Паскаль. Тревога и недостаточность разума
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга — продукт нескольких лет теоретических и прикладных исследований, а также размышлений по одной из наиболее насущных проблем нашего времени. Клинический опыт показывает психологам и психиатрам, что центральная проблема психотерапии — это природа тревоги. В той степени, в которой мы сможем решить эту проблему, мы начнем понимать, почему и как личность становится целостной и как происходит ее распад.
В то же время, если бы тревога была просто явлением, сопровождающим плохое приспособление, сведения о ней можно было бы адресовать исключительно специалистам, работающим в терапевтическом кабинете и клинике, а весь тираж этой книги следовало бы передать в библиотеки, которыми пользуются профессионалы. И тем не менее существуют убедительные доказательства того, что современные мужчины и женщины живут в «век тревоги». Если опуститься ниже поверхности, на которой лежат кризисы в сфере политики, экономики, бизнеса, профессии или семьи с тем, чтобы попытаться открыть их психологические причины; если постараться понять современное искусство, поэзию, философию или религию, то почти везде можно столкнуться непосредственно с проблемой тревоги. Существуют основания утверждать, что в современном меняющемся мире самые распространенные стрессы и чувство напряжения, которые сопровождают жизнь, таковы, что только некоторые люди, да и то вряд ли, могут избежать столкновения с тревогой и необходимостью так или иначе что-то с ней делать.
В последние несколько сот лет вследствие причин, которые будут рассмотрены далее, психологи, философы, историки и другие представлявшие человечество ученые все в большей степени сталкивались с этим явлением, беспокойством, которое не имело имени и формы и кралось по следам современного человека. И тем не менее за все это время, насколько мне известно, было сделано только две попытки — одна Кьер-
кегором (Kierkegaard), а другая Фрейдом (Freud) — написать книгу, в которой бы излагалась объективная картина тревоги и конструктивный подход к тому, что с ней делать.
Данное исследование направлено на то, чтобы собрать в этой книге воедино теоретические представления о тревоге, предложенные исследователями, работающими в различных областях нашей культуры; оно направлено на то, чтобы изучить то общее, что объединяет эти представления, и изложить их таким образом, чтобы была общая платформа, основываясь на которой можно было бы проводить дальнейшие исследования. Если изложенные в этой книге представления о тревоге, сведенные в единое целое, помогут решить задачу установления определенной связности и порядка в этой области, автор будет считать свою цель в значительной степени достигнутой.
Конечно тревога — это не просто абстрактное теоретическое понятие, как не является сугубо теоретическим понятие «плавание» для человека, чья лодка перевернулась в миле от берега. Изучение тревоги, которое бы не касалось насущных жизненных проблем, не стоило бы того, чтобы о нем писать. Поэтому теоретические выводы будут проверены с помощью исследования реально существующих случаев тревоги и избранных историй болезни. Это даст возможность привести конкретные доказательства в подтверждение выводов автора о том, что такое тревога и что она значит для человеческого опыта.
Для того чтобы объем этой книги не выходил за разумные пределы, автор описывает только те исследования, которые принадлежат современной эпохе, и даже в этих рамках подробно рассматриваются только работы наиболее значимых для нашей культуры личностей. Это люди, которые являются представителями западной цивилизации такой, как мы ее воспринимаем, являются ли они философами, подобно Кьер-кегору, психотерапевтами, как Фрейд, писателями, поэтами, экономистами, историками или кем-то еще, кто глубоко проник в человеческие проблемы. Выделение области, ограниченной временными и пространственными рамками, позволило осветить проблему тревоги очень ярко, но это вовсе не означает, что тревога является исключительно современной проблемой или проблемой одного лишь Запада. Автор надеется, что эта книга подтолкнет других авторов написать подобные обзоры по тем аспектам проблемы, которые не вошли в данную книгу.
