Рассмотрим порядок работы с простой задачей

1. Знакомство с содержанием задачи. Сколько раз нужно прочитать задачу? Один-два раза. Иногда боль­ше, но чтение должно быть осознанным. Попытка за­ставить ребенка читать задачу до тех пор, "пока не пой­мет", приводит к отрицательному результату: при мно­гократном чтении условие вообще "теряет смысл".

Как читать задачу? При чтении необходимо подчер­кивать голосом, выделять числовые данные и слова, оп­ределяющие выбор действий. В вопросе тоже должно быть подчеркнуто главное (ключевое) слово.

Помогает понять задачу разметка текста карандашом. (Разумеется, пометки в учебнике сразу после оконча­ния работы стираются мягким ластиком).

После чтения необходимо кратко записать условие или сделать чертеж (рисунок) к задаче. Это облегчает поиск решения.

2. Решение задачи. Решить задачу — значит ответить на ее вопрос. Нельзя довольствоваться тем, что ребе­нок называет правильно результат действия. Необхо­димо добиваться объяснения того, почему для реше­ния выбрано именно это, а не иное арифметическое действие.

3. Запись решения задачи. Если ребенок на этом эта­пе работы с задачей испытывает затруднения, помоги­те ему в его же собственной тетради отыскать форму записи, рекомендованную учителем.

4. Проверка решения. Далеко не каждую задачу, решенную в ходе подготовки домашнего задания, нужно проверять. Однако, если возникло сомнение, понял ли малыш задачу, предложите ему проверить работу. Сделать это просто. Нужно сопоставить ус­ловие задачи с тем, что получилось в результате ре­шения.

Решение задач помогает формированию теоретиче­ских знаний, развивает логические возможности младших школьников: анализ, в результате которого ребенок вникает в содержание задачи; обобщение, в результате ко­торого формируется способ решения задач одного типа. Эга работа дает детям некоторые практически важные жиз­ненные навыки.

Уверенное решение простых задач— залог того, что и составные части маленький школьник будет ре­шать легко.

Очень важно научиться отличать простую задачу от составной. Такие устные упражнения дети выполняют с удовольствием. Задачу решать необязательно, доста­точно догадаться, какая она: простая или составная, и доказать правильность своего предположения, называя последовательно действия, которые необходимо выпол­нить для решения составной задачи. Полезно преобра­зовывать простые в составные и обратно.

Другим разделом программы по математике для на­чальной школы являются составные задачи. При этом на первых порах затруднения могут возникать даже у тех ребят, чьи знания по данному предмету прежде не вызывали никакой тревоги. Именно поэтому целесо­образно познакомить родителей с основными типами подготовительных упражнений:

1. Постановка вопроса к условию простой задачи.

2. Дополнения недостающего числового данного в условии простой задачи.

3. Подбор необходимых данных для ответа на пред­ложенный вопрос.

4. Решение задач с двумя вопросами.

5- Решение цепочек задач, в которых искомое число первой задачи входит как известное в условие второй, искомое число второй является элементом условий третьей и т.д.

Внимание родителей необходимо сосредоточить на том, что углубленному пониманию составной задачи способствуют различные преобразования готовых реше­ний, требующие более глубокого осмысления, условия.

По мере усложнения задач все больше появляется таких, решение которых можно выполнить разными способами. Необходимо всячески поощрять желание ребенка найти свой способ решения даже в том слу­чае, если этот способ является менее рациональным

по сравнению с использованным первоначально. Бы­вает, что ученик, делая попытку решить задачу по-своему, запутывает условие, вводит лишнее действие-По логике взрослого человека такой способ является нерациональным. Но было бы ошибочно настаивать на этом в общении с ребенком, избирающим "свой" путь. Правильнее— предложить решить данную за­дачу "короче". Если такое предложение школьник са­мостоятельно выполнить не сможет, показать ему "свой" способ решения. Цель такой работы — не толь­ко сокращение пути поиска ответа на задачу, но и всемерное стимулирование самостоятельных попыток ребенка, укрепление его интереса к изучению мате­матики, к преодолению трудностей, к формированию положительных мотивов учебной деятельности с млад­шего школьного возраста.

Устный счет. Формирование навыков устного счета ведется из урока в урок. Программа по математике пре­дусматривает работу по формированию у учащихся прочных навыков беглого и правильного устного сче­та. Эти навыки являются опорными для изучения ариф­метических действий с числами любой величины.

Бывает, что родители помогают детям научиться считать "в уме". Делать это можно только по совету учителя и так, чтобы не сбить ребенка с тех приемов, которые изучаются и отрабатываются в классе. Поэ­тому нужно еще раз внимательно пролистать учеб­ник математики, посмотреть, в какой форме даются задания. Если давать однообразные задания, занятия устным счетом ему быстро надоедят. Важна и посильность работы, и постепенное нарастание трудности. Устные упражнения необязательно превращать в до­полнительный урок. Их можно сделать элементом об­щения во время прогулок и совместных хлопот по до­му: назови число, которое больше этого на столько-то, дополни число до 75, округли до десятков число 23 и т.д. Приступая к индивидуальной работе по ма­тематике с учеником II класса, полезно помнить ряд простых правил, которые ребенок должен выполнять. А для устных вычислений можно давать однозначные, двузначные и круглые трехзначные числа. Ведь нет принципиальной разницы между способом сложения чи­сел 23 и 3 и 23 и 30.

В качестве справочного материала целесообразно со­общить правила устного счета (в виде памятки).

Правила устного счета (устных вычисле­ний )

1. Устные вычисления производят, начиная с еди­ниц высшего разряда (письменные — с единиц низше­го разряда).

2. Промежуточные результаты при устных вычисле­ниях сохраняют в памяти (при письменных сразу за­писывают).

3. Приемы устных вычислений одного и того же дей­ствия над одними и теми же числами могут быть раз­личными. Это зависит от того свойства, которое ис­пользуется при счете (все письменные вычисления вы­полняются по алгоритмам).

4. При устных вычислениях запись производится в строчку (при письменных — в столбик).

Наши рекомендации