Анкета для родителей (Анкетирование проводится до занятии)
1. Есть ли в вашей семье телевизор? Да. Нет.
2. Если есть, то сколько и какие?
Один — цветной, черно-белый.
3. Часто ли вы смотрите телепередачи?
Практически ежедневно. .
1-2 ч в день-
3-4 ч в день.
Изредка.
Практически не смотрю. Я
4. Сколько времени вы проводите у телевизора в вы- я ходные дни?
2-3 ч. 4-6 ч. По-разному.
5. Занимаетесь ли, сидя у телевизора, каким-либо делом?
Да.
Нет.
Иногда.
6. Обсуждаете ли телепередачи с членами семьи? Да-Нет.
7. Если да, то с кем именно? Напишите!
8. Имеете ли вы обыкновение смотреть со своими детьми детские передачи?
Да. Нет.
9. Какие из этих передач наиболее полезны для вашего ребенка? Напишите!
10. Устраивает ли вас отношение вашего ребенка к телевидению?
Да, Нет-Затрудняюсь ответить.
Если считаете возможным, подпишите, пожалуйста, анкету!
Вопросы для обсуждения
1. Сколько времени у телевизора проводит каждый из ваших детей?
2. Какие передачи ребенок смотрит постоянно?
3. От каких занятий он отказывается в пользу телевидения?
4. Планирует ли он заранее просмотр телепередач?
Если да, то на какой отрезок времени: на день, на два-три дня, на неделю...
5. Оказываете ли вы в этом помощь своим детям? Если да, то какую?
6. Есть ли передачи, которые собирают у телевизора всю вашу семью? Если есть, то какие?
Компьютер и школьники
Некоторое время назад взрослые уже осознали и кое-как примирились с тем фактом, что темпы развития общества привели к постоянному умножению информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. "Завтра" наших детей — это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность.
Итак, учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию совершенно необходимо. Это, конечно же, труд, и немалый. Знакомство с возможностями компьютера и активное вовлечение в исследование этих возможностей легче происходит в игре, через компьютерные игры. Дети играют в компьютерные игры с увлечением.
Одним из мотивов приобретения компьютера домой для многих занятых родителей является обеспечение игрового досуга для детей. При этом компьютер принимает на себя роль более активного развлекательного устройства, чем обыкновенный телевизор. Ведь, играя на компьютере, ребенок не просто сидит, так сказать, "разинув рот", а активно взаимодействует, пусть даже с искусственным миром.
Однако следует отметить, что порой о компьютере думают как о гувернере, который долгие часы может занимать ребенка, тем самым освобождая от этой необходимости родителей. Полагать, что компьютер может сам по себе в полной мере компенсировать ребенку дефицит содержательного общения со взрослым наставником, — значит совершать большую педагогическую ошибку. Компьютер — это мощное средство воздействия на психику человека- Он может в руках умелого и внимательного наставника стать инструментом, интенсифицирующим развитие ребенка. Предоставленный же самому себе ребенок обычно использует компьютер примитивно, выбирая простые, доступные без усилий формы деятельности и, застревая на них, тратит сензитивное для развития интеллекта время, каждая минута которого поистине драгоценна. Это можно сравнить с тем, как примитивно используются кубики детского конструктора, например, в качестве снарядов для стрельбы по солдатикам, вместо того чтобы строить из них интересные сооружения. Компьютер — это тот же информационный конструктор. Его можно использовать для того, чтобы стрелять и бросать бомбы, что практически не способствует развитию интеллекта, а можно и иначе. И этот более продуктивный путь должен указать взрослый, который рядом-
В компьютерной игре ребенок учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове основные образные модели игровой реальности, без ко- ' торых нельзя добиться серьезного успеха в игре, требующей раскрытия закономерностей в переходе от одной игровой ситуации ("сцены") к другой. Именно вследствие этого непримитивные игры развивают интеллект.
О влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей и развитие их личностных качеств. Электромагнитная вибрация и ионизирующее излучение даже самых хорошо защищенных современных мониторов — тяжелая нагрузка на несформировавшийся организм, особенно на зрение и осанку. Санитарно-гигиенические требования совершенно категоричны — не более 1 часа в день для подростков и старшеклассников и не более 30-40 минут для детей младшего школьного возраста. Для того чтобы обезопасить детей, остающихся дома, приходится просто уносить с собой соединительные кабели или пользоваться более изощренными ключами и паролями доступа к сегментам жесткого диска и отдельным программам. Игры дают ребенку большие возможности для активной эмоциональной разрядки, чем сидение у телевизора. Пассивное поглощение эмоциогенных телепрограмм, накопление больших доз впечатлений ведет к хроническому стрессу со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями для организма.
Что касается влияния на личность, то это зависит от репертуара игр и от того, за что присуждаются победные очки в игре. Иными словами, под влиянием положительного подкрепления успехом в игре формируется моральная готовность к поведению определенного рода. Осознание силы воздействия компьютерных игр на людей должно было бы вызвать особую ответственность у авторов, разработчиков игр, чего, к сожалению, не произошло. Рынок наводнен агрессивными, так называемыми "черными" играми, в которых игрок набирает очки за насилие по отношению к "инопланетянам" (читай "национальным меньшинствам"), за истребление гражданского населения (читай "женщин и детей") в ходе военных действий, следуя логике истощения ресурсов противника (человеческих в том числе). Огромно число игр, в которых люди упражняются в деструктивной деятельности разного рода. Это связано, в частности, с тем, что программисту легче написать программу разрушения некоего объекта, чем конструктивного созидания. Неразборчивое стремление к наживе в условиях коммерциализации массовой культуры приводит к паразитированию на слабостях людей, их низменных страстях и пороках. Дети совершенно беззащитны перед напором этой тенденции. Только разумный наставник может уберечь их от "злокачественной" продукции, если заинтересует более достойными и не менее увлекательными играми.
Психологические исследования, в том числе проведенные и в нашей стране, показали, что доминирующие на рынке коммерческие игры западного производства культивируют агрессивно-индивидуалистическую мораль, что вскоре отражается на самосознании подростка, особенно талантливого ("Я против всех'"). Таким образом, если бы разработчики игр больше заботились не о потакании примитивным инстинктам, а работали бы над созданием здоровых в моральном плане игровых сюжетов, то подобный эффект игровой практики наверняка сменился бы с "минуса" на "плюс". Но индустрия развлечений, к несчастью, идет во всем мире другим путем. Несомненным фактом является ныне то, что сюжеты компьютерных игр, так же как и сюжеты коммерческих шоу-программ и кинофильмов, уже создаются поколением людей, прошедших с детства школу гедонистического аутизма (их девиз "Мир — источник моих наслаждений"). Они просто транслируют собственную мораль новым поколениям. Для них любая шоу-программа, в том числе компьютерная игра, — это особый наркотик или добавка к настоящим наркотикам. Старая и порочная практика "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало" снова и снова дает свои печальные плоды. Опасность роста трудностей адаптации к жизни в реальном мире нельзя недооценивать. Компьютерная игровая реальность упорядочена и гораздо более управляема ребенком, чем реальность живая. Она также менее опасна и дискомфортна, чем реальный мир, поэтому существует серьезный риск задержки аутиче-ской фазы (которую проходят обычно все дети) развития ребенка-Условность мира современных компьютерных игр (как, впрочем, и мира "мультиков") требует дозирова-ния времени доступа к ним дошкольников, иногда вплоть до полного исключения из репертуара занятий в отдельных, особенно тяжелых случаях. Пока не сформировался Образ Реального Мира как интегративная база элементарного здравого смысла, воздействие условных игр на впечатлительного ребенка может оказаться до определенной степени "шизофренизирующим". Во всяком случае нередко ребенок застревает на этапе нарушения общения: оказывается нечувствительным к реальным требованиям непридуманного мира взрослых. Если наметились явные признаки задержки фазы аутизма, то необходимо переориентировать ребенка на общение с реальными людьми в ролевых и спортивных играх, резко сократив тем самым долю времени, которую ребенок проводит за компьютером.
