Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе __________________________

"_____" _____________ 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Физическая культура

Направление подготовки

Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Психология образования

Бакалавр

Учебный план 2013 г. Изучается во 2,4,6 семестре

ЗФО

Объем занятий: итого 11,11 з.е. 400 ч.
В т. ч. аудиторных 0, 28 з.е. 10 ч.
Из них:    
Лекций ---- ----
Лабораторных работ ---- ----
Практических занятий 0,28 з.е 10 ч.
Самостоятельная работа 10,5 з.е. 378 ч.
Зачёт 0,33 з.е. 12 ч.
СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАНО:
Зав. кафедрой Таранова Т.Н.   "__" _____________ 20 г.   Директор института образования и социальных наук ______________Шаповалов В.К. "__" _____________ 20 г.   Рассмотрено УМК ИОСН "__" _____________ 20 г. протокол ____________ Председатель УМК ________________   И.о. Зав. кафедрой физической культуры Прокопенко Т.И. "__" ____________ 20 г.   Должность разработчика доцент Агеев А.В. "__" ____________ 20 г.   Рекомендовано к размещению на образовательном портале СКФУ _________________________ ФИО "__" ____________ 20 г.  

Ставрополь, 2013 г.

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Физическая культура

Направление подготовки

050400.62 - Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Психология образования

Бакалавр

ЗФО

Ставрополь 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельное овладение студентами методикой научной работы представляет значительные трудности. Данное пособие предназначено для обучения студентов общим умениям ведения научной работы. Здесь представлены все этапы написания доклада. Изложение сопровождается многочисленными примерами. Основная цель работы – помочь студентам освоить форму научного произведения при написании доклада..

Одна из основных задач учебного процесса - научить студентов работать самостоятельно, развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе. Изучение теоретического материала по физической культуре расширяет и углубляет знания студентов о методах и приемах физического воспитания.

Изложенный материал служит организующим началом в работе студента, где правильно построенный план доклада, помогает систематизировать материал, обеспечить последовательность его изложения. Он позволяет приобрести студентам дополнительные знания и сформировать определенные навыки при работе с текстом, поиску источников, анализа и обобщения материала.

Здесь представлены широким выбором темы реферативных работ, имеется глоссарий основных терминов и понятий в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни, гигиены, социологии, психологии и т.д.

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

При выполнении научно-исследовательской в виде доклада работы студент должен усвоить следующие основные умения:

1. самостоятельный поиск информации по заданной теме;

2. отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы);

3. анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;

4. обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам;

5. логичное и последовательное раскрытие темы;

6. обобщение знаний по проблеме и формулирование выводов из литературного обзора материала;

7. стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа;

8. грамотное оформление научного реферативного текста;

9. правильное оформление научной работы.

Условно процесс написания работы можно разделить на пять взаимосвязанных этапов: выбор темы; разработка рабочего плана; сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме; оформление работы, доклад.

Выбор темы

Данный этап может отсутствовать, если тема назначается преподавателем. Тема должна быть также актуальной, понятной студенту и соответствовать содержанию учебной дисциплины. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления). Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы.

При ознакомлении с темой доклада необходимо примерно выделить круг вопросов, которые наиболее полно осветят проблему данной работы, это необходимо будет сделать путем анализа, обобщения теории и практики.

Поиск темы тесно связан с ее формулировкой. Поэтому уже на ранних этапах поиска публикаций по интересующей вас тематике важно попробовать сформировать тему.

Выбор темы, конечно, должен быть осознанным, то есть, прежде всего, должен отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем или руководителем работы, который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы. Начинающим исследователям можно рекомендовать темы, связанные с историей физической культуры как научной дисциплины, они лучше всего позволяют познакомиться и приблизиться к конкретной научной проблематике.

