Тема: Психоаналитические концепции в изучении культур
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Преподаватель: Спирина Елена Александровна
Лекция 1.
Тема: Культурология. Культурология в системе гуманитарных знаний.
Культурология: «культура» и «логос». Это наука, изучающая объективные закономерности культурного процесса, позитивный опыт исторической деятельности людей, а так же законы, категории и нормы, знания, умения и методы осуществления культурогенной активности.
Предмет культурологи:
1. Объективные закономерности культурного процесса (изучение специфики мировой/национальной/этнической культуры).
2. Памятники и явления материальной и духовной культуры.
3. Факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей (в каждой культуре есть своеобразный набор ценностей, которые управляют жизнью и решениями людей).
4. Знания, программы и навыки, а так же методы осуществления культурогенной деятельности, а так же законы и категории (всё то, что прививается человеку культурой и т.д.).
Объект культурологи:
1. Культурные аспекты различных областей общественной жизни.
2. Выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических явлений.
3. Анализ тенденций и процессов в современной социальной среде.
Подходы культурологи:
· «Игровой подход».
Основные представители: Хёйзенга, Гадамер, Финк.
Этапы становления культурологи:
1. Донаучный – содержит стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса (от первобытности до периода нового времени).
2. Научно-исторический – продолжался до середины 19 века, для него характерно совмещение истории и культуры, стремление учёных понять культуру, как целостное явление, построить единую картину культурного развития, найти общее основание истории.
3. Научно-философский – становится очевидным различие между историческим и культурным развитием, что способствовало выделению каждой культуры из общего исторического контекста.
Понятия культуры:
1. «Возделывание или обработка чего-либо».
2. «Воспитание, образование и развитие».
3. «Культ, почитание предков».
4. «Возделывание души».
«Культура» как более-менее самостоятельное значение появилось в 17 веке, и первым кто его использовал был Самюэль Пуффендор. В его понимании культура это результат деятельности общественного человека.
Вальтер в том же 17 веке имел понимание культуры как культурно-исторического процесса, который развивается посредством человеческого разума.
По мнению Жана Жака Руссо культура это большое количество определённых элементов, отделяющих одни народы от других.
Лекция 2.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, самовыражение творческой деятельности человека, его разумных потребностей и интересов.
Задачи культурологии:
· Изучение реальных процессов культуротворческой деятельности, созидающей материальные и духовные ценности.
· Выявление макро-динамики развития культуры, посредством выявления особенностей творчества выдающихся людей, и определённой роли культуры и свойственных её средств в социализации и инкультурации.
· Выявление макро-динамики в контексте включения культурологи в социально-экономические, политические и духовные условия определённой эпохи.
· Выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, методов и стилей и их роли в формировании человека и общества.
· Разработка категориального аппарата, а так же методов данной науки, применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.
· В целях прогнозирования, проектирования, корректирования и регулирования социокультурных процессов.
Основные функции культурологии:
· Опознавательная – основные цель и содержание заключаются в изучении и понимании сущности и роли культуры в жизни общества, её структуры, видов, форм.
· Концептуально-описательная – разработка теоретических систем понятий и категорий, позволяющих выявить развитие культуры и формулирование правил описания.
· Оценочная – осуществление адекватной оценки феномена культуры, её различных видов и форм.
· Объясняющая – научное объяснение особенностей культуры, явлений и событий, механизмов её функционирования, а так же выявление фактов, тенденций и закономерностей в развитии социо-культурных процессов.
· Мировозренческо-идеологическая –претворяет в жизнь определённые мировоззренческие и общественно-политические материалы, регулирующие существование и развитие ценностей и норм поведения человека.
· Образовательная – заключается в тиражировании и распространении культурологических знаний через систему учебных заведений.
Тема: Сущность, структура и функции культуры.
Элементами культуры как системы выступают:
· Субъект культуры – участник общественных отношений.
· Знания, умения и навыки субъекта.
· Деятельность и поведение людей, направленные на создание и освоение ценностей.
· Понятия (концепты) – содержатся главным образом в языке и дают возможность упорядочить опыт людей.