Однако и коммерческие компьютерные игры можно в определенной степени воспринимать как неизбежное зло, из которого приходится извлекать хоть какую-то пользу хотя бы потому, что искоренить его все равно невозможно. Просто непосредственное наблюдение за тем, как ребенок играет в игры, дает очень много информации для понимания его психического склада и текущих проблем.
Что могут дать компьютерные игры для понимания психического склада ребенка и его текущих проблем. Отношение к репертуару. Если ребенок предпочитает ("прилипает") подчеркнуто агрессивные игры (или сцены в одной многоплановой игре), то значит, он стремится преодолеть страх перед какими-то явлениями или людьми. Это, как правило, просто электронный аналог того, что происходит у детей с обычными игрушками. Точно так же, как ребенок может бить, рвать, колоть и резать какую-нибудь из своих кукол, чем-то напоминающую ему об испугавших его людях или событиях, точно так же он обходится и с электронными персонажами. При этом шум взрывов, писки, крики, "кровь", разливающаяся по экрану, — все это радует ребенка, так как создает впечатление собственного мнимого могущества, иллюзию победы над врагами. В этом случае собственно интеллектуальный интерес к разгадыванию каких-то игровых загадок и головоломок уходит на второй план. Этот пример показывает, каким образом ролевая компьютерная игра выполняет роль стихийной проективной методики, вскрывающей часто спрятанную от окружающих внутреннюю жизнь ребенка. В ролевой игре игрок стремится к символическому удовлетворению, как правило, вытесненной из сферы сознания фрустрированной потребности (удовлетворение которой блокировано или связано с серьезными трудностями). Наблюдая за игрой ребенка, мы узнаем об этой потребности.
В данном примере это потребность в безопасности, защите от страха и компенсации ощущения собственной беспомощности. Игра может дать ключ к разгадке причин многих производных невротических симптомов, возникающих на почве непреодолимого препятствия или угрозы.
Отношение к рекордам. Если ребенок сосредоточен на достижении наилучшего результата в одной какой-то коротной игре, в которой партия быстро заканчивается и удается взглянуть на перемены в "Таблице рекордов", то значит, налицо повышенная мотивация достижений.
Отношение к темпу. Медлительные дети с плохой переключаемостью внимания избегают темповых игр, где скорость смены событий не зависит от предпочтительного для них темпа. Мягкая подстройка темпа под возможности игрока может обеспечить необходимый коррекционный и тренинговый эффект. Нужно искать программы, которые обладают возможностями такой подстройки (или воспользоваться особыми программами-замедлителями, снижающими общий темп работы компьютера).
Отношение к трудности. Если игра допускает самостоятельный выбор уровня трудности и ребенок после первого же успеха на низком уровне сразу резко повышает уровень трудности, а после первой же неудачи резко снижает свои притязания (совсем как в классической методике по изучению "уровня притязаний" Хоп-пе), то это означает, что ребенок отличается ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ восприимчивостью, у него не сложилась зрелая рациональная реакция на успех и неудачу. Такому ребенку в педагогической практике нужны очень мягкие воздействия (санкции) в виде поощрения (похвалы) или наказания (порицания). И похвала, и порицание должны быть умеренными, спокойными, без какой бы то ни было экзальтации. ' Воздействия должны осуществляться малыми дозами, так как чрезмерные санкции приведут в данном случае только к эмоциональному срыву- Чрезмерно эмоционально нагруженные наказания приводят часто к обратному эффекту — парадоксальной фиксации нежелательного поведения (невротической фиксации).
Отношение к проблемам. Посмотрите, как ребенок реагирует на ситуации, в которых он просто не знает, как надо действовать. Если он развивает поисковую активность, следуя тактике проб и ошибок, то это симптом активного познавательного стиля. Если ребенок стремится тщательно перечитать инструкцию к игре, вернуться к прежним сценам и изучить опыт прежних собственных действий, то это АКТИВНО-РЕФЛЕКСНЫЙ СТИЛЬ. Если ребенок тут же теряет интерес к игре, то это тревожный симптом пассивного стиля, который говорит чаще всего не столько о дефиците познавательной потребности, сколько о дефиците уверенности в своих познавательных способностях.
