Используемая образовательная технология
Фронтальный опрос предполагает краткое, сжатое сообщение по одному из вопросов темы. Ответ не должен превышать 4-х минут. Студент должен свободно владеть материалом, излагать его без использования конспектов, уметь выбрать самое главное из подготовленного материала.
Занятие 6. Особенности развития западной и восточной цивилизации.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
Подготовка письменных докладов и их обсуждение на занятии.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация», их сходство и различие.
2. Особенности развития западной цивилизации и ее техногенный характер.
3. Восточная цивилизация или «традиционное общество». Особенности развития.
4. Специфика социокультурной динамики западной и восточной цивилизации.
Литература для подготовки:
1. Артановский С.Н. На перекрестке цивилизаций. – СПб., 2009.
2. Библер В.С. Цивилизация и культура. – М., 2003.
3. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX в. – М., 2010.
4. Зиновьев А. Запад: феномен «западнизма». – М., 2012.
5. Конрад Н.И. Запад и Восток. – М., 2010.
6. Шубарт В. Европа и душа Востока. – М., 2007.
Образцы тестовых и контрольных заданий:
1. Как называют бездумное заимствование англоамериканского или западно-европейского образа жизни в области политики, экономики, культуры:
а) вестернизация;
б) европеизация;
в) западничество.
(Правильный ответ подчеркнуть)
2. Как связаны между собой культура и цивилизация:
а) между культурой и цивилизацией существуют глубокие диалектические связи;
б) связей между ними не существует, так как эти социальные явления автономны;
в) связь между культурой и цивилизацией абсолютная, они тождественны;
г) абсолютность связей между ними проявляется уже в том, что эти понятия являются синонимами.
(Правильный ответ подчеркнуть)
3. Назовите священную книгу, в которой изложены основы ислама:
а) Талмуд;
б) Библия;
в) Коран;
г) Тора.
(Правильный ответ подчеркнуть)
Используемая образовательная технология
Семинар проводится в виде заслушивания коротких, подготовленных по дополнительным источникам, письменных докладов до 5 минут каждый. В группе должно быть не менее 8-10 докладчиков. Каждый доклад обсуждается, докладчикам задаются вопросы до 2 минут каждый. В конце занятия преподаватель подводит итог и отмечает лучший доклад, ориентируясь на мнение студентов в ходе обсуждения и количество заданных вопросов. Все участники получают призовые баллы.
Занятие 7. Место России в диалоге культур.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
Подготовка реферата и его защита по одному из указанных вопросов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Особенности российской цивилизации. Самобытность российской культуры и истории.
2. Западники и славянофилы.
3. Евразийское представление о российской культуре.
4. Россия как особая промежуточная цивилизация, сочетающая в себе черты Запада и Востока.
Литература для подготовки:
1. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 2010.
2. Данилевский А.Я. Россия и Европа. – М., 2011.
3. Кондаков И.В. Культурология. История культуры России. – М., 2005.
4. Кочетков А.П. Россия на пороге XX века. – М., 2008.
5. Платонов О.А. Русская цивилизация. – М., 2008.
6. Россия и Запад. – СПб., 2012.
Образцы тестовых и контрольных заданий:
1. Что нанесло громадный урон русской национальной культуре XII – XVI в.:
а) феодальная раздробленность Русского государства;
б) отрыв культуры России от культуры Византии;
в) татаро-монгольское иго;
г) отрыв культуры России от культуры Европы.
(Правильный ответ подчеркнуть)
2. Кто из русских религиозных философов полагал, что культура «без веры, без сердца, без созерцания и без совести… являет собой бессилие и переживает своё крушение»:
а) Н. Гумилев;
б) А. Блок;
в) Вяч. Иванов;
г) И. Ильин.
(Правильный ответ подчеркнуть)
3. Кому из известных русских философов принадлежат слова: «В истории мы видим пять разных Россий: Россию Киевскую, Россию татарского периода, Россию Московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию»:
а) П. Бицилли;
б) Н. Бердяеву;
в) Г. Федотову;
г) И. Ильину.
(Правильный ответ подчеркнуть)
Используемая образовательная технология:
Семинар-пресс конференция. Время на устное сообщение по реферату до 4-х минут. Время обсуждения – до 5 минут.
Список рекомендуемой литературы
3.2.1. Основная литература
1. Викторов, В.В. Культурология: Учеб. – М. Вузовский учеб., 2010. Рек. УМО
2. Костина, А.В. Культурология: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2010. Рек. МО
3. Культурология: Учеб./Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Каган. – М.: Юрайт, 2010, рек. УМО
4. Никитич, Л.А. Культурология: учеб. пособие.- М.: Альфа-М. 2008. РМО
5. Культурология: учеб. пособие./Под ред. Г.В. Драч – М.: Альфа-М, 2008. РМО
3.2.1. Дополнительная литература
1. Введение в культурологию. – М., 2008.
2. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2009.
3. Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону, 20
4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – М., 200
5. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2009
6. Морозов А.В. Основы культурологии. – М., 2009.
7. Полищук В.И. Культурология. – М., 2009.
8. Пигалев А.И. Культурология. – Волгоград, 2009.
9. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX в. – М., 2007.
10. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 20
11. История культуры России. - М., 2007.
12. Культурология: история мировой культуры. – М., 2008.
13. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой культуры. – М., 2008.
Справочные издания
- Антология культурологической мысли. – М., 2005.
- Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник. – М., 2007.
- Культура XX века. Словарь. – М., 2007.
- Лики культуры. Альманах. – М., 2005.
- Хоруженко Л.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону. – 2007.