Принимая во внимание то обстоятельство, что проблема тревоги вызывает живой интерес у многих людей, автор дает свой материал в виде, понятном не только профессионалам, но и тем, кто изучает психологию и психиатрию, научным работникам в области социальных наук, а также широкому кругу читателей, которые хотят понять современные проблемы с психологической точки зрения. Книга на самом деле может быть полезной и затрагивать проблемы любого думающего читателя, который непосредственно ощущает напряженное состояние, в котором мы находимся, и вызывающие тревогу конфликты нашего времени, а также задающему самому себе вопросы, что представляет собой тревога, каковы ее причины и что с ней делать.
Для тех, кто хочет познакомиться со сравнительным обзором современных школ психотерапии, эта книга послужит хорошим учебником, в ней рассматриваются взгляды дюжины ведущих мыслителей в этой области, каковы они на самом деле. Не существует лучшего способа понять заложенные в этих школах идеи, чем сравнить друг с другом их представления о тревоге.
В те годы, когда автор работал над своей книгой, его представления о тревоге становились более четкими и основательными, и в этом ему помогли контакты со многими коллегами по профессии и друзьями, которых ввиду большого числа, к сожалению, нельзя всех упомянуть. Но он не может отказать себе в удовольствии выразить особую признательность доктору О.-Х. Мауреру (О.Н. Mowrer), доктору Курту Гольдштейну (Kurt Goldstein), доктору Полю Тиллиху (Tillich) и доктору П.-М. Симондсу (P.M. Symonds), которые читали рукопись на различных стадиях ее подготовки и много раз, по многу часов интенсивно обсуждали с автором подход к проблеме тревоги в области, которую они представляют. Автор также благодарит за различные виды помощи при подготовке книги доктора Эриха Фромма (Erich Fromm) и других коллег из Института психиатрии Вильяма Алансона Уайта. Следует, однако, отметить, что подход к проблеме тревоги и результат сведения воедино теоретических представлений о ней, описанные в этой книге, нельзя прямо связать ни с одним из вышеупомянутых лиц; автор сам берет на себя ответственность за развиваемый
им подход и сделанные выводы. Автор также хочет выразить благодарность своей жене, Флоренс Дефриз Мэй (Defreez May), за большое количество полезных замечаний по поводу идей, высказанных в этой книге, и за подготовку указателя. В заключение автор выражает благодарность психиатру и социальным работникам института, в котором проводилось обследование незамужних матерей. Эти коллеги выступили как эксперты при обсуждении историй болезни; хотя по понятным причинам их имена не могут быть оглашены, автор хочет выразить им признательность за сотрудничество.
Часть I СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕВОГЕ
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ
Теперь наступили времена, когда целое поколение оказалось в ловушке... между двумя эпохами, двумя стилями жизни, вследствие чего это поколение лишено всякой возможности понять себя, оно лишено правил, лишено безопасности, лишено уступчивости. — Герман Гессе, Степной волк.
1. Центральное положение, которое занимает проблема тревоги в настоящее время
Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять, на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога в середине двадцатого столетия является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля за ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени касакх-щиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций. Из вышесказанного следует, что любой, кто попытался бы «доказать» распространенность тревоги в наши дни, стал бы, как говорится в поговорке, ломиться в открытую дверь.
Так как лежащие на поверхности причины тревоги в нашем обществе хорошо известны, цель, которую мы ставим в этой главе, будет несколько иной, чем описание этих причин. Мы покажем, как тревога появилась и была в определенной степени осознана как явно выраженная проблема, проявляющаяся в самых разных областях нашей культуры. Складывается впечатление, что в последнее десятилетие проводимые исследования, в том числе строгими методами в таких различных областях, как поэзия и наука, религия и политика, упираются в конечном счете в одну центральную проблему — тревогу. В то время как два предыдущих десятилетия могут быть названы «временем скрытой тревоги» — о чем мы расскажем позже в этой главе, — тот отрезок столетия, в который мы живем сейчас, может быть назван, как его назвали Оден (Auden) и Камю (Camus), «Временем явно проявляющейся тревоги». То, что тревога в нашем обществе из скрытой превратилась в явную проблему; то, что она больше не является, так сказать, «настроением», а рассматривается как насущный вопрос, который нам следует во что бы то ни стало постараться вычленить и понять, — все это, по нашему представлению, важнейшие явления нашего времени. Тревога стала, говоря словами Фрейда, осознаваться как «узловая проблема» не только в том, что касается понимания и лечения эмоциональных расстройств и нарушений поведения. Она также представляется узловой в таких разных областях, как литература, социология, политика, экономика, педагогика, религия и философия. Из этих областей, чтобы подтвердить вышесказанное, мы в дальнейшем приведем примеры, мы рассмотрим тревогу как научную проблему, начав с более общих тем и затем перейдя к более частным.
