Кьеркегор и проблема тревоги в девятнадцатом столетии
Истоки современной тревоги лежат в девятнадцатом веке, когда наметились трещины, раскалывающие культуру. Место революционной веры в свободный разум, господствовавшей в момент зарождения и кристаллизации новой культуры, заняла вера в «технический разум»2. Быстро растущее господство над физической природой сопровождалось многочисленными и глубокими изменениями в структуре человеческого общества. Экономические и социальные последствия этих изменений мы рассмотрим позже, а здесь сосредоточимся на важных
1 Вопрос, почему Паскаль был исключением из общего правила, и почему он воспринимал внутренний травматический опыт и тревогу гораздо отчетливей, чем его современники, увел бы нас в сторону от этого обсуждения. Можно, однако, упомянуть предположение Кассирера о том, что представление Паскаля о человеке на самом деле пережиток мышления средних веков, и, несмотря на научный гений Паскаля, он в действительности не принял новые представления о человеке, которые появились в эпоху Возрождения.
2 Термин Поля Тиллиха. Он характеризует то состояние разума в девятнадцатом веке, когда человек, занимаясь практической деятельностью, стал все больше внимания уделять математическим проблемам (ср. Ницше (Nietszche) и Кассирер, следующий параграф). Влияние этого растущего интереса к техническим задачам на теоретические представления не было должным образом оценено в то время.
изменениях, которые претерпело в тот период представление человека о самом себе.
Это была эпоха «свободных наук»1. Каждая наука развивалась в своем собственном направлении, а объединяющий принцип, как писал Кассирер, отсутствовал. В то же время «наука стала превращаться в фабрику», и Ницше предупреждал: технический разум быстро развивается, а идеалы и ценности человека разрушаются — следует опасаться нигилизма. Теоретические представления о природе человека, распространенные в девятнадцатом столетии, неотделимы в большинстве случаев от эмпирических данных, полученных развивающимися науками. Но так как в самой науке отсутствовал объединительный принцип, существовали большие вариации в понимании природы человека. «Каждый мыслитель, — замечает Кассирер, — предлагает нам свою собственную картину, изображающую природу человека», и поскольку каждая картина основана на эмпирических данных, любая «теория становится прокрустовым ложем, в которое втискиваются эмпирические факты, чтобы соответствовать заранее определенной схеме»2. Кассирер считает, что подобная неустранимая противоречивость мысли является не только «серьезной теоретической проблемой, но и угрозой, нависшей над всей нашей этической и культурной жизнью»3.
Девятнадцатое столетие характеризовалось тем, что культура разделилась на отдельные составляющие, что коснулось не только общих теоретических принципов и наук, но также и других сторон культуры. В эстетике появилось движение «искусство ради искусства», и искусство все больше отделялось от реальности естества — в конце века реакцией на это явились произведения Сезанна (Cezanne) и Ван Гога (Van Gogh). В религии происходило отделение теоретических установок и
1 Вернер, Брок (Werner, Brock), Современная германская философия, Кембридж, 1935.
2 Заметки о природе человека, цитируемое произведение, с. 21. Кассирер продолжает: «Поэтому наши современные представления о человеке потеряли свое интеллектуальное ядро. Взамен мы получили полную анархию в мыслях... Теологи, ученые, политики, социологи, биологи, психологи, этнологи, экономисты, все рассматривают проблему со своей точки зрения. Собрать вместе или объединить все эти частные аспекты и перспективы невозможно... В результате каждый автор, по-ввдимому, придерживается собственного понимания человеческой жизни и сам оценивает ее».
3 Там же, с. 22.
церковной службы от повседневной жизни. Разделение на отдельные составляющие в семейной жизни ярко изобразил и осудил Ибсен (Ibsen) в своем произведении Кукольный дом. Что касается психологической жизни индивида, девятнадцатый век характеризуется резким разделением «разума» и «эмоций», над которыми господствует волевое усилие (воля). Воля решает, какой из двух сторон отдать предпочтение, и обычно все заканчивается подавлением эмоций. Вера семнадцатого столетия в необходимость рационального контроля над эмоциями сменяется привычкой их подавления, В свете этого легко понять, почему менее приемлемые эмоциональные импульсы, такие, как сексуальные потребности и враждебность, отвергались особенно сильно. Именно отсутствие психологического единства, которое стало проблемой, подвигло к работе Зигмунда Фрейда. Его открытие бессознательного и его методики, предназначенные для восстановления психологического единства на новой основе, невозможно адекватно понять без анализа факторов, которые привели к утрате цельности личности в девятнадцатом столетии1.
