Основные различия между группами и командами
Группа | Команда |
Имеет назначаемого сильного лидера | Роль лидера переходит от одного члена к другому |
Индивидуальная подчиненность | Индивидуальная и взаимная подчиненность (каждый подчиняется каждому) |
Цель – та же, что и у организации | Специфическое видение или цель |
На выходе – продукты индивидуального труда | На выходе – продукты коллективного труда |
Встречи «необходимы и достаточны» | На встречах ведутся не ограниченные по времени дискуссии и решаются все проблемы |
Эффективность измеряется косвенным образом в виде влияния на бизнес | Эффективность измеряется непосредственно в виде оценки коллективной работы |
Каждый член группы имеет собственный круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания | Совместные общения, принятие решений и рабочие задания |
Типы команд. В каждой формальной организации могут существовать формальные команды, как часть формальной структуры организации, и команды, назначение которых состоит в расширении участия их членов в управлении. Выделяют такие разновидности формальных команд: с горизонтальными структурными взаимосвязями (горизонтальная команда), с вертикальными структурными взаимосвязями (вертикальная команда), специализированные команды.
Вертикальная (функциональная) команда состоит из менеджера и его формальных подчиненных. Обычно в такую команду входит отдел (служба, бюро).
Горизонтальная команда состоит из работников одного и того же уровня, но из разных отделов. Формальное название таких команд – специальная группа или комитет, которым поручено выполнение определенной задачи. После решения задачи группа распускается.
Специализированные команды обычно не входят в формальную структуру организации и работают над отдельными, важными для организации, проектами.
К общим характеристикам высокоэффективных команд относят:
– команда имеет своего лидера, являющегося ядром команды;
– качество конечных результатов очень высокое;
– члены команды отличаются высоким уровнем взаимопонимания и хорошо сотрудничают между собой;
– члены команды способны учиться на своих ошибках и в своих действиях ориентированы на потребителя результатов их деятельности;
– члены команды хорошо мотивированы.
Создание управленческой команды, участвующей в разработке и реализации стратегии, объективно необходимо в силу следующего:
– командное управление – это признак разумного и решительного стиля управления;
– повышается вероятность рационального решения сложных и междисциплинарных проблем;
– команду отличает сильное чувство общности, инновационный потенциал и ответственность за дело.
Ролевые функции в команде. Управленческая команда должна формироваться таким образом, чтобы ее члены одновременно достигали социального благополучия и качественно выполняли свои задания. Ключевым фактором такой эффективной деятельности команды является распределение ролевых функций. Следуя [70] все роли в команде подразделяются на целевые и поддерживающие. Члены команды, исполняющие целевые роли, направляют свою энергию на решение стоящих перед командой проблем, а члены команды, исполняющие поддерживающие роли, способствуют подержанию и активизации деятельности членов команды.
Для членов команды, реализующих целевые роли, характерны такие черты: инициатива (новые решения командных проблем, обмен мнениями (высказывают свое мнение по поводу решаемых проблем, оценивая и учитывая мнения других членов команды), поиск информации (ищет и предоставляет группе всю необходимую информацию), подведение итогов (связывает предлагаемые идеи с возможностями решения проблемы, суммируют предложения, интегрируют деятельность членов команды), энергия (инициирует деятельность членов команды). Член команды, выполняющий целевую роль несет огромную функциональную нагрузку, поэтому нежелательно выполнение одним человеком несколько целевых ролей одновременно.
Для членов команды, реализующих поддерживающие роли, характерны следующие черты: воодушевляют (они дружелюбны, душевны, отзывчивы, хвалят других за их идеи и положительно оценивают их вклад в решение проблемы), создают гармонию (улаживают или нивелируют конфликты между членами команды, создающий гармонию и согласие), снижают напряженность (различными способами снимают эмоциональное напряжение в команде), стремятся всегда шагать «в ногу» (обычно соглашаются с предложениями других членов команды), готовы к компромиссам (способны поступиться собственным мнением ради поддержания гармонии в команде).
В команде могут отсутствовать работники, выполняющие поддерживающие роли, т. е., выполнение этих ролей может сочетаться с другими функциями. Например, большинство американских управляющих выполняют целевые роли, в то время как японские управляющие – и целевые и поддерживающие.
Формирование команды. Важнейшая проблема – это формирование хорошей команды. Преуспевающий американский бизнесмен П. Хокен предлагает такой совет: «Нанимайте людей, которых вы уважаете. Никогда не берите на работу людей, на которых вы смотрите сверху вниз и о которых думаете хуже, чем о себе. Люди, с которыми вы работаете, – вот что составляет для вас «окружающую среду». Если вы хотите улучшить ее, не нанимайте первых попавшихся, а берите на работу только лучших»*. Команда может формироваться из служащих фирмы или из сотрудников со стороны. В первом случае чаще всего используют социометрический метод. Суть метода состоит в том, что каждый член коллектива выбирает для решения конкретной задачи двух коллег и сообщает свой выбор руководителю конфиденциально. Затем руководитель составляет социограмму (схему предпочтений), с помощью которой устанавливает реальные отношения в коллективе.
