Возрождение культурных традиций народов Самарской области
Область богата культурно-историческим наслединем. Ныне в области проживает свыше 100 национальностей и народностей. Многое делается для сохранения и развития самобытных культур.
С 1989 года и по сей день идет активный процесс создания национально-культурных центров и ассоциаций, открытие национальных школ, национальных художественных коллективов. Возрождаются храмы, построена мечеть, открыты костел и кирха в Самаре.
Вероятно, прав был В.Распутин, когда писал: "Не стоит обольщаться, нам уже не вернуть многие добрые старые традиции. Теперь речь идет о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказаться от них с такой же легкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор".
Большую работу в Самарской области по организации межнационального культурного сотрудничества ведет Центр народного творчества Управления культуры Администрации Самарской области.
Центр проводит смотры и конкурсы по различным жанрам любительского искусства, праздники и фестивали фольклора, которые строились на взаимообменах, на показе образцов творчества разных народов и национальностей, населяющих нашу область. В помощь руководителям коллективов художественной самодеятельности приглашаются специалисты из республик Чувашии, Мордовии, Татарстана.
Опубликованы работы Т.И.Ведерниковой – "Традиционная этнография народов Поволжья", "Традиционная этнография и праздничная культура народов Поволжья", Д.А.Терентьева – "Сценическая интерпретация фольклора", "Сборник песен Самарского края" В.Варенцова. Переиздан двухтомник Д.Н.Садовникова "Сказки и предания Самарского края", "Народная Русь – круглый год сказаний и поверий А.Каринфсского. В Центре народного творчества собран богатейший материал по музыкальному фольклору области, выпуск которого в свет станет громадным подспорьем для руководителей самодеятельных коллективов и методистов дошкольных учреждений.
В области были проведены замечательные крупные акции: "Дни немецкой культуры на Волге", "Декада польской культуры", "Славянский ход", "Дни чувашской культуры", "Россия – сильна провинцией" и другие. Огромный интерес вызывает плодотворная деятельность многонационального "Радио-7".
Областная, районные и сельские библиотеки получают значительное количество литературы на языках народов Поволжья. В ряде школ области ведется преподавание двух курсов по традиционной культуре "Русский дом", "Русская традиционная народная духовность".
С 1993 года в Самарской государственной академии искусств и культуры ведется подготовка по специализации "Региональная культура и этнография". А это значит, что этнографическое краеведение в области будет развиваться специалистами-профессионалами. От них в значительной мере будет зависеть будущее культуры народов Самарского края, культуры настоящей – с памятью о своих корнях и предках.
Вопросы и задания
1. Назовите основные этапы заселения Самарского края.
2. Какова была роль военно-административного, правительственного освоения Заволжья?
3. Каковы хозяйственные занятия насельников самарского Поволжья?
4. Когда сложился современный этнический состав нашей области?
5. Какие конфессии существуют в Самарской области?
6. Каковы основные типы расселения народов края?
7. Какова была одежда народов края в ХVIII-ХIX вв.?
8. Знаете ли Вы календарные праздники народов края?
9. Что Вы знаете о семейных праздниках и обрядах народов Самарской области.
10. Какие национально-культурные центры и объединения работают в г.Самаре и районах области?
Лекция пятая
САМАРСКИЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Сдружить любовь к Отечеству с
первыми впечатлениями памяти.
Константин Рылеев
План
1. Древности Самарского края.
2. Волжская Болгария.
3. Золотоордынский период истории самарского Поволжья.
4. Присоединение края к Русскому государству.
Литература
– Багаутдинов P.С., Богачев А.В., Зубов С.Э. Праболгары на Средней Волге. Самара, 1998.
– Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев, 1986.
– История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. Ред.: Выборнов А.А., Колев Ю.И., Мамонов А.Е. Самара, 2000.
– История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Ред.: Колев Ю.И., Мамонов А.Е., Турецкий М.А. Самара, 2000.
– История самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. Под ред. И.Б.Васильева и Г.И.Матвеевой. М., 2000.
– Матвеева Г.И. Археологические памятники железного века на территории Куйбышевской области. Учебное пособие. Куйбышев, 1980.
