Методические указания и рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы:

Тема контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента:

А,Я, Ц – 1 Д,У,П – 5 Л,Ф – 9
Б,Ю,С – 2 Е,Ж,Щ – 6 М,Х – 10
В,Ш, О – 3 З,И,Н – 7  
Г,Ч,Р - 4 К,Э,Т – 8  

В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самостоятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем.

После определения темы и знакомства с планом работы необходимо:

1. Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и определить место данной темы в структуре курса.

2. Ознакомиться с произведениями авторов, освещавших данную проблематику.

Для решения данной задачи ниже приводится список основной учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении боль­шинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следу­ет обратить внимание на специальную и дополнительную литературу. Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену или зачету) можно получить в справочных и периодических изданиях.

Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие рабо­ты, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по физической культуре в библиотеку или читальный зал университета. Следует учитывать и то, что в настоящее время издается боль­шое количество литературы, поэтому приведенный список не является законченным, а постоянно дополняется новыми источниками. В этом плане студентам предоставляется возможность самостоятельного и творческого подхода к работе.

Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет, направление, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество работы и фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план (со ссылками на каждый вопрос работы), в конце - список используемой литературы.

По завершении работы ставится дата и подпись.

Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоятельное изложение основных положений темы.

В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 15-18 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).

Контрольную работу необходимо сдавать в сроки, установленные учебным графиком. Если она не будет зачтена, то студенту необходимо учесть замечания рецензента, после чего представить работу повторно.

ТЕМА 1

Дать определение следующим терминам: физическая культура, стрессоустойчивость, самоконтроль, гибкость.

1.1. Влияние занятий физической культурой на психическое развитие человека.

В данном вопросе следует раскрыть значение физической культуры для развития психических свойств, состояний и процессов личности (стрессоустойчивость, внимание, мышление, коммуникативные навыки). Показать влияние двигательной активности на производительность труда и успеваемость студентов и отметить специфику воздействия двигательной активности на личность занимающихся физической культурой или спортом.

1.2. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом.

Указать цели и задачи самоконтроля, подчеркнуть значимость дневника самоконтроля при самостоятельных занятиях физической культурой и спортом. Перечислить объективные и субъективные методы самоконтроля. Охарактеризовать все субъективные методы, из числа объективных методов - кратко описать 3-4 метода, привести примеры.

1.3. Развитие гибкости как физического качества.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее

Тема 2.

Дать определение следующим терминам: физическая культура, здоровье, физическое развитие, спорт

2.1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.

Охарактеризовать здоровье с различных точек зрения, перечислить факторы, которые предопределяют состояние здоровья (образ жизни, медицинское обеспечение и так далее).

Указать параметры физического развития как объективного показателя состояния здоровья населения (привести примеры).

2.2. Советские и российские спортсмены в истории Олимпийских игр (олимпийские чемпионы Кубани).

Отметить общий вклад российских и советских спортсменов в историю Олимпийских игр современности, перечислить 5-7 выдающихся спортсменов с указанием краткой спортивной биографии, видом спорта,

2.3. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее).

Тема 3.

Дать определение следующим терминам: физическая культура, физическое воспитание, принципы, спорт, сила.

3.1. История возникновения Олимпийских игр.

Кратко описать историю Олимпийских игр древности и современности, обратив внимание на вклад Пьера де Кубертена в возрождение Олимпизма в 19 веке. Охарактеризовать более подробно одни летние и зимние Олимпийские игры.

3.2.Методические принципы физического воспитания.

Перечислить все методические принципы физического воспитания, дать краткое описание, привести примеры к каждому принципу.

3.3. Развитие силы как физического качества.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее) .

Тема 4.

Дать определение следующим терминам: физическая культура, тренировка, работоспособность, утомление, восстановление, профессионально-прикладная физическая подготовка.

4.1. Форма и содержание самостоятельной физической тренировки.

Перечислить формы самостоятельных занятий физическими упражнениями, описать содержание одной из форм. Затем указать цели самостоятельных занятий и дать описание программы занятий в соответствии с конкретной целью.

4.2. Работоспособность, утомление и восстановление.

Указать ведущую особенность работоспособности как потенциальности способности человека. Отметить зависимость работоспособности от ряда факторов. Выделить основной критерий работоспособности. Перечислить и раскрыть три группы факторов, влияющих на производительность труда (работоспособность) человека.