· Правила – это элементы, которые регулируют поведение людей, в соответствии с ценностями определённой культуры.
Типы культуры:
- Материальная/Духовная культура
- Нормативная/информационная/правовая/политическая культура (социальная деятельность).
Лекция 3.
Функции культуры:
· Приспособление к среде – считается, что с помощью культуры человек смог приспособиться к среде обитания.
· Познавательная – делается акцент на систематизацию знаний и раскрытие законов природы и общества, на познание человеком самого себя.
· Информативная – обеспечивает передачу и историческую преемственность социо-культурного опыта.
· Коммуникативная – заключается в распространении и передаче информации благодаря различным средствам.
· Регулятивная(нормативная) – система норм и требований общества ко всем своим членам в различных областях жизни и деятельности. Главная задача – поддерживать сложившееся социальное равновесие.
· Оценочная(аксиологическая) – основана на ценностях культуры, даёт возможность человеку понимать и осознать мир.
· Интеграционная- заключается в объединении научных и практических знаний о жизнедеятельности индивида в обществе.
· Функция социализации – воспитательный процесс, направленный на сохранение и передачу культурного опыта, а так же на развитие личности.
Тема: Психоаналитические концепции в изучении культур.
Как направление, психоанализ появился в начале 20ого века.
Основные представители:
· З. Фрейд.
Считал, что каждый человек, как и культура в целом, обладает определённым набором неврозов. Фундаментальным положением теории Фрейда является энергия влечения, и когда эту энергию некуда деть в «культурных» проявлениях, начинаются проблемы от её накопления.
Так же есть интересная идея о 3ступенчатой структуре личности:
o «Оно» - бессознательное, инстинктивное. Глубинный слой.
o «Сверх Я» («Супер Эго») – сфера долженствования, моральная цензура, выступающие от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре.Всё то, что формирует наше отношение к жизни. Фильтрует бессознательное на степень «угодности этому обществу».
o «Я» («Это») – сфера сознательного, посредник между бессознательными явлениями и окружающей действительностью. Модели и нормы поведения, к которым приучает жизнь.
· К.Г. Юнг.
Работал сообща с Фрейдом, но впоследствии разругался с ним.
Основные темы концепции Юнга:
o Проблемы соотношения мышления и культуры – выделял 2 типа мышления: «экстраверты», «интроверты». В соотвествии с ними он выделил «западную» и «восточную» культуры, которые имеют свои типы мышления.
o Пути развития культур на Западе и Востоке.
o Роль биологически унаследованного и культурно-исторического жизненного опыта – именно при исследовании, Юнг выделяет «коллективное бессознательное» - это совокупность образов, которые являются пережитками бытия и действенным способом определяют жизнь.
o Анализ мистических явлений в жизни человека.
· Эрих Фром.
Его основная идея: «Культура начинается там, где заканчивается природное, и коренится в специфике человеческого существования, а так же в отношениях человека к миру». Так же выдвигает понятие «социального характера» - связующее звено между индивидуумом и культурой.
Выделял:
o Система «А», «жизнеутверждающее общество» - культурные элементы направлены на развитие и сохранение жизни человека во всех сферах. Агрессия малоактивна, основа в коллективизме.
o Система «В», «не деструктивное, но всё же агрессивное общество» - характеризуется ярким индивидуализмом, мужская агрессия, эгоизм, недоверие, но всё же нет саморазрушения.
o Система «С», «деструктивное общество» - разрушительное действие и агрессия проявляются не только внутри, но и на другие культуры. Характерен депрессивный тип поведения. Всё частное.
Лекция 4.
Современную индустриальную культуру 2ой половины 20ого века Фром считал обществом тотального отчуждения породившим рыночный тип социального характера (эффект постоянной «торговли эмоциями»).
Фром выделяет различные типы культуры по способу отчуждения:
o Накопительский – основными чертами такой культуры являются: скупость, упорство и педантизм.
o Эксплуататорский – характерны процессы разрушения норм и правил культуры, перенос этой «деструкции» на другие культуры.
o Пассивный.