Задачи социально – личностного воспитания дошкольников
1. Становление первоначальных ценностных ориентаций и гуманного отношения к миру (к людям, природе, рукотворному миру, своей семье, детскому саду).
2. Развитие социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям.
3. Воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками.
4. Воспитание культуры поведения и общения со взрослыми и детьми.
5. Развитие основ самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности к людям разной национальности.
Форма обучения– способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
Формы обучения бывают:
ü индивидуальные;
ü групповые;
ü коллективные;
ü самостоятельная работа.
ü Форма организации обучения- ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.
ü Организованная образовательная деятельностьсоединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную,
ü музыкально-художественную, чтение.
ü Образовательная ситуация- это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.
ü Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
ü Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
С чего начинается образовательная ситуация?
ü В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие.
ü В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек.
ü В старшем дошкольном возрастеперед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.
Чем завершается образовательная ситуация?
Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов, оценки детских достижений.
В младших группахзавершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации, и деятельностью детей.
Со средней группывводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала.
В старших группахвоспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
ü наблюдения в уголке природы; за деятельностью взрослых;
ü индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
ü создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;
ü трудовые поручения;
ü беседы и разговоры с детьми по их интересам;
ü рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
ü индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
ü двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
ü работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая
во время прогулки, включает:
ü подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
ü наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
ü экспериментирование с объектами неживой природы;
ü сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, снегом, природным и другим материалом);
ü элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
ü свободное общение воспитателя с детьми.
Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, включает разнообразные формы работы с детьми:
ü совместная игра воспитателя и детей;
ü ситуации общения и накопления положительного социально – эмоционального опыта;
ü творческая мастерская;
ü музыкально – театральная или литературная гостиная (детская студия);
ü сенсорный и интеллектуальный тренинг;
ü детский досуг;
ü коллективная и индивидуальнаятрудовая деятельность.
Особенности организации самостоятельной деятельности дошкольников
1. Создание специальных условий: организации предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов; использования педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей.
2. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности: самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации; речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей самостоятельные опыты и эксперименты и др.
3. Самостоятельная деятельность:
- самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми, в ходе которой происходит решение образовательных задач;
- свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам, удовлетворяющая потребности детей в самореализации и досуге.
4.Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в самостоятельной детской деятельности, является направленность деятельности воспитателя на стимулирование и поддержку интересов детей, проявлений самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация выступает как короткий фрагмент деятельности детей, осуществляемой самостоятельно.