Возрождение культурных традиций народов Самарской области

Область богата культурно-историческим наслединем. Ныне в области проживает свыше 100 национальностей и народностей. Мно­гое делается для сохранения и развития самобытных культур.

С 1989 года и по сей день идет активный процесс создания национально-культурных центров и ассоциаций, открытие нацио­нальных школ, национальных художественных коллективов. Возрож­даются храмы, построена мечеть, открыты костел и кирха в Самаре.

Вероятно, прав был В.Распутин, когда писал: "Не стоит оболь­щаться, нам уже не вернуть многие добрые старые традиции. Те­перь речь идет о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отка­заться от них с такой же легкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор".

Большую работу в Самарской области по организации межнацио­нального культурного сотрудничества ведет Центр народного творчества Управления культуры Администрации Самарской области.

Центр проводит смотры и конкурсы по различным жанрам лю­бительского искусства, праздники и фестивали фольклора, которые строились на взаимообменах, на показе образцов творчества разных народов и национальностей, населяющих нашу область. В помощь руководителям коллективов художественной самодеятельности при­глашаются специалисты из республик Чувашии, Мордовии, Татарста­на.

Опубликованы работы Т.И.Ведерниковой – "Традиционная этно­графия народов Поволжья", "Традиционная этнография и празднич­ная культура народов Поволжья", Д.А.Терентьева – "Сценическая интерпретация фольклора", "Сборник песен Самарского края" В.Варенцова. Переиздан двухтомник Д.Н.Садовникова "Сказки и пре­дания Самарского края", "Народная Русь – круглый год сказаний и поверий А.Каринфсского. В Центре народного творчества собран бо­гатейший материал по музыкальному фольклору области, выпуск ко­торого в свет станет громадным подспорьем для руководителей самодеятельных коллективов и методистов дошкольных учреждений.

В области были проведены замечательные крупные акции: "Дни немецкой культуры на Волге", "Декада польской культуры", "Сла­вянский ход", "Дни чувашской культуры", "Россия – сильна про­винцией" и другие. Огромный интерес вызывает плодотворная дея­тельность многонационального "Радио-7".

Областная, районные и сельские библиотеки получают значи­тельное количество литературы на языках народов Поволжья. В ряде школ области ведется преподавание двух курсов по традицион­ной культуре "Русский дом", "Русская традиционная народная духов­ность".

С 1993 года в Самарской государственной академии искусств и культуры ведется подготовка по специализации "Региональная культура и этнография". А это значит, что этнографическое краеведение в области будет развиваться специалистами-профес­сионалами. От них в значительной мере будет зависеть будущее культуры народов Самарского края, культуры настоящей – с памятью о своих корнях и предках.

Вопросы и задания

1. Назовите основные этапы заселения Самарского края.

2. Какова была роль военно-административного, правительствен­ного освоения Заволжья?

3. Каковы хозяйственные занятия насельников самарского Поволжья?

4. Когда сложился современный этнический состав нашей области?

5. Какие конфессии существуют в Самарской области?

6. Каковы основные типы расселения народов края?

7. Какова была одежда народов края в ХVIII-ХIX вв.?

8. Знаете ли Вы календарные праздники народов края?

9. Что Вы знаете о семейных праздниках и обрядах народов Самарской области.

10. Какие национально-культурные центры и объединения рабо­тают в г.Самаре и районах области?

Лекция пятая

САМАРСКИЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Сдружить любовь к Отечеству с

первыми впечатлениями памяти.

Константин Рылеев

План

1. Древности Самарского края.

2. Волжская Болгария.

3. Золотоордынский период истории самарского Поволжья.

4. Присоединение края к Русскому государству.

Литература

– Багаутдинов P.С., Богачев А.В., Зубов С.Э. Праболгары на Средней Волге. Самара, 1998.

– Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев, 1986.

– История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. Ред.: Выборнов А.А., Колев Ю.И., Мамонов А.Е. Самара, 2000.

– История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Ред.: Колев Ю.И., Мамонов А.Е., Турецкий М.А. Самара, 2000.

– История самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. Под ред. И.Б.Васильева и Г.И.Матвеевой. М., 2000.

– Матвеева Г.И. Археологические памятники железного века на тер­ритории Куйбышевской области. Учебное пособие. Куйбышев, 1980.