Обратить на зависимость работоспособности от утомления, которое должно носить адекватный характер в процессе тренировки. Выделить внешние признаки утомления во время тренировочных занятий. Кратко описать две фазы утомления и две фазы восстановления. Охарактеризовать средства и принципы восстановления на примерах.

4.3. Формирование профессионально-прикладных качеств с учетом выбранной профессии.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее)

Тема 5.

Дать определение следующим терминам: физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовленность, физические качества, физическая рекреация, фи­зическая реабилитация, двигательная активность, спорт, разминка, ловкость.

5.1. Предмет и содержание ФК.

Охарактеризовать физическую культуру и спорт с позиций социального феномена общества. Указать предмет, ценности физической культуры, привести примеры. Перечислить составляющие физической культуры (кратко раскрыть каждую составляющую).

5.2. Разминка, ее значение в структуре занятия.

Обосновать необходимость включения разминки в структуру каждого тренировочного занятия, указать основные функции разминки и правила ее проведения.

Описать механизм действия на основные функциональные системы организма. Дать краткую характеристику общей и специальной части разминки.

5.3. Развитие ловкости как физического качества.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее)

Тема 6.

Дать определение следующим терминам: физическая культура, физическое развитие, гиподинамия, гипокинезия

6.1. Влияние занятий физической культурой на физическое развитие человека.

Указать влияние двигательной активности на ряд функциональных систем организма, физические качества, иммунную систему, раскрыть механизм действия на одном примере. Отметить изменения, происходящие в организме, при возникновении процесса гиподинамии

6.2. Вредные привычки.

Перечислить основные привычки, пагубно влияющие на здоровье человека. Описать механизм воздействия на организм, указать нарушения в ряде функциональных систем при наличии различных вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики).

Указать причины зависимостей от вредных привычек, отметить статистические данные Всемирной организации здравоохранения о взаимосвязи курения, алкоголя с состоянием здоровья населения.

Раскрыть факторы употребления наркотических веществ (биологические, социальные, психологические) и стратегию предупреждения наркомании.

6.3. Улучшение зрения при долгой работе за компьютером.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее)

Тема 7.

Дать определение следующим терминам: физическая культура, физическое развитие, физические качества, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота, сила, физическое упражнение, адаптация.

7.1. Развитие физических качеств.

Описать виды (формы) и методы оценки пяти физических качеств, одно из физических качество охарактеризовать более подробно.

7.2. Современные популярные системы физических упражнений.

В данном вопросе необходимо отразить состояние традиционных либо нетрадиционных видов спорта, описав особенности, условия и правила проведения шести-семи популярных систем физических упражнений.

7.3. Улучшение адаптационных возможностей личности.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее)

Тема 8.

Дать определение следующим терминам: физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка, здоровье, выносливость.

8.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Указать цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки, отметить место ППФП в системе тренировочных занятий по физической культуре. Описать особенности ППФП с учетом будущей профессиональной деятельности.

8.2. Физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья.

В данном вопросе следует выделить цели и задачи физического воспитания для студентов, имеющих заболевания. Отметить особенности физических упражнений при выполнении комплексов лечебной физической культуры. Раскрыть содержание программ по лечебной физической культуре при пяти-шести заболеваниях.

8.3. Развитие выносливости как физического качества.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее)

Тема 9.

Дать определение следующим терминам: физическая культура, общая физическая подготовка, спортивная физическая подготовка, физическое воспитание, стрессоустойчивость.

9.1. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

Указать цели и задачи общей и специальной физических подготовок, привести примеры. Отметить основные закономерности развития и формирования физических качеств.

9.2. Содержание физической культуры и особенности ее использования в интеллектуальном развитии личности.

Отметить развивающий потенциал физических упражнений с точки развития интеллектуальных способностей личности (творческий характер), указать на взаимосвязь между объемом получаемых знаний и мотивационно-ценностной сферой занимающихся физической культурой и спортом.

Перечислить задачи интеллектуального воспитания в процессе физического воспитания, привести примеры. В заключении необходимо обратить внимание на значимость самостоятельной работы для интеллектуального воспитания в рамках физической культуры.

9.3. Формирование стрессоустойчивости на занятиях по физической культуре и спорту.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее).