На фоне описанного отсутствия внутреннего единства неудивительно, что проблема тревоги неизбежно возникает в девятнадцатом столетии. Именно в середине этого века появляются работы Кьеркегора, который тщательно и в ряде отношений очень глубоко изучает тревогу, характерную, по мнению Кьеркегора, для данного исторического периода. Конечно, отсутствие цельности само по себе порождает тревогу; и поиски нового основания личностного единства — Кьеркегором, а позднее Фрейдом — делали рассмотрение и возможное решение проблемы тревоги необходимым.
Распад единства мышления и культуры был осознан многими проницательными, умными и прозорливыми мыслителями девятнадцатого столетия; многих из них можно отнести к экзистенциалистам. Экзистенциальное движение начинает
1 Фрейд часто писал о том, что его цель — сделать материал бессознательного осознанным и таким путем увеличить сферу приложения разума. В некоторых работах, скорее теоретического характера (например, Неудовлетворенность культурой и Будущее одной иллюзии), он использует представления о разуме и науке, которые являются прямым наследием XVII—XVIII столетий. Но под влиянием практической работы представление Фрейда о разуме, который объединяет сознание и огромную область бессознательных побуждений индивида, стало совершенно иным, чем понятие о «разуме» в традиционном рационализме.
отсчет с 1841 года, когда немецкий философ Ф.-В.-Д. Шеллинг (F.W.J. Schelling) читал лекции, на которых присутствовали такие известные люди, как, например, Кьеркегор, Энгельс (Engels) и Буркхардт (Burckhardt)1. Помимо Шеллинга и Кьеркегора, экзистенциальное мышление было представлено направлением, получившим название «философия жизни» (Ницше, Шопенгауэр и, позднее, Бергсон), и социологическим направлением (Фейербах и Маркс)2. «Чему противостоят все философы-экзистенциалисты, так это «рациональной» системе мышления и жизни, развившейся под влиянием западного индустриального общества и его философии»3.
Тиллих характеризует работы экзистенциальных мыслителей как «отчаянные поиски нового смысла жизни в реальности, ставшей людям чуждой, в культуре, в которой две великие традиции, христианство и гуманизм, потеряли свой обстоятельный характер и свою убеждающую силу»4. Отвергая традиционный рационализм, экзистенциальные мыслители настаивали на том, что реальность может быть доступна и воспринята только индивидом как цельным существом, чувствующим, действующим и думающим. Кьеркегор считал, что система Гегеля (Hegel), где абстрактное мышление смешивается с реальностью, является, на самом деле, надувательством. Кьеркегор и разделявшие его взгляды мыслители полагали, что страсть и мышление не могут быть отделены друг от
1 Поль Тиллих, Экзистенциальная философия, История идей, 1944, 5:1, 44-70.
2 Связь этой формы мышления с американским прагматизмом, основы которого изложил Вильям Джеймс (James), прояснится позднее. Современными европейскими представителями экзистенциализма являются М. Хайдеггер (М. Heidegger) и К. Ясперс (К. Jaspers). Мы не хотели бы, чтобы экзистенциализм у читателя данной книги ассоциировался с современной популярной концепцией, которая изложена, например, в философских работах Сартра (Sartre). Эта концепция позднее была названа «интермедией», или «девиацией*, в истории экзистенциализма — Гидо де Ругеро (Guido de Ruggiero), Экзистенциализм, Нью-Йорк, 1948.
3 Экзистенциальная философия, цитируемое произведение, с. 66. Тиллих продолжает: «За последние сто лет следствия этой системы становились все более ясными: выработался логический, или натуралистический, механизм, который, как кажется, разрушает индивидуальную свободу, свободу принятия решений и основы человеческой общности; и выработался аналитический рационализм, который истощает жизненные соки организма и превращает все, включая самого человека, в объект, свойства которого можно подсчитывать и контролировать...»
