Произносительная сторона речи (звуковая культура речи). Умение правильно произносить звуки в звукоподражаниях.
Педагог демонстрирует ребенку картинки по одной и просит показать, как кричит изображенное на ней животное или изображенный человек.
· А-А-А! (плачет девочка);
· О-О-О! (рычит медведь);
· У-У-У! (гудит поезд);
· И-И-И! (ржет лошадка);
· УА! (плачет малыш);
· АУ! (кричат дети);
· МЯУ! (мяукает кошка);
· ГАВ!-ГАВ! (лает собака);
· ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок);
· КО-КО-КО! (кудахчет курица);
· ГА-ГА-ГА! (кричат гуси);
· МУ! (кричит корова)
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко произносит звукоподражания. Все согласные звуки звучат правильно. У ребенка четкая дикция. Ребенок делает умозаключения: «Му! Так мычит корова. Я слышал на даче).
Достаточный уровень (Д)
Ребенок правильно произносит звукоподражания.
Средний уровень (С)
Ребенок недостаточно четко произносит звукоподражания. Все согласные звуки смягчены. Ребенок допускает 1-2 ошибки. Например: вместо мяу звучит мя.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не хочет выполнять задание или произносит звукоподражания с согласными звуками нечетко, смазано. Все согласные звуки смягчены. Ребенок допускает 3-4 ошибки. Например: вместо мяу звучит мя, вместо гав звучит ави т.п.
12. Связная речь. Умение отвечать на понятные вопросы взрослого.
Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:
– Как тебя зовут?
– Сколько тебе лет?
– С кем ты живешь?
– Как зовут твою маму?
– Какие игрушки есть у тебя дома?
– Что ты любишь делать дома?
– С кем ты ходишь гулять?
– Как ты помогаешь маме?
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого, дает развернутые ответы (Меня зовут Андрюша. Мне уже исполнилось два года. Я живу с папой, мамой. Еще у меня есть маленькая сестренка. ) и т.п.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок правильно отвечает на вопросы взрослого. Дает полные ответы. (Меня зовут Катя. Мне два года. Я живу с папой и мамой.) и т.п.
Средний уровень (С)
Ребенок отвечает на некоторые вопросы однословно, может допустить 1-2 ошибки.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не хочет отвечать на вопросы педагога или не может ответить без помощи педагога.
Связная речь.Умение повторить за взрослым простое предложение, вопрос.
Педагог предлагает ребенку повторить за ним сначала предложение (Дети играют в мяч.), а потом вопрос (Когда мы пойдем гулять?)
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко повторяет за взрослым и предложение и вопрос.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок повторяет за взрослым и предложение и вопрос после двукратного их повторения взрослым.
Средний уровень (С)
Ребенок нуждается в помощи взрослого при повторении предложения и вопроса.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не может повторить за взрослым предложение и вопрос даже с помощью. Он только договаривает отдельные слова.
Связная речь. Умение повторить вслед за педагогом рассказ об игрушке, по картинке, о событии.
Педагог показывает ребенку игрушку и просит послушать рассказ о ней: «Это мяч. Он большой, красный, круглый. Я люблю бросать мяч».
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно и четко повторяет за взрослым рассказ. Делает дополнения от себя: «А еще я играю с папой в футбол» и т.п.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок правильно и четко повторяет за взрослым рассказ.
Средний уровень (С)
Ребенок нуждается в небольшой помощи взрослого при повторении рассказа.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не может повторить рассказ за взрослым. Он нуждается в помощи взрослого и только договаривает отдельные слова.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Диалогическая форма речи.
Педагог организует диалог с ребенком, задает ему вопросы об игрушке или по картинке. Если необходимо, педагог дает образец ответа.
– Как называется эта игрушка?
– Это неваляшка.
– Какая неваляшка?
– Неваляшка красивая.
– Что есть у неваляшки?
– У неваляшки есть голова, руки, глазки, нос, рот.
– Какого цвета неваляшка?
– Неваляшка красная.
– Что можно делать с неваляшкой?
– Можно ее покачать.
– Что тогда будет с неваляшкой?
– Она будет звенеть.
– Тебе нравится неваляшка?
– Да. Она мне нравится.
Высокий уровень (В)
Ребенок правильно, четко, бойко отвечает на вопросы педагога, дает более развернутые ответы, чем указано в образце.
Например, на вопрос: «Что можно делать с неваляшкой?» – ребенок отвечает: «Неваляшку можно толкать, качать, слушать».
Достаточный уровень (Д)
Ребенок правильно и четко отвечает на все вопросы педагога.
Средний уровень (С)
Ребенок нуждается в небольшой помощи взрослого при ответах на некоторые вопросы.
Низкий уровень (Н)
Ребенок испытывает затруднения при ответах на вопросы. На некоторые вопросы отвечает однословно, некоторые ответы может повторить за взрослым или только договорить последние слова в них.