Общественно-государственное взаимодействие в воспитании патриота

Исторически сложилось, что воспитание патриота – это одновременная ответственность общества и государства.

С воспитания начинаются общество и государство. Именно родители, затем воспитатели, учителя, тренеры и другие наставники закладывают основное понимание человеком общественного устройства, его справедливости или несправедливости, свободы или её ограничения, прав и обязанностей гражданина. Именно взрослые выступают примером участия-неучастия в жизни своей Родины, позитивного или негативного к ней отношения.

При этом общество и государство через нормативно правовое и директивное регулирование оказывают влияние на воспитателя, выступая главными заказчиками идеального патриота: законопослушного, полезного исполнителя или свободного, критически мыслящего, имеющего чувство собственного достоинства, инициатора общественных преобразований.

Отдельная страна (или мировое сообщество в целом) рассматривается как система взаимодействия общества и государства в различным теориях:

Боден, Гоббс, Спиноза. Государство рассматривается как полное отрицание естественного состояния. Оно обретает свою легитимность, чтобы переломить это состояние войны с помощью заключения договора между исполненными страха жителями. Возникающее при этом гражданское общество считается равнозначным государству и его законам.

Пуфендорф, Локк, Кант, А.Фергюссон и др. Государство – это орудие, с помощью которого общество осуществляет свои свободу и равенство. Оно должно охранять общество. Различие между обществом и государством стирается.

Т.Пейн. Государство – неизбежное зло, а гражданское (естественное) общество – безусловное благо. Государство – общественная власть, делегированная ради общей пользы общества. И чем совершеннее гражданское общество, тем меньше возможности для управления у государства.

Гегель. Государство должно охранять гражданское общество, возвышаясь над ним и ставя ему пределы. Гражданское общество – это не естественное состояние свободы, а исторически сложившееся устройство нравственной жизни, охватывающее экономику, общественные группы давления и институты, ответственные за исполнение гражданского права и социальное обеспечение. Признавая гражданское общество и сохраняя его подчинённое положение, государство может обеспечить его свободу.

Дж.Милль, А.Токвиль. Опираясь на опасение, что новые формы государственного вмешательства подавляют гражданское общество, подчёркивается важность защиты и обновления гражданского общества, понимаемого как самоорганизующаяся, гарантируемая законом сфера, которая не находится в непосредственной зависимости от государства. В гражданском обществе государственная политика строится на общественном договоре, позволяющем защищать интересы и поддерживать инициативы граждан, а не подавлять их. В неразвитом обществе государство направляет и держит под своим контролем гражданские инициативы, препятствует созданию собственных, независимых институтов гражданского общества. Развитость гражданского общества проявляется в контроле, подотчётности государства институтам гражданского общества.

В истории взаимодействия государства и общества прослеживаются три фазы трансформации:

1. Фаза «естественного права и общественного договора»: суть в том, что народ и власть строят свои взаимоотношения на основе заключения общественного соглашения или договора и тем самым возникает гражданское общество (Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Г.Грация, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Гольбах, Дидро, Монтескье и др.).

2. Фаза «рационализация общественной жизни»: понятие гражданского общества из схемы идеального общественного устройства преобразуется в социальную реальность, связанную с развитием индустриальной экономики, науки, техники, демократии, права (Гумбольдт, Гизо, А.Смит, И.Кант, А.Токвиль, Гегель, Маркс, Шпенглер, М.Бакунин, П.Новгородцев, И.Ильин и др.).

3. Фаза «отказ от рационалистической модели гражданского общества»: в конце 70-х – начале 80-х гг. XX века гражданское общество рассматривается через взаимодействие личности и властных структур государства, а также через взаимодействие системного (совокупность безличных отношений людей в сфере государственной и экономической деятельности) и жизненного (область прямой коммуникации людей и публичной сферы) миров (Ю.Хабермас, А.Турен, Э.Гидденс, З.Бауман и др.).

В основе разделения страны (мирового сообщества) на политическое (государство) и гражданское общество – их разные целевые установки. Цель государства – удержание власти, перераспределение общественных благ. Цель гражданского общества – индивидуальное развитие, защита прав и свобод каждого человека с высокой степенью его социальной сплочённости с другими. Главное внимание в поддержке общественного движения государственными институтами направлено на инициатора как прилежного исполнителя нормативных предписаний. Со стороны институтов гражданского общества главное внимание уделяется инициатору как общественному деятелю, способствующему прогрессивному развитию общества, страны и мира.

Особенность государства – преобладание вертикальных (иерархических) отношений между его субъектами, выраженном характере нормативной ситуации (наличии точно определённых правил, условий и обстоятельств). Государство включает в себя три уровня: верхний, институциональный уровень – федеральные органы управления; средний, управленческий уровень – региональные и муниципальные органы; низовой, учрежденческий уровень – государственные и муниципальные учреждения и организации. Институты государства: глава, правительство, чиновничий аппарат, армия и т.п.

Гражданское общество – самодостаточная историческая совокупность отношений членов самоорганизующихся структур, функционирующих вне государственного вмешательства и формирующих в активном взаимодействии с государством развитые правовые отношения между субъектами социального и индивидуального действия: экономического обмена (рынок), практик самоуправления, обмена мнениями (публичная политика).

В развитом гражданском обществе общественное сознание осваивает знания и представления, нормы и ценности, стимулирующие и легитимирующие общественную активность и социальную инициативность людей. Социальная инициатива – мотор развития демократии, демократического сознания. Гражданское общество – взаимодополняющие, параллельно существующие средства и инструменты, с помощью которых граждане через реализацию своих инициатив участвуют в жизни страны.

