Занятие 4. ЭСТЕтика и этикет

Занятие 3. Этика и эстетика делового общения.

1. Коммкникативная компетентность специалиста (руководителя).

2. (Не)вербальные средства лбщения.

3.Культура речи делового человека.

4.Законы и правила аргументации и убеждения.

5.Критика и комплименты в деловом общении.

Доклады и рефераты:

Культура речи в деловом общении.

Особенности деловой беседы по телефону.

Деловое общение посредством визитной карточки.

Сущность и особенности невербального общения.

Правила ведения дискуссии.

Рыночные отношения и проблема культуры деловых отношений.

Задания

1) Наблюдайте за позами и жестами людей во время лекций, перед началом спектакля, на остановке, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.

2). В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и отзеркаливанию жестов.

3). Наблюдайте за изменением состояния собеседника.

4). Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.

Культура речи делового человека.

Задание I.

Работа над правильностью речи.

1. Объясните значения слов-паронимов и приду­майте обороты со словами:

Сравнять и сравнить; надевать и одевать.

Эффектный и эффективный; экономный и эко­номичный.

Невежа и невежда.

Одинарный и ординарный; апробировать и опро­бовать.

Представить и предоставить; акционерный и ак­ционерский.

Ванна и ванная.

Планировка и планирование; абонент и абонемент.

Хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант.

Парламентер и парламентарий.

2. Прокомментируйте ошибки в выражениях: кри­минальное преступление; свободная вакансия; прейс­курант цен; памятный сувенир; будущие перспек­тивы; смелый риск; первая премьера; моя автобио­графия; первое боевое крещение; хронометраж вре­мени.

3.Устранить многословие в выражениях: каждая минута времени; отступать назад; в декабре месяце; впервые познакомиться; завещать в наследство; в летний период времени; в конечном итоге; ошибоч­ное заблуждение.

4.Объясните значение слов: импортировать, при­оритет, гармонировать, конфиденциально, легитимность, адекватный, консенсус, ментали­тет, реноме, дивиденд.

5.Исправьте выражения: более красивее; более легче; более лучше.

Задание II.

Отредактируйте фразы; объясните ошибку в построении предложения.

1. Встреча прошла с большим интересом.

2. Я заметил характерную ему ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали вни­мание нашей организации.

4. Он попытался предостеречь неверный шаг ди­ректора.

5. На встрече присутствовал и представитель с завода.

6. Обработав эти данные, выяснилась полная кар­тина состояния дел.

7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.

9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10.Поднимаясь по лестнице, в глаза мне броси­лось странное объявление.

11.Мне надоело тратить нервы на этот вопрос:.

12.Я понял, какой намек мне дали.

13.У нас самая дешевая стоимость товаров.

14.Я не хочу нагнетать обстановку.

15.Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.

16.Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема еще не решена.

17.Николай ждал меня на коридоре.

18.Я не раз отмечал о том, что необходимо соблю­дать инструкцию.

19.Все это сказывается на работу.

20.Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Задание III.

Работа над точностью и выразитель­ностью речи.

1. Придумать фразы со словами: терпение, терпе-ливость, терпимость, толерантность.

2. Найти синонимы слова сказал.

3. Найти синонимы слова шел.

4. Придумать фразы со словами: питаться, есть, кушать, лопать.

5. Объяснить смысл крылатых выражений: яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы ко­нюшни.

6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять пружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, во­дить за нос, поставить на карту.

7. Исправить предложения и объяснить ошибки:
Все требовали приподнять занавес.

Все равно велосипеда он не откроет. Он полслова на лету схватывает.

Вопросы и задания.

1. Назовите основные требования к ведению деловой беседы.

2.Почему даже конструктивная критика не всегда эффективна? Приведите примеры.

3.Составьте пять комплиментов для собеседника на предстоящей деловой встрече

4Составьте пять комплиментов для своих близких, друзей.

5.Чем отличается комплимент от лести?

6.Почему важно понимать язык телодвижений. Как можно научиться этому?

7.Почему язык телодвижений неоднозначен?

8.Как с помощью соответствующих движений и позы можно снять напряженное состояние партнера?

9. Если партнер не сообщает о своем решении, но видно, что он настроен негативно, что можно предпринять для изменения его расположения?

10.Почему предпочтительно угловое расположение партнеров за столом переговоров?

Литература

Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение Мн., 2001.

