Задания контрольной работы. контрольная работа

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Учебно-методическое пособие

Для студентов заочного отделения

ЧЕРЕПОВЕЦ

Рассмотрено на заседании кафедры русского языка, протокол № 6 от 17. 03.04 г.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Гуманитарного института ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № 7 от 31.03. 04 г.

С о с т а в и т е л ь: М.А. Соколова

Р е ц е н з е н т ы: И.Л. Дугинова, канд. филол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ); Н.П. Павлова, канд. филол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

Н а у ч н ы й р е д а к т о р: Н.П. Павлова, канд. филол. наук, доцент

© ГОУ ВПО Череповецкий государственный задания контрольной работы. контрольная работа - student2.ru университет, 2004

Введение

Контрольная работа выполняется студентами заочного обучения после цикла аудиторных занятий на этапе подготовки к зачету или экзамену. Основное ее назначение состоит в формировании у студентов навыков практического применения теории, умений самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, а также в проверке качества усвоения изученного материала.

Контрольная работа содержит задания по орфоэпии, акцентологии, орфографии, пунктуации, стилистике, нормам лексики и грамматики.

Работу над контрольной работой следует начинать с основательного изучения теоретического материала. При выполнении заданий рекомендуется обязательно использовать словари и справочники, указанные в списке литературы.

В конце работы необходимо представить список использованной учебной и справочной литературы. Оформление списка литературы осуществляется согласно ГОСТ 7.1-84 « Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления».

Задания контрольной работы

Задание 1.Какой звук: [э] или [о] – произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по орфоэпическому словарю русского языка.

О б р а з е ц : надсекший [э]; наплётший [о]

Вариант 1. Афера, хребет, желоб, маневр, холеный, поблекший, осужденный, жернов, издевка, никчемный.

Вариант 2. Опека, шлем, заем, околесица, дебелый, новорожденный, привезенный, жердочка, леска, несовременный.

Вариант 3. Житие, оседлость, свекла, планер, одноплеменный, дареный, поименный, шерстка, старьевщик, недоуменный.

Вариант 4. Бытие, гренадер, острие, шофер, одновременно, груженый, внесенный, амеба, блестки, истекший.

Вариант 5. Зев, головешка, береста, дрема, забредший, занесенный, ввезенный, акушер, дерн, плетший.

Задание 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед [э]:

1 – твердое произношение: тостер [тэ];

2 – мягкое произношение: протекция [те];

3 – вариантное произношение: инертный [иэ] и нов. [ие].

Вариант 1. Декор, кофе, резюме, тест, бифштекс, артерия, пантера, бассейн, молекула, анестезия.

Вариант 2. Музей, диспансер, реквием, филателия, панель, водевиль, агрессия, кредо, миллионер, бартер.

Вариант 3. Фанера, компьютер, тезис, деноминация, партер, дедукция, депрессия, нейлон, президент, кодекс.

Вариант 4. Термин, менеджер, тембр, бутерброд, протез, дезодорант, рейс, ретро, газета, шинель.

Вариант 5. Брюнет, реле, термос, декольте, сарделька, критерий, фланель, трек, декрет, пастель.

Задание 3.Распределите данные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания ЧН по образцу:

[ШН] [ЧН] и [ШН] [ЧН]

горчи[шн]ый копее[шн]ый зада[чн]ик

копее[чн]ый

За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Вариант 1. Крошечный, Саввична, прачечная, античный, горчичник, шапочный, вечно, мелочность, печной, калачный.

Вариант 2. Речной, Кузьминична, скворечник, библиотечный, перечница, тренировочный, подсолнечник, научный, почечный, молочный.

Вариант 3. Ячневая, Ильинична, конечно, вторично, лавочник, съемочный, единичный, ночной, пустячный, подсвечник.

Вариант 4. Заочно, Никитична, яичница, бутылочный, калачный, очечник, убыточный, отличник, ручной, скворечня.

Вариант 5. Съемочный, Фоминична, скучно, восточный, порядочный, булочная, лихорадочный, однозвучный, солнечный, нарочно.

Задание 4.Поставьте ударение в словах. Проверьте по словарям правильность выполнения задания.

Вариант 1. Еретик, некролог, украинец, трубопровод, шофер , феномен, туфлями, по морю, подростковый, оптовый, портовый, бедны, сняла, баловать, ходатайствовать.

Вариант 2. Бензопровод, квартал, обеспечение, силос, хвоя, созыв, шарфами, за волосы, валовой, тигровый, одновременный, верны, приняли, принудить, лиловеть.

