Задания для самопроверки. Задание 6.4. От указанных существительных образуйте форму единственного числа
Задание 6.4. От указанных существительных образуйте форму единственного числа.
брызги | босоножки | происки | пятнашки |
галоши | бриджи | ставни | родители |
джинсы | ботфорты | Сокольники | сливки |
жирафы | дебаты | усы | стремления |
кеды | девчата | шахматы | лёгкие |
Кижи | доводы | плацкарты | щупальца |
клавиши | каникулы | овощи | перила |
пельмени | прения | брюки | Мысы |
Задание 6.5. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа, укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними.
амперы
апельсины
баклажаны
барж
ботинки
валенки
гектары
граммы
килограммы
комментарии
мечты
мандарин
минёры
носки
партизаны
плечи
рельсы
сапоги
свадьбы
солдаты
туфли
чулки
яблоки
яблони
будни
грабли
дрязги
нападки
сумерки
ясли
башкиры
буряты
грузины
гуцулы
киргизы
монголы
осетины
персы
румыны
туркмены
узбеки
цыгане
эскимосы
якуты
Задание 6.6. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор варианта (категория одушевленности).
1. Говоря о подвигах русских моряков, вспоминаем и легендарн... "Потёмкин...". 2. Аквалангист с удивлением смотрел на странны... чудовищ... , проплывавши... мимо него. 3. Ветер подхватил бумажн... зме... и отнёс далеко от места, где стояли дети. 4. Во второй серии кинофильма зрители увидят новы... персонаж..., которы... режиссёр собирается вывести на экран. 5. Глядя восхищенными глазами на витрину детского универмага, девочка умоляла мать купить ей все... эти... кук...л.... 6. Жюри отметило как лучших 32 участник... смотра художественной самодеятельности. 7. Иностранные туристы с большим любопытством ели дальневосточны... краб.... 8. Ипподром приобрел прекрасны... скаковы... лошад.... 9. Кукольник ловко дергал свои... марионет...к... за ниточки. 10. Ранней весной нужно уничтожать личин...к... вредных насекомых. 11. Вследствие особых астрономических условий трудно даже при помощи очень сильного телескопа наблюдать Меркури... .
Задание 6.7. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать заним. Авторитетная жюри признала работу этого актёра самой яркой. Лёня рос круглой сиротой. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом. Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. Только один листок виднеется на кусту орешника. Инженера везде требуются. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал по ней. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери. Я напою тебя отличным кофем. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с по ноги. Катя научила меня танцевать старинный танго. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. Мы с подругой приехали с дач в один и тот же день. Она теперь у меня в долге. В Историческом музее я видел старинные ружьи. Все собаки были со своими хозяинами. В одной клетке мы увидели какого-то непонятного зверёнка. На Кавказе много глубоких ущельев. В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойников. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. Обрежь лишние нитки ножницей. Врач Носкова принимает больных только по записям. Часовой всю ночь простоял на посте. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. Дай мне поиграть твоей машиной, а ты возьми мои куклы. Окно занавешено красивой белой тюлью. Профессия милиционера нравится мне тем, что в ней много опасностей и разных рисков. В смертельном бое Мцыри победил барса. В этом кафе можно купить разнообразные торта. Мы долго наблюдали за ярким пламем костра. Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев повести. Налейте мне, пожалуйста, чайка и насыпьте сахарка. Новых сапогов у него, конечно, нет и никогда не было. Не знаете ли вы, сколько сейчас время?
Тест для проверки знаний по нормам употребления имен существительных
1. Какое существительное относится к мужскому роду?
А) контральто
Б) мышь
В) тюль
Г) мозоль
Какое существительное относится к женскому роду?
А) толь
Б) бандероль
В) бра
Г) лебедь
Какое существительное относится к среднему роду?
А) кофе
Б) конферансье
В) повидло
Г) плакса
4. В каком варианте представлены равноправные варианты?
А) рельс — рельса
Б) ставень — ставня
В) фильм — фильма
Г) туфель — туфля
5. В каком варианте род существительных указан неправильно?
А) шимпанзе (м. р.)
Б) ООН (м. р.)
В) кафе (ср. р.)
Г) атташе (м. р.
6. B каком варианте род существительных указан неправильно?
А) Осло (м. р.)
Б) алиби (ср. р.)
В) кимоно (ж. р.)
Г) вуаль (ж. р.)
Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
А) договор...
Б) вексель...
В) паспорт...
Г) профессор...
Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
А) бухгалтер...
Б) округ...
В) парус...
Г) отпуск...