В литературе, если изучать литературу по проблеме тревоги за двадцатые или тридцатые годы, мы столкнемся, по всей вероятности, скорее с описанием симптомов тревоги, а не с самой тревогой, как она проявляется в открытом виде. Однако, хотя признаки открытой, явной тревоги не так часто встречаются в этот период, ученые, вне всякого сомнения, обнаружат большее число указывающих на тревогу симптомов. Посмотрите, например, на рассказы о чувстве одиночества, часто встречающиеся настойчивые поиски, безумные и осуществляющиеся независимо от воли, и почти всегда бесплодные — в произведениях таких писателей, как Томас Вольф (Tomas Wolfe)[1].
Что касается нынешнего 1950 года, то наша задача упрощается, так как сейчас в современной литературе тревога всплыла на поверхность. В.-Х. Оден назвал свою последнюю поэму Век тревоги[2], что, по его мнению, наиболее точно характеризует наше время. Хотя внутренние переживания четырех героев этой поэмы, глубокое описание которых дает Оден, приходятся на период войны — когда «необходимость ассоциируется с ужасом и свобода со скукой»[3], — в процессе чтения становится совершенно ясно, что базисные причины тревоги его героев, а также других людей этого времени не определяются просто войной, их следует искать глубже. Четыре героя поэмы, хотя и различаются по темпераменту и жизненному опыту, обладают вполне определенными общими характеристиками, свойственными современным людям: это одиночество, чувство того, что твоя личность не ценится, и понимание, что ты не способен любить и тебя не любят, несмотря на общие потребности, общие усилия и совместное потребление алкоголя, который дает передышку, но только временную, источники тревоги произрастают из определенных базисных элементов нашей культуры, один из которых, согласно Одену, это принуждение к конформности. Такое принуждение свойственно миру, где обожествляются такие ценности, как коммерция и механицизм.
Мы движемся
Как велит колесо; один оборот
Запечатлевает все, подъем и падение
Зарплат и цен...[4]
... этот тупой мир,
Где боги механизмы и мы продолжаем говорить
Помногу обо всем, но остаемся одинокими
Живыми, но одинокими, принадлежащими — какому месту? —
Неприкаянные, как перекати-поле[5].
И человек сталкивается с тем, что его тоже могут затащить в механистическую рутину бессмысленности:
... Страх, который мы знаем. Это то, что мы не знаем. Принесет ли нам ночь Какой-то ужасный порядок. — Держите про запас оружие В маленьком городе... Обучать ли науке,
чтобы знания остались на всю жизнь, Девушек с передовыми взглядами? — Уже поздно. Кто-нибудь спросит нас о чем-либо? Может быть, мы просто Никому не нужны?[6]
Что было потеряно, так это способность воспринимать себя как ценное и уникальное существо, и верить в это, и точно так же была потеряна способность верить в других людей, а именно тех, с которыми общаешься, и устанавливать с ними коммуникации на понятийном уровне[7].
Французский писатель Альбер Камю придумал выражение, которое перекликается с тем, о чем писал Оден. Он назвал нынешний век «столетие страха», который он противопоставил семнадцатому столетию как веку математики, восемнадцатому как веку физики и девятнадцатому как веку биологии. Камю понимал, что эти характеристики с логической точки зрения не являются рядоположными, и что страх не является наукой, но «наука должна быть каким-то образом затронута, так как ее последние теоретические достижения привели к тому, что она стала отрицать саму себя, а ее совершенные технологии угрожают разрушением самому земному шару. Более того, хотя страх сам по себе не может считаться наукой, он несомненно является технологией»[8].