4 Там же, с. 67.
друга. Фейербах писал: «Только то, что является объектом страсти, реально существует»1. Ницше говорил: «Наше тело думает». Таким образом, эти мыслители пытались преодолеть традиционное разделение на разум и тело и стремление подавлять иррациональные аспекты опыта. Чистая объективность, как писал Кьеркегор, является иллюзией, и если бы это было не так, это было бы плохо: «Существует слово «интерес» (interest), которое отражает нашу настолько тесную связь с объективным миром, что нас не удовлетворяет объективное, то есть без интереса, отношение к истине»2. Кьеркегору очень не нравились жесткие определения таких понятий, как «я» и «истина»; он считал, что они определимы только динамически, то есть диалектически. «Прочь от теорий», призывал он, «прочь от систем, назад к реальности»3. Он настаивал на том, что «истина для отдельного индивида существует только в том виде, в каком он сам производит ее в своих действиях»4. Такое утверждение воспринимается как проявление крайней степени субъективности, и на поверхностном уровне так оно и есть; но следует помнить о том, что Кьеркегор и близкие ему философы считали, что путь, которым они идут, это путь к истинной объективности, в противоположность искусственной объективности «рационалистических» систем. Как сказал Тиллих, это поворот к непосредственному восприятию человека, к «субъективности», которая есть не нечто противоположное «объективности», а живой опыт, из которого произрастают как объективность, так и субъективность»5. Целью этих философов было преодоление раскола культуры, попытка снова сделать акцент на индивиде как живом, воспринимающем единстве — то есть на индивиде, который думает, чувствует и желает одновременно. Рассмотрение взглядов экзистенциалистов важно для нашего исследования не только потому, что деления на психологию и философию для них не существует,
1 Там же, с. 54.
2 Вальтер Лоури (Lowrie), Короткая жизнь Кьеркегора, Princeton, N.J., 1944, с. 172.
3 Там же, с. 116.
4 Понятие страха, цитируемое произведение, с. 123.
5 Тиллих, с. 67. Там же: «Они старались познать творческую основу бытия, которая первичнее разделения на объективное и субъективное и находится вне пределов этого разделения».
но и потому, что с их исследованиями впервые в современный период проблема тревоги выдвигается на первый план.
Теперь рассмотрим взгляды Серена Кьеркегора. В континентальной Европе, согласно Броку, его считают «одним из наиболее выдающихся психологов всех времен, по широте подхода и, возможно, по основательности превосходящего Ницше, а по проникновению в глубь вещей сравнимого только с Достоевским»1.
Главное, чему Кьеркегор уделяет внимание в маленькой книге, посвященной тревоге2 и опубликованной в 1844 году, это взаимоотношениям между тревогой и свободой. Кьеркегор утверждает, что тревогу всегда следует понимать как знак свободы3. Свобода является целью развития личности; с точки зрения психологии, «добро — это свобода»4. Кьеркегор определяет свободу как возможность, которую рассматривает как духовную сторону человека; в самом деле не будет неправильно читать «возможность» всякий раз, когда Кьеркегор пишет «дух». Главной особенностью человека, в отличие от
1 Вернер Брок, Современная германская философия, с. 75. Анализ взглядов Кьеркегора с точки зрения современного психолога можно найти в работе О.-Х.Маурера, Тревога, в книге Теория научения и динамика личности (1950). Маурер считает, что взгляды Кьеркегора не могли быть поняты большинством до тех пор, пока Фрейд не выпустил свои труды.
2 Переведена на английский под названием Понятие тревоги Вальтером Лоури и опубликована в 1944 году, Princeton. N.J. Лоури пишет, что в английском языке «нет слова, которое адекватно передает значение слова «Angst» (предисловие к предыдущему изданию, с. IX). Поэтому после продолжительных размышлений доктор Лоури, к которому единодушно присоединились и другие переводчики Кьеркегора на английский, решил использовать слово «dread» как перевод Angst Кьеркегора. Конечно, следует согласиться с тем, что слово «ТРЕВОГА» в английском языке часто означает «желание» («1 am anxious to do something») или определенную степень беспокойства, а также имеет и другие значения, которые совершенно не совпадают со значением слова «Angst». Но немецкое слово «Angst» — это слово, которое Фрейд, Гольдштейн и другие использовали, чтобы обозначить понятие «тревога», и мы для обозначения тревоги будем использовать это слово. Вопрос состоит в том, является ли значение научного психологического термина «ТРЕВОГА» (в противоположность литературному) очень близким (а на самом деле оно гораздо ближе, чем «dread», к значению слова «Angst» Кьеркегора). Профессор Тиллих, знакомый как с употреблением слова «Angst» в психологии, так и с работами Кьеркегора, считает, что это так. Во всяком случае, профессор Лоури любезно предоставил автору этой книги разрешение заменить слово «dread» на «ТРЕВОГА» в цитатах из его переводов Кьеркегора.