Браим И. Н. Культура делового общения. Уч-к. Мн. 2000

Браим И.Н. Этика делового общения. Уч. пос., - Мн. 1994

Кибанов А.Я. Этика деловых отношений- учебник-М.2006

Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практ.пос.для бизнесменов.- М.1999

Кузнецов И.Н. Корпоративная культура.- Ин. 2006

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.- СПб.,2001

Семенов А.К. Этика менеджмента Уч. Пос.-М. 2006

Семенов А.К., Маслова Е.П. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.,2001

Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений Уч-к – М. 2006

Шапарь В.Е., Мирошниченко В.Н. Этика и психология менеджмента. Р.н\Дону., 2002

Пожидаева А. Основы телефонного этикета.\\Кадровик. Управление персоналом.2002г №8-с.63-65.

Шейнов В.П. Как сделать встречу результативной.\\Маркетинг, реклама и сбыт.-2005г.-№4-с.69-76.

Этикет телефонных разговоров, деловых встреч, переговоров.\\Организация и управление.- 2001-№1-с.7-103.

Занятие 4. ЭСТЕтика и этикет.

1. Этикет: основные нормы и особенности.

2.Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.

3 Этикет деловых приемов и застолья.

4.Деловой костюм.

5. Национальные особенности делового общения в разных странах.

Доклады и рефераты:

1. Этикет и мода.

2.Роль этикета в деловом общении.

3.Рыночные отношения и проблема культуры деловых отношений.

4.Этика и эстетика в современном междунардном менеджменте.

5..Национально-культурные особенности деловой этики.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Охарактеризуйте основные известные Вам виды деловых приемов.

2. Прокомментируйте высказывание Вольтера: «Кто умеет владеть собой, тот может повелевать людьми».

3. Как вежливо закончить или прервать телефонный разговор? Какие правила ведения телефонной беседы Вы знаете?

4.Дайте определение этикета, наиболее полно отражающее Ваше представление о нем. В чем выражается связь эстетики и этикета?

5.Предлагаем Вашему вниманию высказывания известных людей по поводу этикета. Одно из них принадлежит французскому философу Вольтеру: «Этикет - это разум для тех, кто его не имеет»; другое - английскому писателю О. Уайльду: «Хорошие манеры важнее добродетели». Согласны ли Вы с их мнением?

6. Какие особенности и черты этикета прошлого должны, на Ваш взгляд, окончательно уйти «в небытие», а какие желательно сохранить или возродить? Насколько история этикета подтверждает его условно-согласительный характер?

7. На примере Беларуси проиллюстрируйте такие свойства этикета, как его связь с национально-культурными особенностями, его исторический и условно-согласительный характер.

8.В чем конкретно проявляются такие основополагающие принципы этикета, как вежливость, тактичность и чуткость? Дайте оценку роли и места в общении людей таким формам этикета, как деликатность, скромность, чувство меры. Какие формы бестактности встречаются Вам чаще сего?

9.Какие цветы кому положено дарить?

Задание I.

Проиграйте следующие ситуации:

- Вы подходите к компании ребят и девушек. Поздоровайтесь со всеми (роли: «герой», 6-7 ребят).

- Вы идете по улице с девушкой. Навстречу — Ваш приятель. Познакомьтеих (роли: «герой», Она, Он).

- Вы впервые привели свою девушку в дом. Познакомьте ее со своими родителями (роли: «герой», мама, папа, девушка).

- По улице идут две девушки и юноша. Расскажите, где его место и где ее место (роли: юноша, девушка).

Вам надо вместе с девушкой войти и выйти из транспорта. Опишите, как Вы это делаете (роли: Он и Она).

Задание II.

Задание группе учащихся: разыграйте сценку «Как не надо вести себя в театре», предложите «зрителям» найти как можно больше ошибок.

- То же самое: «Как не надо себя вести на танцах или дискотеке».

Задание III.

Вы приглашены в гости. Что Вы подарите:

а) любимой девушке; б) ее родителям; в) своему другу; д) просто знакомому человеку (мужчине, женщине, ребенку).

Задание IV.

Вы в гостях:

а) кто первый садится за стол и встает — гости или хозяева?

б) за кем Вы будете «ухаживать» — за соседкой слева или справа?

Задание V.

Проведите, пожалуйста, диалог по телефону (роли: два абонента):

а) звоните Вы — в учреждение;

б) звонят Вам — на работу;

в) звоните Вы — домой знакомым;

г) звонят Вам — домой.

Задание VI.

Вы пригласили в ресторан девушку. Последовательно расскажите о ваших действиях. Сыграйте сценку «в ресторане».

Задание VII.

В магазине (роли: продавец, покупатель):

а) Вас обвесили;

б) Вам нагрубили. Ваша реакция?

Задание VIII.

Какие слова здесь «лишние»: в мае месяце; сто рублей денег; беречь каждую минуту времени; свободная вакансия на строительный факультет?

Наши рекомендации