Понятие культуры. Многообразие определений культуры
Обыденное и научное понимание культуры. Происхождение понятия «культура». более 500 дефиниций (лат. definitio «определение»), появившихся к настоящему времени
Основные причины разнообразия подходов в осмысление понятия культуры:
• Многообразие значений самого слова «культура»
• Многообразие феноменов, входящих в смысловое поле понятия культура
• Разнообразие типов определений культуры, связанное со способами ее истолкования
• Многообразие философских и научных подходов (философско-исторические концепции (И. Гердер, Г. Гегель О. Шпенглер, А. Тойнби; культурно-антропологические школы (Э. Тайлор,); Психоаналитические подходы (З. Фрейд, К. Юнг,); «игровые» теории (Й. Хейзинга); космологические системы (В.И. Вернадский); гуманистическая концепция, ( А. Швейцер). особняком стоят антропологические и культурологические идеи русской философии первой половины ХХ века (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, П. Флоренский, С. Франк, А. Лосев, М. Бахтин).
культура - многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
• Происхождение понятия «культура».
• У греков существовало понятие пайдейа (paideia), «Пайдейа» - это, прежде всего воспитанность и образованность. Гармония души и тела: в прекрасном теле обретается прекрасная душа.
• В поэтическом трактате «Земледелие» римский писатель Марк Порций Катон (234-149 до н. э.) впервые по отношению к возделыванию земли употребил слово «cultura» (обработка, улучшение, возделывание)
• Римский политический деятель, писатель и оратор Цицерон(106-43 до н. э.) в своей работе «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) пишет: помощи философии можно «возделывать» ум человека
• Средневековье - Бог- первопричина созидания, возделывания как души и тела, так и всего мира вещей
• Идеал досягаем только вне земного бытия
• Возрождение -идеал человека - это его богоподобие, или культурное совершенство человека, заключающееся во всестороннем развитии: физическом, нравственном, умственном
• XVII веке это понятие стало существовать как самостоятельный научный термин. Немецкий юрист СамюэльПуфендорф(1632-1694) в работе «О праве естественном»(1684), высказал идею, что человек может пребывать в двух состояниях естественном (природном) и культурном.
• Просвещение –Разум поставил знак равенства между совершенством человека и его разумностью
• В XIX веке появляются представления о культуре как системе ценностей, а также как о неких локальных образованиях. Н.Я.Данилевский (1822-1885) «Россия и Европа» (1869). О. Шпенглер(1880-1936) «Закат Европы» (1918-1922)
• XX век открыл для себя внутреннее многообразие культуры. - пролетарская и буржуазная культура, элитарная и массовая культура, гуманитарная и техническая культура
Структура культуры
по времени (культура прошлого, культура настоящего) по носителю(общечеловеческая (или мировая) и национальная; культура социальной группы, территориальная, культура малой группы (формальная или неформальная) и культура отдельного человека по многообразию человеческой деятельности(материальная культура, духовная культура) по содержанию и влиянию (прогрессивная и реакционная) по характеру отношений и контактам с другими культурами (закрытый тип культуры, открытый тип культуры) по «вертикальному» сечению (экономическая, политическая, экологическая, эстетическая) по источникам формирования (народная и профессиональная) Материальная культура, Духовная культура,
Функции культуры
человекотворческая, или гуманистическая функция, познавательная (гносеологическая), адаптивная функция, коммуникативная функция, Интегративная функция, Функция социализации (Социальная), Регулятивная (нормативная) функция, Ценностная, или аксиологическая, Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак)
Культура и природа: экологические проблемы теории культуры
Н.А. Бердяев: четыре периода отношений человека к природе:
1) погружение человека в природу;
2) выделение из природы, противопоставление природы и борьба с ней;
3) обращение к природе для овладения ею;
4) восстановление связи человека с «душой природе», «духовное овладение природой».
В. И. Вернадский, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер
А. Печчеи«Человеческие качества». Три основных нравственных постулата:
• чувстве принадлежности ко всему человечеству в отличие от приоритетов отдельных стран и народов;
• частичном отказе от их «суверенности» и эгоистических интересов;
• решительном отказе от насилия как средства разрешения конфликтов.
Техногенная цивилизация существует более 300 лет
«Футурология» (от лат. Futurum -будущее) – наука о будущем. В 1968 году была создана международная организация, объединившая ученых и специалистов из 30 стран мира, получившая название – Римский клуб. Его возглавлял А. Печчеи. Римский клуб стал одним из ведущих в глобальном моделировании перспектив развития человечества.