– Матвеева Г.И., Кочкина А.Ф. Муромский городок. Самара, 1998.
– Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала XX века. Под ред. П.С.Кабытова и Л.В. Храмкова. Самара, 1993.
– Самарская область. Учебное пособие. Самара, 1998.
Древности Самарского края
История населения нынешнего Самарского Поволжья уходит в глубь веков. Природные богатства этой территории издавна привлекали человека. Он появился в Среднем Поволжье в эпоху палеолит не менее 100 тыс. лет тому назад. Ледник никогда не доходил до пределов современной Самарской области, а трансгрессии (повышение уровня) Каспийского моря достигали лишь южной ее окраины. Растительный и животный мир отличался разнообразием. В разных районах края обнаружены кости вымерших животных ледникового периода: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, диких лошадей, пещерных медведей.
В эпоху палеолита люди прошли путь от обезьяноподобного предка до человека современного типа. Они научились изготовлять каменные орудия, овладели огнем, расселились на огромном пространстве Европы и Азии вплоть до Полярного круга.
На территории области известно около двух тысяч археологических памятников различных эпох. Это – следы жизни и деятельности давно ушедших поколений: древние поселения, производственные мастерские, наскальные изображения, места захоронений – древние могильники. Самые древние поселения, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Они обычно располагаются на берегу рек и озер. Поселения бронзового века называют селищами, что указывает на появление производящих отраслей хозяйства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукрепленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения – городища. К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также – производственные мастерские, где изготавливались орудия. Особую, категорию памятников составляют древние могильники, которые делятся на курганные и бескурганные. Все эти категории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные в научном отношении, содержащие богатейшую информацию о древности и средневековье. Назовем лишь некоторые из них.
Один из самых древних археологических памятников нашего края расположен в г.Самаре на высоком берегу Волги, в устье оврага Подпольщиков (б.Постников овраг). Стоянка относится к эпохе позднего палеолита (древнекаменного века). Позднее территория стоянки заселялась людьми неоднократно: в эпоху мезолита (среднего каменного века), энеолита (меднокаменного века), бронзового века и в средневековье. Наибольший интерес представляет слой эпохи позднего палеолита, т.к. это – единственный в области памятник столь отдаленной эпохи.
Около поселка Hyp Кинельского района находится стоянка среднего каменного века мезолита (IX-VI тыс. до н.э.). В это время человек изобрел новое орудие охоты – лук и стрелы. Жилища мезолитических людей были легкими и напоминали чумы северных народов. На нурской стоянке собрано большое количество кремневых орудий: ножевидных пластин, скребков, резцов, наконечников стрел. Видимо, стоянка была место обитания родовой общины рыболовов и охотников.
Около села Виловатое Богатовского района на левом берегу р. Самары находится стоянка новокаменного века (неолита) и меднокаменного века (энеолита). Там собраны коллекции фрагментов сосудов, относящимся к пяти разным культурам эпохи неолита и энеолита. Большая часть сосудов имела яйцевидную форму. Найдены и многочисленные кремневые изделия: наконечники стрел, скребки, ножи, сверла, мелкие пластинки, вкладывающиеся в пазы деревянных стержней и составлявшие лезвия ножей и кинжалов. Обнаружены обломки шлифованных тесел и долот. Интересны костяные поделки – острия, проколки, гарпуны и фигурка лошади. Население стоянки занималось охотой, рыболовством, собирательством моллюсков и растений. Неолитические и энеолитические племена жили родовым строем.
Одним из самых выдающихся памятников археологии края был I Утевский курганный могильник. Могильник находился на восточной окраине с.Утевка Нефтегорского района и состоял из четырех курганов значительного размера. В трех курганах погребения были ограблены в древности, поэтому все вещи, сопровождавшие умерших, были похищены. Курган 1 оказался не потревоженным. Под его насыпью в просторной могильной яме лежал скелет пожилого мужчины, густо окрашенный красной краской – охрой. Его сопровождал богатый погребальный инвентарь: медный топор, тесло, шило, нож и стилетообразный предмет с железным навершием Все эти предметы были изготовлены из меди. Рядом с ним лежал каменный пест. У черепа, погребенного найдены золотые серьги в виде разомкнутых колец, отлитых по форме. В изголовье стоял большой сосуд яйцевидной формы с плоским дном небольшого диаметра. Погребение датируется концом III- началом II тыс. до н.э.