Большинство компьютерных коммерческих игр оперируют визуальными образами (а не словами и числами) и в этом смысле они тестируют скорее визуальное, образное мышление, нежели вербальный или нумерический интеллект. Тем не менее они дают возможность проследить две важнейшие функции общего интеллекта на этом визуальном материале: функцию экстраполяции закономерностей (перенос сигнальных зрительных признаков из старой в новую ситуацию) и функцию генерализации навыка (перенос двигательных реакций в новую ситуацию).
Если, столкнувшись впервые с каким-то игровым персонажем, который сразу после первого "коварного" приветствия тут же наносит удар по "автогерою" (персонажу, которым управляет игрок), ребенок при столкновении со следующим "приветливым" персонажем немедленно отводит своего "автогероя" на безопасное расстояние, то это означает, что у данного ребенка происходит быстрая и эффективная экстраполяция закономерностей, позволяющая абстрагироваться от частных свойств стимула к его более существенным, функционально-смысловым свойствам. Если при этом ребенок осваивает еще и какую-то последовательность клавиатурных действий (нажать одну комбинацию клавиш или кнопок джойстика, а затем другую комбинацию клавиш), то происходит и определенная генерализация навыка.
Более яркий пример генерализации навыка выражается в использовании особой клавиши, меняющей угол обзора игрового поля (вызывающей, например, вид сверху). Если ребенок активно пользуется этим приемом в новых ситуациях, то значит, он обобщил для себя способ активного формирования в своей голове целостной образно-концептуальной модели данного игрового мира.
Мультимедиа. Особого внимания заслуживают обучающие игры, развивающие спонтанную (инициативную) познавательную активность детей. Благодаря изощренной современной технике создания разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения (техника "мультимедиа") уже сегодня на компьютере появляются увлекательные детские энциклопедии, позволяющие ребенку "путешествовать" по миру знаний подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной приключенческой игры. Если взрослые смогли вовремя подметить и подкрепить вниманием и похвалой активную любознательность детей в общении с такими программами ("мультимедийные энциклопедии"), то они тем самым могут дать новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности ребенка.
Не стоит спешить! Компьютер! Специально следует предостеречь взрослых (учителей и родителей) от преждевременного доступа детей к каналам компьютерных телекоммуникационных сетей. И дело тут даже не в том, что подросток незаметно для себя может быть втянут в компьютерное пиратство (кража программ, информации, электронных денег) или компьютерный вандализм (запускание "вирусов" в компьютеры чужих фирм и организаций) и даже не в том, что ребенок может расшифровать код доступа к телеконференциям под рубрикой "только для взрослых" (порнографические тексты и анимационные ролики), — главная опасность опять же состоит в том, что, получая доступ к серверам (компьютерным складам) крупных игровых компаний и "перекачивая" на свой домашний компьютер неограниченное количество игр и игровых персонажей, ребенок рискует попасть в плен того опасного смещения условного игрового и реального ми- • ра, которое приводит к дезинтеграции мышления и дезориентации ценностно-ориентационной системы личности. В решающий момент ребенок может не разобраться, для какого мира сейчас его действие окажется фатально значимым, и, играя, ребенок может нанести реальный серьезный ущерб реальному миру, внося искажения в потоки реально значимой для практической жизни людей информации.
ПАПЫ И МАМЫ ВЫРАСТАЮТ В СЕМЬЕ
Половое воспитание младшего школьника
Когда мы говорим, что воспитываем человека, гражданина, труженика и т.д., мы делаем акцент на разные стороны воспитания. Но всякий человек обязательно мужчина или женщина, и без соответствующего воздействия окружающей социальной сре" ды не может правильно формироваться и вести себя как полноценный представитель своего пола-Мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать, и притом с самого раннего детства, иначе в формировании их почти неизбежны дефекты, которые могут вызывать серьезные трудности в жизни.