3 Понятие страха, с. 138.
4 Там же, с. 99.
растений и животных, является широта доступных возможностей и способность человека осознавать возможности в самом себе. Кьеркегор рассматривает человека как существо, перед которым постоянно открываются разные возможности, который знает о возможностях, представляет их себе и с помощью творческой активности реализует их. Что такое возможность с точки зрения психологии, мы обсудим далее, идеи Кьеркегора об открытости и общительности; пока лишь подчеркнем, что возможность — это свобода.
Так получается, что возможность свободы ведет за собою тревогу. Тревога, как говорит Кьеркегор, это состояние человека, который сталкивается со свободой; тревога «возможна, если есть свобода». Всякий раз, когда возможность предоставляется индивиду, тревога потенциально присутствует в том же самом восприятии. Можно привести примеры из повседневной жизни. Так у каждого человека есть возможность и потребность двигаться вперед в своем развитии — ребенок учится ходить, затем идет в школу, взрослый женится или получает новую работу. Такая возможность развития, продвижения вперед сопровождается тревогой. Человек не может знать, что делается там, впереди, он не прослеживает дорогу до конца и не предвидит то, что происходит. (Это «нормальная» тревога, ее нельзя путать с «невротической», которая рассматривается ниже. Кьеркегор считает, что невротическая тревога, в сравнении с нормальной, в большей степени ограничивает человека и сужает творческие возможности; она возникает, когда человек не может продвигаться вперед в ситуациях, провоцирующих нормальную тревогу.)1 Тревога существует, когда потенциально актуальны несколько возможностей. По Кьерке-гору, чем больше возможностей (творческих способностей) у
1 Чтобы реализовать себя, человек должен всегда двигаться вперед. «И это действительно так, что когда перед тобой весь мир, опасно рисковать, и зачем? Потому что можно потерять. А не рисковать, это практично. И все же, не рискуя, так ужасно легко потерять то, что было бы трудно потерять даже при наиболее рискованном риске, и, во всяком случае, никогда не потерять так легко, так всецело, как будто это было бы ничто... самого себя. Так как если я рискнул некстати — очень хорошо, тогда жизнь поможет мне, меня наказав. Но если я не буду рисковать — кто тогда мне поможет? И, более того, если совсем не рисковать в самом глубоком смысле этого слова (а рисковать в самом глубоком смысле этого слова означает осознать самого себя), я получу все земные блага... и потеряю себя! И что же?» — Кьеркегор, Смертельная болезнь, перевод Вальтера Лоури (Princeton, N.J., 1941), с. 52 (курсив мой. — P.M.).
человека, тем более вероятно возникновение тревоги. Возможность («Я могу») превращается в актуальность, но промежуточная детерминанта — это тревога1.
Рассматривая тревогу в развитии, Кьеркегор, во-первых, описывает первоначальное состояние ребенка. Он именует его состоянием невинности, когда ребенок находится в непосредственном единстве с естественными условиями существования, со средой. У ребенка есть возможности, и это вызывает тревогу, но это тревога без определенного содержания. В первоначальном состоянии тревога является «стремлением к рискованным предприятиям, жаждой удивительного, загадочного»2. Ребенок движется вперед, актуализируя свои возможности. Но в состоянии невинности ребенок не понимает, что возможность роста, например, означает возможность кризисов, столкновения с родителями и неповиновения им. В состоянии невинности созревание индивида — это возможность, которая еще не стала для самого ребенка осознанной; и тревога, с ней связанная, это «чистая возможность», не имеющая специфического содержания.