Еще один писатель, который ярко изобразил тревогу и похожие на тревогу состояния у современного человека, это Франц Кафка (Franz Kafka). Для целей нашего исследования очень показательна поразительная вспышка интереса к произведениям Кафки в сороковые годы, так как она демонстрирует меняющийся характер нашего времени; то обстоятельство, что все большее число людей находят произведения Кафки обращенными непосредственно к ним, говорит о том, что в этих произведениях затрагиваются некоторые глубинные стороны господствующего представления о мире большинства членов нашего общества. В романе Кафки Замок[9]главный герой тратит все свои жизненные силы на безумную и отчаянную попытку установить коммуникацию с властями замка. Эти власти управляют всеми сторонами жизни деревенских жителей и могут своим решением определять, какую профессию выбрать герою, а также наполнить смыслом его жизнь. Героем Кафки движут «элементарные жизненные потребности — иметь корни, призвание и быть включенным в общество»[10]. Но власти замка остаются непроницаемыми и недоступными, и в результате герой Кафки не имеет цели в жизни, у него нет единства с самим собой, и он остается изолированным от других людей. Можно долго спорить о том, символом чего является на самом деле замок. Но так как власти замка олицетворяют собой бюрократическую машину, которая проявляет такую мощь, что полностью подавляет как автономию индивида, так и разумные человеческие отношения, можно с уверенностью сделать следующий вывод. Кафка в своем сочинении затронул буржуазную культуру конца девятнадцатого и начала двадцатого столетия, в которой так превозносится техническая эффективность, что ценностям личности остается мало места.
У Германа Гессе, который в своих произведениях употребляет меньше символов, чем Кафка, более явно просматриваются причины, вызывающие тревогу у современного человека. Он преподносит историю Галлера, главного героя повести Степной волк, в виде притчи, отражающей наше время[11]. Гессе хочет сказать, что изоляция и тревога Галлера, а также его современников являются следствием того обстоятельства, что буржуазная культура в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетия вознесла до небес механические, рационалистические ее элементы за счет подавления активного начала, иррационального взгляда на мир. Галлер пытается преодолеть изоляцию и одиночество, позволяя править собой своим ранее подавленным чувствам и иррациональным побуждениям («волк»), но такой способ противодействия дает только временную передышку. На самом деле Гессе не предлагает, как решить проблему тревоги современного западного человека раз и навсегда, по его представлениям, наше время является таким «временем, когда целое поколение оказалось в ловушке... между двумя эпохами». То есть буржуазные стандарты и нормы перестали существовать, но еще нет социальных стандартов, которые бы заняли их место. Гессе считает записки Галлера «документом эпохи, потому что болезнь души Галлера, как я теперь знаю, не является единичным отклонением от нормы, это болезнь самой эпохи, невроз, свойственный поколению, к которому принадлежит Галлер... Эта болезнь поражает... как раз тех, кто обладает наиболее сильным духом и наиболее богатыми природными данными»[12].