Дети, вырастая, должны, во-первых, осознать себя представителями того или другого пола, во-вторых, научиться вести себя в соответствии с полом, т. е. усвоить роли — мужскую или женскую. Дети, а затем подростки и юноши проходят долгий и непростой путь, называемый психосексуальным развитием. В процессе этого развития, под влиянием воспитания, они должны овладеть нравственной культурой во взаимоотношениях полов, усвоить нравственные нормы так глубоко и прочно, чтобы они стали их внутренним убеждением.
Для того чтобы помочь ребенку в правильном развитии, родители должны знать этапы этого развития, понимать, что может быть полезным и что ~ повредить, на что нужно обратить внимание в поведении ребенка, чего следует избегать и к чему стремиться.
Половое воспитание, таким образом, представляет собой осознанную и грамотную помощь ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии. Его целями являются формирование у детей правильного отношения к вопросам пола, овладение ими нравственной культурой взаимоотношений, подготовка к браку и семейной жизни.
Почему мы говорим о неразрывности полового и общего воспитания? Потому что нравственность в отношениях мужчины и женщины не существует отдельно от нравственного отношения к другим людям, к работе, к Родине и т.д. "Культура половой жизни есть не начало, а завершение. Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания" (Макаренко А.С. Книга для родителей // Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1985. - Т. 5. - С. 172).
Роль родителей в половом воспитании детей.
В то время как ребенок дорос до школы, основа его полового воспитания уже заложена живым примером и общением с родителями с первых дней жизни; уже в главном предопределено отношение ребенка и к школьным урокам, и к книгам. Образ будущих отношений с человеком противоположного пола уже в общих чертах сформирован, поскольку в ранние детские годы воспитание происходит по типу отождествления себя с родителем своего пола и подражания ему. Родители не просто воздействуют на ребенка, а общаются с ним, т. е. знают, как никто другой, его сегодняшние потребности и проблемы.
Отец и мать по-разному общаются с сыном и дочерью, что чрезвычайно важно для правильного формирования мужественности или женственности. Сын в поведении отца находит образец своего поведения,, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы; стиль отношений родителей служит для него моделью взаимоотношений полов. То же можно сказать и о дочери, для которой образцом поведения служит мать, прообразом будущего избранника — отец.
Родители могут сделать в половом воспитании то, чего не в состоянии сделать больше никто — они могут научить своих детей взаимному уважению и любви.
Родители могут помочь своим детям в построении будущей счастливой гармоничной семьи разумным и деликатным поощрением в девочке женственных качеств, а в мальчике— мужественности. Правильно ориентировать девочку — это значит одевать и воспитывать ее в соответствии с полом, развивать интерес к играм, соответствующим женским занятиям, приучать к домашнему труду, прививать "женские" умения, поощрять в будущей маме отзывчивость и заботливость.
В воспитании мальчика— свои особенности. Чтобы воспитать будущего мужчину ответственным и самостоятельным, нужно упражнять его чувство ответственности, давать возможность (тактично направляя) принимать самостоятельные решения. Здесь вредны как полное подавление воли ребенка, так и излишняя нежность матери, "заласкивание", под влиянием которых мальчик обычно вырастает безвольным, пассивным, зависимым.
И так же, как должны задуматься родители девочки, которая не играет в куклы и дерется с мальчишками, так же следует присмотреться к'сыну родителям слишком тихого, примерного и послушного мальчика. В таком ребенке нужно попытаться пробудить инициативу, увлечь интересным "мужским делом", которое позволило бы ему завоевать авторитет в "мужском" коллективе.
В неблагоприятном положении оказываются сыновья властных матерей — семейных лидеров. Подавление самостоятельности и искаженный пример мужчины — отца, играющего в семье подчиненную роль, нарушает выработку мужских черт характера и линии поведения. Подростки из таких семей в качестве компенсации могут стремиться к ранней половой активности.