Гражданское общество позволяет конкретному индивиду ощущать себя значимым элементом общественной жизни, в которой его единичный голос – значимый аргумент в выборе путей развития общества. Главным субъектом, действующим лицом гражданского общества является личность, имеющая определённую систему потребностей, интересов, ценностей. Возможность реализации этой системы превращает человека в участника общественного развития, члена гражданского общества.

Гражданское общество и государство взаимозависимы и взаимно дополняют друг друга. Успешность развития страны основана на авторитетной и профессиональной власти, мощном структурированном гражданском обществе, свободной, независимой ответственной позиции средств массовой информации. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, так как только сознательные, свободные и инициативные граждане способны создавать рациональные формы человеческого общения. Государство призвано противодействовать хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод личности.

В соответствии с этим можно выделить преобладающие горизонтальные отношения, свойственные институтам гражданского общества, и преобладающие вертикальные (иерархические) отношения, характерные для государственных структур.

Горизонтальные связи основаны не на власти-подчинении, а на осознании самими людьми чувства сопричастности к сообществу равных и близких людей (корпоративной, профессиональной и др. принадлежности) и на авторитете лидеров, самовыдвигаемых или выдвинутых членами гражданского общества.

Горизонтальные отношения гражданского общества реализуются на двух уровнях: 1) фундаментальном (обеспечение стабильности развития гражданского общества) и 2) индивидуальном (обеспечение политических и культурных предпочтений, ценностных ориентаций, автономности и независимости личности).

Индивидуальный уровень горизонтальных отношений гражданского общества, в зависимости от материальной выгоды, может иметь частную (коммерческую) или общественную (некоммерческую) направленность. Право на частную собственность – одно из основных в рыночной экономике. Большая часть гражданского общества – частные собственники, это наиболее развитый и многочисленный слой (частные предприятия в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; владение землёй, недвижимостью, ценными бумагами; интеллектуальная собственность и т.д.). Отличительная особенность частной направленности горизонтальных отношений гражданского общества – личная материальная выгода. Частная собственность, которую необходимо защищать, предполагает проявление социальных инициатив, связанных с коммерческой выгодой, созданием различных объединений частников и предпринимателей, защищающих их право на частную собственность и извлечение из неё прибыли.

Общественная (некоммерческая) направленность горизонтальных отношений гражданского общества предполагает удовлетворение нематериальных потребностей его членов на уровне группы или всего общества. В соответствии с этим члены общества объединяются по двум причинам: 1) для реализации личностных, групповых потребностей или интересов; 2) для развития гражданского общества как независимого, но взаимодействующего с государством института.

В первом случае самые развитые структуры общественной направленности горизонтальных отношений – семья, церковь, общественные объединения, и др. некоммерческие организации, творческие союзы, научные ассоциации, органы самоуправления по месту жительства и т.п.

Во втором случае – политические партии, правозащитные организации, свободная пресса, парламент, омбудсмены, адвокатура, общественные контролёры, общественные эксперты, понятые, вооружённый народ (ополченцы, повстанцы) и т.п.

Общественное движение как способ самодеятельного участия человека предполагает, прежде всего, инициативную самоорганизацию институтов гражданского общества: их создаёт гражданин (граждане) для удовлетворения своих потребностей, они действуют автономно от государства, осуществляя свою деятельность в рамках инициированных гражданами правил.

Государство заинтересовано в юридической регистрации (в соответствии с принятыми законами) инициативных групп (общественных объединений, религиозных, научных, творческих организаций и т.п.), поскольку государственная регистрация – это возможность количественного и качественного контроля за деятельностью общественных институтов.

Институты гражданского общества, в своей совокупности составляющие общественное движение, – это, чаще всего, временные и непостоянные (по составу) группы, имеющие особенности:

- спонтанность возникновения;

- кратковременность функционирования;

- разнородность состава;

- относительная автономность существования;

- коллективный характер жизнедеятельности;

- завершённый цикл развития.

Наиболее широким понятием, отражающим всё многообразие организационных форм общественного движения детей и молодежи, выступают «неформальные объединения» - социальные группы с различной общественной ориентацией, доминантные признаки которых — наличие внутренне эмоционально окрашенных психологических взаимозависимостей участников при почти полном отсутствии институционально организованных отношений внутри группы. В неформальных объединениях выбор в основном носит случайный характер, цели часто вообще невозможно чётко сформулировать.

К неформальным объединениям относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Термин «неформальные объединения» предполагает их отличие от руководимых и направляемых взрослыми организованных детско-молодежных коллективов.

Исследователи различают неконструктивные и конструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за более ради­кальные реформы общества. Существуют неконституционные объединения, формирую­щиеся преимущественно из подростков. Чаще всего это дворовые (территориальные) организации, подражающие криминальным объедине­ниям взрослых. Конструктивные группы состоят обычно из взрослых и молодых людей, имеют общественно значимые задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культу­ры, защиту природы, физического и психического здоровья и пр.

В группе конструктивных неформальных объединений выделяются самодеятельные объединения детей и молодежи – сообщества, возникающие по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. В самодеятельных объединениях, как правило, связующим ядром деятельности выступают цели, осознанный выбор которых определяет мотивацию участников. Общение в самодеятельных объединениях в целом подчинено единому делу или идее, тогда как у неконструктивных неформальных объединениях оно нередко является самоцелью, приводя к юношескому изоляционизму.

Идеальная модель взаимодействия гражданского общества и государства в воспитании патриота России предполагает их субъект-субъектную позицию при совместном выборе общего объекта: эмоциональной точки сплочения населения «за» или «против» чего-то.

Наши рекомендации