Затем в ходе развития человек достигает уровня самоосознания. Кьеркегор ссылается на рассказ об Адаме как описание этого явления в мифологической форме. Отбрасывая устаревший взгляд на данный миф как историческое событие, он настаивает на том, что «миф описывает как внешнее то, что происходит внутри»3. Кьеркегор считает, что миф об Адаме показывает внутреннее пробуждение самосознания индивида. В определенный момент развития появляются «знания о добре и зле», как описано в мифе. Затем в поле возможностей появляется осознанный выбор. Человек все больше осознает как необыкновенную природу возможностей, так и ответственность, связанную с ними. Индивид сталкивается с возможностью конфликтов и кризисов — возможность имеет как негативную, так и позитивную сторону. Так, ребенок с точки
1 Понятие страха, с. 44. Вся цитата звучит следующим образом: «Возможность означает «я могу». С точки зрения логики достаточно удобно сказать, что возможность превращается в актуальность. В реальности это не так просто, и необходима промежуточная детерминанта. Эта промежуточная детерминанта является тревогой...»
2 Там же, с. 38.
3 Там же, с. 92. В указанном смысле миф об Адаме воспроизводится в жизни каждого человека где-то между годом и тремя.
зрения развития начинает двигаться в направлении индивидуации. Двигаясь по этой дороге, он не находится в непосредственной гармонии с окружением (например, родителями), но постоянно огибает острые углы, чтобы избежать конфликтов со средой. И действительно, во многих случаях дорога развития ведет прямо через реальные столкновения и конфликты с родителями. Индивидуация (становление «я») осуществляется ценой обретения тревоги, которая присутствует там, где человек занимает позицию как противостояния среде, так и сотрудничества с ней. Описывая рост свободы как постепенное осознание возможностей, Кьеркегор говорит о «тревожащей возможности быть способным»1.
Отметим, что центральная психологическая проблема, с которой сталкивается Кьеркегор, это стремление человека быть самим собой. Воля быть самим собой — это истинное призвание человека. Кьеркегор утверждает, что нельзя определить точно, чем должно быть «я», так как «я» — воплощение свободы. Но при этом он подробно рассматривает, как люди избегают быть самими собой: уходя от саморефлексии, стремясь быть кем-то еще, просто с помощью конформизма или демонстрации открытого неповиновения, что является формой трагического, стоического отчаяния, обрекая человека на невозможность полного самораскрытия личности. «Волю» в понимании Кьеркегора не следует смешивать с понятием волюнтаризма, которое, по мысли философов девятнадцатого века, предполагает подавление неприемлемых элементов внутри самого себя. Скорее воля, по Кьеркегору, есть творческая решительность, в основе которой расширяющееся самоосознание. «Вообще говоря, сознание, то есть сознание себя, это имеющий решающее значение критерий «я», писал он. «Чем больше сознания, тем больше «я...»2. Описанные представления не звучат иностранным языком для тех, кто знаком с современной психотерапией, основная цель которой состоит в расширении самосознания путем анализа внутренних конфликтов, и которая терпит поражение, если индивиду не уда-
1 Там же, с. 40. Ср. описание угрозы изоляции, потери могущества и возникновения тревоги в книге Фромма Бегство от свободы, Нью-Йорк, 1941, с. 29 (обсуждается на странице 170 и следующих за ней).
2 Смертельная болезнь, цитируемое произведение, с. 43.
ется преодолеть блокированность самосознания на различных уровнях1. В психотерапии ясно, что эти блокаторы самосознания появляются, когда индивид неспособен к какому-либо действию, когда в процессе развития все время растет тревога. По мнению Кьеркегора, личность зависит от способности индивида противостоять тревоге и при этом двигаться вперед. Свобода, по Кьеркегору, не является просто приращением, столь же естественным, как рост растения вверх по направлению к солнцу, когда удаляют мешающие камни (мы специально акцентируем это положение, поскольку в некоторых направлениях психотерапии подход к проблеме свободы чрезмерно упрощен). Свобода определяется тем, как человек устанавливает связь с самим собой в каждый миг своего существования. Это означает, если прибегнуть к современному языку, что свобода есть мера ответственности и автономности человека при управлении собственной жизнью и самим собой.
