Общественно-государственное взаимодействие в воспитании патриота
Исторически сложилось, что воспитание патриота – это одновременная ответственность общества и государства.
С воспитания начинаются общество и государство. Именно родители, затем воспитатели, учителя, тренеры и другие наставники закладывают основное понимание человеком общественного устройства, его справедливости или несправедливости, свободы или её ограничения, прав и обязанностей гражданина. Именно взрослые выступают примером участия-неучастия в жизни своей Родины, позитивного или негативного к ней отношения.
При этом общество и государство через нормативно правовое и директивное регулирование оказывают влияние на воспитателя, выступая главными заказчиками идеального патриота: законопослушного, полезного исполнителя или свободного, критически мыслящего, имеющего чувство собственного достоинства, инициатора общественных преобразований.
Отдельная страна (или мировое сообщество в целом) рассматривается как система взаимодействия общества и государства в различным теориях:
Боден, Гоббс, Спиноза. Государство рассматривается как полное отрицание естественного состояния. Оно обретает свою легитимность, чтобы переломить это состояние войны с помощью заключения договора между исполненными страха жителями. Возникающее при этом гражданское общество считается равнозначным государству и его законам.
Пуфендорф, Локк, Кант, А.Фергюссон и др. Государство – это орудие, с помощью которого общество осуществляет свои свободу и равенство. Оно должно охранять общество. Различие между обществом и государством стирается.
Т.Пейн. Государство – неизбежное зло, а гражданское (естественное) общество – безусловное благо. Государство – общественная власть, делегированная ради общей пользы общества. И чем совершеннее гражданское общество, тем меньше возможности для управления у государства.
Гегель. Государство должно охранять гражданское общество, возвышаясь над ним и ставя ему пределы. Гражданское общество – это не естественное состояние свободы, а исторически сложившееся устройство нравственной жизни, охватывающее экономику, общественные группы давления и институты, ответственные за исполнение гражданского права и социальное обеспечение. Признавая гражданское общество и сохраняя его подчинённое положение, государство может обеспечить его свободу.
Дж.Милль, А.Токвиль. Опираясь на опасение, что новые формы государственного вмешательства подавляют гражданское общество, подчёркивается важность защиты и обновления гражданского общества, понимаемого как самоорганизующаяся, гарантируемая законом сфера, которая не находится в непосредственной зависимости от государства. В гражданском обществе государственная политика строится на общественном договоре, позволяющем защищать интересы и поддерживать инициативы граждан, а не подавлять их. В неразвитом обществе государство направляет и держит под своим контролем гражданские инициативы, препятствует созданию собственных, независимых институтов гражданского общества. Развитость гражданского общества проявляется в контроле, подотчётности государства институтам гражданского общества.
В истории взаимодействия государства и общества прослеживаются три фазы трансформации:
1. Фаза «естественного права и общественного договора»: суть в том, что народ и власть строят свои взаимоотношения на основе заключения общественного соглашения или договора и тем самым возникает гражданское общество (Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Г.Грация, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Гольбах, Дидро, Монтескье и др.).
2. Фаза «рационализация общественной жизни»: понятие гражданского общества из схемы идеального общественного устройства преобразуется в социальную реальность, связанную с развитием индустриальной экономики, науки, техники, демократии, права (Гумбольдт, Гизо, А.Смит, И.Кант, А.Токвиль, Гегель, Маркс, Шпенглер, М.Бакунин, П.Новгородцев, И.Ильин и др.).
3. Фаза «отказ от рационалистической модели гражданского общества»: в конце 70-х – начале 80-х гг. XX века гражданское общество рассматривается через взаимодействие личности и властных структур государства, а также через взаимодействие системного (совокупность безличных отношений людей в сфере государственной и экономической деятельности) и жизненного (область прямой коммуникации людей и публичной сферы) миров (Ю.Хабермас, А.Турен, Э.Гидденс, З.Бауман и др.).
В основе разделения страны (мирового сообщества) на политическое (государство) и гражданское общество – их разные целевые установки. Цель государства – удержание власти, перераспределение общественных благ. Цель гражданского общества – индивидуальное развитие, защита прав и свобод каждого человека с высокой степенью его социальной сплочённости с другими. Главное внимание в поддержке общественного движения государственными институтами направлено на инициатора как прилежного исполнителя нормативных предписаний. Со стороны институтов гражданского общества главное внимание уделяется инициатору как общественному деятелю, способствующему прогрессивному развитию общества, страны и мира.
Особенность государства – преобладание вертикальных (иерархических) отношений между его субъектами, выраженном характере нормативной ситуации (наличии точно определённых правил, условий и обстоятельств). Государство включает в себя три уровня: верхний, институциональный уровень – федеральные органы управления; средний, управленческий уровень – региональные и муниципальные органы; низовой, учрежденческий уровень – государственные и муниципальные учреждения и организации. Институты государства: глава, правительство, чиновничий аппарат, армия и т.п.
Гражданское общество – самодостаточная историческая совокупность отношений членов самоорганизующихся структур, функционирующих вне государственного вмешательства и формирующих в активном взаимодействии с государством развитые правовые отношения между субъектами социального и индивидуального действия: экономического обмена (рынок), практик самоуправления, обмена мнениями (публичная политика).
В развитом гражданском обществе общественное сознание осваивает знания и представления, нормы и ценности, стимулирующие и легитимирующие общественную активность и социальную инициативность людей. Социальная инициатива – мотор развития демократии, демократического сознания. Гражданское общество – взаимодополняющие, параллельно существующие средства и инструменты, с помощью которых граждане через реализацию своих инициатив участвуют в жизни страны.
