Состояние физической подготовленности подростков в РСО-Алания.
Согласно статистическим данным по РСО-Алания в Республике насчитывается 2889 неблагополучных семей, 12930 многодетных и малоимущих семей, в которых воспитываются трудные подростки.
Ежегодно 456 человек из них нуждаются в социально – педагогической реабилитации и направляются в РЦСРН «Доброе сердце», 926 детей ставится на учет в КДН г.Владикавказа, 120 человек – в ЦВНС РСО-Алания [см. прил.].
Важнейшим условием эффективности совместной деятельности образовательных и социально-педагогических учреждений по преодолению отклоняющегося поведения несовершеннолетних, является тесное взаимодействие и сотрудничество практического педагога-психолога и социального педагога, а залогом эффективной и наиболее плодотворной работы - целенаправленное и планомерное сотрудничество в этом направлении всех административных, социально-психолого-педагогических, медицинских и юридических структур города Владикавказа, куда входят:
- центры социально-психологической службы;
- общеобразовательные и специальные учебные заведения;
- внешкольные и культурно-досуговые учреждения;
- комиссии по делам несовершеннолетних (КДН);
- подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН);
- подростковые отделения психоневрологических диспансеров;
- центры репродукции и планирования семьи;
- молодежные биржи труда;
- отделы глав администраций по социальным вопросам;
- отделы образования, здравоохранения, социальной защиты, юридический;
- комитеты по делам молодежи, семьи, физкультуре и спорту, по культуре;
- женсоветы, детские фонды;
- центры реабилитации детей инвалидов;
- прокуратура;
- кафедры психологии и педагогики вузов;
- муниципальные предприятия, занимающиеся проблемами молодежи и др.
Уровни взаимодействия между данными структурами и включение их в деятельность по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения несовершеннолетних могут быть различными, исходя из их специфики, проблем, условий и возможностей каждого конкретного региона (Рис. № 2).
Рис. № 2. Состав организаций, занятых профилактикой отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Согласно проанализированным нами данным, в выше перечисленных учреждениях ведется психологическая, педагогическая и социальная реабилитация девиантных подростков, но в виду отсутствия материальной базы и специально подготовленных кадров работа по физическому воспитанию этих детей с целью коррекции негативных проявлений поведения не ведется на должном уровне.
В ЦВНС г. Владикавказа имеется тренажерный класс, но нет ставки инструктора по физической культуре, в Центре «Доброе сердце» на сегодняшний день есть небольшой по площади спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарем и тренажерами, но та же ситуация с инструктором по физкультуре, в силу чего дети занимаются на тренажерах без системы, контроля и правильной организации учебного процесса.
В г. Владикавказе много высококвалифицированных специалистов по физическому воспитанию, но нет специальной программы для девиантных подростков с целью содействия им в самоорганизации и самовоспитании.
В г.Владикавказе 11 спортивных школ, где занимаются около 2200 детей, и в 119 общеобразовательных школах работают 360 специалистов по физическому воспитанию.
Анализ сведений о развитии физического воспитания трудных подростков в г.Владикавказе показывает, что положение с привлечением молодежи к физкультурным занятиям распространяется только на общеобразовательные учреждения и подростков, ведущих здоровый образ жизни, а значит, та часть подростков, которые не привлечены к занятиям физкультурой в спортивных секциях или в общеобразовательных учреждениях, являются группой, относящейся к группе «риска».
С целью выявления отношения школьников экспериментальной группы к занятиям по физической культуре и к противоправным действиям было проведено анонимное анкетирование среди 240 учащихся 11 – 14 лет. В инструкции было предъявлено требование обозначить личное мнение об отношении к физической культуре и к тем действиям, которые являются общепризнанным отклонением от нормы поведения.
Мнение подростков об отношении к занятиям по физической культуре в школах и в спортивных секциях можно увидеть на диаграмме № 2.
Социологические обследования показали, что 40% опрошенных учащихся регулярно посещают уроки по физической культуре, 15% учащихся тренируются в школьных спортивных секциях, 7% посещают спортивные школы, а 3% дополнительно занимаются физическими упражнениями в тренажерных залах или самостоятельно дома. Почти 30% обследуемых учащихся посещают школьные уроки физкультуры нерегулярно, а 5% подростков освобождены от уроков по состоянию здоровья.
Таким образом, 65% учащихся занимаются физической культурой в активном режиме.
Мотивации детей, желающих заниматься физической культурой, следующие: поддержание и укрепление здоровья – 25%, проведение интересного и полезного досуга – 20%, улучшение своего телосложения и повышение самооценки – 27%, общение с друзьями – 11%, развитие физических способностей – 14%, другие причины – 3%.
Среди видов спорта, которыми школьники хотели бы заниматься были варианты: футбол – 45%, борьба – 25%, паркур и другие экстремальные виды спорта – 5%, баскетбол – 10%, теннис – 5%, другие виды – 10%.