Вариант 3. Столяр, каталог, мусоропровод, щавель, ракушка, иконопись, бантами, из лесу, кухонный, митинговый, мизерный, глубоки, прибыли, закупорить, премировать.

Вариант 4. Договор, коклюш, нефтепровод, ремень, знамение, упрочение, блюдами, на голову, лубочный, сливовый, стиральный, дерзки, начали, облегчить, пломбировать.

Вариант 5. Жалюзи, искра, газопровод, вероисповедание, кулинария, ломоть, тортами, по полю, гербовый, кедровый, августовский, быстры, собрались, начать, заржаветь.

Задание 5.Объясните значение слов с разными ударениями. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Вариант 1.Рожки - рожки, клубы - клубы, погруженный - погруженный.

Вариант 2. Броня - броня, лоскут - лоскут, характерный - характерный.

Вариант 3. Хаос - хаос, старина - старина, угольный - угольный.

Вариант 4. Кирка - кирка, видение - видение, морщить - морщить.

Вариант 5. Атлас - атлас, ирис - ирис, бронировать - бронировать.

Задание 6.Спишите предложения, заполняя пропуски, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Вариант 1. Одни липы (по) прежнему р…сли себе (на) славу и теперь окруж…ые ра…паха…ыми полями гласят нашему ветр…ному племени о «прежде почивших отцах и братиях».

Он жену с…скал по себе. Татьяна Ильини…на Овсянникова была женщина высокого роста важная и молчаливая вечно повяз…ая коричневым ш…лковым платком.

Они ещ… долго (не,ни) могли пр…м…рит..ся с моим пр…сутствием и сонливо щурясь и к…сясь на огонь изредк.. рычали с (не, ни) обыкнове…ым чувством собстве…ого досто…нства (И.С. Тургенев).

Вариант 2. Навстречу им подвигались отдельные дома чумазые окута…ые тяж…лыми запахами вовл…кая лошадь и т…легу с с…доками все глубже в свои спута…ые сети.

Особенно хороши были дома с п…лисадниками точно подпояса…ые зеле…ыми фартуками чистые и веселые.

Так (не,ни) чего особе…ого и (не,ни) узнали об этом человеке и было это (не, ни) приятно (как)будто (кто)то постучал ночью в окно и скрылся без слов пр…дупредив о гр…дущей беде (М. Горький).

Вариант 3. (Старич…к) дворник торопливо ра…пахнул перед зеленой тележкой крепкие ворота и она мирно подк…тилась к ра…краше..ому дерев…ому под…езду откуда как уг…релый выскочил великолепный белый сет…ер с ж…лтыми п…дпалинами.

На повороте одной ал…еи она услышала чей(то) ш…пот и сдержа…ый смех.

Раздвинув осторожно последний куст см…родины Раиса Павловна ув…дела такую картину в самом углу сада у каме…ой (не, ни) беле…ой стены прямо на земле сидела Луша в своем запачка…ом ситц…вом плать…це и стопта…ых башмаках пред ней на разложе…ых в ряд кирпичах сидело (не, ни) сколько скверных кукол (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

Вариант 4. Окружали меня люди (не, ни) образова…ые (не, ни) развитые р…внодушные в громадном больш…нстве (не, ни) чес…ные или (же) чес…ые но взбалмошные и (не, ни) серьезные как например моя жена.

Зеленое пятно и тени (мало) помалу и…чезают и уж (не, ни) кому лезть в ее голову и туманить мозг. Варька кладет голову на край к…лыбели и к…чается всем туловищем что(бы) пересилить сон но глаза все (таки) слипают…ся и голова т…жела.

Опять тянется вы…енная р…внина заг…релые холмы знойное небо опять носит…ся над землею коршун (А.П. Чехов).

Вариант 5. Тусклым шаром над торф…ыми пусты…ми б…лотами висела луна. Курился туман по к…навам броше…ых траншей. Пусты…ы и печальны Карпаты в осе…ий ветре…ый вечер.

Как выяснилось (в) последств… (не, ни) (у) кого из вышедших на улицу (не, ни) было определе…ого плана но когда обыватели увидели заставы на мостах и п…р…крестках то всем как повелось издавн… захотелось именно того что сейчас (не) было дозволе…о.

Горячее солнце всходило над вы…же…ыми пр…брежными холмами. В безветре…ом зное висели флаги (А.Н. Толстой).

