Аксиологические основания воспитания патриота
Аксиология – раздел философии, в котором изучаются представления о том, что человек или общество оценивают как предпочтительное. Основной вопрос аксиологии: «Что имеет ценность?». Ценности, которые признаются людьми на словах, но необязательно утверждаются на практике - осознанные ценности. Ценности, которые определяют повседневную жизнь, называют «действенными ценностями».
Чаще всего причиной конфликтов являются разные взгляды людей на ценности. Бесконфликтное общество, мирное сосуществование разных людей – это последствия согласия относительно базовых ценностей. Но достигнуть всеобщего ценностного согласия практически невозможно, поскольку различные позиции в вопросах метафизики и гносеологии, различные представлениях о реальности и истине – определяют различные, часто конфликтные системы ценностей.
Воспитание в конечном итоге представляет собой процесс формирования и развития предпочтений патриота. Что он будет считать для себя ценным? Собственное счастье или счастье ближних? Духовное или материальное? Каждый воспитатель своими поступками, часто неосознанно, постоянно инструктирует подражающих ему воспитанников: делайте как я.
Аксиология подразделяется на этику и эстетику.
В этике изучают правильные (нравственные) ценности как основания для правильных действий, и ищут ответы на вопросы: «Что я должен делать?», «Что следует считать жизнью с пользой для всех людей?», «Что есть правильное поведение?»
Современный прогресс человечества, породивший большое количество материальных удобств, должен быть обязательно подкреплён прогрессом нравственным, когда счастье ближнего является приоритетом перед счастьем личным.
Для эффективного воспитания патриота важно совместно всем заинтересованным сторонам найти ответы на вопросы: Какие этические стандарты и нравственные ценности важны для патриота? Каковы его всеобщие ценности морали? Кто или что составляет основание нравственного авторитета?
В эстетике определяют принципы, руководящие созданием и оценкой красоты и искусства, и ищут ответ на вопросы: «Что красиво?», «Что мне должно нравиться?». Будучи тесно связанной с воображением, фантазией и творчеством, эстетика чаще всего индивидуальна и субъективна.
Эстетический опыт – основа для улучшения восприятия, повышения восприимчивости, расширения чувствительности, связан с интеллектуальным знанием и эмоциональной сферой (чувствами и эмоциями).
Воспитание патриота включает в себя изучение изобразительного искусства, музыки, танцев и литературы. Но важно, чтобы воспитанники умели оценивать эстетическую сторону всей окружающей их обстановки: зданий, улиц, помещений, транспорта, одежды, социальных сетей, аккуратность письма и др.
Эстетические ценности человека являются отражением его философии. Для согласованного воспитания патриота важно найти ответы на вопросы:
Как сделать искусство продуктом индивидуального видения творящего, без искажения действительности?
Как сделать предметом художественного представления только хорошую сторону жизни, избегая уродливости и гротеска?
Что значит «ценное» произведение искусства? Какой критерий позволит разделять произведения искусства на «красивые» и «безобразные»?
Как придать искусству социальную функцию и практическую значимость?
Образ — всегда сигнал и имеет биологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения или ухода от раздражителя, а также траекторию, силу, скорость движения, пространственную локализацию. Человек не только ощущает, но испытывает познавательно-эстетическую потребность в ощущениях. В этой потребности заложена основа умственного и эстетического развития личности, полнота отражения мира и отношения к нему.
Образы представлений вторичны по отношению к образам ощущения и восприятия. Сохранённые в памяти, они улучшают ориентацию животных в среде, а у человека становятся достоянием духовной жизни, итогом познания чувственного мира, основой прогноза для познания и действия. Образ представления — исходная форма развития и развёртывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщённость образа.
Образы человека, семьи, общества и государства являются наглядным, абстрагированным, идеальным представлением о конкретном результате образовании, в котором соединяются нравственно-этические, социально-культурные ценности человечества и оценочные суждения педагогов: учёных и практиков.
При этом, данные образы не являются застывшими, раз и навсегда утверждёнными. Они развиваются, совершенствуются, творчески перерабатываются каждым педагогом, который, используя открытия философов, теоретиков и практиков образования, становится автором - исследователем собственной педагогической теории и образовательной системы.
В процессе реализации действия исходный образ видоизменяется (преобразуется), накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания образа безграничен (от образа микрочастицы до образа Вселенной), причём все содержание дано в нем одновременно (симультанно).
В чувственном образе может быть воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для образа служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь: в виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов.