Воспитание как деятельность воспитателей, развивающих личность
Старославянское слово «воспитать» происходит из двух слов «вос» (восполнить) и «питать» (кормить), то есть воспитание – это восполняемое питание, имеющее отношение к пище духовной (словарь М.Фасмера). В Древней Руси «възъпитание» означало возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать сокрытое внутри.
Интересную гипотезу происхождения слова «воспитание» предложил Ш.А.Амонашвили, разложив его на три составляющих: «в» + «ось» + «питание» – питание духовной оси человека.
В философских словарях «дух» – невещественное начало, первооснова живого. Духовное – это то сущностное, идеальное, совершенное, прекрасное, что противопоставляется биологическому (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил) и социальному (потребность в коммуникации, лидерстве и признании).
Сила духа человека – это количество времени, которое человек посвящает действиям (поступкам), связанным с развитием собственного духовного здоровья и с безвозмездной передачей своих способностей для развития духовного здоровья близких:
• лингвистические (языковые) – способности, связанные с чтением и письмом, иностранными языками;
• логико-математические – способности решения цифровых задач, умение разгадывать головоломки, обеспечивающие высокий показатель IQ;
• визуально-пространственные – способности образно мыслить, способности в живописи, скульптуре, архитектуре, компьютерном дизайне, ориентировании в пространстве;
• телесно-двигательные – способности в вождении автомобиля, плавании и т.п.;
• музыкально-ритмические – способности, связанные с музыкальным слухом, танцами, красивыми движениями;
• внутриличностные – способности к самопознанию, пониманию истинных потребностей, самооценки, самоопределения;
• межличностные – способность к общению и сотрудничеству с другими людьми, способность слышать и чувствовать других людей;
• экзистенциальные – способности человека рассматривать фундаментальные вопросы бытия, вечности, жизни и смерти.
(подходы к классификации Г.Гарднера)
При таком подходе возможно воспитание условно разделить на духовное, биологическое и социальное.
В современной педагогике существует большое количество определений понятия «воспитание».
Бедерханова Вера Петровна | Воспитание – практика принятия каждым растущим человеком во взаимодействии со значимыми людьми ценностей и норм общественной̆ жизни. Если воздействие/ влияние осуществляет не значимый взрослый в незначимой деятельности, вне диалога – феномен воспитания не возникает. |
Бондаревская Евгения Васильевна | Воспитание – процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. |
Газман Олег Семёнович | Воспитание – это социально-организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. |
Иванов Игорь Петрович | Воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе». Сложность и многомерность воспитательного процесса выражена в содержательной взаимосвязи четырёх его этапов: - самовоспитание воспитателей (личное и взаимное); - воспитание старшими подрастающего поколения; - самовоспитание воспитанников, взаимовоспитание сверстников; - воспитание воспитанниками воспитателей. |
Никитина Любовь Евгеньевна | Воспитание - общественно-государственная технология, влияющая на процессы социализации и социального развития, на будущие достижения России. Воспитание - мощная технология общественно-государственного строительства, продвижения России в будущее. |
Новикова Людмила Ивановна | Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. |
Макаренко Антон Семёнович | Воспитание – это содержательная организация жизни и деятельности воспитанников. |
Таланчук Николай Михайлович | Воспитание – процесс человековеде́ния, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. |
Щуркова Надежда Егоровна | Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, развитие у школьника способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. |
Данные определения позволяют рассматривать воспитание как:
закладывание базы развития личности с ориентацией на прошлое, настоящее и будущее развитие культуры;
создание комплекса воспитательных технологий разного целевого назначения в разнотипных социальных институтах;
самостроительство личности при педагогической поддержке и стимулировании со стороны воспитателей: осознание своего положения в мире – самоидентификация; понимание потребностей и индивидуальных способностей – самопознание; самореализация в добрых делах.
Глубочайший смысл воспитания не в том, кого и как воспитывают, а в том – кто и зачем воспитывает.
Зачем человек воспитывает другого или других?
