.

Такая стратегия должна учитывать:

- истинное положение дел в мире и стране,

- перспективы развития общества и государства,

- глобальное мышление,

- технологические и экономические нововведения,

- воплощение мечты граждан о лучшем будущем для них и их потомков.

Каждый россиянин должен чувствовать себя сопричастным решениям, принимаемым властью, и, соответственно, нести за них солидарную ответственность.

Одной из технологий объединения граждан является коллективное стратегическое планирование своей персональной ответственности за желаемое будущее.

«Качели времени», в отличие от традиционных форсайт-методов - это не экспертное видение будущего, при котором горе-специалисты могут позволить себе негативный прогноз.

«Качели времени» - всегда только позитивное будущее, поскольку именно позитивность – это:

восприятие мира в светлых тонах,

вера в себя и светлое будущее, независимо от того, что происходит в настоящем,

способ восприятия, отмечающий положительные стороны событий, личностей и себя самого, акцентирование внимания на хорошем,

постоянное удовольствие от самого процесса жизни, отсутствие зацикленности на неудачах

переживание полноты жизни, глубокого смирения с неизбежным и неотвратимым по поводу трагедий и несчастий.

Мир является отражением нашего образа мыслей. Каждый человек сам выбирает, как воспринимать все происходящее с ним. Такая черта характера, как позитивность помогает людям в любой сфере деятельности. Позитивный человек верит в себя и в то, что все будет хорошо. Часто происходит так, что социальная среда навязывает людям не только определенную модель поведения, но и сам образ мыслей. Человек, воспитанный в семье, в которой принято постоянно жаловаться на жизнь, критиковать государство, соседей и друг друга, вряд ли будет позитивно смотреть на вещи, однако в сознательном возрасте вполне возможно изменить установившийся образ мыслей и развить в себе необходимую черту характера.

Наличие только положительных мыслей сильно влияет на качество жизни человека, а также на его здоровье. Невозможно быть здоровым и успешным, если все время думаешь о плохом, злишься, боишься или осуждаешь. Если человек представляет себе самое лучшее развитие событий, оно обязательно воплощается в жизнь. Это вызывает еще больше положительных мыслей, и в итоге, жизнь становится прямой и удобной дорогой к светлому будущему.

Жизнь без ошибок и поражений невозможна, однако позитивные люди справляются с этим гораздо легче. Если воспринимать каждую ошибку как урок, а каждое поражение, как вызов к новой борьбе, жизнь становится куда интереснее. Только так можно добиться действительно серьезных успехов в любой области.

Позитивность как устойчивый поведенческий навык позволяет отслеживать свои мысли, запуская в голове «генератор решений», приводящих прямо или косвенно к позитивному решению любой ситуации и автоматическому отторжению негативных сценариев.

Позитивный человек:

- управляет собственными эмоциями;

- защищён от деструктивных воздействий извне;

- расширяет границы восприятия своих возможностей;

- нейтрализует негативные воспоминания;

- мгновенно «переключает» свой настрой с апатии на энтузиазм и желание действовать.

Постоянное страдание из-за чужих проблем, привычка лезть в чужие дела заставляют человека чувствовать гнетущее бессилие, осознавать, что где-то что-то плохо, а он не может ничего изменить.

Мир устроен несправедливо и единственный способ сделать его лучше – начать с самого себя, став созидателем, а не тратить свою энергию на обличение и наказание людей, которые ведут себя неправильно.

Удовлетворённость качеством своей жизни во многом достигается благодаря продолжительному конструктивному и оптимистическому настроению. А настроение – это состояние разума. Твёрдая уверенность человека в том, что он наделён огромным потенциалом, здоровьем, способностями к достижению успеха, что он имеет определённую миссию и управляет своими идентичностями, – всё это укрепляет дух и проявляется в виде позитивных действий.

Более того, объединение счастливых людей, уверенных в том, что будущее – позитивно, может стать той самой искомой платформой, нивелирующей противоречия различных конфессий, цивилизаций, партий, организаций, народностей.

Продление счастья. Платформа для объединения. У позитивного будущего не может быть друзей и врагов – оно объективно, но у него есть содержание и форма, отражённые в интересах конкретного человека и объединений людей.