По мнению подростков, уроки по физической культуре могли бы быть более привлекательными, если:
1) была предоставлена возможность заниматься любым видом спорта;
2) занятия были более оснащены спортивным инвентарем;
3) во время занятий использовалось бы музыкальное сопровождение;
4) занятия давали больше практических навыков и знаний об организме человека и его физическом потенциале.
По данным анкетирования среди учителей физической культуры 15 учителей считают главными причинами организации учебного процесса:
- плохую обеспеченность школ и учебных заведений спортивным инвентарем и оборудованием – 80%;
- неорганизованность учащихся в процессе обучения – 60%
- безразличное отношение родителей к предмету «физическая культура» - 40%;
Среди обследованных 240 подростков были выявлены отклонения в поведении у 62 человек (25,8%). Эти дети нуждаются в социально – педагогической поддержке и сопровождении, этим детям показана коррекционная работа по преодолению трудностей в обучении и воспитании. У этих подростков отмечается низкий или завышенный уровень самооценки, низкая мотивация к обучению, в т.ч. и к занятиям по физической культуре.
Их поведение характеризуется грубостью, сквернословием, невыдержанностью, озлобленностью или тревожностью, замкнутостью и конфликтом с окружающими.
По данным анкетирования родителей подростков 40% «трудных» детей бывают предоставлены сами себе, 20% - дозволено все, что они захотят, 23% - живут в неблагополучных семьях.
В исследовании мы выяснили типы акцентуаций у трудных подростков. Анкетирование 62 подростков показало, что 60% из них испытывают трудности в общении, 40% от общего числа пробовало разрешить свои проблемы самостоятельно.
Различные виды акцентуаций характера были выявлены у 97% исследуемых «трудных» подростков. Выявленные у девиантных подростков типы акцентуаций часто были смешанными (в 64% случаев).
Наиболее часто встречается тип акцентуаций гипертимный – 40%, циклоидный - 17 %, лабильный – 14%, остальные типы акцентуаций составили незначительную часть от общего числа испытуемых.
Так как наибольший процент составляет гипертимный тип, рассмотрим его характерные особенности. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких – либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.
Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивого негативного отношения педагога к такому учащемуся. Формирование жесткого негативного отношения часто может проходить незаметно для самого педагога. Становление устойчивого стереотипного негативного отношения облегчается за счет того, что именно гипертим больше всего чисто внешне мешает педагогу в проведении занятия. И это со временем может искаженно восприниматься как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и неприязни к педагогу.
Занятия физической культурой и спортом способствуют формированию у подростков нового мироощущения и мировоззрения, заполняют пустующую нишу досуга, отвлекают «трудных» подростков от праздного шатания по улицам, сглаживают акцентуации характера и способствуют оптимизации их социальной адаптации в обществе.
Нами изучались особенности психофизической подготовленности школьников, склонных к отклонениям в поведении.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что содержание учебного материала по физическому воспитанию для детей группы риска должно быть направлено не только на общую физическую подготовку (как это делается в традиционной программе школы), а на индивидуальное обучение ведущим признакам моторного развития учащихся, на снижение повышенного уровня тревожности посредством применения специальных методик.
В среде подростков, занимающихся физическими упражнениями и спортом, усиливается негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и других психотропных веществ, так как спортивная деятельность увлекает и становится досуговым занятием учащихся.
К сожалению, не всегда психолого-педагогическая подготовленность преподавателей физической культуры отвечает требованиям сегодняшнего дня. И это является причиной неэффективного использования возможностей методов и средств физической культуры для организации увлекательного, полезного для здоровья спортивного досуга подростков.
Для усиления воздействия физической культуры на подростков необходима работа по ориентации личности школьника на гуманистические и демократические идеалы, направленность учебного процесса на личностно ориентированное физкультурное образование, обеспечивающее освоение подростками базовых ценностей физической культуры (духовных, нравственных, интеллектуальных, информационных, двигательных).
Технология личностно ориентированного физкультурного образования включает:
- формирование у учащихся навыков здорового образа жизни;
- использование в учебном процессе различных вариантов личностно развивающих методик и технологий в зависимости от интересов и мнения учащихся;
- усвоение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Таким образом, можно констатировать факт, что физическая культура может и должна менять стереотипы подросткового мышления в пользу положительного выбора здорового образа жизни в противовес любой зависимости (будь то компьютер, алкоголь, наркотики и другие виды), которая сама по себе унизительна.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что занятия физической культурой и спортом – альтернатива в решении вопросов с проблемами, возникающими в поведении подростков.
Занятия физическими упражнениями по общепринятой методике, проводимые без учета индивидуальных особенностей учащихся, их потребностей и физических возможностей, не могут существенно повлиять на уровень физической подготовленности и не стабилизируют психоэмоциональное состояние подростков.
Комплексные занятия по физической культуре с трудными подростками должны быть по возможности нацелены на личностные формы организации, что в свою очередь будет способствовать формированию интереса, повышению уровня физической подготовленности, а также изменению стереотипов подросткового мышления и поведения, если придерживаться указанных ниже правил по оказанию помощи.