В различных философских концепциях метафизики, гносеологии и аксиологии существует специфическое понимание воспитателя как образца для других людей: от авторитета, наводящего порядок и дисциплину (эссенциализм) до борца за справедливое социальное мироустройство (постмодернизм); от посредника между микроскопической сущностью человека и макрокосмической абсолютной сущностью (идеализм) до изобретателя последовательных альтернативных образов будущего (футуризм).
Объединяет различные философские концепции необходимость трансляции своих образцов в последователях. Без реальных последователей любое философское творение, как и любая ценность, мертворождённое. Образцовый воспитатель взаимодействует с окружающими людьми, выступая примером желаемого для него и для общества поведения в других, способствует воспитанию создателей, хранителей и распространителей ценностей, таких же, как у него.
Почему один человек становится образцовым по отношению к другому? Три причины легитимизации воспитателя:
- традиция: родители, старейшины, священнослужители и др.;
- законность: педагог, полицейский, офицер, начальник в коллективе и др.;
- безусловное доверие: друг, спасатель, тренер, духовник, лидер, эксперт и др.
Воспитание – это не отсроченный во времени процесс (помощи, поддержки, сопровождения, управления, формирования, регулирования, предъявления, восхождения и т.п.), когда кто-то другой задаёт образ необходимого поведения и выделяет время на его достижение.
Воспитание – это реализация каждым человеком (независимо от возраста и социальной роли) своего духовного, биологического и социального предназначения – быть образцовым воспитателем, примером желаемого для него и для общества поведения в других.
Любимые игры маленьких детей в родителей, воспитателей и учителей подчёркивают потребность человечества в передаче бесценного опыта ответственного воспитательства и родительства.
Субъекты и объекты образования
Жизнь – это череда ситуаций, который человек создаёт, взаимодействуя с чем-то или кем-то. Человек становится взрослым, когда управляет ситуациями, счастливым взрослым – когда использует каждую эту ситуацию для счастья ближнего.
Образование – это процесс взаимодействия двух и более субъектов для достижения заданного образа человека, семьи, общества, государства.
Образованный человек всегда имеет перед собой образ, к которому стремится. Необразованный человек этот образ ищет. Помогает найти и достигнуть образ человеку другой человек. В этом самый простой механизм педагогического взаимодействия: действия на благо друг другу.
Взаимодействие субъектов образования – это совокупность взаимных воздействий, ведущих к заданному образу. Педагогическое взаимодействие предполагает участие в этом процессе профессионально подготовленного педагога. С этой точки зрения, педагогика – это искусство педагога выстраивать воздействия на другого человека для достижения заданного образа во взаимодействии.
Воздействие – начало взаимодействия. Начинающий, воздействуя на другого, имеет дело с объектом, но как только объект начнёт воздействовать на другой объект, он переходит в позицию субъекта.
Субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и воспитанника происходит только в случае их равноправного партнёрства «за» или «против» ими осознанного объекта.
Субъект – носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысли или действия субъекта).
Субъект – это человек со свободным проявлением «Я», носитель сознания, воли и отношения, способный к осмыслению и осознанию связей с окружающей реальностью, рассматривающий внешний мир и собственное состояние как объект.
Педагог всегда имеет дело с субъектом, даже если сам субъект не овладел понятийным мышлением и не воспринимает себя субъектом.
При этом, педагогическое воздействие как начало взаимодействия, предполагает рассмотрение образовывающегося как объекта.
Объект – это всё, что воспринимается сознанием субъекта, подвергается оценке или воздействию с его стороны.
Объект – это застывший во времени и пространстве субъект (или предмет, явление, вещь, событие, процесс), который наблюдаемый может рассмотреть со всех сторон, на который может воздействовать.
До того момента, как субъекты взаимодействия не объединились «за» или «против» какого-то объекта – их отношения будут складываться как объект-субъектное. Они могут меняться этими позициями («слушай, что я тебе говорю» - «нет, это ты меня слушай») и даже конфликтовать из-за позиции субъекта («я прав» - «нет, я прав»), но пока они не договорятся о ком-то или чем-то другом – их взаимодействие не станет «субъект-субъектным».
