Каковы же основные источники изучения истории края?
Вещественные источники.
1.1. Археологические памятники: древние поселения (стоянки, селища, городища), погребения. Вещи, найденные во время раскопок: орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения и др. (из камня, керамики, кости, металла, дерева и других материалов).
1.2. Памятники архитектуры (здания, сооружения и их комплексы): жилые дома, хозяйственные и производственные постройки, крепости, храмы, монастыри, часовни и др. Их связь с окружающей средой. Деревянная и каменная архитектура.
1.3. Памятники, созданные для увековечения исторических событий или людей: статуи, скульптурные группы, обелиски, стелы, колонны, плиты с надписью, гробницы, мемориальные сооружения, храмы.
1.4. Орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, готовой продукции.
1.5. Предметы быта: домашняя утварь, посуда, одежда, обувь, украшения, мебель и другие материалы этнографического характера.
1.6. Оружие и военное снаряжение.
1.7. Монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки, эмблемы и т.д.
Изобразительные источники.
2.1. Фотографии – один из основных документальных источников по истории края.
2.2. Произведения изобразительного искусства.: историческая, религиозная, батальная, портретная и пейзажная живопись (иконы, картины, росписи, миниатюры и т.д.), графика (рисунки, гравюры, литографии), плакаты, резьба по дереву, камню и другим материалам, металлическое литье, ювелирные изделия
2.3. Почтовые марки, конверты, открытки с различными изображениями без гашения и с календарными и специальными гашениями.
2.4. Картографические материалы, чертежи, планы.
Письменные источники.
3.1. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги, писцовые книги, письма, послания, дневники, записки, литературные и научные труды, документы официальных учреждении и частных лиц. Материалы, на которых писались тексты: пергамент, бумага, береста, ткани, дерево.
3.2. Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, визитные карточки и др.
3.3. Местные и центральные газеты и журналы.
3.4. Энциклопедические и другие справочные издания, путеводители, краеведческие сборники, научная, научно-популярная, мемуарная и учебная литература по истории края.
3.5. Копии рукописей и печатных материалов. Их различные воспроизведения (издания).
Устные источники
4.1. Памятники устного народного творчества: былины, предания, сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки.
4.2. Воспоминания, рассказы местных жителей – свидетелей исторических событий – источник знаний о прошлом края.
4.3. Материалы топонимики (о происхождении, содержании и развитии местных географических названий и антропонимики (об именах и прозвищах людей).
Звукозаписи (фоноисточники).
Магнитные ленты. Грампластинки.
Киноисточники.
Киноленты. Видеоисточники[12].
Найденные, собранные вещественные и иные источники обычно хранятся в федеральных, областных, городских, районных, школьных музеях, в музеях отдельных предприятий и учебных заведений.
Коллекции памятников-подлинников, лежащие в основе деятельности музеев, определяют их специфику как научно-исследовательских и просветительных учреждений. Именно на их основе музеи и ведут научные исследования и просветительную работу.
Самыми богатыми коллекциями у ценнейших памятников прошлого располагает Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина. Датой его основания считается 13 ноября 1886 г. В этот день был утвержден городской думой проект устройства Самарского публичного музея. Быстрое становление музея было обязано неустанным трудам и энергии известного общественного деятеля и просветителя П.В.Алабина (1824-1896). Он не только энергично собирал музейные предметы, но и систематизировал их, изучал и составлял каталоги. Петр Владимирович составил систематизированный список птиц самарского края и инструкцию "По поводу формирования при Самарском публичном музее орнитологического отдела" (1887). Алабин описал "Несколько старинных документов, относящихся к истории г.Самары и Самарской губернии" (1890) и "Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в Самарском публичном музее" (1895).
Среди первых дарителей музею, кроме местных промышленников, купцов, служащих, учителей, учеников гимназий и училищ, были московский купец А.П.Бахрушин, известные художники М.В.Нестеров, В.Н.Бакшеев, К.Ф.Юон, художник и краевед К.П.Головкин и многие другие.
В структуру Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина входят отделы природы современной истории, выставочный , отдел истории прошлого и четыре филиала: Дом-музей М.В.Фрунзе, До-музей В.И.Ленина в Самаре, Дом-музей В.И. Ленина в селе Алакаевка, музей истории города Новокуйбышевска.