В социологии — осознание тревоги как явно выраженной социальной проблемы, происходившее в американском обществе в течение третьего и четвертого десятилетий нашего столетия, можно проследить, сравнив два исследования жителей города Мидлтауна, проведенные Линдами (Lynds)[13]. В первом исследовании, проведенном в двадцатых годах, тревога не являлась осознанной проблемой для жителей Мидлтауна, и эта тема не звучит в произведении Линдов в какой-либо явной форме. Но всякий, кто прочтет это исследование с психологической точки зрения, может догадаться, что многие описанные в исследовании черты жителей Мидлтауна являются симптомами скрытой тревоги. Это, например, навязчивое стремление к работе («предприниматели и рабочие, как кажется, гонятся за дорогой жизнью» и пытаются делать деньги)[14], свойственное почти всем стремление к конформности, навязываемое помимо воли стадное чувство (например, большое значение, которое придается «вступлению» в клуб) и безумные попытки жителей втиснуть в свое свободное время какую-нибудь активность (например, «занятия автомобильным спортом»), даже если эта активность сама по себе является бессмысленной[15]. И только один житель — которого Линды характеризуют как «проницательного» наблюдателя — попытался посмотреть на то, что лежит за этими симптомами, и увидел, что его знакомые — жители города, за которыми он наблюдал, на неосознаваемом уровне представляют себе кое-что: «все эти люди чего-то боятся; что это может быть?»[16]
Но более позднее исследование того же самого общества, проведенное в тридцатые годы, дает совершенно другую картину: теперь проявляется явная тревога. «У жителей Мидлтауна была одна общая особенность, — замечают Линды, — они все не чувствовали себя в безопасности перед лицом мира, который трудно понять»[17]. Конечно, непосредственной, внешней причиной тревоги была экономическая депрессия; но ошибочно было бы считать, что экономическая нестабильность была настоящей причиной открыто проявившейся тревоги. Линды ясно показывают, что отсутствие безопасности в Мидлтауне было связано с ролевой неопределенностью, которую тогда воспринимал индивид; житель Мидлтауна, писали они, «затянут в ловушку хаоса конфликтующих образцов поведения, ни один из которых явно не осуждается, но в то же время и не одобряется и не является свободным от двойного стандарта; или, если групповые санкции были четко обозначены и требовали определенной роли от мужчины или женщины, человек сталкивался с культурными требованиями, которые он не мог выполнить в силу отсутствия необходимых для этого средств[18]. Этот «хаос конфликтующих образцов поведения» в Мидлтауне — одно из проявлений всеобщих социальных изменений, происходящих в нашей культуре, и, как покажет автор в одной из последних глав, непосредственно связан со всеобщим распространением тревоги в наше время[19]. Линды замечают, что так как «большинство людей неспособно вынести изменения и неопределенность во всех областях жизни одновременно»[20], у жителей Мидлтауна наблюдается стремление ограничить свои взгляды на экономику и общество ригидной и консервативной идеологией. Это таящее в себе угрозу развитие является одновременно как симптомом тревоги, так и защитой от нее; мы поговорим об этом в следующем разделе, когда будем обсуждать связь тревоги с политическим авторитаризмом.
На политической сцене— оглядывая политическую сцену, мы опять сталкиваемся с явной тревогой, которая проявляется как в симптомах, так и открыто. Оставляя в стороне рассмотрение совокупности факторов, приводящих к возникновению фашизма, заметим только, что он родился и приобрел свою силу в период широкого распространения тревоги. Ситуацию в Европе тридцатых годов, когда возник германский фашизм, описывает Тиллих:
Прежде всего преобладало чувство страха, или, точнее, неопределенной тревоги. Кажется, безопасность перестала существовать не только в области экономики и политики, но также и в сфере культуры и религии. Ни на что нельзя было положиться; отсутствовало какое-либо твердое основание для чего-либо. Падение в пропасть ожидалось каждое мгновение. Конечно, потребность в безопасности начинала одолевать каждого. Свобода, которая приводила к страху и тревоге, потеряла свою ценность; лучше власть, дающая безопасность, чем свобода, ведущая к страху![21]
В такие периоды люди, доведенные до отчаяния, испытывающие потребность избавиться от тревоги, хватаются за политический авторитаризм. Тоталитаризм в культуре, рассмотренный подобным образом, может выполнять в основе ту же цель, что и невротический симптом — защищать от тревоги, которую человек не может вынести[22]. Отличаясь по ряду существенных признаков, коммунистический тоталитаризм выполняет ту же самую функцию[23]. Как мы попытаемся показать дальше в этой книге, фашизм и коммунизм не проявляются только в сфере экономики, они также являются продуктом духовного, этического и психологического вакуума, который явился следствием разрушения буржуазных традиций Западной Европы[24]. Как сказал Мартин Эбон (Martin Ebon), коммунизм — это продукт «доведенного до отчаяния человека, желающего найти цель там, где он видит хаос и пустоту»[25]. В этом хаосе и пустоте одно явление на самом деле существует, а именно тревога; и мы утверждаем, что тоталитаризм в значительной степени дает точку опоры, так как, подобно симптому, он обладает «связывающим действием» и в какой-то степени уменьшает тревогу[26].
