Объясните значение слов, составьте с ними предложения
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Литературный язык – основа культуры речи.
2. Качество культуры речи и её состояние на современном этапе. Основные требования к речи юриста, экономиста, менеджера, специалиста в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.
3. Язык – знаковая система.
4. Формы существования языка.
5. История развития русского литературного языка. Международный статус литературного языка.
6. Русский язык – хранитель духовных богатств нации, язык межнационального общения.
7. Язык – средство общения. Условия эффективной коммуникации.
8. Речевая деятельность и её виды.
9. Слушанье как наиболее сложный вид речевой деятельности.
10. Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет.
11. Нормы современного русского литературного языка и их характеристики
12. Коммуникативные качества речи.
13. Функциональные стили современного русского языка, их характеристики, области применения и взаимодействие.
14. Особенности научного стиля речи.
15. Характеристика и оформление вторичных научных текстов.
16. Особенности официально-делового стиля.
17. Язык и стиль делового письма.
18. Деловая беседа, её структурные и языковые особенности.
19. Тактика вопросов и ответов в деловой беседе.
20. Особенности публицистического стиля, его отличия от других стилей речи.
21. Жанры публицистики.
22. Виды публичной речи и её функционально - смысловые разновидности.
23. Подготовка публичной речи.
24. Произнесение речи и взаимодействие с аудиторией.
25. Изобразительно-выразительные средства языка.
26. Культура полемической речи.
27. Уловки в споре.
28. Язык и этика рекламы.
29. Особенности языка художественной литературы.
30. Разговорная речь и условия её функционирования.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента.
Контрольная работа выполняется в рукописном виде шариковой ручкой в объеме одной школьной тетради (12-18 листов) или на компьютере на листах бумаги А4 (210x297 мм). Страницы контрольной работы должны быть соединены и пронумерованы, иметь поля, необходимые для замечаний рецензента. Контрольная работа должна содержать: титульный лист, выполненные по порядку девять заданий, список используемой литературы. Последняя страница работы подписывается автором с указанием даты окончания написания работы. Работа, выполненная небрежно или не соответствующая варианту студента, возвращается без проверки.
Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научного текста.В школьной тетради оставлять поля не только слева, но и такого же размера справа. Академический (научный) текст печатается, согласно соответствующему стандарту, шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала, размер шрифта – 14 (1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания). Размер левого поля – 3 см, правого – 1 см, верхнего – 2 см.
Работа должна начинается титульным листом. Титульный лист оформляется по образцу, представленному в тематике контрольных работ.
Нумерация страниц работы осуществляется арабскими цифрами по порядку номеров без пропусков и повторений, начиная с титульного листа и до последней страницы. Единый порядок нумерации охватывает все страницы работы, списка литературы и приложений. Номер страницы проставляется в верхней части листа справа. Первой страницей работы считается титульный лист (однако номер «1» на нем не проставляется).
В конце контрольной работы приводится список использованной литературы. Каждая использованная в работе книга должна быть соответствующим образом описана. Библиографическое описание книг, статей из монографии, сборников, собраний сочинений, журналов, газет и других изданий начинается с фамилии автора, затем указываются его инициалы. После них указывается полное название книги; после косой черты – данные о редакторе (если книга составлена группой авторов); после тире – название города, в котором издана книга (приняты сокращения М. – Москва, Л. – Ленинград, СПб – Санкт-Петербург); после двоеточия – название издательства, которое её выпустило; после запятой – год издания (слово «год» (или буква «г») не ставится).
Например:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995.
Русский язык конца XX столетия /Под ред. Земской Е.А. – М.: Языки русской культуры, 2000.
Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. – М.: Дет.лит., 1982.
Смотрите также и оформление списка литературы для студентов.
Библиографическое описание книги приводится в том виде, как оно указано на титульном листе книги.
Вариант темы контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента на основе таблицы:
Начальная буква фамилии студента | Номер темы |
А, Б, В | |
Г, Д, Е | |
Ж, З, И | |
К, Л, М | |
Н, О, П | |
Р, С, Т | |
У, Ф, Х | |
Ц, Ч, Ш | |
Щ, Э | |
Ю, Я |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ВАРИАНТ 1
1. Расставьте ударение в словах.
Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.
2. Покажите в транскрипции произношение выделенных букв.
Опека, заем, декада, кашне, конечно, скучно, ароматный, досье, масса, Шопен.
Объясните значение слов, составьте с ними предложения.
Абонемент, абонент, удачный, удачливый, лицензия, стагнация.
4. Исправьте ошибки в предложениях.
1) По проекту архитекторов Ф. Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне.
2) Подготовить проект к сроку – это для них самая наисложнейшая проблема.
3) Всегда необходимо обосновывать свои выводы на расчетах.
5. Напишите числительные прописью.
1) От 731 отнять 16.
2) В парке было около 158 деревьев.
6. Объясните значение фразеологизмов.
1) Почивать на лаврах.
2) Дамоклов меч.
3) Доводить до белого каления.
4) Курить фимиам.
7. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите стиль и функционально-смысловой тип речи этого текста.
Вы знаете д_рогие мои что красота во всех ее про_влениях имеет свое об_яние свое подчиняющ_е себе вл_яние на человека.
Вот мы смотр_м на ночное звез_ное небо стоим у бер_га бекрайнего моря любуемся лесом с шумящими верхушками его деревьев или вид_м ра_ст_лающийся перед нами цветущий луг мы в_сх_щаемся красотой природы тв_рением рук Божиих. Это ощ_щение красоты в нас возн_кает через посредство нашего т_лесного зрения.
Мы говорим красивая музыка пр_красное пение. Мы говорим так тогда когда музыка или пение своими звуками своими м_лодиями доходит до глуб_ны нашего сер_ца затрагивает сокр_венные струны души поднимает нас над ж_тейской су_той ж_тейской грязью уносит (в) высь в надзвездные края. Посредниками к воспр_ятию этой красоты являются наши т_лесные уши наш слух.
Но н_с красотой нашего зрения н_с красотой нашего слуха (не) может сравниться красота духовная какую видят очи нашей веры красота христоподр_жательной любви красота см_рения ч_стоты и ц_ломудрия бе_смертной человеческой души.
Ах какая это пок_ряющая сердце красота пр_восходящая всякую другую воспр_нимаемую нами через т_лесные органы!
8. Отредактируйте текст, определите жанр и стиль речи.
Заведующему поликлиники № 5 от водителя Петрова Е.Н. |
Уважаемый заведующий поликлиникой! Прошу освободить меня от работы на ближайшие два дня. Я не могу выйти на работу по семейным проблемам.
10.03.2004 г. | С уважением, Е.Н. Петров |
9. Напишите резюме,предполагая, что Вы являетесь соискателем на должность: 1) экономиста торгового предприятия; 2) юриста торгового предприятия.
ВАРИАНТ 2
1. Расставьте ударение в словах.
Апартаменты, баловать, валовой, газированный, кухонный, соболезнование, тошнота, центнер, эксперт, языковой барьер, планер, наговор, плесневеть, маркетинг, новорожденный, овен, неумолчный.
2. Покажите в транскрипции произношение выделенных букв.
Сердечный друг, подсвечник, никчемный, истекший срок, тезис, музей, какао, реноме, аллея. Никитична.
3. Объясните значение слов, составьте с ними предложения.
битиЕ, бытиЁ, аккредитив, бартер, стагфляция, оферта.