– Матвеева Г.И., Кочкина А.Ф. Муромский городок. Самара, 1998.

– Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древней­ших времен до начала XX века. Под ред. П.С.Кабытова и Л.В. Храмкова. Самара, 1993.

– Самарская область. Учебное пособие. Самара, 1998.

Древности Самарского края

История населения нынешнего Самарского Поволжья уходит в глубь веков. Природные богатства этой территории издавна при­влекали человека. Он появился в Среднем Поволжье в эпоху палеолит не менее 100 тыс. лет тому назад. Ледник никогда не доходил до пределов современной Самарской области, а трансгрессии (повыше­ние уровня) Каспийского моря достигали лишь южной ее окраины. Растительный и животный мир отличался разнообразием. В разных районах края обнаружены кости вымерших животных ледникового периода: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, диких лошадей, пещерных медведей.

В эпоху палеолита люди прошли путь от обезьяноподобного пред­ка до человека современного типа. Они научились изготовлять каменные орудия, овладели огнем, расселились на огромном простран­стве Европы и Азии вплоть до Полярного круга.

На территории области известно около двух тысяч археологи­ческих памятников различных эпох. Это – следы жизни и деятель­ности давно ушедших поколений: древние поселения, производст­венные мастерские, наскальные изображения, места захоронений – древние могильники. Самые древние поселения, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Они обычно располагаются на берегу рек и озер. Поселения бронзового века называют сели­щами, что указывает на появление производящих отраслей хозяй­ства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукреп­ленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения – городища. К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также – производственные мастерские, где изготавливались орудия. Особую, категорию памятников составляют древние могильни­ки, которые делятся на курганные и бескурганные. Все эти кате­гории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные в научном отношении, содержащие богатей­шую информацию о древности и средневековье. Назовем лишь неко­торые из них.

Один из самых древних археологических памятников нашего края расположен в г.Самаре на высоком берегу Волги, в устье оврага Подпольщиков (б.Постников овраг). Стоянка относится к эпохе позднего палеолита (древнекаменного века). Позднее территория стоянки заселялась людьми неоднократно: в эпоху мезолита (среднего каменного века), энеолита (меднокаменного века), брон­зового века и в средневековье. Наибольший интерес представляет слой эпохи позднего палеолита, т.к. это – единственный в облас­ти памятник столь отдаленной эпохи.

Около поселка Hyp Кинельского района находится стоянка среднего каменного века мезолита (IX-VI тыс. до н.э.). В это время человек изобрел новое орудие охоты – лук и стрелы. Жили­ща мезолитических людей были легкими и напоминали чумы северных народов. На нурской стоянке собрано большое количество кремне­вых орудий: ножевидных пластин, скребков, резцов, наконечников стрел. Видимо, стоянка была место обитания родовой общины рыбо­ловов и охотников.

Около села Виловатое Богатовского района на левом берегу р. Самары находится стоянка новокаменного века (неолита) и меднокаменного века (энеолита). Там собраны коллекции фрагмен­тов сосудов, относящимся к пяти разным культурам эпохи неолита и энеолита. Большая часть сосудов имела яйцевидную форму. Най­дены и многочисленные кремневые изделия: наконечники стрел, скребки, ножи, сверла, мелкие пластинки, вкладывающиеся в пазы деревянных стержней и составлявшие лезвия ножей и кинжалов. Обнаружены обломки шлифованных тесел и долот. Интересны костя­ные поделки – острия, проколки, гарпуны и фигурка лошади. На­селение стоянки занималось охотой, рыболовством, собиратель­ством моллюсков и растений. Неолитические и энеолитические пле­мена жили родовым строем.

Одним из самых выдающихся памятников археологии края был I Утевский курганный могильник. Могильник находился на восточ­ной окраине с.Утевка Нефтегорского района и состоял из четырех курганов значительного размера. В трех курганах погребения были ограблены в древности, поэтому все вещи, сопровождавшие умерших, были похищены. Курган 1 оказался не потревоженным. Под его насыпью в просторной могильной яме лежал скелет пожилого мужчины, густо окрашенный красной краской – охрой. Его сопро­вождал богатый погребальный инвентарь: медный топор, тесло, шило, нож и стилетообразный предмет с железным навершием Все эти предметы были изготовлены из меди. Рядом с ним лежал ка­менный пест. У черепа, погребенного найдены золотые серьги в виде разомкнутых колец, отлитых по форме. В изголовье стоял большой сосуд яйцевидной формы с плоским дном небольшого ди­аметра. Погребение датируется концом III- началом II тыс. до н.э.

