Подходы и концепции дошкольной педагогики
Подходы и концепции дошкольной педагогики
1. Гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста.
2. Культурологический подход – позволяет рассмотреть сущность современного дошкольного образования через призму вхождения ребёнка в культуру и его культурного развития.
3. Субъектно - деятельностный подход, сущность которого заключается в создании эффективных педагогических условий для развития дошкольника как субъекта познания, общения и деятельности.
Психолого – педагогическая теория амплификации детского развития (А.В. Запорожец).
Амплификация – расширение, углубление тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста.
Согласной данной концепции оптимальные педагогические условия для развития личности ребенка создаются не путем форсированного , сверхраннего обучения, преждевременного превращения дошкольника в школьника, а путем максимального обогащения содержания и способов осуществления специфически детских видов деятельности (игровой, изобразительной, продуктивной и др.)
Актуальные проблемы современной дошкольной педагогики
1. Проблема комплексного, полидисциплинарного изучения детства.
2. Проблема организации педагогического процесса в детском саду как поля активного взаимодействия воспитателя и ребёнка, в котором происходит смена состояний системы деятельности и личностных достижений его субъектов.
3. Дальнейшее изучение детской игры и ее роли в социокультурном развитии современного дошкольника, в становлении его субъектных свойств, в проявлении активности и творчества. Проблема, связанная с вытеснением игры организованными формами обучения.
4. Проблема содержания и организации предшкольного образования как процесса, направленного на обеспечение полноценной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, выравнивание стартовых возможностей будущих школьников и формирование необходимого для успешного школьного обучения уровня начальной компетентности детей.
Научные подходы к профессиональной деятельности педагога
1. Традиционный структурно-функциональный подход (В.И.Гинецинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А .И. Щербаков).
2. Профессиографический подход (Е.А. Климов, В.А.Сластенин Л.Ф.Спирин).
3. Подход, при котором профессионально – педагогическую деятельность анализируют с точки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, В.А.Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Л.М. Митина, М.И.Станкин).
4. Культурологический подход (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.П.Раченко).
5. Компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.)
Профессиональная педагогическая деятельность
Всовременных психолого-педагогических исследованиях профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых следующих одна за другой профессиональных задач
(И.С. Батракова, Ю.Н. Кулюткин, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Радионова, Ю.П. Сокольников, Г.С. Сухобская, Л.Ф. Спирин, А.П. Тряпицына)
Профессиональная компетентность педагога
Это интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально – педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.)
Какие задачи решает современный педагог?
ü видеть ребёнка (ученика) в образовательном процессе;
ü строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
ü устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнёрами образовательного учреждения;
ü создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);
ü проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Субъектная позиция педагога
Это особое развивающееся качество личностной позиции педагога, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений, с готовностью к выбору, решению и оценке разнообразных жизненных и профессиональных задач.
Современный педагог ДОУ
ü Это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
ü Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.
ü Воспитание – одно из основных понятий педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса.
Средства воспитания,
обуславливающие успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста:
разнообразные виды детской деятельности:
коммуникативная;
трудовая;
познавательно – исследовательская;
продуктивная;
музыкально – художественная.
При ведущей роли игры.
Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного дошкольного образования: физическое, познавательно – речевое, художественно – эстетическое и социально – личностное развитие детей.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
ü наблюдения в уголке природы; за деятельностью взрослых;
ü индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
ü создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;
ü трудовые поручения;
ü беседы и разговоры с детьми по их интересам;
ü рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
ü индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
ü двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
ü работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая
во время прогулки, включает:
ü подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
ü наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
ü экспериментирование с объектами неживой природы;
ü сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, снегом, природным и другим материалом);
ü элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
ü свободное общение воспитателя с детьми.
Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, включает разнообразные формы работы с детьми:
ü совместная игра воспитателя и детей;
ü ситуации общения и накопления положительного социально – эмоционального опыта;
ü творческая мастерская;
ü музыкально – театральная или литературная гостиная (детская студия);
ü сенсорный и интеллектуальный тренинг;
ü детский досуг;
ü коллективная и индивидуальнаятрудовая деятельность.
Особенности организации самостоятельной деятельности дошкольников
1. Создание специальных условий: организации предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов; использования педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей.
2. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности: самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации; речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей самостоятельные опыты и эксперименты и др.
3. Самостоятельная деятельность:
- самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми, в ходе которой происходит решение образовательных задач;
- свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам, удовлетворяющая потребности детей в самореализации и досуге.
4.Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в самостоятельной детской деятельности, является направленность деятельности воспитателя на стимулирование и поддержку интересов детей, проявлений самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация выступает как короткий фрагмент деятельности детей, осуществляемой самостоятельно.
Подходы и концепции дошкольной педагогики
1. Гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста.
2. Культурологический подход – позволяет рассмотреть сущность современного дошкольного образования через призму вхождения ребёнка в культуру и его культурного развития.
3. Субъектно - деятельностный подход, сущность которого заключается в создании эффективных педагогических условий для развития дошкольника как субъекта познания, общения и деятельности.