Находка такого богатого набора медных орудий – явление исключительное. Железный предмет вообще вызвал сенсацию, т.к. это оказалось метеоритное железо, встречающееся крайне редко.
Огромные размеры кургана и уникальный набор вещей свидетельствуют о высоком общественном положении погребенного в нем человека. Вероятно, это был племенной вождь, обладавший при жизни большим богатством и властью.
Около села Михайло-Овсянка Пестравского района находится селище срубной культуры эпохи бронзы (середина П тыс. до н.э.). Это не только селище, но и место добычи медной руды. Обнаружено около двух десятков колодцеобразных шахт, вырытых с целью добычи руды. А на соседнем селище найдена яма, предназначенная для плавки меди.
С VI по IV в. до н.э. территория Самарской области была далекой окраиной савроматских владений. Одно погребение той эпохи открыто у с.Андреевка Богатовского района. В узкой могильной яме лежал в вытянутом на спине положении скелет женщины, обращенный головой на запад. Рядом найдено бронзовое зеркало с ручкой, украшенной изображением пантеры. Такие зеркала изготовляли в греческом городе Ольвия. Рядом с зеркалом находилась бронзовая игла и амулет в виде колесика. На груди умершей лежала золотая бляха с изображением горного козла. Погребение относится к V в. до н.э.
Особенностью общественного строя савроматов и сарматов было почетное положение женщин. Они были вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами. Около с.Гвардейцы Борского района найдено погребение сарматской женщины. В могиле наряду с бусами и глиняным пряслицем от веретена найден железный кинжал и наконечники стрел.
В то время, когда в степных районах Самарского Поволжья кочевали савроматы, а позднее – сарматы, на Самарской Луке жили оседлые племена финно-угорского происхождения. Им принадлежит ряд укрепленных поселений – городищ и неукрепленных селищ. Наиболее известны из городищ Белая Гора.у с.Подгоры, Задельная Гора у с.Жигули и Лысая гора под пристанью Жигулевск.
В III веке на территорию Среднего Поволжья пришли многочисленные племена с Запада, из Верхнего и Среднего Поднепровья. Возможно, что это были славянские племена. Они принесли с собой новые приемы обработки железа и пашенное земледелие. На их поселениях встречаются железные сошники, кузнечные клещи, молоты, топоры и многие другие орудия. Важную роль у них играло скотоводство. Культура потомков этих племен получила название именьковской по наиболее исследованному городищу в Татарии. В Самарской области поселения этой культуры группируются на Самарской Луке у сел Шелехметь, Торновое, Выползово, Сосновый Солонец и других местах. У племен именьковской культуры существовал обычай сжигать умерших на костре, а пепел и несгоревшие кости высыпать на дно небольших ям и ставить рядом с ними глиняные сосуды.
Именьковская культура просуществовала до конце VII века, то есть до прихода из Приазовья болгар. Болгары быстро смешались с местным населением, передав ему свою культуру и язык, а сами под их влиянием перестали вести кочевой образ жизни и перешли к оседлости.
Вдоль южной оконечности Самарской Луки от с.Подгоры до с.Брусяны находятся курганные могильники, принадлежащие болгарским племенам, пришедшим в Поволжье с юга в конце VII в. н.э.
Археологической экспедицией Самарского университета произведены раскопки 20 курганов. Центральные погребения принадлежали мужчинам-воинам. Оружие в могилах представлено саблями, луками и наконечниками стрел; предметы конской сбруи – удилами, стременами и уздечными накладками. Вокруг главного мужского погребения располагались погребения женщин и детей. В женских погребениях встречались бронзовые, серебряные и позолоченные серьги, браслеты, бусы; в детских погребениях – грубые глиняные горшки, изготовленные без гончарного круга.
