Глава ii. задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования
Исходя из поставленной нами выше проблемы, цели и гипотезы, сформулируем следующие основные задачи исследования:
1) изучить и выявить личностные особенности подростков, относящихся к группе «социального риска»;
2) определить уровень их физического развития, физической подготовленности, психоэмоционального состояния, мотивацию к обучению и занятиям по коррекции негативных проявлений в поведении;
3) определить подбор средств, методов и педагогических приемов из арсенала физической культуры и спорта, способствующих не только коррекции физического и психоэмоционального состояния девиантов, но и их поведения;
4) разработать содержание и методику проведения занятий по физической культуре для детей с девиантным поведением;
5) экспериментально обосновать эффективность разработанной методики проведения занятий по адаптивной физической культуре для коррекции отклонений в поведении подростков.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. анализ научно – методической и специальной литературы;
2. педагогические наблюдения;
3. анкетирование;
4. контрольные испытания;
5. психологическое тестирование;
6. педагогический эксперимент;
7. метод экспертных оценок;
8. методы математической статистики.
Анализ и обобщение научно – методической литературы
В процессе анализа литературных источников и документов изучалось состояние вопросов интересующей нас проблемы. Ознакомление с отечественными и зарубежными источниками позволило систематизировать и обобщить опыт отечественных и зарубежных исследователей по работе с коррекцией девиантного поведения.
Исследованы различные положения и методы, направленные на коррекцию негативных проявлений в поведении подростков группы риска, в т.ч. детей с ЗПР и формирование у них опыта нравственного поведения.
В результате проделанной работы проанализированы причины и факторы возникновения девиаций в подростковой среде, их масштаб и сделан вывод об опасной тенденции роста правонарушений и преступлений среди подростков.
Для этого был избран статистический материал о количестве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также помещенных в специализированные учреждения за 2005 – 2007гг. в РСО -Алания, изучено положение дел о состоянии процесса физического воспитания в специализированных учреждениях.
Были обобщены методы из различных отраслей знаний: теории и методики физического воспитания, педагогики, физиологии, психологии, медицины, математики. Было изучено более 200 литературных источников по данной проблеме.
Педагогические наблюдения
Педагогические наблюдения проводились в течение всей экспериментальной работы. В процессе наблюдений уточнялись и корректировались: показатели физического развития и физической подготовленности подростков, фактический объем и выбор индивидуальных методов и средств не только для оздоровления, но и для коррекции выявленных отклонений в поведении подростков процессе спортивной деятельности.
Данные педагогических наблюдений использовались для интерпретации полученных результатов, для изучения динамики функционального влияния на позитивные изменения в поведенческой сфере. Это позволило вносить необходимые изменения в выбор и дозировку нагрузок коррекционной направленности в зависимости от видов проявления девиаций у обследуемых подростков.
Анкетирование
Для исследований по теме работы применялся метод анкетирования, целью которого являлось – определение детско – родительских отношений в семье, выявление отношения к спорту у ребенка, выяснение ценностей и представлений о себе, выявление их мотивов в учебной деятельности.
Анкетирование проводилось среди подростков Центра реабилитации детей – инвалидов «Феникс», детей из Центра для несовершеннолетних «Доброе сердце» г.Владикавказа, учащихся школы № 18 г.Владикавказа и школы – интерната для глухонемых.
В анкетировании участвовали как здоровые подростки, не имеющие проблем в поведении, так и дети с девиациями в поведении и их родители.
Были использованы: анкета для родителей «Определение детско – родительских отношений» (прил.), анкета выявления мотивов в учебной деятельности (прил.), анкета выявление предпочтений во внеурочное время (прил.).
Анкеты включали в себя паспортные данные, наличие мотивации к занятиям по физической культуре, к обучению в школе, выяснение ценностей и представлений о себе.
Контрольные испытания
Для контрольных испытаний использовались несложные упражнения, отражающие уровень физической подготовленности подростков.
Для обследования были выбраны следующие тесты:
1. Бег 30м со старта (м/с).
2. Прыжок в длину с места (см).
3. Челночный бег 3х10 (м/с).
4. Шестиминутный бег (м).
5. Подтягивания на перекладине (мальчики из виса на высокой перекладине; девочки – на низкой перекладине высотой 1м из виса стоя) (кол-во раз) .
6. Наклон туловища вперед (см).