Находка такого богатого набора медных орудий – явление исключительное. Железный предмет вообще вызвал сенсацию, т.к. это оказалось метеоритное железо, встречающееся крайне редко.

Огромные размеры кургана и уникальный набор вещей свидетельствуют о высоком общественном положении погребенного в нем человека. Вероятно, это был племенной вождь, обладавший при жизни большим богатством и властью.

Около села Михайло-Овсянка Пестравского района находится селище срубной культуры эпохи бронзы (середина П тыс. до н.э.). Это не только селище, но и место добычи медной руды. Обнаружено около двух десятков колодцеобразных шахт, вырытых с целью до­бычи руды. А на соседнем селище найдена яма, предназначенная для плавки меди.

С VI по IV в. до н.э. территория Самарской области была далекой окраиной савроматских владений. Одно погребение той эпохи открыто у с.Андреевка Богатовского района. В узкой мо­гильной яме лежал в вытянутом на спине положении скелет жен­щины, обращенный головой на запад. Рядом найдено бронзовое зеркало с ручкой, украшенной изображением пантеры. Такие зер­кала изготовляли в греческом городе Ольвия. Рядом с зеркалом находилась бронзовая игла и амулет в виде колесика. На груди умершей лежала золотая бляха с изображением горного козла. По­гребение относится к V в. до н.э.

Особенностью общественного строя савроматов и сарматов бы­ло почетное положение женщин. Они были вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами. Около с.Гвардейцы Борского района найдено погребение сарматской женщины. В моги­ле наряду с бусами и глиняным пряслицем от веретена найден железный кинжал и наконечники стрел.

В то время, когда в степных районах Самарского Поволжья кочевали савроматы, а позднее – сарматы, на Самарской Луке жили оседлые племена финно-угорского происхождения. Им при­надлежит ряд укрепленных поселений – городищ и неукрепленных селищ. Наиболее известны из городищ Белая Гора.у с.Подгоры, Задельная Гора у с.Жигули и Лысая гора под пристанью Жигулевск.

В III веке на территорию Среднего Поволжья пришли многочис­ленные племена с Запада, из Верхнего и Среднего Поднепровья. Возможно, что это были славянские племена. Они принесли с собой новые приемы обработки железа и пашенное земледелие. На их по­селениях встречаются железные сошники, кузнечные клещи, молоты, топоры и многие другие орудия. Важную роль у них играло ското­водство. Культура потомков этих племен получила название именьковской по наиболее исследованному городищу в Татарии. В Са­марской области поселения этой культуры группируются на Самар­ской Луке у сел Шелехметь, Торновое, Выползово, Сосновый Солонец и других местах. У племен именьковской культуры сущест­вовал обычай сжигать умерших на костре, а пепел и несгоревшие кости высыпать на дно небольших ям и ставить рядом с ними глиняные сосуды.

Именьковская культура просуществовала до конце VII века, то есть до прихода из Приазовья болгар. Болгары быстро смешались с местным населением, передав ему свою культуру и язык, а сами под их влиянием перестали вести кочевой образ жизни и перешли к оседлости.

Вдоль южной оконечности Самарской Луки от с.Подгоры до с.Брусяны находятся курганные могильники, принадлежащие бол­гарским племенам, пришедшим в Поволжье с юга в конце VII в. н.э.

Археологической экспедицией Самарского университета про­изведены раскопки 20 курганов. Центральные погребения принад­лежали мужчинам-воинам. Оружие в могилах представлено саблями, луками и наконечниками стрел; предметы конской сбруи – удилами, стременами и уздечными накладками. Вокруг главного мужского погребения располагались погребения женщин и детей. В женских погребениях встречались бронзовые, серебряные и позолоченные серьги, браслеты, бусы; в детских погребениях – грубые гли­няные горшки, изготовленные без гончарного круга.