Здесь нужно сказать и о такте и гибкости родителей в их стремлении развить у сына мужественность, необходимости считаться с характером и склонностями ребенка. Чрезмерно жесткая позиция и преувеличенные требования могут принести вред, вплоть до заболевания.
Родители должны понимать, что мужественное или женственное поведение будет различным у людей с разным типом характера- Некоторые черты характера формируются рано и проявляются уже в 3-4 года, другие продолжают формироваться в течение нескольких последующих лет. Нельзя и нет надобности менять характер. Не следует слишком усердствовать в "искоренении" тех или иных его черт, особенно в потенциально кризисные периоды— около 3 и 7 лет и в возрасте полового созревания. Известно, что мальчики, родители которых в возрасте 3-4 лет полностью блокировали их упрямство и негативизм как проявление формирующегося "я", в последующем оказываются женственно-мягкими, зависимыми. Основная задача воспитания при любом типе характера — стремиться согласовать особенности поведения ребенка с нравственными нормами, не посягая на характер, а опираясь на его сильные стороны. Преодоление нежелательного должно идти через опору на желательные и сильные стороны характера: борьба с нежелательным в ребенке не должна становиться борьбой против его индивидуальности. В любом возрасте важнейшей задачей родителей является смягчение особенностей поведения, ведущих к конфликтам, и развитие способности к доброжелательному общению, в том числе — и со сверстниками своего и противоположного пола.
Наиболее успешно происходит становление личности детей, в том числе и их мужественности-женственности, в полной и гармоничной семье, где отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского престижа, взаимного понимания и взаимопомощи. Значительно осложняется формирование мужского и женского типов поведения в неполной семье.
В личностном становлении мальчиков, в усвоении ими мужской роли отцу принадлежит особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, в будущем часто не умеют исполнять отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на становление личности своих собственных детей. Воспитываясь без отца, мальчики могут усваивать "женский" тип поведения либо у них формируется искаженное представление о нормальном мужской поведении как грубом, агрессивном, жестком. У таких мальчиков труднее развивается способность к сочувствию, сопереживанию, а также умение владеть собой, управлять своим поведением. Они вырастают менее зрелыми и целеустремленными, менее инициативными и уравновешенными; они более робки. Положительная роль отца б воспитании во многом определяется его большей эмоциональной уравновешенностью и сдержанностью в сравнении с матерью. Мужская позиция главное значение отводит поступкам, а не переживаниям- Если мать с раннего возраста обучает ребенка тому, "как", то отец— тому, "что", отец учит ребенка быть '(Кем-то", а мать— "кем-то для кого-то".
Невовлеченность отца или мужчины-воспитателя в процесс воспитания ведет к формированию замещающих мужественность проявлений, т.е. к псевдомужественности, требующей постоянного подтверждения в агрессивности, драках и других формах отклоняющегося поведения (алкоголизм, хулиганство, правонарушения).
Поэтому, если мальчик воспитывается в неполной семье, нужно сохранить для него общение с отцом. Правильно поступают те матери, которые не пытаются привить ребенку отрицательного отношения к отцу и не препятствуют его встречам с сыном. Если контакт с отцом невозможен, нужно постараться, чтобы мальчик мог ориентироваться на пример другого воспитателя ~ родственника, педагога, тренера.
Здесь нужно сказать и еще об одном нередко встречающемся отклонении в воспитании, подавляющем формирование мужественности у мальчиков. Речь идет о неосознанном стремлении одиноких матерей компенсировать недостаток мужского тепла и ласки за счет ласкового общения с сыном. Такие матери часто обнимают сыновей, целуют в губы, могут брать мальчика в постель, раздеваться при нем и т.д. Все это сексуально стимулирует ребенка, настроение его может становиться подавленным, мрачным, поведением пассивным. Матери должны помнить о вреде подобного стиля взаимоотношений с сыном.
Девочке ласки не наносят вреда. Напротив, ей необходимы нежные прикосновения. Однако и здесь возможно эротизирующее влияние на ребенка.