Если команда формируется из сотрудников со стороны, то в этом случае, чаще всего, руководитель формулирует ряд качеств, которым должны удовлетворять претенденты на место в команде. С помощью тестов, анкет и в процессе собеседования проверяют каждого претендента на предмет наличия сформулированных качеств. В виде примера приведем следующие качества, сформулированные М. Вудкок и Д. Фрэнсис [24]: энергичность; умение совладать со своими эмоциями; готовность открыто излагать свое мнение; способность изменить свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы; умение хорошо излагать свое мнение.
Факторы, предопределяющие эффективность достижения целей команды.
Численность. Идеальный размер команды – от 3 до 7 человек. С ростом количества членов команды усложняется общение между ними и затрудняется достижение согласия
Состав – это степень сходства личностей и точек зрения, подходов к решению проблем.
Групповые нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации.
Сплоченность команды. В сплоченной команде обычно меньше проблем в общении, меньше напряженности, враждебности и недоверия. Хотя отрицательным последствием высокой степени сплоченности может быть групповое единомыслие, когда команда принимает решение, которое всех устраивает.
________________________
* Как добиться успеха. – М.: Политиздат, 1991. – с.469-470.
Конфликтность. Наличие отличий во мнениях членов команды может привести к конфликтам. В таких случаях, конфликт должен играть функциональную роль и вести к повышению эффективности команды.
Роль лидера в команде. Концепция лидерских качеств утверждает, что лидерами становятся, а не рождаются. Назначение лидера команды – создать условия, способствующие тому, чтобы каждый член команды внес наибольший вклад в дела команды. Вот некоторые принципы, которых обычно придерживаются лидеры:
– устанавливают ясные и четкие цели;
– решения принимают с учетом мнений членов команды;
– поощряют открытость и искренность;
– учатся на ошибках, анализируют ход выполнения заданий;
– работу распределяют справедливо между членами команды;
– избегают фаворитизма и фамильярности;
– личным отношением к делу показывают пример другим;
– умеют найти подход к коллегам;
– разумно делегируют полномочия.
Руководитель стратегии должен четко выделить ядро управленческой команды, которое нужно для успешного решения задач, возникающих на этапе выполнения стратегии. Чтобы сформировать команду, руководитель – лидер должен обладать определенным талантом, знать и четко формулировать требования к уровню подготовки, опыту, знаниям, стилю руководства членов управленческой команды. Создание сплоченной управленческой команды – важнейшая задача построения организации, способной реализовать выбранную стратегию.
Контрольные вопросы:
1. Что такое лидерство (руководство)?
2. Что такое социальная культура?
3. Что такое организационная культура?
4. Дайте характеристику культуры Власти.
5. Дайте характеристику культуры Роли.
6. Дайте характеристику культуры Задачи.
7. Дайте характеристику культуры Личности.
8. Назовите составляющие организационной культуры.
9. Считается, что организационная культура формируется в процессе решения организацией двух групп задач. Перечислите задачи, которые отнесены к одной и другой группе.
10. Какие существуют символические и формализованные подходы к поиску ответа на вопрос о соответствии стратегии и культуры организации?
11. Приведите развернутую формулировку терминов «команда» и «группа».
12. Укажите основные отличия между командами и группами.
13. Какие вы знаете типы команд?
14. Назовите факторы, предопределяющие эффективность достижения целей команды.
Вопросы для обсуждения:
1. Лидерство заключается в грамотном и своевременном диагностировании ситуаций, возникающих на различных этапах выполнения стратегии. Прокомментируйте подход, получивший название «управление на основе максимальных контактов с персоналом».
2. На примере знакомых Вам руководителей выделите у них лидерские качества и покажите как эти качества влияют на процесс управления в их организациях.
3. Проанализируйте, какие типы организационной культуры характерны для организации, которую Вы хорошо знаете?
4. Создание соответствия между стратегией и организационной культурой достаточно сложная задача. Дайте характеристику основных шагов решения этой задачи.
5. В чем вы усматриваете основные отличия между вертикальной и горизонтальной командами? Назовите общие характеристики высокоэффективных команд.
6. Дайте развернутую характеристику членов управленческой команды, реализующих целевые или поддерживающие роли.
7. Опишите особенности процесса формирования команды из служащих фирмы.
8. Опишите особенности формирования команды из сотрудников со стороны.
9. Охарактеризуйте роль лидера в команде, исходя из принципов, которых обычно придерживаются лидеры.