В дополнение к тому, что тревога проявляется в форме описанных выше симптомов, на социополитической сцене последнего десятилетия стало очевидно, что появилась несистематизированная тревога. Часто цитируемая фраза Рузвельта, произнесенная на его первой инаугурации, — «единственно, чего мы должны бояться, это себя», свидетельствует о том, что большое число людей постепенно осознали, что существует такая вещь, как «страх страха», или, более точно, тревоги в условиях радикальных социально-политических изменений нашего времени. Появление атомной бомбы привело к тому, что тревога, до этого находившаяся в зачаточном состоянии и бывшая «свободно плавающей», стала ясно осознанной. Норман Казинс (Cousins) страстно описывает, какую форму тревога приняла в настоящее время и что это положение, будучи полностью осуществленным, будет означать для современного человека.
Начало атомной эры принесло мало надежды, а больше страха. Это примитивный страх, страх неизвестного, страх перед силами, которые человек не может ни пустить в определенное русло, ни понять. Этот страх не нов; в своей классической форме это страх иррациональной смерти. И, очевидно, он усилился, увеличился. Он прорвался из бессознательного в сознание, заполнил человека первобытными представлениями... где человек не может найти ответ, он находит страх[27].
Даже если мы сможем избежать настоящую смерть, от стрельбы или атомной войны, тревога, неотъемлемая часть нашего несущего злое начало мира, останется. Историк Арнольд Тойнби (Toynbee) утверждал, что открытая война в мировом масштабе невозможна в настоящее время, но мы будем находиться в состоянии «холодной войны» в течение жизни целого поколения, что означает постоянное беспокойство и напряжение. Чтобы целое поколение жило в состоянии тревоги — это, конечно, ужасная перспектива! Но картина не вся покрыта черной краской: Тойнби считает, что напряжение, которым сопровождается «холодная война», можно обратить на пользу — оно может явиться мотивацией к повышению уровня нашего социально-экономического функционирования на Западе. Автор согласен с Тойнби в том, что то, выживем ли мы политически и социально, зависит как от нашей способности справиться с тревогой, неотделимой от сегодняшнего угрожающего нам мира (эта способность несовместима с импульсивным побуждением к войне, начинаемой с целью найти выход из болезненной неопределенности), так и от нашей способности обратить тревогу на конструктивные цели[28]. В философии и религии — то обстоятельство, что проблема тревоги заняла центральное положение в современной философии и религии, не является явлением, оторванным от жизни; это обстоятельство указывает на то, что тревога господствует в нашей культуре. На особое значение тревоги указывает, например, то, что ей стали уделять много внимания такие теологи, как Р. Нибур (R. Niebuhr), который в деталях анализировал современное экономическое и политическое развитие; это касается и таких философов, как Тиллих и М. Хайдеггер (М. Heidegger), в своей собственной жизни наблюдавших, как в культуре западного общества последних трех десятилетий происходили кризисы и перевороты[29].
Тиллих считает, что тревога — это реакция человека на угрозу небытия. Человек — это существо, которое осознает свое собственное существование, но он также осознает, что в любой момент это существование может прекратиться[30]. Таким образом, с точки зрения философии тревога появляется, когда человек осознает, что бытие противостоит всегда существующей возможности небытия[31]. Угроза «небытия» — это не просто страх перед физической смертью, хотя, возможно, она часто принимает форму такого страха и этот страх является ее символом. Угроза небытия также проникает в глубь психической и духовной жизни, она проявляет себя как бессмысленность существования[32]. Обычно идея бессмысленности существования воспринимается негативно, она рассматривается как угроза своему собственному существованию (восприятие «разрушения себя», как писал Гольдштейн). Но если к этой форме тревоги подойти конструктивно — что случается, когда человек как осознает бессмысленность существования, так и направляет усилия на ликвидацию этой бессмысленности — то в результате расширяется самосознание человека, человек лучше понимает свое отличие от мира небытия, от объектов.