В собраниях имеется свыше 200 тысяч музейных предметов. Это богатые археологические, естественнонаучные коллекции (палеонтологическая, минералогическая, зоологическая, ботаническая), замечательная историко-бытовая и этнографическая коллекция. Интересны нумизматическая коллекция, редкие книги ХVIII-ХIХ вв., документов ХVIII-ХХ вв., холодного и огнестрельного оружия России, а также стран Запада и Востока (от ХVI века до Второй мировой войны).
Основные экспозиции музея: "Самарский краеведческий музей – шаги истории", "От каменного века до Золотой Орды", "От крепости Самары до губернского города", "Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг", "Возвращенные имена: О жертвах сталинских репрессий 30-50 гг.", "Жизнь минералов", "Связанные одной цепью".
Музей организует школьные полевые археологические лагеря, регулярно проводит научные конференции по краеведческой проблематике.
Интересными коллекциями располагает Межшкольный этнографический музей старого быта и народных ремесел Самарской области, открытый на базе областного центра детско-юношеского туризма. Вначале поисковая работа велась с 1978 г. этнографическим клубом "Туристенок". За четверть века членами клуба состояли учащиеся школы-интерната № 6, школ 26, 52, 57, 76, 81, 116. В 120 поисковых походах и экспедициях было собрано более 2000 этнографических предметов. Было создано 3 филиала музея – в школе-интернате № 6, в школах № 26 и 57. В экспозиции – восемь разделов, представляющих различные помещения сельской усадьбы: сарай, мастерская, чулан, сени, кухня, горница, городская мещанская комната. Особо выделен раздел – шитье, вышивка, вязание и одежда народностей, населяющих нашу область: русских, украинцев, татар, мордвы, чувашей, башкир, казахов. На материалах музея проводится большая внеурочная, воспитательная работа – многочисленные школьные и внешкольные вечера, праздники, олимпиады, игры, конкурсы, викторины.
Всего в области 125 школьных музеев разного профиля (без учета музеев г.Самары). Из них: – исторических широкой тематики – 49; боевой славы – 25; этнографических – 28; литературных – 8; краеведческих – 15.
Силами общественности, краеведов, администраций созданы интересные краеведческие музеи в городах Тольятти, Сызрани, Жигулевске и других городах области, районные музеи в селах Борское, Большая Глушица, Сергиевск, Кошки, в селе Августовка. Активно собираются материалы в селах Елховка, Пестравка, Красный Яр, Приволжье и других населенных пунктах.
Свыше 12 тысяч ценнейших экспонатов насчитывается в собрании Самарского художественного музея: коллекция русского и зарубежного искусства, собрание старинной мебели, фарфора, предметов быта, коллекция современного искусства. Музей, его сотрудники и директор музея – известный искусствовед А.Я.Басс многое делают для сохранения художественных ценностей народов Самарского региона.
Экспозиция знакомит с работами выдающихся русских мастеров К.П.Брюлова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Бродского, К.Ф.Юона, А.А.Пластова. В 1978 г. областным художественным музеем открыт филиал музея в с.Ширяево, в доме где прошли детские годы известного российского поэта, друга С.А.Есенина – Александра Ширяевца (А.В.Абрамова).
С 1941 г. большую работу ведут работники Литературно-мемориального музея им. A.M. Горького. Интерес посетителей вызывают экспозиции, посвященные А.М.Горькому, Л.Н.Толстому, Г.И. Успенскому, Н.Г.Гарину-Михайловскому, А.Н.Толстому, А.С.Неверову, С.Г.Скитальцу, В.А. Багрову, А.В.Ширяевцу, А.Я.Дорогойченко, Артему Веселому (Н.И.Кочкурову), другим писателям, оставившим заметный след в истории нашего края, современным самарским ли-тераторам.
В Самаре открыт и первый в стране музей А.Н.Толстого.
Работа в библиотеке – важнейший элемент краеведческих разысканий.
Сегодня в Самарской области только массовых библиотек насчитывается 833, из них 634 находятся в селах, кроме того существуют профсоюзные, вузовские, школьные, научные, технические и другие специальные библиотеки. Главной из них является областная универсальная научная библиотека, насчитывающая свыше 4 миллионов изданий. Открытая 1(13) января 1860 года при активном содействии выдающегося администратора, самарского губернатора К.К.Грота, она стала важным очагом культуры молодого губернского центра.