Когда Кьеркегор говорит о пробуждении самосознания — стадии, следующей за состоянием невинности ребенка, возникает соблазн сравнить его описание с данными современной психологии2. Очевидно, пробуждение самосознания имеет сходство с тем, что представители некоторых психологических направлений называют «появлением эго». Обычно это происходит в возрасте от одного до трех лет; можно наблюдать, что у младенцев самосознания нет, тогда как оно явно присутствует у ребенка четырех-пяти лет. В соответствии со взглядами Кьеркегора происходящие изменения являются «качественным скачком, и поэтому не могут быть адекватно исследованы с помощью научных методов». Цель Кьеркегора состояла в том, чтобы феноменологически описать состояние человека (например, взрослого), которое Кьеркегор считает
1 Должно быть ясно, что Кьеркегор, как и представители современной психотерапии, говорит не о том, что иногда называют «нездоровой интроспекцией». Такая интроспекция возникает не вследствие расширения самосознания (что, на взгляд Кьеркегора, является противоречием в терминах), но скорее вследствие блокирования самосознания.
2 Трудность заключается в том, что понятия, употребляемые Кьеркего-ром, и термины современной психологии ни в коем случае не эквивалентны. Например, понятие «я* у Кьеркегора лишь частично соответствует психологическому термину эго, по смыслу наиболее близкому.
состоянием конфликта (или самосознания) и корни которого лежат в первоначальном состоянии невинности1.
После «прыжка» в самосознание о тревоге начинают думать, ее содержание расширяется. То, что живущий в настоящее время «индивид больше размышляет о тревоге, есть следствие участия индивида в истории его рода»2. Самоосознание делает возможным не только индивидуальное развитие, направленное на развитие «я». Так же, как индивид теперь ощущает себя независимым, обладающим свободой выбора от меры благоприятности среды и своих природных особенностей, так же воспринимает он себя как нечто большее, чем автомат, поведение которого определяется лишенным смысла историческим развитием. С помощью самоосознания человек может влиять на современное историческое развитие и до определенной степени изменять его. Это положение не перечеркивает большой роли исторически сформировавшейся среды в жизни человека. «Связи каждого человека в момент рождения исторически обусловлены, — писал Кьеркегор, — и естественный закон оказывает такое же реальное влияние, как и всегда ранее»3. Но решающее значение имеет то обстоятельство, как человек соотносит себя со своими историческими связями4.
Тревога заключает в себе внутренний конфликт; в этом состоит еще одно следствие самосознания. Тревога «боится», говорит Кьеркегор, «и все же она сохраняет тайное взаимодействие со своим объектом, не может отвести от него глаза, да и не желает этого делать...»5. Тревога «это желание того, чего человек боится, симпатическая антипатия. Тревога — это чуждая сила, которая распространяет на индивида свою власть,
1 Если говорить на языке философии, то это, конечно, проблема противостояния человеческой «сущности» и человеческого «существования».
2 Понятие страха, цитируемое произведение, с. 47.
3 Там же, с. 65.
4 Рассуждения Кьеркегора можно обобщить так: в состоянии невинности индивид не отделен от среды, и тревога является неопределенной. В состоянии самоосознания существует возможность отделения, человек становится индивидуальностью; о тревоге размышляет; в результате индивид, опираясь на самосознание, может направлять свое собственное развитие, а также влиять на историю собственного рода.
5 Понятие страха, с. 92. Кьеркегор добавляет, и причина читателю должна быть хорошо понятна, «если кому-то сказанное может показаться трудным для восприятия, я тут ничего не могу поделать*.