В теологическом учении Нибура тревога занимает центральное положение. Согласно Нибуру, любое неведение человека, направленное на созидание или разрушение, сопровождается определенной тревогой. Тревога является следствием того, что человек, с одной стороны, является конечным существом, который сталкивается, подобно животным, со случайными событиями и зависит от природы; но, с другой стороны, у человека есть свобода. Он отличается от «животных в том, что он видит [эти случайности] и может предсказать негативные последствия, к которым приведет тот или иной случай, и таким путем до некоторой степени преодолеть свою конечность». Если сказать коротко, человек, будучи как несвободным, так и свободным, как ограниченным, так и безграничным, тревожится. Тревога внутренне присуща парадоксу свободы и конечности, перед решением которого стоит человек»[33]. Далее в этой книге будет много говориться о тревоге как об одной из причин невроза; для нас важно, что Нибур пишет о том же самом на другом языке, языке теологии. Он говорит о том, что тревога является «внутренней предпосылкой для греха; тревога — это внутреннее изображение состояния соблазна»[34].
В психологии «Тревога — это наиболее выделяющаяся характеристика западной цивилизации», утверждает Р.Р.Вилоби (R.R. Willoughby). Он предъявляет данные статистики, подтверждающие это утверждение. Эти данные относятся к трем областям социальной патологии, это увеличение количества самоубийств, функциональных психических заболеваний и разводов, которые можно, как он полагает, логично объяснить, если рассматривать их как следствие тревоги[35]. Постоянное увеличение количества самоубийств за последние 75—100 лет наблюдается в большинстве стран континентальной Европы. Что касается функциональных форм душевных болезней, то Вилоби пишет: «Вероятно... количество психических заболеваний возрастает, и статистика отражает реальный рост, а не улучшение диагностики и увеличение числа больничных коек». Количество разводов в любой стране, за исключением Японии, постоянно увеличивается в двадцатом столетии. Вилоби считает, что количество разводов — это мера неспособности представителей культуры переносить дополнительный стресс, который возникает в процессе приспособления супругов к семейной жизни, и при высоких показателях разводов можно предположить наличие сильной тревоги у представителей определенной культуры[36].
Мы ничего не имеем против намерения Вилоби рассмотреть статистические данные, чтобы подкрепить «вывод, следующий из здравого смысла, — о том, что тревога распространена у представителей нашей цивилизации и признаки ее становятся все более заметными». Но я сомневаюсь в том, что взаимоотношения между статистическими данными и тревогой являются непосредственными, как это утверждает Вилоби. Самоубийство может быть вызвано другой причиной, не только тревогой — например, местью. И увеличение количества разводов, возможно, следствие изменения социальных установок по отношению к разводу как таковому, а не только следствие тревоги. Но, вне всякого сомнения, три группы статистических данных, которые приводит Вилоби, указывают на радикальные социальные перемены в нашем обществе, а такие перемены сопровождаются психическими и эмоциональными травмами. Для автора этой книги представляется более логичным считать, что увеличение количества разводов, самоубийств и психически больных — это симптомы и следствия вызывающего травмы изменения состояния нашей культуры, и он склонен рассматривать тревогу тоже как симптом и продукт культуры. И, конечно, культура, в которой регистрируются подобные статистические показатели, это культура, где распространена тревога.
Так как в последующих главах мы подробно рассмотрим исследования тревоги в различных разделах психологии, во введении следует только упомянуть о том, что тревога постепенно стала занимать центральное положение в теории научения, в динамической психологии, и особенно в психоанализе и различных видах психотерапии. Давно было показано, что мрачные предчувствия и страхи имеют большое влияние на ребенка в школе, особенно те, которые были связаны с тем, одобрят ли родители или учителя поступки ребенка, накажут ли его. Но только недавно ученые пришли к выводу, что тревога влияет на обучение и поведение ученика в классе, даже если ее многочисленные эмоциональные и поведенческие корреляты являются едва заметными. За то, что тревога заняла центральное положение в теории научения, и за научную разработку проблемы мы должны быть благодарны таким психологам, как Маурер, Миллер (Miller) и Доллард (Dollard), создававшим теорию научения.