Выделение и изучение объекта необходимо для продуктивного педагогического взаимодействия, когда педагог в любой возникшей ситуации имеет возможность адекватно оценить реальное положение дел здесь и сейчас, посмотрев на одного или на всех субъектов взаимодействия (в том числе и на себя) как объекты.
Объектами воздействия для педагога являются:
1) сам педагог – его образ, психофизический аппарат, телесная представленность, имидж, внешний портрет;
2) образы, играющие роль ориентиров педагогического взаимодействия;
3) образовывающийся или группа образовывающихся;
4) информация об окружающем мире, которую педагог передаёт другим, обучая их самостоятельному её извлечению, осмыслению, транслированию.
Воздействие субъекта на объект может быть явным или неявным с материальным или нематериальным стимулом.
Воздействие | Материальный стимул | Нематериальный стимул |
Явное (осознанное реагирование объекта) | - прямые высказывания, - письменные приказы, указы и им подобные документы, - материальное вознаграждение и др. экономические стимулы | - изменение своего отношения к объекту, - повышение или понижение статуса объекта |
Неявное (скорее бессознательное, чем осознанное реагирование объекта) | - организация дизайна среды (интерьера и экстерьера), позитивно влияющего на объект, - использование символов, вызывающих полезные переживания, - корпоративные события и традиции, позволяющие ощущать свою причастность к чему-то высокоорганизованному | - внушение, - гипноз, - фасилитаторство, - психодиагностика, - коучинг, - изменение подтекста беседы, - выражение истинного отношения к объекту, - пожелания и намерения, - психологическая помощь |
Субъект оказывает влияние на объект, но этот субъект делает то, что понимает сам. Если он заставляет объект жить в рамках только своего понимания – он начинает его не развивать, а тормозить. Часто «трудность» воспитанника как объекта – это обида воспитателя на свободу и смелость другого человека быть самими собой.
Воздействие – это действие, направленное на объект и имеющее определённую цель. Цель определяет способы исполнения воздействия с учётом особенностей объекта и ситуации.
Ситуация – это совокупность трёх изменяемых обстоятельств, в которых разворачивается взаимодействие:
- положение, которое субъекты занимают по отношению друг к другу (самочувствие, состояние, установка партнёров);
- предметная обстановка;
- наличие достигаемых во взаимодействии образов и целей, превращающих ситуацию в образовательный процесс.
Ошибочно считается, что наиболее эффективное образование, воспитание и обучение происходит «с глазу на глаз» - когда у педагога есть один единственный ученик-воспитанник, которому он передаёт весь накопленный человечеством опыт.
Такой индивидуальный подход к ученику использовался в прошлом и используется в настоящем состоятельными людьми, способными обеспечить своему ребёнку персонального репетитора, тренера, наставника.
Большие классы учеников и группы воспитанников появились и продолжают оставаться приоритетными в образовании не столько из-за неспособности большинства землян создать частную школу только для одного своего, самого любимого чада, сколько из-за огромной силы «коллективного субъекта» образования.
Главный секрет психолого-педагогического успеха в массовом образовании состоит в том, что педагог (родитель-учитель-воспитатель-тренер-вожатый), взаимодействуя с группой, превращает её в коллективный субъект образования, способный в разы усилить его педагогические требования.
Точно представляя себе образ идеального образовывающегося, педагог может позволить себе фокусироваться на группе, а не одном человеке, при этом направляя внимание всех и каждого на заданный идеал.
Поэтому, прежде чем начать любое взаимодействие, приоритетная цель педагога – определить образ своего идеального воспитанника.