Прикладной форсайт-метод «Качели времени» - инновационная технология становления будущего настоящим, позволяющая здесь и сейчас:

- совершать действия, сориентированные на надлежащий эффект при видении идеального будущего;

- выработать рекомендации для целедостижения, планирования, программирования, проектирования, вообще, управления на основе сопоставления данных из будущего и нормативов здесь и сейчас.

Применение форсайт-подхода и термина «форсайт-технология» к социальным процессам – новое явление. Форсайт-подход может являться основой для концептуального и проектировочного освоения области воспитания как части социальной практики.

Метод «Качели времени» - оперативный метод визуализации позитивного образа будущего, корректирующий желаемые результаты человека или компании через конкретные действия здесь и сейчас.

«Качели времени» являются форсайт-методом, позволяют за короткий промежуток времени осознать не потребительскую, а исходящую позицию, принять ответственность за свою жизнь и будущее своей Родины.

Визуальный результат метода – Мотиватор24 – представляет собой человека (компанию), созданного в будущем (технология дополненной реальности) и предлагающего конкретные позитивные действия в настоящем.

Мотиватор24 как дополненная реальность (я в будущем, меняющий своё настоящее) позволяет:

- (смысловая задача) управлять своей реальностью через усиление уверенности, что этим можно управлять, осознать свою ответственность за всё, что происходит в жизни; акцентировать внимание человека на личном здоровье как ресурсе для заботы о родных и близких людях; сконцентрировать человека на позитивном в других как мощнейшем стимуле позитивизации собственного внутреннего мира;

- (действенная задача) скорректировать желаемые результаты человека или компании через конкретные действия здесь и сейчас; найти ресурсы для реализации своих социальных инициатив;

- (исследовательская задача) организовать регулярный онлайн-мониторинг возможностей, потенциала, идей, ресурсов каждого человека, позитивно воспринимающего действительность и улучшающего окружающую реальность.

Правильно организованные «Качели времени» включают три обязательных этапа:

1. Участнику (участникам) предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через специальные короткие видеоролики, медитативную музыку, коллективный отсчет часов, дней или лет, совместное употребление витаминок, кусочка сахара или простой воды, пересаживание с одного места на другое, смена позы и т.п. Переместиться возможно в любое будущее на час, сутки, месяц, год, столетия вперёд.

2. Участники (письменно, устно, под аудио или видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично или коллективно созданном будущем. Приветствуются любые идеи. Критика запрещена. Возможна работа по группам.

3. Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас. В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что сейчас – это и есть главный мотиватор выбранного лучшего будущего. План конкретных действий достижения увиденного будущего включает ключевые преобразования, события, ресурсы, решения, лоббистские меры развития человека или компании.

Успех «Качелей времени» зависит от психологической атмосферы и профессионализма ведущего. Позитивный настрой ведущего, уважительное отношение к каждому мнению, жесткое пресечение негативных высказываний, умение видеть, слышать, поддерживать смелость каждого присутствующего – всё это позволяет создать атмосферу дружеского праздника.

«Качели времени» - это оригинальный форсайт, всякий раз вызывающий восторг. Называть их тренингом не совсем корректно, потому что больше это напоминает исследование будущего с непосредственным проникновением в него (включенный эксперимент), после которого человек продолжает наслаждаться своим счастливым статусом в настоящем. Форсайт-культура, формируемая на «Качелях времени», это не разовый тренинг или курс повышения квалификации. Это умно выстроенная система: позитивное мышление, позитивное отношение, позитивные действия.

Воспитание патриота – человека-созидателя, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к себе, семье, Родине, потребности творить и совершенствоваться – является важнейшим условием успешного развития России и её объединяющей идеей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек горящих вдали,

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли,

А может, она начинается

Со стука вагонных колёс,

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс.

С чего начинается Родина...

(Михаил Матусовский)

Все начинается с любви!

1.

Все начинается с любви...

Твердят:

"Вначале

было

слово..."

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви!..

Все начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребёнка --

все начинается с любви.

Все начинается с любви,

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

даже ненависть --

родная

и вечная

сестра любви.

Все начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

тоска

и подвиг --

все начинается с любви...

Весна шепнёт тебе:

"Живи..."

И ты от шёпота качнёшься.

И выпрямишься.

И начнёшься.

Все начинается с любви!

(Роберт Рождественский)


Наши рекомендации