Более подробно читатель может ознакомиться с древнейшим прошлым края по книгам, указанным выше и в археологических музеях Самарского университета, областного краеведческого музея им. П.В.Алабина, в музее педагогического университета и Института истории и археологии Поволжья Самарского научного центра Российской Академии наук.
Вопросы и задания
1. Какие стоянки первобытных людей обнаружены на территории Самарского региона?
2.Какие племена и народы обитали на территории нашего края до XVI века?
3. Где хранятся археологические находки?
4. Выявите в окрестностях города или села местонахождение курганов, сфотографируйте и опишите их: укажите высоту, диаметр, из чего они насыпаны, имеется ли у основания ров. Запишите, как курган называется местным населением и какие о нем рассказывают предания.
5. Известны ли Вам имена археологов-исследователей Самарского Поволжья?
Документ
Савроматы
" За рекой Танаисом[92] – уже не скифская земля, но первые земельные владения там принадлежат савроматам...
...Савроматские женщины сохраняют свои старинные обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно. Что касается брачных обычаев, то вот они какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай"...[93]
Волжская Болгария.
В X в. среди этнических групп Среднего Поволжья происходили очень важные процессы: постепенная централизация власти и борьба за независимость от хазар, переход к оседлости и начало строительства городов, развитие ремесел и торговли, а также принятие мусульманства (928) в качестве государственной религии. Итогом этих процессов было формирование на рубеже IX-X вв. сильного феодального государства – Волжская Болгария.
В первой половине X в. Болгария находилась в зависимости от хозар и платила дань хазарскому каганату.
В середине X в. (964-965) киевский князь Святослав Игоревич предпринял победоносный поход на Хазарское царство. Каганат перестал существовать. Болгарское государство получило независимость и стало быстро развиваться. Это государство простиралось до Камы и Вятки на севере, до р.Самары на юге, от Суры и Оки на западе и до р.Ик на востоке. Возникли крупные города: Болгар, Биляр, Сувар и другие.
Основу хозяйства составляли пашенное земледелие и мясомолочное скотоводство. Болгары возделывали плодородные черноземные почвы, освоенные в середине I тысячелетия н.э. именьковскими племенами. Орудиями обработки почвы были тяжелый плуг – сабан для поднятия целинных почв и легкая соха с двумя железными сошниками для легких почв. Ведущей системой земледелия была переложная система с применением трехполья. Возделывались пшеница, просо, ячмень, овес, горох, конопля.
В лесах, окружающих поселения, в изобилии водились белки, лисицы, медведи, тетерева, глухари, ра реках – бобры, выдры, в дуплах деревьев – дикие пчелы. Люди занимались охотой, рыболовством, бортничеством, разводили коров, верблюдов, лошадей, коз, овец.
Изделия болгарских ремесленников славились в Европе (кольчуги, шлемы, мечи, боевые топоры, медные и железные кистени, булавы, шестоперы, железные наконечники копий, стрел, кожаные щиты, седла). Изделия из кожи также вывозились в другие страны. Из шерсти изготовляли войлок.
Важнейшие отрасли производства оформились в ремесла: черную и цветную металлургию и металлообработку, ювелирное, гончарное, косторезное, деревообрабатывающее, кожевенное и др. С X в. в Болгарии чеканились серебряные монеты. По договору 1006 г. болгарские купцы получили право беспрепятственной торговли в городах Руси. Ежегодно снаряжались караваны в Среднюю Азию и Иран. Развитие экономических связей, распространение единой мусульманской религии, языковая близость различных этических групп создали предпосылки формирования болгарской народности.
Самарская Лука и бассейн р.Черемшан представляли собой окраину Волжской Болгарии. На Самарской Луке в настоящее время известно 55 памятников болгарской культуры домонгольского периода. (2 города, 11 Городищ, 39 селищ, два могильника и один клад). Довольно густо был заселен болгарами и бассейн р.Черемшан.
Самым выдающимся памятником археологии Самарского края является Муромский городок – один из самых крупных городов Волжской Болгарии. Он возник во второй половине X века в западной части Самарской Луки, между современными селами Валы и Жигули.