Более подробно читатель может ознакомиться с древнейшим прошлым края по книгам, указанным выше и в археологических му­зеях Самарского университета, областного краеведческого музея им. П.В.Алабина, в музее педагогического университета и Ин­ститута истории и археологии Поволжья Самарского научного центра Российской Академии наук.

Вопросы и задания

1. Какие стоянки первобытных людей обнаружены на территории Самарского региона?

2.Какие племена и народы обитали на территории нашего края до XVI века?

3. Где хранятся археологические находки?

4. Выявите в окрестностях города или села местонахождение курганов, сфотографируйте и опишите их: укажите высоту, диаметр, из чего они насыпаны, имеется ли у основания ров. Запишите, как курган называется местным населением и какие о нем рассказывают предания.

5. Известны ли Вам имена археологов-исследователей Самарского Поволжья?

Документ

Савроматы

" За рекой Танаисом[92] – уже не скифская земля, но первые земельные владения там принадлежат савроматам...

...Савроматские женщины сохраняют свои старинные обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выез­жают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.

Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно. Что касается брачных обычаев, то вот они какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай"...[93]

Волжская Болгария.

В X в. среди этнических групп Среднего Поволжья происходи­ли очень важные процессы: постепенная централизация власти и борьба за независимость от хазар, переход к оседлости и начало строительства городов, развитие ремесел и торговли, а также принятие мусульманства (928) в качестве государственной религии. Итогом этих процессов было формирование на рубеже IX-X вв. сильного феодального государства – Волжская Болгария.

В первой половине X в. Болгария находилась в зависимости от хозар и платила дань хазарскому каганату.

В середине X в. (964-965) киевский князь Святослав Игоревич предпринял победоносный поход на Хазарское царство. Каганат перестал существовать. Болгарское государство получило незави­симость и стало быстро развиваться. Это государство простиралось до Камы и Вятки на севере, до р.Самары на юге, от Суры и Оки на западе и до р.Ик на востоке. Возникли крупные города: Болгар, Биляр, Сувар и другие.

Основу хозяйства составляли пашенное земледелие и мясомолочное скотоводство. Болгары возделывали плодородные черно­земные почвы, освоенные в середине I тысячелетия н.э. именьковскими племенами. Орудиями обработки почвы были тяжелый плуг – сабан для поднятия целинных почв и легкая соха с двумя железными сошниками для легких почв. Ведущей системой земледелия была переложная система с применением трехполья. Возделывались пше­ница, просо, ячмень, овес, горох, конопля.

В лесах, окружающих поселения, в изобилии водились белки, лисицы, медведи, тетерева, глухари, ра реках – бобры, выдры, в дуплах деревьев – дикие пчелы. Люди занимались охотой, рыболовством, бортничеством, разводили коров, верблюдов, лошадей, коз, овец.

Изделия болгарских ремесленников славились в Европе (коль­чуги, шлемы, мечи, боевые топоры, медные и железные кистени, булавы, шестоперы, железные наконечники копий, стрел, кожаные щиты, седла). Изделия из кожи также вывозились в другие страны. Из шерсти изготовляли войлок.

Важнейшие отрасли производства оформились в ремесла: черную и цветную металлургию и металлообработку, ювелирное, гончарное, косторезное, деревообрабатывающее, кожевенное и др. С X в. в Болгарии чеканились серебряные монеты. По договору 1006 г. бол­гарские купцы получили право беспрепятственной торговли в горо­дах Руси. Ежегодно снаряжались караваны в Среднюю Азию и Иран. Развитие экономических связей, распространение единой мусуль­манской религии, языковая близость различных этических групп создали предпосылки формирования болгарской народности.

Самарская Лука и бассейн р.Черемшан представляли собой ок­раину Волжской Болгарии. На Самарской Луке в настоящее время известно 55 памятников болгарской культуры домонгольского пе­риода. (2 города, 11 Городищ, 39 селищ, два могильника и один клад). Довольно густо был заселен болгарами и бассейн р.Черем­шан.

Самым выдающимся памятником археологии Самарского края яв­ляется Муромский городок – один из самых крупных городов Волж­ской Болгарии. Он возник во второй половине X века в западной части Самарской Луки, между современными селами Валы и Жигули.