Образ идеального воспитанника = образ идеального воспитателя
Самоидентификация | Самопознание | Самореализация | |
Прошлое (кем и каким я мечтал быть?) | + Кого или что вы больше всего любили и сильно желали в детстве? - Кого или чего вы больше всего боялись, что вас беспокоило больше всего в детстве, чего не боитесь и совершенно не беспокоитесь теперь? | + Какие у вас в детстве были самые глубокие желания, о которых вы могли рассказать только своему самому близкому другу? - Какое самое большое разочарование вы испытали в детстве? | + За каким самым важным советом в детстве вы обращались к другим людям? - Если бы у вас в детстве была волшебная палочка, что бы вы улучшили? |
Настоящее (кем и каким я являюсь сейчас?) | Сейчас вам комфортнее всего было бы взаимодействовать с человеком (если всё равно - поставьте прочерк): - какого возраста? - какого пола? - какого дохода? - какой профессии, работы? - где проживающим? - состоящим в отношениях (семейным или одиноким)? - какого образования? - каких политических взглядов? - каких религиозных взглядов? - имеющего своё собственное жилье или съёмное? - имеющего свою собственную машину, арендованную или пользующегося общественным транспортом? - живущему в кредит или свободным от долгов? - думающим о деньгах или не думающим о них? - как относящегося к абортам? - как относящегося к смерти? - как относящегося к зависимости от наркотиков, включая алкоголь и курение? - читающим какие газеты и журналы? - смотрящим какие передачи? - посещающим какие сайты? - имеющим какое хобби? - имеющим какие основные жизненные ценности? | + Когда, при каких условиях я нахожусь в гармонии и делаю счастливыми своих ближних? - Ищете ли вы до сих пор своё профессиональное призвание, отвечающее приобретённым умениям, индивидуальным способностям и запросам общества? | + Как вы можете стать причиной того, что человек, взаимодействующий с вами, достигнет всего самого лучшего для себя и для своего окружения? - Какое негативное взаимодействие с другим человеком станет идеальной успешной историей для вас, будет вызывать гордость и восхищение за пережитое испытание? |
Будущее (кем, каким я мечтаю стать?) | + Какая ваша миссия будет продолжаться и после ухода вас из этой жизни? - Против чего плохого, неправильного, нежелательного, неполезного вы готовы объединить людей? | + Кто или что является для вас образцом для подражания, у кого и почему вы учитесь с большим желанием, что такого особенного они имеют, что вас привлекает, что особенного они делают, что мотивирует вас самосовершенствоваться? - Из-за чего или из-за кого вы испытываете смутное, но устойчивое состояние тревоги за будущее, ожидаете чего-то такого, что может изменить вашу жизнь? | + Что объединяет ваши мечты из прошлого с мечтами о лучшем настоящем и будущем, что нужно обязательно изучить и сделать? - Какие ваши дары до сих пор остаются не востребованными близкими? |
Таким образом, формула идеального воспитанника будет складываться из трёх временнЫх (прошлое, настоящее, будущее) позиций человека, взявшем на себя роль субъекта воспитания:
- из опыта прошлого понимающего, что педагогическое взаимодействие – это уважение к требованиям, времени, пространству, осведомление о мечтах, потребностях, задачах, решать которые вместе интересно и вдохновенно;
- в настоящем взаимодействующий с другими с любовью, как с добрым другом-соседом;
- благодарный, способный и готовый отплатить, не торгуясь, тем, что вы заслуживаете, который рекомендует вас, вспомнит и расскажет о вас другим в будущем с восхищением.
Профессиональное управление ситуацией включает в себя три взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий:
1. Фиксация ситуации.
2. Анализ психолого-педагогических возможностей ситуации.
3. Преобразование ситуации в образовательный процесс.
Педагогическое взаимодействие, обусловленное достижением заданного образа, осуществляемое здесь и сейчас, порождает чувство взаимной благодарности.
Заданность образа, поддерживаемого окружающими, помогает человеку развиваться легко и свободно. Вступая в коммуникацию с людьми, педагог привносит в их жизнь позитивные впечатления, позволяет смириться с фактором временного пребывания в жизни другого. В этом случае каждый человек будет стремиться максимально качественно прожить миг между прошлым и будущим.