После выявления имеющихся источников можно пересмотреть тему сделать ее более конкретной. Это можно сделать только после чтения книг и статей, которые были выявлены в процессе информационного поиска. Тема «Основы здорового образа жизни» слишком широкая. Конкретизировать тему можно следующим образом «Научно-теоретические представления на предмет здоровья и культуры здорового образа жизни», « Содержание здоровьесберегающих технологий в системе общего и высшего образования», «Роль физической культуры в обеспечении здоровья студенческой молодежи».

При выборе темы можно акцентировать внимание на профессиональные, половые характеристики рассматриваемой в работе категории людей. Конкретизировать тему можно, если ограничить возрастной диапазон, демографические характеристики (сельские жители, пенсионеры, национальность и т.д.). Однако должна быть обоснована причина для такого выбора.

1.2. План доклада.

Наличие плана доклада позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость, последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд.

При разработке рабочего плана необходимо представлять структуру работы, поэтому перед составлением плана необходимо ознакомиться с литературой по выбранной теме. Как правило, в плане в произвольной форме излагаются этапы написания работы и сроки их выполнения.

Правильно построенный план доклада служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте доклада в качестве заголовков разделов.

План студент составляет самостоятельно, с учетом замысла работы. Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к плану доклада традиционным является следующий:

Содержание – перечисление основных разделов работы с указанием страниц, на которых эти разделы начинаются.

Введение – раскрывает актуальность темы, цели и задачи реферата, содержит краткое описание структуры основных разделов работы.

Разделы основной части– последовательно раскрывают основные блоки информации по теме работы.

Заключение(или выводы) – содержит краткое изложение основных выводов работы.

Литература- список публикаций, на которые в работе делаются ссылки, с полным ее библиографическим описанием.

Против каждого из перечисленных пунктов указывается страница, с которой данный пункт начинается в тексте реферата.

Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Составленный план показывается преподавателю и уже в соответствием с ним согласуются дальнейшие действия.
Рассматривая процесс работы над рефератом по этапам, следует сказать, что тема не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы (20-30 страниц) не позволит раскрыть ее.

Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме.

Сбор научной информации важный и ответственный этап работы. От количества и качества найденных материалов во многом будет зависеть и содержание работы. После выбора темы необходимо выявить, насколько она освещена в имеющейся научной литературе. Для этого существуют тематические каталоги библиотек и библиографические указатели литературы (наиболее удобно пользоваться электронным каталогом, что позволяет сократить время поиска литературы по данной тематике). Подобного рода указатели и библиографии имеются в справочно-библиографических отделах всех крупных библиотек. Информацию о литературе можно также почерпнуть из справочно-библиографического аппарата (ссылок) изданий посвященных данной теме. Знакомство с любой научной проблематикой следует начинать с освоения имеющейся основной научной литературы. Список литературы по конкретной теме можно узнать у преподавателя.

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.

Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Когда выбор сделан, следует приступать к чтению соответствующей литературы. Здесь нужно различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного, а зачастую, и псевдонаучного характера, что для малоопытного читателя не такая уж простая задача. К сожалению, и раньше, а особенно в последние годы, издается огромное количество публикаций весьма сомнительного качества. Особенно этим грешат научно-популярные журналы и периодическая печать. В погоне за сенсациями они помещают на своих страницах недостоверные статьи, "опровергающие" устоявшиеся проверенные мнения. Появляются целые отрасли псевдонаучных знаний. Подобные "труды" издаются в солидных издательствах, а авторы их могут иметь и научные звания, и солидные регалии. Поэтому здесь тоже не лишним будет обратиться за консультациями к руководителю или специалистам.