Самарская Лука была отлично защищена самой природой, бу­дучи окруженной с трех сторон петлей Волги и изрезанной овра­гами, представлявшими естественные оборонительные линии. Вместе с тем, природные условия Самарской Луки были исключительно благоприятны для развития хозяйства. Широкие волжские поймы служили прекрасными пастбищами и покосами, а террасы были пригод­ны для земледелия. Волга была богата рыбой, леса – зверем, пти­цей, грибами, ягодами. Именно с Самарской Луки и началось засе­ление Поволжья болгарами.

Средневековье название города неизвестно, однако местное население место, где он находился, называет Муромским городком. Впервые город был описан участниками академических экспедиций XVIII века И.И.Лепехиным и П.С.Палласом. В 1928-1929 гг. раскопки города производились экспедицией общества археологии, этногра­фии и естествознания под руководством В.В.Гольмстен, а в 1971-79 гг. – экспедицией Самарского университета под руководством Г.И.Матвеевой.

Площадь города составляла около 150 га. Он делился на внут­ренний и внешний. Обе части города были защищены валами и рвами. В качестве оборонительных сооружений использовались также овра­ги, углубленные и расширенные. Город окружали села и слободы. В его окрестностях выявлено более десятка болгарских селищ.

Дома горожан были бревенчатыми, срубными и глинобитными. Изредка встречались землянки. Общественные здания – бани и жи­лища феодалов строились из крупного кирпича квадратной формы. Были в городе и мечети.

Городок был крупным ремесленным центром. В нем обнаружены следы металлургического, кузнечного, медеплавильного, ювелирно­го,, гончарного, косторезного, деревообрабатывающего и других производств.

Высокого развития достигла деревообработка: найдены топоры, тесла, скобели, долота, стамески. Видимо, уже произошло разделение плотницкого и столярного ремесел. Было развито и косто­резное ремесло: найдены распиленные рога, заготовки и готовые костные изделия: гребни, петли от колчанов, застежки пут, наконечники стрел, наверший плетей, рукоятки ножей.

Большинство рядового населения городка занималось земледе­лием, скотоводством и различными промыслами. Существенную роль играло рыболовство. Находки костей диких животных свидетельст­вуют об охоте.

О далеких торговых связях города свидетельствуют находки монеты – германского динария XI в., а также фрагменты средне­азиатской и иранской посуды, стеклянных браслетов из русских городов и шиферных пряслиц, изготовленных в г.Овруч, близ Киева.

Городское население занималось земледелием. В городе най­дены плужные лемехи, сошники, косы-горбуши и серпы. Зернохрани­лищами служили глубокие ямы колоколовидной формы. О развитии скотоводства свидетельствуют находки огромного количества кос­тей животных.

Это был цветущий город. В нем были мечети, медресе, торжища.

Муромский городок достиг своего развития к началу XII века. В 1236 году в Волжскую Болгарию вторглись полчища хана Батыя. Они разрушили крупнейшие болгарские города: Биляр, Болгар, Сувар. Но первой их жертвой стал самый южный город Болгарии – Муромский городок. О его внезапной гибели свидетельствуют мощ­ный слой пожарища и находки скелетов погибших горожан с застряв­шими в костях наконечниками монгольских стрел.

Во второй половине XIII-XIV вв. болгары селились за преде­лами Самарской Луки по рекам Сок, Кондурча, Кинель.

В Болгарии была распространена письменность. С проникнове­нием ислама древняя тюркская письменность заменялась арабской, возникли духовные школы (мектеб). Известны имена болгарских ученых и поэтов: историка Якуба Иби-Ногмана (умер в 1064 г.), написавшего "Историю Болгарии", философа Хамида Ибн-Идриси (первая половина XII в.). В начале XIII в. болгарский поэт Кол-Гали создал поэму "Кыссан Юсуф".

В стране был высокий уровень экономического и культурного развития. Оживленная торговля между булгарами и русскими ока­зывала взаимное культурное влияние. Дальнейшему сближению Руси и Болгарии помешало монгольское нашествие.

Вопросы и задания

1. Когда и откуда прибыли в Среднее Поволжье болгары и какими были отношения их с местными племенами?

2. Когда сложилась государственность Волжской Болгарии?

3. Расскажите о хозяйстве, производстве, торговле и культуре Волжской Булгарии.

Документы

Наши рекомендации