Тема 10

Дать определение следующим терминам: физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, быстрота.

10.1. Принципы, традиции, правила Олимпийского движения.

Охарактеризовать Олимпийскую хартию, указать дату принятия современного варианта хартии.

Перечислить основные правила, традиции, принципы Олимпийского движения и Олимпийских игр, привести примеры. Указать талисман зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

10.2. Основы здорового образа жизни.

Привести краткое описание содержания здорового образа жизни, выделив его компоненты и факторы (привести примеры).

Более подробно остановиться на требованиях к организации здорового образа жизни, исходя из его структуры (труд, оптимальный двигательный режим и так далее).

10.3. Развитие быстроты как физического качества.

Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации с целью

Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) федеральные законы и нормативные документы:

1. Федеральный закон N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г.

б) основная литература:

1.Боченкова Е.В. Физическая культура Краснодар: РГТЭУ, 2011.

2.Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учеб. пособие. - 2-е изд.Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2014.

3.Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А., Близневский А.Ю. Физическая культура студента [Электронный ресурс]: Учеб. пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 172 с.

Электронно-библиотечная система “znanium.com”

http://znanium.com/bookread.php?book=443255 4.Проскуряков Е.С. и др. Физическая культура.Краснодар: РГТЭУ, 2008.

в) дополнительная литература:

1.Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура: Учебник.М.: Флинта: Наука, 2009.

2.Гусейнов Р.Р. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса» - 2013. - №10 (26) - С.10.

3.Жирнова О.Л., Улитина Е.В. Направления развития системы подготовки менеджеров для спортивной индустрии в контексте реализации «Стратегии долгосрочного развития физической культуры и спорта в РФ» Интернет-журнал «Науковедение» - 2014. - №2.

Электронно-библиотечная система “znanium.com”

http://znanium.com/bookread.php?book=487956

4.Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева: МонографияМ.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.

Электронно-библиотечная система “znanium.com”

http://znanium.com/bookread.php?book=425620

5.Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования [Электронный ресурс]: Монография. - 2-е изд., стереотип.М.: ФЛИНТА, 2011. - 353 с.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Справочно-правовая система «Гарант» (федеральные законы, законы г. Москвы и другие нормативные акты по физической культуре, спорту, туризму).

2. Каталог образовательных ресурсов / Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту (http://www.edu.ru/).

3. Информационные и познавательные сайты:

www.mossport.ru

http://www.vechnayamolodost.ru/index2.php?idtopmenu=8

http://www.rusmedserver.ru/

http://www.zdobr.ru/

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» организуются и проводятся на арендуемой спортивной базе УСК «Калининская балка», включающей:

1.Открытая площадка для мини-футбола.

2. Открытая площадка для баскетбола.

Кроме того, университет арендуется спортивный комплекс «Юность», включающей:

1.Зал для проведения занятий по гимнастике.

2.Зал для настольного тенниса.

3.Зал для баскетбола.

10. Образовательные технологии:

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса:

1. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Реализация данной формы происходит в процессе освоения техники спортивных движений в различных видах спорта на этапе разучивания и совершенствования. Используются спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам, эстафеты, соревнования на первенство учебной группы.

2. Игровые технологии – образовательные технологии, основанные в практике физического воспитания в большей степени на следующих видах педагогических игр: обучающих, тренировочных, воспитательных, развивающих и контролирующих.

3. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоять из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора.

Данная форма используется при проведении зачетов, начиная с первых курсов обучения, а также в целях контроля за самостоятельной работой студентов.

11. Оценочные средства (ОС):

11.1. Оценочные средства текущего контроля.

Внутрисеместровая аттестация студентов по дисциплине «Физическая культура» проводится два раза в год. Студенты выполняют контрольные требования (прил. 1). Результаты аттестации отражаются в «Журнале посещаемости и успеваемости студентов и ведомости, которая предоставляется в соответствующий деканат.

11.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации (в форме экзамена и зачета).

Студенты, занимающиеся по дисциплине "Физическая культура" и освоившие учебную программу, в каждом семестре выполняют контрольные задания по физической культуре (прил. 1) с соответствующей записью в зачетной книжке студента: 1–5 семестры – зачеты, 6 семестр - экзамен.