и никто не может вырваться, да и нет ни у кого такого желания; и так как человек боится, то того, чего он боится, он желает. И затем тревога лишает человека сил»1. Этот внутренний конфликт как проявление тревоги знаком представителям современной клинической психологии; наибольшее внимание ему уделяли Фрейд, Штекель (Stekel), Хорни и некоторые другие. Большое число характерных примеров такого конфликта описано клиницистами; особенно он заметен при неврозах: у больного есть сексуальные желания или желания агрессии, и он боится именно этих желаний (или их последствий), и возникает устойчивый внутренний конфликт. Любой человек, который перенес серьезную физическую болезнь, знает, что тревога усиливается, если не наступает выздоровление, и все же он заигрывает с перспективой выздоровления; ему симпатична, словами Кьеркегора, перспектива, которой он одновременно боится и которую ненавидит. Это, как кажется, явление гораздо более глубокое, чем просто желание получить «вторичную выгоду» от болезни, душевной или физической. Возможно, Фрейд имел в виду именно это явление, когда писал о том, что «инстинкт смерти» противостоит «инстинкту жизни» — правда, эти формулировки вызывают много вопросов. По-видимому, Отто Ранк (Rank) подошел гораздо ближе к Кьеркегору (и в то же время избежал наиболее спорных положений теории Фрейда), предложив теорию конфликта между «волей к жизни» и «волей смерти». (Автор этой книги не считает, что анализируемый внутренний конфликт можно лучше понять, если считать его «инстинктивным», или «биологическим». Он скорее психологический; поэтому термин Ранка воля, хотя и не вполне удовлетворителен, все же лучше термина инстинкт. Этот конфликт проявляется не только вместе с тревогой, но является продуктом тревоги, то есть уровень выраженности конфликта соответствует уровню предшествовавшей тревоги). Во всяком случае, Кьеркегор ясно говорит о том, что, описывая внутренний конфликт, он не будет ограничиваться только невротическими явлениями. Он полагает, что в любой ситуации, когда человек, вышедший из младенческого возраста, воспринимает тревогу, существует
1 Там же, с. XII, цитата из его журнала (III A 223; Dm f 402).
конфликт. При любом взаимодействии с чем-либо индивид желает двигаться вперед, актуализировать свои возможности, и в то же время — не хочет этого. Кьеркегор неоднократно описывает различия между «неврозом» и «здоровьем»: здоровый индивид движется вперед, несмотря на конфликт, реализуя свою свободу, тогда как нездоровый индивид ограничивает себя и, подобно «лежачему» больному, жертвует свободой1. В этом пункте проявляется фундаментальное различие между страхом и тревогой: при страхе человек движется в одном направлении, прочь от объекта, которого боится; при тревоге же существует продолжительный внутренний конфликт и амбивалентное отношение к объекту. Кьеркегор всегда настаивал на том, что хотя тревога на стадии размышления о ней насыщена более определенным содержанием, чем на предыдущей стадии, ее содержание никогда нельзя полностью отнести к конкретным предметам, поскольку она отражает внутреннее состояние, состояние конфликта.
Другое следствие самоосознания состоит в том, что на сцене появляются ответственность и чувство вины2. Чувство вины — это сложная и запутанная проблема, как для Кьерке-гора, так и для современных психологов, и, по мнению автора этой книги, проблема часто решается путем ее чрезмерного упрощения. Мы лучше поймем представления Кьеркегора о взаимоотношениях вины и тревоги, если придадим особое значение тому, что он всегда соотносит тревогу с творческими возможностями. Так как человек может творить — творить себя, желая быть самим собой, точно так же, как творить бесчисленное множество своих действий в повседневной жизни (и это две стороны одного и того же процесса) — он испытывает тревогу. Не будет никакой тревоги, если у человека не будет никаких возможностей. Когда человек актуализирует свои
1 Интересно, что Отто Ранк также утверждает, что здоровый индивид может творить, несмотря на внутренний конфликт (между «волей к жизни» и «волей к смерти», если пользоваться терминологией Ранка), в то время как невротик не может справиться с этим конфликтом, но лишь ограничивает себя и жертвует своей творческой активностью.
2 В современной психопатологии утверждается, что тревога всегда присутствует там, где есть чувство вины (страх наказания), но обратное не всегда верно. Однако, как можно видеть, Кьеркегор имеет в виду другой уровень рассмотрения, а именно соотношение чувства вины с творческими возможностями.
