Идеи культурно-исторических типов
Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ
„ Одной из важнейших идей культурологии является идея типового и видового многообразия культур.
Известный русский культуролог И Я. Данилевский (1822—1885) в своем главном сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул идею существования культурно-исторических типов, которые в ходе истории, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. Они проходят те же стадии, что и биологические особи, — зарождения, расцвета и гибели, сохраняя свою неповторимую индивидуальность и проявляя себя с разной степенью зрелости в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и общественно-экономической.
В мировой культуре Данилевский выделял десять культурно-исторических типов. Хронологически первые культуры (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская) были культурами подготовительными; они выработали условия возможности организованной общественной жизни. Последующие культуры развивали преимущественно одну из сторон культурной деятельности: еврейская — религиозную, греческая — собственно культурную, а римская — политическую.
Немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) уже утверждал что, история представляет собой не единый процесс постепенного развития человечества, а смену особых организмов с ограниченными сроками жизни, которые мы и называем культурами. До сих пор культур было восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная, арабская, западная и народов майя. Каждая отдельная культура полностью замкнута и обособлена от других культур. Это означает, что каждая культура владеет настолько специфичными законами мышления и способами восприятия мира, что не в состоянии понимать иные культуры. Таким образом, нет никаких общечеловеческих ценностей, потому что нет общечеловеческой духовной практики. Например, нет единой математики. В Древнем Египте была одна математика, в античной Греции — другая, а в Европе — третья. Причем различие между ними качественное, касающееся принципов построения математического знания как системы, а не количественное, касающееся суммы однотипного знания, которыми располагает та или иная культура.
Шпенглер в основе каждой культуры видит особую душу, которая определяет всю духовную деятельность данной культуры, к которой, таким образом, неприменимы критерии разумности других культур. Например, душа западноевропейской культуры — фаустовская, для нее характерно вечное напряжение, тяга к бесконечности. Продуктами такой души являются готический собор, геометрия Лобачевского, физика Ньютона и Эйнштейна. А вот античная душа — аполлоновская. Для нее свойственна замкнутость, статика, нечувствительность к времени. Эта душа порождает дорическую колонну, физику конечного мира Аристотеля, геометрию Евклида.
Каждая культура проходит свой жизненный путь так же, как это делает обыкновенный человек. Культура зарождается на почве своей родины, расцветает, достигает полноты собственного индивидуального характера, а исчерпав все выразительные возможнос-
ти своей сущности, каковыми являются нации, религии, науки, искусства, государственные формы и т.п., увядает и умирает.
Старческий возраст каждой культуры, представляющий собой переход к небытию и окаменелости, отсутствию истории и умиранию, Шпенглер назвал цивилизацией. Когда культура гибнет, народ вступает в фазу неисторического существования, подобного первобытной эпохе. Духовным орудием, с помощью которого наступает цивилизация, является дух юрода, порождающий из народа массу. Масса же есть бесформенность, ничто. Западное человечество, согласно философу, должно смириться с тем, что его ожидают грандиозные войны цезарей, а не развитие науки и искусства. В будущем, полагал философ, западноевропейское человечество, опустившись до зоологического состояния, будет прозябать среди развалин мировых столиц, а его убогая душа создаст жалкую и бессильную религию, которая вместо творческого потенциала христианства способна будет лишь на помощь в бессильном несении страдания.
Несколько иной смысл понятию цивилизации Теория циклической 5^ g ^^ ^д ^^ (1889-1975)
смены цивилизации ,, ^ •
«Изучение истории». Он понимает историю как
циклическую смену цивилизаций, которые представляют собой не изолированные друг от друга самодовлеющие «организмы», а по-разному развивающиеся ветви единого древа общечеловеческой культуры, объединяемой великими мировыми религиями с перспективой их слияния.
Главной отличительной чертой Тойнби как теоретика культуры было беспристрастно-плюралистическое видение человечества как равноправной семьи народов. Согласно его точке зрения, истинными объектами исторической науки являются не нации или этносы, а цивилизации. В наши дни таких цивилизаций насчитывается всего пять: западная, православная, мусульманская, индийская и дальневосточная. Всего же в истории ученый насчитал 21 цивилизацию. Тезис же о «единстве цивилизации» считался им ложной концепцией. Причины ее появления заключаются в том, что современная западная цивилизация распространила свою экономическую систему по всему миру.
Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории, — пишет Тойнби, — приводит к
грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора'-
' Основа истории — закон Вызова и Ответа. Его суть в том, что представители одного и того же общества, оказавшись в одинаковы» условиях, совершенно по-разному реагируют на испытания — вызов истории. Одни сразу же погибают; другие выживают, но теряют возможности для развития; третьи противостоят вызову, создавая благоприятные условия для грядущих испытаний.
Вызов, — пишет историк, — побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем приводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние2.
Как видим, идея многообразия культур разделяется многими учеными, каждый из которых называет собственное количество типов или видов культур. Шпенглер видит принцип формообразования культуры в ее особой душе, проявляя интерес прежде всего к внутреннему механизму порождения смысла в рамках культуры. Тойнби особо подчеркивает внешние условия зарождения и формирования той или иной цивилизации. Эти подходы представляются взаимодополняющими. Мы можем говорить о культурно-исторических типах (Архаика — Древний мир — Античность — Средневековье — Новое время — Современность) как о символических формах, в которых реализуются общие модели организации человеческого опыта жизни. И в то же время мы можем говорить о видах культур, когда будем учитывать специфику культурного развития, во многом определяемую особенностями исторического пути того или иного народа или цивилизации.
Тойнби А.Д. Постижение истории // Антология культурологической мысли. - М., 1996. - С. 265.
2 Там же. — С. 266. -