Критерием успешности освоения учебного материала (зачета или экзамена) является экспертная оценка преподавателя, учитывающая:

- регулярность посещения обязательных учебных занятий;

- аттестацию по программе обучения;

- выполнение установленных на данный семестр тестов общей физической и спортивно-технической подготовки для отдельных групп различной спортивной направленности;

- знаний теоретического раздела программы.

В каждом семестре студенты выполняют не менее 5 тестов, характеризующих такие физические качества, как общую и специальную выносливость, силу, ловкость, быстроту, координацию. Контроль физической подготовленности проводится после завершения каждой темы практического раздела.

Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный период, выполняют письменную тематическую работу (реферат) и сдают теоретический раздел программы.

Примерные критерии оценки теоретической подготовки

Теоретическая оценка знаний по физической культуре на экзамене (зачете) предполагает дифференцированный подход к студенту, учет его индивидуальных способностей, степень усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний курса, умения делать доказательные выводы и обобщения. Оценивается как глубина знаний основных проблем физической культуры, так и умение использовать в практической деятельности основные средства и методы физического воспитания, направленные на формирование здорового образа и стиля жизни.

«Отлично» – ответ полный, достаточно аргументированный, основанный на глубоком знании основной и дополнительной литературы. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы определенно и доказательно.

«Хорошо» – ответ полный, но не достаточно аргументированный, основанный на хорошем знании основной литературы, с незначительными пробелами в знаниях дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах.

«Удовлетворительно» – ответ не полный и не аргументированный, свидетельствующий о значительных пробелах в усвоении материала, изложение не систематизировано, в изложении и выводах допущены ошибки.

«Неудовлетворительно» – ответ не по существу проблемы, содержание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет.

Итоговая оценка по физической культуре слагается из двух показателей: оценки за физическую подготовленность (практическое выполнение контрольных нормативов) и оценки за теоретическую подготовку.

Общая оценка определяется:

– «отлично», если за теоретическую подготовку «отлично», а за физическую подготовленность не ниже «хорошо»;

– «хорошо», если за теоретическую подготовку «отлично» или «хорошо», а за физическую подготовленность не ниже «удовлетворительно»;

– «удовлетворительно», если за теоретическую подготовку и физическую подготовленность не ниже «удовлетворительно»;

– «неудовлетворительно», если по одному из показателей получена «неудовлетворительная» оценка.

Приложение 1

Оценочные тесты текущего контроля, аттестации

(юноши)

№ п/п Наименование упражнений Оценка в баллах
«5» «4» «3» «2» «1»
1. Бег на 60 м (с) 8,5 9,5 10,5 11,0 12,0
2. Челночный бег 10×10 м (с) 26,0 28,0 30,0 32,0 34,0
3. Бег на 500 м (мин, с) 1.40 1.55 2.10 2.20 2.30
4. Прыжки со скакалкой (кол-во раз за 1 мин.)
5. Прыжок в длину с места (см)
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз)
7. Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 1 мин)
8. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) или по выбору занимающегося поднимание гири 16 кг (рывок, кол-во раз) до 60 кг до 70 кг до 80 кг св. 80 кг                              

(девушки)

№ п/п Наименование упражнений Оценка в баллах
«5» «4» «3» «2» «1»
1. Бег на 60 м (с) 9,5 10,5 11,5 12,0 13,0
2. Челночный бег 10×10 м (с) 29,0 30,0 32,0 33,0 35,0
3. Бег на 500 м (с) 2.00 2.20 2.40 2.50 3.00
4. Прыжки со скакалкой (кол-во раз за 1 мин.)
5. Прыжок в длину с места (см)
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз)
7. Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 1 мин)
8. Приседания на двух ногах (кол-во раз за 30с)

Примечания.

- Результаты, выполнения контрольных упражнений переводятся в баллы. Вычисляется среднее арифметическое значение полученных баллов, которое должно быть не менее 3,0 для выставления студенту оценки «зачтено».Для получения зачёта необходимо выполнить не менее 7-ми обязательных упражнений из 8-ми, по каждому из которых получить не ниже 1-го балла. Студентам разрешается не выполнять на результат упражнение «челночный бег 10×10 м» или «прыжки со скакалкой». При невозможности выполнить упражнение «бег на 60 м» эти упражнения становятся обязательными. Юношам вместо выполнения упражнения «подтягивание на перекладине» разрешается выполнить на оценку поднимание гири 16 кг (рывок)

Разработчики:

Наши рекомендации