Уникален фонд библиотеки. Это самое полное собрание литературы, вышедшей на территории области. Особую ценность представляют комплекты самарских газет, справочные и статистические сборники, библиографические указатели и справочники, которые помогут быстро найти книги и статьи различной тематики, выявить все издания, вышедшие в определенный период, установить фамилию того или иного автора. Здесь же находятся основные энциклопедические издания России. Бесценными книжными сокровищами располагает отдел редких книг и рукописей. Уникальные старинные фолианты старообрядческие рукописи, прижизненные издания трудов великих ученых, писателей, философов, редкие иностранные книги, самая ранняя из которых напечатана в 1489 году, – все это создает краеведам исключительные возможности для исследовательской и научной работы.
Для краеведов особо ценными являются ежеквартальный указатель "Литература о родном крае", который выпускался сектором краеведческой библиографии в 1958-1994 годах. Библиографические справочники по различным темам публикуются и в настоящее время. Каждый год выходит календарь знаменательных и памятных дат по Самарской области "Наш край: события и люди".
Все краеведы области – активные читатели библиотек.
Ученики и студенты могут познакомиться в областной библиотеке с такими ценными для краеведов изданиями, ставшими библиографической редкостью, как "Географическо-статистический словарь Российской империи (5 т. – СПб., 1863-1885) П.П.Семенова-Тян-Шанского, "Полное географическое описание "Россия" (2 т. СПб, 1899-1914) под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского, библиографический указатель "Справочники по истории дореволюционной России (2-е изд.-М., 1978) под ред. П.А. Зайнчковского.
В библиотеках области учащимся необходимо обращаться к различным словарям и энциклопедиям, в том числе Брокгауза, и Ефрона, братьев Гранат, Большой и Малой Советским энциклопедиям, советской исторической энциклопедии. Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля, Сельскохозяйственной энциклопедии, Русской энциклопедии, Детской энциклопедии, Краткой литературной энциклопедии, Историко-культурной энциклопедии Самарского края и другим справочным изданиям.
Библиотека является депозитарием для зоны Поволжья и обеспечивает хранение малоиспользуемой, но имеющей научную и культурную ценности литературы, направляемой из книгохранилищ пяти республик и областей.
Главнейшим, фундаментальным источником почти по всем проблемам истории родного края являются архивы.
Архивы – память народа. "Память о великих свершениях и героических делах, служащая делу созидания, нравственного воспитания народа, могущая стать одной из составляющих той национальной идеи, которую так долго и с разным успехом ищет российская душа и российское государство"[13].
Архивы являются надежной гарантией того, чтобы "память народа осталась живой и многомерной, свободной от идолов и знающей подлинных героев, не замутненной мифами и просветленной подлинными свершениями".
Самарская область располагает огромным архивным фондом, насчитывающим свыше 2 млн. единиц хранения. Каждое предприятие, учреждение, район, город имеют свой архив. Наибольшее число важнейших документов сосредоточено в Государственном Архиве Самарской области, в Самарском областном государственном архиве социально-политической истории и в Самарском филиале Российского государственного архива научно-технической документации (филиал РГАНТД)[14]. Они хранят целое море исторических источников. Но в него окунаться сразу, с головой, начинающему историку-краеведу не стоит. Этому трудному, кропотливому и увлекательному занятию должна предшествовать длительная работа по изучению популярной и научной литературы и опубликованных источников по теме, которая вас заинтересовала. Иначе, если и будут найдены в архиве . документы по избранной для работы теме, может оказаться, а это нередко случается с начинающими исследователями, что такие материалы уже использованы рядом ученых в их трудах или помещены в опубликованных сборниках.
Каким образом ведется поиск, сбор, изучение материалов краеведения?
1. Изучение исторической, краеведческой литературы. Работа в библиотеке с книгой, периодической литературой, библиографией, указателями по истории края. Обращение к энциклопедическим и другим справочным изданиям, трудам Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, П.П.и В.П.Семеновых-Тян-Шанских и других ученых – историков и географов, натуралистов и естествоиспытателей, археологов и этнографов, литературоведов и лингвистов, искусствоведов и коллекционеров, к содержащимся в их работах именным и географическим указателям. Обращение к произведениям и выступлениям исторических деятелей, в которых содержатся региональные сведения.