творческие способности, свои возможности, он всегда сталкивается как с негативными, так и с позитивными аспектами этого процесса. Самоактуализация всегда разрушает статус-кво, разрушает сложившиеся психические структуры, разрушает то, что «прилипло» к нам с детства и за что мы держимся, а в результате образуются новые и необычные формы, которые принимает жизненный процесс и путь, которым он идет. Если человек не действует, отказывается расти, отказывается пользоваться своими возможностями, ограничивает свою ответственность, отказ актуализировать свои возможности вызывает чувство вины. Но творчество также означает разрушение сложившегося баланса индивида и среды, отказ от старого; означает создание чего-то нового и необычного в человеческих отношениях, а также в образцах культуры ( это касается, например, творчества художников)1. Поэтому в каждом творческом импульсе потенциально присутствует агрессия по отношению к другим людям, с которыми осуществляется взаимодействие, или негативное отношение к ним, или негативное отношение к своим собственным психическим структурам. Говоря метафорически, можно сказать, что в любом творческом акте старое убивают для того, чтобы могло родиться новое. Поэтому, согласно Кьеркегору, чувство вины всегда сопутствует тревоге: и то и другое всегда соответствует 'знаниям о наших возможностях и мере их актуализации. Чем больше творит человек, утверждает Кьеркегор, тем больше потенциально присутствуют тревога и вина2.
Хотя секс и чувственные удовольствия часто становятся
1 Процесс творчества недостаточно изучен в современной психологии. Подтверждение взглядов Кьеркегора можно найти в высказываниях художников. Так, Дега (Degas) говорил: «Картину следует создавать с тем же чувством, которое испытывает преступник, совершая преступление». Томас Мани (Thomas Mann) писал, что художники владеют «прелестными секретами, которые вызывают чувство вины». Это явление, как можно обнаружить, в большей степени разработано в мифологии: в мифе о Прометее творчество изображается как неподчинение богам. Если стать на позицию психологии, не означает ли индивидуация и связанное с ней творчество нарастающий разрыв со своей матерью и неподчинение ей; или, словами Фрейда, происходит ли в процессе творчества все более частое низвержение отца со своего трона? В психологии эта проблема остается нерешенной.
2 «Чем человек гениальнее, — пишет Кьеркегор, — тем на более глубоком уровне он открывает свою вину». — Понятие страха, цитируемое произведение, с. 96.
содержанием этой вины, Кьеркегор не считал, что секс и чувственные удовольствия сами по себе являются источниками вины или тревоги. Секс имеет значение скорее всего потому, что он символизирует проблему индивидуации и общности. Во времена Кьеркегора, точно так же, как и в наше время, через секс часто очевидным образом выражалось стремление стать самим собой — например, иметь свои собственные желания, побуждения; а также стремление иметь как можно более интенсивные взаимоотношения с другими людьми (так, полное осуществление упомянутых желаний возможно лишь при наличии других людей). Секс, таким образом, может символизировать конструктивное включение человека в общество (секс, в данном случае, это форма межличностных отношений). С другой стороны, секс может принять искаженную форму и вылиться в эгоцентризм (псевдоиндивидуальность) или стать не более чем симбиотической зависимостью (псевдообщность)1.
Вера в судьбу, говорит Кьеркегор, часто используется как метод избегания тревоги и вины в процессе творчества. Так как «судьба — это отношение духа (возможности) к чему-то внешнему», например, несчастью, необходимости или случаю, все в совокупности человек не воспринимает, на что указывают тревога или вина, но Кьеркегор считает, что, защитив себя, изобретя учение о судьбе, человек не может творить в полном объеме. Например, Кьеркегор полагает, что иудаизм, где открыто рассматривается проблема вины, есть нечто более высокое, чем эллинизм, который покоится на вере в судьбу. Творческий гений в высшем смысле этого слова не должен бежать от тревоги и вины, спрятавшись за веру в судьбу; человек творит, проходя через тревогу и вину.
Одна из форм потери свободы — это состояние «заключе-
1 Аналогией к вышесказанному могут служить рассуждения Кьеркегора о тревоге, достигающей самой высокой степени выраженности у женщины во время рождения ребенка, потому что «в это мгновение на свет появляется новый индивид» (там же, с. 65). После рождения тревога и вина потенциально присутствуют в каждый момент вхождения человека в общество; и в переносном смысле сказанное касается не только рождения ребенка, но и появления нового в процессе становления индивидуальности. Согласно Кьеркегору, человек должен постоянно творить собственную личность в каждый миг своей жизни.
ния внутри»1. Такое состояние, указывает Кьеркегор, в исторических работах называется «демоническим»; и поск<