Основные функции субкультур. Динамика развития субкультур
Понятие субкультуры и неформальной молодёжной субкультуры. Характерные черты молодежной субкультуры
В литературных источниках субкультура определяется через понятие культуры вообще (общепринятой культуры), как ее специфическая часть или ответвление. В данном случае нет смысла приводить список определений, так как они все схожи и наш подход мало отличается от общепринятого.
Однако здесь важно учесть разницу между какой-либо молодежной субкультурой и, например, профессиональной субкультурой водителей-дальнобойщиков (в качестве примера можно также привести субкультуру филокартистов). Важной отличительной особенностью молодежной субкультуры является влияние последней на самоидентификацию ее адептов, определяющее ценностные ориентации, нормы поведения, этические и эстетические воззрения. Особенностью неформальной молодежной субкультуры является укорененность в ней социальных институтов и норм, регулирующих гораздо более широкую сферу жизнедеятельности, выходящую далеко за рамки профессиональной деятельности (водители-дальнобойщики) или хобби (филокартисты). Также важно отметить, что в приводимых примерах субкультура отнюдь не является основой возникновения общности. Эти общности возникли на основании профессиональной принадлежности или хобби и субкультуры вторичны по отношению к этим основаниям.
Молодежные же неформальные субкультуры являются основой НМО, и идентификация с ними является признаком принадлежности к движению.
Итак, неформальная молодежная субкультура - это система символов, норм и ценностей и социальных институтов, определяющая самоидентификацию, поведение и деятельность индивидов и групп, регулируя, таким образом, значимую часть жизнедеятельности своих адептов.
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей или всеобщей культурой. В то же время наша (в том числе «взрослая») культура неоднородна. Во всех обществах существует множество подгрупп, различающихся своими культурными ценностями и традициями. Такого рода культурные группы, с одной стороны, тесно связанные с доминирующей культурой, но, с другой стороны, отличающиеся от нее, принято называть субкультурами.
Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:
• специфический стиль жизни и поведения;
• свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
• наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.
Для феномена молодежной субкультуры характерно следующее:
• молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (например, киберпанки);
• вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон и т. п.);
• значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:
— посредством нее молодые люди узнают «своих»;
— она выделяет данных молодых людей среди «чужих»;
— она работает на объединение и сплочение группы;
— она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной
среде».
Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой.
Данные о степени распространенности молодежных субкультур среди молодежи очень разняться. По материалам исследований в крупных мегаполисах в ареале субкультур может находиться3 до 40% всех подростков. Хотя приходится встречаться и с другими данными. А влияние молодежных субкультур испытывают на себе большинство подростков.
Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры.
Основные функции субкультур. Динамика развития субкультур
Основные функции субкультур:
1. Эмансипация – повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.
2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.
3. Структурирование времени – организация собственного досуга.
Подростково-молодежные субкультуры существуют и развиваются обычно в условиях относительно либерального общества. В иных случаях создаются либо общегосударственные формы социализации и инициации подростков (как в СССР – пионерская, комсомольская организации), либо происходит жесткая социализация детей во взрослую жизнь в условиях диктата семьи-общины.
Культура, и, в частности, субкультура подразумевает достаточно жесткие рамки ценностной сферы, зачастую воздействуя по принципу «Ты должен хотеть этого». Но социализированным индивидуумом, именно за счет предшествующей социализации, эти рамки не замечаются.
Принятие требований и рамок происходит за счет того, что налагающая эти рамки общность является референтной, т.е. общностью, с которой индивид хотел бы себя идентифицировать. Таким образом, ее правила и нормы воспринимаются как свои собственные, а не навязываемые извне.
Нормы поведения, характерные для ребенка, легко отбрасываются, когда подросток сам хочет поскорей перестать быть ребенком. Так, во многих субкультурах практикуется «взрывной» характер отбрасывания детских норм поведения и ориентация на эмансипацию и пермиссивность (вседозволенность). Обычно пермиссивность ограничивается нарушениями общепринятых норм поведения, находясь при этом в рамках закона. Чаще всего, она выражается в форме эпатажа и сексуальной раскрепощенности. В криминальных и экстремистских субкультурах это может быть противоправная деятельность.
Таким образом, все неформальные молодежные субкультуры имеют элемент протестного содержания.
Это переходный период от детства к взрослению, отказ от детских норм и одновременное неприятие взрослых норм: короткий период, когда подросток может позволить себе «зависнуть» между ними. Период взросления, когда для подростка взрослые еще не являются «своими».
Молодежные субкультуры – феномен урбанистической (городской) культуры. В них отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики и моды. Внешний вид имеет огромное значение, как наиболее простой и однозначный способ идентификации с референтной группой для подростка - участника НМО. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям - обычно они не особо вникают в них, и, в основном, объединяются по внешним характеристикам: одежда, прически, музыкальные предпочтения и т.д.
К проявлениям подростковой и молодежной субкультуры педагоги в рамках прежней, традиционно-авторитарной, педагогики относились с предосуждением, как проявлениям т.н. контркультуры. Здесь решающую роль играло непонимание того факта, что подростки - более активные, чем младшие дети, в своем самоутверждении, заинтересованы в поисковых формах деятельности и поведения, в более рискованных и нестандартных их актах. Не случайно подростковые и молодежные субкультуры – это, зачастую, реальные попытки создания новых форм социального взаимодействия, которые должны быть поняты педагогом.
Подростки закономерно перерастают принятые ими в детстве нормы поведения ради освоения «взрослых» норм и получения жизненного опыта. Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, часто альтернативные - как «взрослым» так детским. Субкультура предоставляет подростку возможность ощущать себя субъектом социального взаимодействия, регулируемого именно такими «альтернативными» правилами. Выбор той или иной субкультуры определяется как ситуативными факторами, так и фактором релевантности норм субкультуры особенностям личности подростка.
Подростковые и молодежные субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодежной субкультуры непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы его развития.
Существует довольно четкая динамика развития субкультуры:
Во-первых, очень хорошо заметно, как новая субкультура возникает за счет притяжения адептов уже существующих субкультур, перенимая оттуда многие элементы: атрибутику, социальные институты, нормы поведения, деятельное наполнение. Хотя, конечно, известны уже и искусственные субкультуры (но все равно созданные на базисе уже имеющихся).
Во-вторых, любая субкультура развивается. Она проходит несколько стадий развития и может исчезнуть. Интеллектуальные субкультуры могут формировать альтернативную культуру, которая становится частью общемировой культуры и зачастую способствует динамическим изменениям социума (субкультуры 4 уровня).
Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и поведения, в выработке более адекватных форм поведения и деятельности, отвечающих либо типу профессии, либо особым социальным условиям, либо новым социальным запросам, связанным с развитием общества.