Отличительными чертами научной литературы являются наличие справочно-библиографического аппарата, публикации в изданиях академических институтов, крупных университетов. Чтение научной литературы, по сравнению с художественной, развлекательной или информационной, требует специфических навыков и подходов. При встрече с непонятными терминами нужно не лениться заглянуть в словари. Существуют специальные словари терминов. Очень желательно составление кратких конспектов прочитанного, где можно отмечать основные подходы, выводы автора. Полезно делать выписки фрагментов текста, которые потом могут быть использованы в работе. Необходимо сразу же составлять библиографические карточки, на которые заносить выходные данные, почерпнутые из прочитанных изданий, используя принятые стандарты библиографического описания (автор, название, место и год издания, издательство, страницы). Например, для монографий: Иванов А. В., Выдрин Г. Д. Физическая культура и спорт как социальные феномены. М., Издательство АН СССР, 1978; для статей в сборниках: Соколенко А. Д. Производственная физическая культура ее цели и задачи // Физическая культура и спорт. Вып. I. Москва, 1996. С. 3-15.; для статей в журналах и периодических изданиях: Забелин В. Н. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры // Здоровье. 1993. № 2. С. 34-47. Названия работ иностранных авторов приводятся только на языке оригинала. Начинать знакомство с избранной научной темой лучше всего с чтения работ обобщающего характера, относящихся к данному периоду, региону, постепенно входя в проблематику и переходя к узкоспециальной литературе.

Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное для избранной темы, следует, сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки лучше записывать на свободном поле листа конспекта или карточки, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скобки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом. Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем предстоит выбрать, сконструировать из наработанного конечный вариант реферата и составить его план.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение:

1. главного в тексте;

2. основных аргументов;

3. выводов.

Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста доклада. Текст доклада должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте доклада излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.

Оформление работы.

Данный этап является заключительной стадией подготовки научной работы. На данном этапе автор сводит весь материал в единую работу, оформляет его в соответствии с установленными требованиями. Приступать к чистовому оформлению работы можно лишь после окончательного обобщения и структурирования материала, после учета замечаний и дополнений руководителя научной работы, после внесения всех дополнений и уточнений. Правильно оформить проект также важно, поскольку в некоторых учебных заведениях отклонение от установленных требований влечет незачет работы. Работа должна обязательно включать титульный лист, оглавление работы, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы (библиографический список). Чистовое переписывание работы должно начинаться только после тщательной проверки материала на отсутствие ошибок, опечаток, после проверки на логичность и последовательность изложения. Также следует проверить точность цитат и ссылок, устранить стилистические ошибки.

Типичная ошибка некоторых студентов – попытка написать работу «с ходу», разложив на столе перед собой несколько книг и переписывая из них отрывки из текста. В ней студент не проявляет тех умений, которые необходимы для научной реферативной работы (анализ, систематизации и обобщения собранных материалов). Лучше, если текст работы будет написан студентом самостоятельно на основе собранных, систематизированных, проанализированных материалов.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство с работами по теме исследования, умение анализировать и систематизировать источники, критически их оценивать, давать сравнительную характеристику различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами.

Логика обзора литературы может быть основана на различных критериях:

1. на переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов;

2. на хронологии исследований в этой области;

3. на подходах к исследованию проблемы;

4. на изучении отдельных сторон проблемы.

В теоретической части работы важно рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с изучаемой темой. Например, тема работы «Основы здорового образа жизни». В таком случае целесообразно раскрыть научно-теоретические представления на предмет здоровья и культуры здорового образа жизни личности студента. Факторы, обуславливающие формирование культуры здорового образа жизни личности.

Теории и модели, на которые вы опираетесь в исследовании, должны быть четко определены и раскрыты в тексте. При этом дается ссылка на источник, где может быть найдена более подробная информация по данной теории.

Работа должна содержать определение основных понятий изучаемой автором проблемы. Определение понятия должно быть достаточно конкретным, включать характерные особенности и основные исследовательские факты, выявленные специалистами при его изучении. Например, тема работы «Основы здорового образа жизни». При разработке данной темы должны использоваться следующие понятия: здоровье, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни.

Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию доклада . Работу рекомендуется сначала писать на черновике, на одной стороне листа с полями слева, чтобы при необходимости можно было делать текстовые вставки на полях или на оборотной стороне листа. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа.

