Объясните значение слов, составьте с ними предложения

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Литературный язык – основа культуры речи.

2. Качество культуры речи и её состояние на современном этапе. Основные требования к речи юриста, экономиста, менеджера, специалиста в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.

3. Язык – знаковая система.

4. Формы существования языка.

5. История развития русского литературного языка. Международ­ный статус литературного языка.

6. Русский язык – хранитель духовных богатств нации, язык межна­ционального общения.

7. Язык – средство общения. Условия эффективной коммуникации.

8. Речевая деятельность и её виды.

9. Слушанье как наиболее сложный вид речевой деятельности.

10. Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет.

11. Нормы современного русского литературного языка и их характеристики

12. Коммуникативные качества речи.

13. Функциональные стили современного русского языка, их харак­теристики, области применения и взаимодействие.

14. Особенности научного стиля речи.

15. Характеристика и оформление вторичных научных текстов.

16. Особенности официально-делового стиля.

17. Язык и стиль делового письма.

18. Деловая беседа, её структурные и языковые особенности.

19. Тактика вопросов и ответов в деловой беседе.

20. Особенности публицистического стиля, его отличия от других стилей речи.

21. Жанры публицистики.

22. Виды публичной речи и её функционально - смысловые разно­видности.

23. Подготовка публичной речи.

24. Произнесение речи и взаимодействие с аудиторией.

25. Изобразительно-выразительные средства языка.

26. Культура полемической речи.

27. Уловки в споре.

28. Язык и этика рекламы.

29. Особенности языка художественной литературы.

30. Разговорная речь и условия её функционирования.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента.

Контрольная работа выполняется в рукописном виде шариковой ручкой в объеме одной школьной тетради (12-18 листов) или на компьютере на листах бумаги А4 (210x297 мм). Страницы контрольной работы должны быть соединены и пронумерованы, иметь поля, необходимые для замечаний рецензента. Контрольная работа должна содержать: титульный лист, выполненные по порядку девять заданий, список используемой литературы. Последняя страница работы подписывается автором с указанием даты окончания написания работы. Работа, выполненная небрежно или не соответствующая варианту студента, возвращается без проверки.

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научного текста.В школьной тетради оставлять поля не только слева, но и такого же размера справа. Академический (научный) текст печатается, согласно соответствующему стандарту, шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала, размер шрифта – 14 (1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания). Размер левого поля – 3 см, правого – 1 см, верхнего – 2 см.

Работа должна начинается титульным листом. Титульный лист оформляется по образцу, представленному в тематике контрольных работ.

Нумерация страниц работы осуществляется арабскими цифрами по порядку номеров без пропусков и повторений, начиная с титульного листа и до последней страницы. Единый порядок нумерации охватывает все страницы работы, списка литературы и приложений. Номер страницы проставляется в верхней части листа справа. Первой страницей работы считается титульный лист (однако номер «1» на нем не проставляется).

В конце контрольной работы приводится список использованной литературы. Каждая использованная в работе книга должна быть соответствующим образом описана. Библиографическое описание книг, статей из монографии, сборников, собраний сочинений, журналов, газет и других изданий начинается с фамилии автора, затем указываются его инициалы. После них указывается полное название книги; после косой черты – данные о редакторе (если книга составлена группой авторов); после тире – название города, в котором издана книга (приняты сокращения М. – Москва, Л. – Ленинград, СПб – Санкт-Петербург); после двоеточия – название издательства, которое её выпустило; после запятой – год издания (слово «год» (или буква «г») не ставится).

Например:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995.

Русский язык конца XX столетия /Под ред. Земской Е.А. – М.: Языки русской культуры, 2000.

Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. – М.: Дет.лит., 1982.

Смотрите также и оформление списка литературы для студентов.

Библиографическое описание книги приводится в том виде, как оно указано на титульном листе книги.

Вариант темы контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента на основе таблицы:

Начальная буква фамилии студента Номер темы
А, Б, В
Г, Д, Е
Ж, З, И
К, Л, М
Н, О, П
Р, С, Т
У, Ф, Х
Ц, Ч, Ш
Щ, Э
Ю, Я

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ВАРИАНТ 1

1. Расставьте ударение в словах.

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

2. Покажите в транскрипции произношение выделенных букв.

Опека, заем, декада, кашне, конечно, скучно, ароматный, досье, масса, Шопен.

Объясните значение слов, составьте с ними предложения.

Абонемент, абонент, удачный, удачливый, лицензия, стагнация.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1) По проекту архитекторов Ф. Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

2) Подготовить проект к сроку – это для них самая наисложнейшая проблема.

3) Всегда необходимо обосновывать свои выводы на расчетах.

5. Напишите числительные прописью.

1) От 731 отнять 16.

2) В парке было около 158 деревьев.

6. Объясните значение фразеологизмов.

1) Почивать на лаврах.

2) Дамоклов меч.

3) Доводить до белого каления.

4) Курить фимиам.

7. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите стиль и функционально-смысловой тип речи этого текста.

Вы знаете д_рогие мои что красота во всех ее про_влениях имеет свое об_яние свое подчиняющ_е себе вл_яние на человека.

Вот мы смотр_м на ночное звез_ное небо стоим у бер_га бекрайнего моря любуемся лесом с шумящими верхушками его деревьев или вид_м ра_ст_лающийся перед нами цветущий луг мы в_сх_щаемся красотой природы тв_рением рук Божиих. Это ощ_щение красоты в нас возн_кает через посредство нашего т_лесного зрения.

Мы говорим красивая музыка пр_красное пение. Мы говорим так тогда когда музыка или пение своими звуками своими м_лодиями доходит до глуб_ны нашего сер_ца затрагивает сокр_венные струны души подни­мает нас над ж_тейской су_той ж_тейской грязью уносит (в) высь в над­звездные края. Посредниками к воспр_ятию этой красоты являются наши т_лесные уши наш слух.

Но н_с красотой нашего зрения н_с красотой нашего слуха (не) может сравниться красота духовная какую видят очи нашей веры красота христоподр_жательной любви красота см_рения ч_стоты и ц_ломудрия бе_смертной человеческой души.

Ах какая это пок_ряющая сердце красота пр_восходящая всякую другую воспр_нимаемую нами через т_лесные органы!

8. Отредактируйте текст, определите жанр и стиль речи.

Заведующему поликлиники № 5 от водителя Петрова Е.Н.

Уважаемый заведующий поликлиникой! Прошу освободить меня от работы на ближайшие два дня. Я не могу выйти на работу по семейным проблемам.

10.03.2004 г. С уважением, Е.Н. Петров

9. Напишите резюме,предполагая, что Вы являетесь соискателем на должность: 1) экономиста торгового предприятия; 2) юриста торгового предприятия.

ВАРИАНТ 2

1. Расставьте ударение в словах.

Апартаменты, баловать, валовой, газированный, кухонный, соболезнование, тошнота, центнер, эксперт, языковой барьер, планер, наговор, плесневеть, маркетинг, новорожденный, овен, неумолчный.

2. Покажите в транскрипции произношение выделенных букв.

Сердечный друг, подсвечник, никчемный, истекший срок, тезис, музей, какао, реноме, аллея. Никитична.

3. Объясните значение слов, составьте с ними предложения.

битиЕ, бытиЁ, аккредитив, бартер, стагфляция, оферта.

Наши рекомендации