Задание 7.Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Вариант 1. Вульгарн… арго, красив… драпри, крошечн… колибри, уважаем… кюре, заброшен… ранчо, маленьк… сабо.

Вариант 2. Рискован… атраша, ярк… индиго, бескрыл… киви-киви, сочн… манго, стар… рантье, заморск… кольраби.

Вариант 3. Звучащ… банджо, юн… кабальеро, остроумн… конферансье, молод… марабу, матов…габбро, жирн… иваси.

Вариант 4. Выдержан… бри, больш… гну, маленьк… кули, сед… маэстро, увлекательн… шоу, истин… денди.

Вариант 5. Опасн… динго, забавн… гризли, прохладн… мацони, прекрасн… пери, справедлив… рефери, больш… медресе.

Задание 8.Раскройте скобки, ставя существительные и числительные в нужном падеже. Числительные запишите словами.

Вариант 1.1) Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лектор); 2) Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах;
3) Внезапно из (Малиновое озеро) приехал к нам оперуполномоченный; 4) У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа; 5) Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося (чай);
6) В (цех) поражали порядок и чистота; 7) В его последней монографии около (полтораста) страниц; 8) Это банк заманивал наивных вкладчиков (200) процентами годовых; 9) Мой дедушка собирался дожить до своего (95-летие); 10) Вместе со всеми (374 участник конференции) мы отправились в Старую Руссу.

Вариант 2. 1) Речь идет о том, чтобы устранить все (тормоз), мешающие нашему движению вперед; 2) В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло); 3) Около (Великие Луки) сохранились еще дивные уголки первозданной природы; 4) Эта роль блестяще было сыграна (Питер Устинов); 5) Сколько этого (крик) и (визг) было, что барабанные перепонки чуть не лопнули; 6) Рыбаки переночевали на (мыс), а на рассвете ушли в открытое море; 7) Его коллекция уже приблизилась к (полтора) тысячам экземпляров; 8) (400) депутатам были предоставлены особые полномочия; 9) Скоро мы будем отмечать (300-летие) города; 10) Наша база находилась в (841 километр) от города.

Вариант 3. 1) На постоянную работу требуется квалифицированные (токарь) и (слесарь) – инструментальщики; 2) В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог); 3) Родом наш старшина был из-под (Новые Ивайтенки); 4) В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин); 5) Эх, хорошо бы поддать (пар)! 6) Я был этим летом в (отпуск) только две недели; 7) Переиздавая методичку, мы ограничились (полтораста) экземплярами; 8) Царь Леонид с (300) спартанцами в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск; 9) В этом году мы праздновали (30-летний) юбилей нашей школы; 10) За время экспедиции полярники прошли свыше (1958 километр).

Вариант 4. 1) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофер); 2) На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, осетин, туркмен); 3) Как мне кажется, четыре года тому назад они переехали из (Комсомольск-на-Амуре) в (Большая Ижора); 4) После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре); 5) За ночь навалило (снег); 6) Неутомимые воробьи искали корм в (снег); 7) В (полтора) литрах воды растворите два стакана соли; 8) На (200) страницах излагалось содержание этого проекта; 9) Праздник, посвященный (276-летней) годовщине университета, будет проходить в новом клубе; 10) Из (941 выпускник) нашего курса на встречу приехали только около (750).

Вариант 5. 1) По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабель) кирпичей; 2) Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком, суп из свежих (опенок), салат из (помидор, огурец), компот из (яблоко, абрикос, персик); 3) Санаторий наш находился под (Орехово-Зуево), на берегу живописной речки; 4) Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст); 5) Всадники быстро промчались и скрылись из (вид); 6) Специалисты нашли много целебных свойств в (мед); 7) Отель находился а (полтора) милях отсюда; 8) С (300) докладных записок мы будем разбираться больше недели; 9) Этот город, известный с 5 в. до н.э., несмотря на свой (2600-летний) возраст, так и не стал мегаполисом; 10) Довольно трудно издать книгу с (7395 чертеж) в нашем издательстве.

З а д а н и е 9. Пользуясь словарями иностранных слов, укажите значения заимствованных слов. Составьте с ними предложения.

Вариант 1. Электорат, андеграунд, чат, кастинг, мануальный, кворум.

Вариант 2. Инаугурация, промоутер, слаксы, провайзер, он-лайт, допинг.

Вариант 3. Импичмент, шоумен, харизма, сайт, монетаризм, тривиальный.

Вариант 4. Лизинг, бестселлер, леггинсы, виртуальный, пентиум, одиозный.

