Рассмотрим порядок работы с простой задачей
1. Знакомство с содержанием задачи. Сколько раз нужно прочитать задачу? Один-два раза. Иногда больше, но чтение должно быть осознанным. Попытка заставить ребенка читать задачу до тех пор, "пока не поймет", приводит к отрицательному результату: при многократном чтении условие вообще "теряет смысл".
Как читать задачу? При чтении необходимо подчеркивать голосом, выделять числовые данные и слова, определяющие выбор действий. В вопросе тоже должно быть подчеркнуто главное (ключевое) слово.
Помогает понять задачу разметка текста карандашом. (Разумеется, пометки в учебнике сразу после окончания работы стираются мягким ластиком).
После чтения необходимо кратко записать условие или сделать чертеж (рисунок) к задаче. Это облегчает поиск решения.
2. Решение задачи. Решить задачу — значит ответить на ее вопрос. Нельзя довольствоваться тем, что ребенок называет правильно результат действия. Необходимо добиваться объяснения того, почему для решения выбрано именно это, а не иное арифметическое действие.
3. Запись решения задачи. Если ребенок на этом этапе работы с задачей испытывает затруднения, помогите ему в его же собственной тетради отыскать форму записи, рекомендованную учителем.
4. Проверка решения. Далеко не каждую задачу, решенную в ходе подготовки домашнего задания, нужно проверять. Однако, если возникло сомнение, понял ли малыш задачу, предложите ему проверить работу. Сделать это просто. Нужно сопоставить условие задачи с тем, что получилось в результате решения.
Решение задач помогает формированию теоретических знаний, развивает логические возможности младших школьников: анализ, в результате которого ребенок вникает в содержание задачи; обобщение, в результате которого формируется способ решения задач одного типа. Эга работа дает детям некоторые практически важные жизненные навыки.
Уверенное решение простых задач— залог того, что и составные части маленький школьник будет решать легко.
Очень важно научиться отличать простую задачу от составной. Такие устные упражнения дети выполняют с удовольствием. Задачу решать необязательно, достаточно догадаться, какая она: простая или составная, и доказать правильность своего предположения, называя последовательно действия, которые необходимо выполнить для решения составной задачи. Полезно преобразовывать простые в составные и обратно.
Другим разделом программы по математике для начальной школы являются составные задачи. При этом на первых порах затруднения могут возникать даже у тех ребят, чьи знания по данному предмету прежде не вызывали никакой тревоги. Именно поэтому целесообразно познакомить родителей с основными типами подготовительных упражнений:
1. Постановка вопроса к условию простой задачи.
2. Дополнения недостающего числового данного в условии простой задачи.
3. Подбор необходимых данных для ответа на предложенный вопрос.
4. Решение задач с двумя вопросами.
5- Решение цепочек задач, в которых искомое число первой задачи входит как известное в условие второй, искомое число второй является элементом условий третьей и т.д.
Внимание родителей необходимо сосредоточить на том, что углубленному пониманию составной задачи способствуют различные преобразования готовых решений, требующие более глубокого осмысления, условия.
По мере усложнения задач все больше появляется таких, решение которых можно выполнить разными способами. Необходимо всячески поощрять желание ребенка найти свой способ решения даже в том случае, если этот способ является менее рациональным
по сравнению с использованным первоначально. Бывает, что ученик, делая попытку решить задачу по-своему, запутывает условие, вводит лишнее действие-По логике взрослого человека такой способ является нерациональным. Но было бы ошибочно настаивать на этом в общении с ребенком, избирающим "свой" путь. Правильнее— предложить решить данную задачу "короче". Если такое предложение школьник самостоятельно выполнить не сможет, показать ему "свой" способ решения. Цель такой работы — не только сокращение пути поиска ответа на задачу, но и всемерное стимулирование самостоятельных попыток ребенка, укрепление его интереса к изучению математики, к преодолению трудностей, к формированию положительных мотивов учебной деятельности с младшего школьного возраста.
Устный счет. Формирование навыков устного счета ведется из урока в урок. Программа по математике предусматривает работу по формированию у учащихся прочных навыков беглого и правильного устного счета. Эти навыки являются опорными для изучения арифметических действий с числами любой величины.
Бывает, что родители помогают детям научиться считать "в уме". Делать это можно только по совету учителя и так, чтобы не сбить ребенка с тех приемов, которые изучаются и отрабатываются в классе. Поэтому нужно еще раз внимательно пролистать учебник математики, посмотреть, в какой форме даются задания. Если давать однообразные задания, занятия устным счетом ему быстро надоедят. Важна и посильность работы, и постепенное нарастание трудности. Устные упражнения необязательно превращать в дополнительный урок. Их можно сделать элементом общения во время прогулок и совместных хлопот по дому: назови число, которое больше этого на столько-то, дополни число до 75, округли до десятков число 23 и т.д. Приступая к индивидуальной работе по математике с учеником II класса, полезно помнить ряд простых правил, которые ребенок должен выполнять. А для устных вычислений можно давать однозначные, двузначные и круглые трехзначные числа. Ведь нет принципиальной разницы между способом сложения чисел 23 и 3 и 23 и 30.
В качестве справочного материала целесообразно сообщить правила устного счета (в виде памятки).
Правила устного счета (устных вычислений )
1. Устные вычисления производят, начиная с единиц высшего разряда (письменные — с единиц низшего разряда).
2. Промежуточные результаты при устных вычислениях сохраняют в памяти (при письменных сразу записывают).
3. Приемы устных вычислений одного и того же действия над одними и теми же числами могут быть различными. Это зависит от того свойства, которое используется при счете (все письменные вычисления выполняются по алгоритмам).
4. При устных вычислениях запись производится в строчку (при письменных — в столбик).