Озникновение культурных традиций

Как появляется культурные традиции и для чего они нужны? Существует достаточно много мнений и различных теорий, как это происходит. Можно проанализировать различные источники о том как зарождались различные цивилизации и их культура, насколько это было необходимо для человечества, для его выживания в сложных условиях. Но это совсем не значит, что цивилизация и культура возникает сама по себе, т есть автоматически. То, что сегодня принято считать культурным наследием, создавалось веками, порой в очень сложных жизненных условиях, порой это требовало огромных человеческих жертв. И всё таки, несмотря на все эти трудности человек думал не только о хлебе насущном, но и стремился к красоте, и сам создавал эту красоту.

С. Н. Булгаков в одном из своих произведений заметил: «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет. Он создает как бы свой новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту, – он творит культуру. Этот процесс творчества начался в глубокой древности и продолжается по сей день». [1, C. 15]

Но, безусловно, культура не означает, что люди собираются все вместе и начинают нечто творить, придумывать. Когда говорят, что культура творится народом, мы понимаем это так, что нашу культуру творит ни один человек, какой бы талантливый он ни был. А всё таки культура как явление создаётся огромным количеством людей, объединённых одной целью, идеей. Ведь культура это то, что принимается, усваивается целым народом, а не отдельными конкретными личностями. Мифы, сказки, песни, способы приветствий, общения, нормы поведения – все это и многое другое, включая великие произведения искусства, создавались множеством талантливых людей. Люди с выдающейся энергией, изобретательностью, творческим воображением, стремлением к новому, – рождали и рождают ранее неизвестные формы отношений и действий, идеалы, ценности.

Нам часто не известны даже имена этих людей У народных песен, преданий, обрядов были авторы, но сегодня их никто не помнит. А созданное этими авторами подвергалось доработкам, изменениям, дополнениям. Многое из того, что они создали поначалу не принималось обществом или принималось, как всё новое с очень большими трудностями. Новаторов вовсе времена не любят, не ценят, а порой даже боятся, поэтому с трудом принимали что–то новое, которое казалось (и недаром) опасным, неизвестно к чему приводящим, разрушающим упорядоченность жизни, столь важную для ее устойчивости, для сохранения этой самой жизни. Созданное однажды и хорошо себя зарекомендовавшее следовало беречь, а не изменять.

Поэтому перед древними цивилизациями стояла очень важная задача: не только создать нечто новое , но и сохранить уже созданное- то есть свою культуру. И этот механизм назвали традицией. Передаются и воспроизводятся способы наследования духовного опыта, ценности, формы и нормы, стили, образцы поведения и т. д. Существовали традиции, характерные для того или иного рода, племени. Но были и есть традиционные семейные праздники (Новый год, Рождество, Пасха), обряды (на 9-й и 40-й дни поминать умерших).

Безусловно, обряды и традиции не остаются раз и навсегда неизменными. Наибольшие изменения происходят в моменты тяжелейших переломов в жизни страны. Когда существенно меняется жизнь, ценности переоцениваются. В истории человечества такие переломы происходили не однажды и всегда очень болезненно. Такие изменения были характерны для петровской эпохи, для времён революции 1917 г, времени ВОВ 1941 года, и даже 90-х годов 20 века, когда казалось, что все традиции, культура в целом больше никому не нужны. Но оказалось, что без культуры человек не может жить ни при какой формации и поэтому, даже когда в стране не всё благополучно делает всё, чтобы эта культура выжила вместе с ним в новых условиях, пусть даже преобразованная. И устойчивость культуры, ее ценностей, и их изменчивость серьезно сказываются на реальной культурной преемственности, без которой само существование и развитие культуры – немыслимо.

радиции в культуре

Преемственность в культуре является естественным ходом исторического развития. Поколение сменяется одно другим, имеет свои собственные ценности, приобретая их в ходе событий, но при этом не только не забывает, чему научили их предки, а и чтят и бесконечно уважают то, что им досталось в наследство. Оказывается, опыт предков прекрасно сочетается с новыми идеями, а зачастую эти новые идеи пораждает. Эти две стороны взаимосвязи поколений – освоение культурного наследия и новаторство – образуют основу развития культуры.

Проблеме роли поколений в истории культуры посвящали свои труды многие исследователи. В зарубежной социологии и культурологии проблемы поколений рассматривали С. Айзенштадт, К. Дэвис, М. Вебер, М. Мид, К. Маннгейм, К. Кенистон, Х. Ортега–и–Гассет, А. Тойнби, Л. Фойер, З. Фрейд, Ч. Рейч, Т. Роззак и др. Смена поколений создает непрерывность в истории культуры, способствует передаче культурного наследия и стимулирует дальнейшее изменение. Однако в реальной жизни действие этого закона имеет очень широкий спектр, имеет много вариантов проявления, и не всегда, к сожалению позитивных.

А. Тойнби в своём творчестве много размышляя о судьбе поколений, отмечал:

«Каждое поколение, подобно карме, влачит на себе все то, что было содеяно предшественниками. Ни одно из поколений не начинает жизнь в условиях полной свободы, но начинает как узник прошлого. К счастью, узник этот не беспомощен, он располагает силами сломить рутину наследуемых привычек» [2, с. 84]. В разные исторические эпохи менялись объем и содержание культурного наследия, способы и механизмы его передачи последующим поколениям. В опыте прошлых поколений были не только достижения, но и заблуждения, ошибки, просчеты. В сознании последующих поколений возникает сожаление о жертвах, желание возродить забытые имена, вспомнить о людях, которые делают историю, пересмотреть в целом своё отношение к культурному наследию. Но этот возврат происходит не просто и не быстро. Для этого нужны определённые условия.

Проблема взаимоотношения поколений привлекала внимание многих ученых во все времена. Среди них можно назвать известных политиков, писателей: А. И. Герцена, П. А. Сорокина, И. С. Тургенева.

В этих исследованиях содержалась много информации о ценностях молодого поколения того времени и тем самым предполагалась неизбежность глубоких общественных, а значит, и культурных перемен. Эти прогнозы подтверждали идею немецкого социолога К. Маннгейма о том, что феномен поколений является одним из главных факторов, способствующих зарождению динамики исторического развития [3, c. 79]. Испанский философ и культуролог Х. Ортега–и–Гассет отмечал, что смена поколений создает «пульсацию» в истории общества, определяя границы соединения традиций и новаторства [4, с.333]. Возрастные группы возникают на основе общего отношения к ценностям. Каждое поколение формируется предыдущим, но затем вносит свой вклад в развитие общества и культуры.

Проблемы преемственности культуры отражается в духовном облике поколений. В истории известны «потерянное поколение», «поколение надежд». Эти названия давно стали символами, которые отражали всё то, что волновало общество в те годы.

«Потерянное поколение»- это не только поколение американской молодёжи, это и поколение 30-х- 50-х годов 19 века в России. Только Хемингуэя читают и перечитывают многие, а кто такой Онегин и Печорин знают сегодня только учащиеся 9-го класса, да и то вряд ли понимают, каким недугом страдали эти герои.

Что касается «поколения надежд» перспективы здесь более очевидны, чем у «потерянного поколения», но цели и задачи одни и те же- найти своё место в жизни и поднять жизнь общества в целом на более высокий уровень. От полной потерянности, от непонимания своего места в истории общество, учитывая ошибки прошлого стремится к надежде, что жизнь их поколения будет качественно отличаться от жизни предыдущего поколения.

Наши рекомендации