У девочек, воспитывающихся в неполной материнской семье, менее успешно формируется представление о мужском поведении, поэтому у них меньше шансов правильно понимать своих будущих мужей и сыновей, т.е. исполнять роль жены и матери. Нередко сильное влияние на формирование у девочки представления о мужчинах оказывает отрицательный пример личной жизни матери, крушение ее семейной жизни, ее разочарование в муже (а иногда и в мужчинах вообще). Умная мать не будет навязывать дочери своих разочарований, постарается выйти в воспитании за рамки личного опыта. Но даже и в этом случае формирующийся у девочки идеал мужчины часто бывает нереалистичным, заимствованным из книг и фильмов, что легко приводит к разочарованию в жизни. Поэтому широко распространенное представление о безвредности для девочек воспитания одной матерью является заблуждением.
Основные этапы психосексуального развития. Выделяют следующие этапы психосексуального развития; I — с одного года до 7 лет— формирование полового самосознания, т.е. осознание своей половой принадлежности; II— 7-11 лет— выбор и усвоение половой роли; III— 12-18 лет— формирование психосексуальных ориентации, т.е. тех предпочтений, которые обусловливают выбор объекта полового влечения. Последний' этап делится на три стадии. На первой происходит формирование платонического влечения к противоположному полу, на второй — эротического, на третьей — сексуального. Первые две из этих стадий и начало третьей приходятся на возраст полового созревания (12-15 лет).
В результате наблюдения, общения, словесного подтверждения у ребенка формируется представление о половой принадлежности себя и других людей. К. 1,5-2 годам он знает свой пол, хотя и не может еще объяснить, в чем различие между мальчиками и девочками. К 3-4 годам он осознает эти различия, но при этом, хотя и имеет уже представление о половых органах, основное значение придает одежде, длине волос и т.д. Ребенок в этом возрасте нередко считает, что пол можно изменить — побыть мальчиком, потом девочкой и наоборот. К 5-6 .годам ребенок уже твердо знает свою половую принадлежность и осознает ее необратимость, неизменность.
Нередко взрослые под влиянием собственного представления о постыдности всего, связанного с полом, дают неверные ответы, уклоняются от них либо сердятся. Ребенок довольно рано начинает понимать, что такие вопросы взрослые не одобряют. Вскоре с этими вопросами он связывает представление о "грязном, постыдном, плохом". Тем самым закладывается основа неправильного полового воспитания. Интерес детей, их вопросы и наблюдения естественны и нормальны. Если родители уклоняются от ответов, тем более наказывают за вопросы, малыш перестает спрашивать, но интерес остается. Желание узнать становится особенно интенсивным, ребенок может сосредоточиваться на вопросах пола и будет удовлетворять свою любознательность на стороне.
Возраст от 4 до 9 лет выделяется как этап ролевых, или сексуальных, игр. Между тем сексуальность в этих играх почти не играет роли, детьми руководит главным образом любознательность, и ничто не приносит такого вреда, как гневная реакция взрослых. Эти игры — закономерный этап, через который проходят все дети-Они служат для удовлетворения потребности в знании половых различий и для правильного становления половой роли. В этих играх сверстники "поправляют" ребенка с тенденцией к нарушению половой роли. Так, мягкий, покладистый мальчик, которого не принимают играть в войну, играя с девочками "в дочки-матери", никогда не будет принят на роль мамы. Строгий запрет таких игр, гнев родителей могут привести к за-тормаживанию всего того, что связано с полом. Если же вовсе не обращать на это внимания, можно не распознать случаи, когда такие игры организуются детьми с расторможенными влечениями, когда они сексуально стимулируют ребенка.