Гражданское общество позволяет конкретному индивиду ощущать себя значимым элементом общественной жизни, в которой его единичный голос – значимый аргумент в выборе путей развития общества. Главным субъектом, действующим лицом гражданского общества является личность, имеющая определённую систему потребностей, интересов, ценностей. Возможность реализации этой системы превращает человека в участника общественного развития, члена гражданского общества.
Гражданское общество и государство взаимозависимы и взаимно дополняют друг друга. Успешность развития страны основана на авторитетной и профессиональной власти, мощном структурированном гражданском обществе, свободной, независимой ответственной позиции средств массовой информации. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, так как только сознательные, свободные и инициативные граждане способны создавать рациональные формы человеческого общения. Государство призвано противодействовать хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод личности.
В соответствии с этим можно выделить преобладающие горизонтальные отношения, свойственные институтам гражданского общества, и преобладающие вертикальные (иерархические) отношения, характерные для государственных структур.
Горизонтальные связи основаны не на власти-подчинении, а на осознании самими людьми чувства сопричастности к сообществу равных и близких людей (корпоративной, профессиональной и др. принадлежности) и на авторитете лидеров, самовыдвигаемых или выдвинутых членами гражданского общества.
Горизонтальные отношения гражданского общества реализуются на двух уровнях: 1) фундаментальном (обеспечение стабильности развития гражданского общества) и 2) индивидуальном (обеспечение политических и культурных предпочтений, ценностных ориентаций, автономности и независимости личности).
Индивидуальный уровень горизонтальных отношений гражданского общества, в зависимости от материальной выгоды, может иметь частную (коммерческую) или общественную (некоммерческую) направленность. Право на частную собственность – одно из основных в рыночной экономике. Большая часть гражданского общества – частные собственники, это наиболее развитый и многочисленный слой (частные предприятия в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; владение землёй, недвижимостью, ценными бумагами; интеллектуальная собственность и т.д.). Отличительная особенность частной направленности горизонтальных отношений гражданского общества – личная материальная выгода. Частная собственность, которую необходимо защищать, предполагает проявление социальных инициатив, связанных с коммерческой выгодой, созданием различных объединений частников и предпринимателей, защищающих их право на частную собственность и извлечение из неё прибыли.
Общественная (некоммерческая) направленность горизонтальных отношений гражданского общества предполагает удовлетворение нематериальных потребностей его членов на уровне группы или всего общества. В соответствии с этим члены общества объединяются по двум причинам: 1) для реализации личностных, групповых потребностей или интересов; 2) для развития гражданского общества как независимого, но взаимодействующего с государством института.
В первом случае самые развитые структуры общественной направленности горизонтальных отношений – семья, церковь, общественные объединения, и др. некоммерческие организации, творческие союзы, научные ассоциации, органы самоуправления по месту жительства и т.п.
Во втором случае – политические партии, правозащитные организации, свободная пресса, парламент, омбудсмены, адвокатура, общественные контролёры, общественные эксперты, понятые, вооружённый народ (ополченцы, повстанцы) и т.п.
Общественное движение как способ самодеятельного участия человека предполагает, прежде всего, инициативную самоорганизацию институтов гражданского общества: их создаёт гражданин (граждане) для удовлетворения своих потребностей, они действуют автономно от государства, осуществляя свою деятельность в рамках инициированных гражданами правил.
Государство заинтересовано в юридической регистрации (в соответствии с принятыми законами) инициативных групп (общественных объединений, религиозных, научных, творческих организаций и т.п.), поскольку государственная регистрация – это возможность количественного и качественного контроля за деятельностью общественных институтов.
Институты гражданского общества, в своей совокупности составляющие общественное движение, – это, чаще всего, временные и непостоянные (по составу) группы, имеющие особенности:
- спонтанность возникновения;
- кратковременность функционирования;
- разнородность состава;
- относительная автономность существования;
- коллективный характер жизнедеятельности;
- завершённый цикл развития.
Наиболее широким понятием, отражающим всё многообразие организационных форм общественного движения детей и молодежи, выступают «неформальные объединения» - социальные группы с различной общественной ориентацией, доминантные признаки которых — наличие внутренне эмоционально окрашенных психологических взаимозависимостей участников при почти полном отсутствии институционально организованных отношений внутри группы. В неформальных объединениях выбор в основном носит случайный характер, цели часто вообще невозможно чётко сформулировать.
К неформальным объединениям относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Термин «неформальные объединения» предполагает их отличие от руководимых и направляемых взрослыми организованных детско-молодежных коллективов.
Исследователи различают неконструктивные и конструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за более радикальные реформы общества. Существуют неконституционные объединения, формирующиеся преимущественно из подростков. Чаще всего это дворовые (территориальные) организации, подражающие криминальным объединениям взрослых. Конструктивные группы состоят обычно из взрослых и молодых людей, имеют общественно значимые задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культуры, защиту природы, физического и психического здоровья и пр.
В группе конструктивных неформальных объединений выделяются самодеятельные объединения детей и молодежи – сообщества, возникающие по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. В самодеятельных объединениях, как правило, связующим ядром деятельности выступают цели, осознанный выбор которых определяет мотивацию участников. Общение в самодеятельных объединениях в целом подчинено единому делу или идее, тогда как у неконструктивных неформальных объединениях оно нередко является самоцелью, приводя к юношескому изоляционизму.
Идеальная модель взаимодействия гражданского общества и государства в воспитании патриота России предполагает их субъект-субъектную позицию при совместном выборе общего объекта: эмоциональной точки сплочения населения «за» или «против» чего-то.