Более трех десятилетий назад Фрейд писал о тревоге, считая ее существенным фактором в возникновении поведенческих и эмоциональных расстройств. Дальнейшее развитие психоанализа только подтвердило это положение, и теперь все признают, что тревога — это «фундаментальная составляющая невроза», или, как сказала Хорни, «динамический центр невроза». Но влияние тревоги ощущается не только в психопатологии; теперь признано, что в действиях как «нормальных», так и «ненормальных» людей тревога проявляется значительно сильнее, чем полагали несколько десятилетий назад. Симондс, который обосновывал свои выводы на базе динамической психологии, сказал очень точно, что «большинство людей удивилось бы, если бы они узнали, как сильно их поведение определяется желанием избежать тревоги, которую они пытаются уменьшить или скрыть тем или иным образом[37]. Утверждение Фрейда о том, что решение «загадки»
тревоги «должно пролить свет на всю нашу психическую жизнь», является верным как для «нормального», так и для патологического поведения.
2. Цель этого исследования
Несмотря на то, что проблема тревоги занимает центральное положение в самых различных областях нашей культуры, решение этой проблемы затрудняется тем обстоятельством, что под различные теории и результаты исследования тревоги не подведено общее основание. То описание состояния проблемы, которое дает Фрейд в первом параграфе главы, посвященной тревоге, вошедшей в книгу, опубликованную в 1933 году, до сих пор в основном отражает действительное положение вещей: «Вы не удивитесь, если услышите, что я могу рассказать вам много нового о наших предположениях, касающихся тревоги... а также о том, что данные, которыми мы располагаем, не могут привести к окончательному решению этой сложной проблемы». Что необходимо на современной стадии нашего понимания тревоги, это «введение в обиход правильных общих представлений и с их помощью внесения порядка и ясности в сырой экспериментальный материал»[38].
Цель этого исследования состоит в том, чтобы внести, насколько это возможно, некоторый «порядок и ясность» в проблему, которая в настоящее время изучается несогласующимися между собой теориями с различных позиций. Мы попытаемся свести воедино различные представления о тревоге и рассмотреть их с позиции культуры и истории, а также биологии и психологии. Затем мы попытаемся найти, что общее объединяет эти теории, оценить, в чем состоит разница между ними, и, насколько возможно, объединить различные точки зрения, чтобы получилась осмысленная теория тревоги. Истории болезни, описанные в этой книге (часть II), даны с целью клинической проверки теории тревоги; они даны для наглядности и показывают различные аспекты современной теории тревоги, какой она должна быть, а также побуждают к размышлению над ними.
Глава 2
ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРЕВОГЕ
У меня нет желания говорить об этом веке как целом, используя сильные выражения. Но тот, кто видел современное поколение, несомненно, не будет отрицать, что оно непоследовательно, и причина тревоги, отсутствия спокойствия состоит в том, что, с одной стороны, истина растет по своей величине, по своей массе, частично также по ясности абстрактных ее формулировок, а с другой стороны, все больше одолевают сомнения. — Серен Кьеркегор, Понятие страха.
До появления Фрейда и других психологов, изучавших бессознательное, проблема тревоги лежала в области философии, особенно ее ветви — этики и религии. Тех философов, которые больше всего занимались тревогой и страхом, интересовало прежде всего не построение общих умозрительных теорий, а скорее реальные конфликты и кризисы, в которые вовлечены живые люди. Поэтому исторически не случайно, что лучше всего должны были понять проблему тревоги и все, что с ней связано, те мыслители, интересы которых лежали как в области религии, так и философии, такие, как Паскаль, Спиноза и Кьеркегор.
Разбор философских предпосылок изучения тревоги полезен для современного понимания тревоги в двух отношениях. Первая и наиболее очевидная польза состоит в том, что некоторые философы действительно глубоко поняли, что собой представляет тревога, и, как, например, Кьеркегор, в значительной степени предвосхитили не только представления Ф