Нужно научить детей относиться к обнаженному телу без страха и предрассудков, отвечать на вопросы ребенка, используя примеры из жизни и из книг. Дети-дошкольники иногда обсуждают проблемы полз, используя для этого нецензурные выражения. Застигнутые родителями, они подвергаются осуждению или наказанию. Вместо этого нужно сообщить ребенку такие литературные или медицинские выражения, которые позволили бы ему без отрицательных эмоций обсуждать жизненно важные вопросы-
Довольно рано у детей могут наблюдаться увлечения, пылкая влюбленность. Предметом любви может стать любой взрослый из близкого окружения ребенка. Восхищение и любовь ребенка не имеют эротического значения. Обмениваясь с ребенком взаимными уверениями в любви, не следует чрезмерно ласкать его, так как это его эротизирует.
Специального внимания заслуживает агрессивное поведение детей с проявлениями жестокости и явным удовольствием'от истязания жертвы- Жестокость может проявляться во время драки со сверстниками, по отношению к взрослым дома, по отношению к животным. Такие проявления жестокости (садизма) могут развиваться у детей, лишенных в первые три года жизни материнской любви и теплого общения с матерью. Это бывает не только тогда, когда ребенок разлучен с матерью и никто не заменяет ее в общении, но и в тех случаях, если мать холодна к ребенку, не берет на ру- • ки, не подходит к нему, когда он плачет- Таких детей нужно терпеливо учить сопереживанию, сочувствию, доброте. В некоторых случаях приходится за советом обращаться к психиатру.
Условно-сексуальными проявлениями считают такие действия, как сосание пальцев и языка, кусание ногтей, ковыряние в носу, выщипывание бровей и ресниц, выщипывание и выкручивание волос головы, чесание, навязчивое нарапание и трение низа живота, бедер. Проявлениями сексуальности считают также чрезмерную нежность, сквернословие, письмо и рисование неприличного содержания, подглядывание за обнажением, мочеиспусканием, дефекацией и т.д.
Чаще всего это поведение можно объяснить заброшенностью, недостатком положительных эмоций. Условно-сексуальные действия при невозможности их продолжать (например, из-за механических препятствий, созданных родителями) могут замещаться явно сексуальными, например (мастурбацией). Правильнее вместо отучения от подобных действий создать более теплую эмоциональную обстановку, снизить у ребенка эмоциональное напряжение.
Заканчивая раздел о психосексуальном развитии детей, следует дать родителям советы о поведении в некоторых реальных ситуациях. Например, как быть, если ребенок застал вас обнаженным? Реакция ребенка на это будет зависеть от вашей собственной. Если взрослый растерян, возмущен, негодует, прогоняет ребенка, то возможная эмоциональная напряженность нарушает контакты взрослого и ребенка и убеждает ребенка в запретности и постыдности наготы и всего, относящегося к полу. Это затрудняет создание правильной базы полового воспитания. С другой стороны, сознательное демонстрирование своей наготы взрослыми может создать большие сложности в общении ребенка со сверстниками, которым он об этом рассказывает, а также с самими родителями, так как это смущает ребенка и пробуждает нежелательное напряжение как у ребенка, так и у взрослых. Поэтому не следует обнажаться больше, чем это принято, но если вы случайно оказались раздетыми в присутствии ребенка, надо спокойно одеться, не проявляя смущения или гнева.
Купание мальчика вместе с матерью надо прекратить, когда ему исполнилось 4 года, девочек с отцом — с 2 лет. Совместное мытье в ванне брата и сестры можно продолжать до 8-9 лет, помня, что это иногда является единственным источником информации о половых различиях.
Отдельно следует сказать о вреде физических наказаний для психосексуальпого развития ребенка. Физические наказания, в частности, шлепки по ягодицам, могут вызывать эротические ощущения, вплоть до оргазма, в связи с чем дети иногда сами провоцируют на это взрослых. Приятные ощущения, возникающие во время наказаний, в дальнейшем связываются с болевыми ощущениями, которые могут стать необходимым элементом сексуальных переживаний.
Основные принципы полового воспитания. Половое воспитание направлено не на то, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, а на то, чтобы научить их управлять этой достаточно важной стороной жизни. Его цель — помочь правильному, гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа) и детей, т.е. цель такого воспитания — укрепление брака и семьи.
Столетиями люди расс<