Вариант 5. Холдинг, акупунктура, шоп-тур, бриджи, ноутбук, хепенинг.

З а д а н и е 1 0 . Укажите речевые ошибки (употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости; неустранённая контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов; плеоназм, тавтология) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

Вариант 1. 1) Леонов – первый проходимец космоса; 2) Вы как редактор можете оставить этот термин; 3) Осторожно, во дворе злостная собака; 4) Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ; 5) Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов; 6) Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.

Вариант 2. 1) Бегуны находятся в отличной боевой кондиции; 2) Компания РИКО обует всю страну; 3) В нашем клубе часто бывают драматичные постановки; 4) Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности; 5) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары; 6) Проходит процесс формирования рыночных структур.

Вариант 3. 1) Он прошёл терновый путь от лейтенанта до генерала; 2) Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям неизбежна; 3) Это наказание носит чисто воспитательский характер; 4) По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии»; 5) Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация; 6) Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

Вариант 4. 1) Новый взлёт его творчества падает на 20 -30 годы; 2) После повторного анализа были получены отличные данные; 3) У запасного человека всегда есть нужный инструмент; 4) Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России; 5) На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги; 6) Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

Вариант 5. 1) Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо; 2) Эту особенность поведения модели просмотрели; 3) Он дал мне дружественный совет; 4) На предприятии ещё не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу; 5) Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее; 6) Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешёвым ценам.

З а д а н и е 1 1. Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, объясните их суть. Предложите правильный вариант каждого предложения.

Вариант 1. 1) Сёла и рабочие посёлки обслуживают кинопередвижки; 2) Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами; 3) Началась подготовка по проведению выборов; 4) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок; 5) Автомашина «Форд» был похищен злоумышленниками с охраняемой стоянки; 6) Чацкий нанёс решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

Вариант 2. 1) Стены украшают плакаты и флажки; 2) Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов; 3) План по выпуску цветных металлов не выполняется; 4) Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности; 5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна; 6) В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

Вариант 3. 1) Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой; 2) Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами; 3) Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу; 4) Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события; 5) Вчера принимал больных опытный терапевт Соломина; 6) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

Вариант 4. 1) Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации; 2) Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере; 3) Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности; 4) Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого; 5) Река Днепр этой весной вышел из берегов; 6) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.

Вариант 5. 1) В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей; 2) Для успешной защиты диплома необходимо составить и изучить библиографию по своей теме; 3) По окончанию работы все должны собраться в зале; 4) Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов; 5) Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану; 6) Я следил за поездом, убегающим в даль степей и который увозил мою любимую.

Задание 12. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, объясните и исправьте их.

Вариант 1. Огромное количество колдунов, прорицателей, целителей, появившихся в последнее время, настолько заворожило внимание людей, что желающих попасть на такие сеансы очень много. Я спросил у И., постоянного посетителя встреч с А. Кашпировским, о его ощущениях. После первого сеанса он так отъехал, что еле мог шевелиться.

Вариант 2. Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно где гуляют, поступает постоянно.

Вариант 3. По мнению экспертов российского посольства в Анкаре, таможенный союз будет (по крайней мере на первых порах) более выгоде ЕС. Реальную пользу Турция получит прежде всего от снятия квот на экспорт своего текстиля в страны Европы. Между тем европейцам светят значительные выгоды от либерализации импорта в Турцию.

Вариант 4. Судя по всему, авторы проекта не учитывают российской сообразительности. Не ценят живого пытливого ума наших с вами соотечественников, которых не следует держать за полных лохов.

Вариант 5. Авторы многое придумали для того, чтобы сделать музыкальный эфир более интересным. Программа предложила совершенно новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, стильной, современной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов, применив новую технику монтажа.

Список литературы

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.

3. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум для 10-11 кл. М., 1996.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1999.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.

7. Учебники для вуза по курсу «Русский язык и культура речи».

8. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.

Словари

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 1993.

2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.

4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения. СПб., 2000.

5. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М., 1994.

6. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1993.

7. Орфографический словарь русского языка. М., 1996.

8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1998.

9. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник: Для работников печати. М., 1986.

10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка М., 1986.

11. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. М., 1995.

12. Словари иностранных слов.

13. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М., 1983.

14. Соловьёв Н.В. Словарь правильной русской речи. М., 2004.

15. Толковые словари.

16. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста / Под ред. Л.И. Рахмановой. М., 1981.

17. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник / Под ред. К.С. Горбачевича. М., 1973.

Наши рекомендации