Написав черновую рукопись, нужно отредактировать весь написанный текст. Приступать к редактированию работы лучше спустя 2-3 дня. Взглянув на написанный текст свежим взглядом, легче увидеть свои ошибки и выбрать путь для улучшения содержания работы. Черновой вариант рукописи должен быть переписан набело, или напечатан на компьютере.

Излагать материал в доклада рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Нередко в текстах реферативных работ, встречается изобилие определенной группы излюбленных автором выражений, которые вставляются буквально повсеместно. Читать такой текст – мучение. Поэтому необходимо стремиться к более грамотному изложению своей мысли, освобождаясь от часто повторяющихся слов, заменяя их синонимами, перестраивая предложение таким образом, чтобы употреблялись другие слова. При изложении необходимо следить за последовательностью, логической строгостью и доказательностью выдвигаемых положений. Полезно при этом следить еще и за единством языка: все главы должны быть написаны в одном стиле.

Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры.

ДОКЛАД - не журналистское расследование. Характерные для публицистики эмоциональность и пристрастность при написании доклада недопустимы. Позиция автора должна быть непредвзятой, объективно отстраненной и беспристрастной. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. В то же время следует избегать чрезмерной наукообразности. Научной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправданного употребления непонятных терминов, а в случае их применения - объяснять значение терминов в скобках или сноске.

В научных исследованиях в виде доклада, в отличие от публицистики, приняты косвенные формулировки авторской позиции: "Как представляется...", "Думается, что...", "На наш взгляд...". Не принято изложение от первого лица. Например, вместо "Я уверен, что..." лучше применять такие обороты как "автор считает", "по мнению автора", "нет сомнения в том, что..." и т. д.

Втексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, то есть содержание работы не должно быть безличным. Например, «Психолого-педагогические и физиологические закономерности физического воспитания раскрыты в работах П.С. Лесгафта, Л.П. Матвеева, Н.А. Бернштейна, В.А. Ашмарина, В.И. Столярова, М.И. Виленского…; «Разработанные структурные модели физической культуры личности М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, а также В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой, послужили…»; «М.И. Борисов подчеркивает, что здоровый образ жизни…»; «Установлено (А. Бертон, В.В. Белинович, Н.Г. Озолин и др.) что при изучении сложнокоординированных физических упражнений…».

В то же время цитирование в процессе написания реферативной работы не нужно превращать в самоцель. Текст работы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер. Он должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы.

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также выражая к ним свое отношение можно использовать глаголы, как: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, высказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеться, находит, начинает, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, отвечает, отмечает, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, предполагает, признает, приходит к выводу, разделяет, размышляет, рекомендует, следует, сообщает, ссылается, считает, указывает, утверждает.

В зависимости от стиля работы с собранным материалом и последующим его анализом условно можно выделить два варианта, две категории работников: «эмпириков» и «рационалистов». «Эмпирики» хотят продемонстрировать материал во всей его красе, ни за что не согласятся оставить без упоминания что-либо интересное из найденного ими. Когда они пишут текст, они группируют собранные факты и делают на этой основе некоторые осторожные обобщения. Теоретических концепций в их работах найти невозможно, зато в них великое изобилие цитат и ссылок. «Рационалисты», напротив, делают с самого начала упор на свою теоретическую концепцию, подбирая факты для ее иллюстрации. Они вначале логически выстраивают видение проблемы, а затем украшают получившуюся теоретическую схему яркими фактами. В их работах очень много внимания уделяется тщательному определению понятий и анализу их взаимосвязи. Цитаты и ссылки сведены к минимуму.

Однако надо стараться уравновешивать подобную односторонность: «эмпирик» должен быть смелее в теоретических выводах, а «рационалист» должен удерживать себя от стремления выстраивать чисто умозрительные конструкции, от желания игнорировать факты, которые не укладываются в его логические схемы. Достичь такого уравновешивания можно, если постоянно корректировать себя, свое видение проблемы, над которой приходится работать. Очень эффективны здесь консультации с преподавателем, которые как раз для этого и проводятся.

Наши рекомендации