Самарская Лука была отлично защищена самой природой, будучи окруженной с трех сторон петлей Волги и изрезанной оврагами, представлявшими естественные оборонительные линии. Вместе с тем, природные условия Самарской Луки были исключительно благоприятны для развития хозяйства. Широкие волжские поймы служили прекрасными пастбищами и покосами, а террасы были пригодны для земледелия. Волга была богата рыбой, леса – зверем, птицей, грибами, ягодами. Именно с Самарской Луки и началось заселение Поволжья болгарами.
Средневековье название города неизвестно, однако местное население место, где он находился, называет Муромским городком. Впервые город был описан участниками академических экспедиций XVIII века И.И.Лепехиным и П.С.Палласом. В 1928-1929 гг. раскопки города производились экспедицией общества археологии, этнографии и естествознания под руководством В.В.Гольмстен, а в 1971-79 гг. – экспедицией Самарского университета под руководством Г.И.Матвеевой.
Площадь города составляла около 150 га. Он делился на внутренний и внешний. Обе части города были защищены валами и рвами. В качестве оборонительных сооружений использовались также овраги, углубленные и расширенные. Город окружали села и слободы. В его окрестностях выявлено более десятка болгарских селищ.
Дома горожан были бревенчатыми, срубными и глинобитными. Изредка встречались землянки. Общественные здания – бани и жилища феодалов строились из крупного кирпича квадратной формы. Были в городе и мечети.
Городок был крупным ремесленным центром. В нем обнаружены следы металлургического, кузнечного, медеплавильного, ювелирного,, гончарного, косторезного, деревообрабатывающего и других производств.
Высокого развития достигла деревообработка: найдены топоры, тесла, скобели, долота, стамески. Видимо, уже произошло разделение плотницкого и столярного ремесел. Было развито и косторезное ремесло: найдены распиленные рога, заготовки и готовые костные изделия: гребни, петли от колчанов, застежки пут, наконечники стрел, наверший плетей, рукоятки ножей.
Большинство рядового населения городка занималось земледелием, скотоводством и различными промыслами. Существенную роль играло рыболовство. Находки костей диких животных свидетельствуют об охоте.
О далеких торговых связях города свидетельствуют находки монеты – германского динария XI в., а также фрагменты среднеазиатской и иранской посуды, стеклянных браслетов из русских городов и шиферных пряслиц, изготовленных в г.Овруч, близ Киева.
Городское население занималось земледелием. В городе найдены плужные лемехи, сошники, косы-горбуши и серпы. Зернохранилищами служили глубокие ямы колоколовидной формы. О развитии скотоводства свидетельствуют находки огромного количества костей животных.
Это был цветущий город. В нем были мечети, медресе, торжища.
Муромский городок достиг своего развития к началу XII века. В 1236 году в Волжскую Болгарию вторглись полчища хана Батыя. Они разрушили крупнейшие болгарские города: Биляр, Болгар, Сувар. Но первой их жертвой стал самый южный город Болгарии – Муромский городок. О его внезапной гибели свидетельствуют мощный слой пожарища и находки скелетов погибших горожан с застрявшими в костях наконечниками монгольских стрел.
Во второй половине XIII-XIV вв. болгары селились за пределами Самарской Луки по рекам Сок, Кондурча, Кинель.
В Болгарии была распространена письменность. С проникновением ислама древняя тюркская письменность заменялась арабской, возникли духовные школы (мектеб). Известны имена болгарских ученых и поэтов: историка Якуба Иби-Ногмана (умер в 1064 г.), написавшего "Историю Болгарии", философа Хамида Ибн-Идриси (первая половина XII в.). В начале XIII в. болгарский поэт Кол-Гали создал поэму "Кыссан Юсуф".
В стране был высокий уровень экономического и культурного развития. Оживленная торговля между булгарами и русскими оказывала взаимное культурное влияние. Дальнейшему сближению Руси и Болгарии помешало монгольское нашествие.
Вопросы и задания
1. Когда и откуда прибыли в Среднее Поволжье болгары и какими были отношения их с местными племенами?
2. Когда сложилась государственность Волжской Болгарии?
3. Расскажите о хозяйстве, производстве, торговле и культуре Волжской Булгарии.
Документы