2. Переписка с учеными, краеведами, работниками музеев, архивов, библиотек и других научно-исследовательских учреждений, общественных организаций, государственных органов.
3. Встречи с участниками и свидетелями исторических событий. Запись их рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний.
4. Краеведческие изыскания в архиве* Знакомство с его фондами и правилами работы. Изучение архивных документов.
5. Работа в государственных и школьных музеях. Изучение экспонатов и материалов, не включенных в экспозицию с соблюдением установленных правил.
6. Изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (исторические, памятные места, предприятия, археологические и этнографические объектов музеях и на выставках. Проведение экскурсий.
7. Экспедиции археологические, этнографические, военно-исторические, историко-культурные, ботанические, гидрологические и другие. Ведение полевого дневника, полевой описи, тетради для записей воспоминаний и рассказов, составление актов приема-передачи документов и предметов. Обеспечение сохранности найденных или полученных документов[15].
Какова, обычно, проблематика краеведческих разысканий? Это: "Мои дом. Родословная семьи", "История местных поселений", "Родная школа, ее история и традиции", "Родное село: прошлое, настоящее", "Ими гордится село", "Выпускники школы – труженики села", "История города", "Герб города, его символика", "Культура города (образование, школы, театры, газеты, наука, библиотеки, музеи, меценаты), "Развитие промышленности", "Проблемы экологии". "Почетные граждане города", "Потомственные и Почетные граждане города", "Религиозные конфессии. Участие церкви в жизни города". "Религиозное краеведение" (история церкви, монастыря)".
"Кладбища в истории Самары". Традиции почитания кладбищ и могил, Погребальные обряды, типология самарских некрополей (прицерковные, монастырские, гражданские, военные, инославные)". "Надгробия знаменитым самарцам на самарских кладбищах".
"История района (сельского или городского)", "Различные группы и слои населения, их социальный и этнический портрет", "Органы власти и управления города", "Общественные организации города", "Быт и обычаи населения".
"История губернии (области, края)", "Памятники прошлого на территории области," "Документы по истории края", "Легенды и сказания", "Герб области. Его символика", "Территория области", "Изменение ее границ". "Карты разных лет родного края", "Географическое положение и природные условия", "Изменение численности населения. Его национальный состав", "Социально-психологический и этнический портрет населения края", "Занятия жителей (земледелие, животноводство, мануфактура, заводы, фабрики, торговля, транспорт, связь)". "Различные слои и группы населения: крестьяне, ремесленники": рабочие, помещики, предприниматели, банкиры, торговцы, интеллигенция, духовенство, чиновники, военные и др. Их социально-политический и этнический портрет в разные периоды времени". "Участие населения в народных движениях", "Страница боевого прошлого края", "Участие жителей в защите отечества, в военных кампаниях", "Земляки, удостоенные боевых наград", "Знаменитые самарцы"." Развитие культуры. Школа. Высшие учебные заведения. Научные учреждения и центры. Библиотеки, Музеи, Театр, Средства массовой информации", "Писатели, поэты, художники, артисты края", "Роль церковных организаций в жизни края", "Города и области – побратимы", "Земляки, которыми мы гордимся", "Уроженцы края в других регионах страны и за рубежом".
"Памятники и памятные места родного края". (Археология, Архитектура, Монументы, Мемориальные доски и т.д.)", "История улиц и площадей города", "История создания памятников города" Топонимика, "Растительный и животный мир родного края", "Проблема экологии края", "Реки и озера края", "Памятники природы", "Жигулёвский государственный заповедник", "Национальный парк "Самарская Лука" и т.д.
Разработка названных проблем помогает решать основные направления учебного краеведения: идеологическое, справочно-информативное, территориально-ориентирующее, духовно-образова-тельное, гражданско-правовое, профессионально-ориентирующее.
Любовь к родному краю можно отнести к самому важному уровню учебного краеведения, хотя бы потому, что соприкосновения с действительностью не всегда вызывают чувства восторга,... благоговения...
Школьное и, в значительной мере, вузовское краеведение призвано решить комплекс образовательных и воспитательных задач, лежащих в одной плоскости с общими задачами образовательных учреждений:
– ознакомление слушателей с географией, историей, этнографией, культурой и современной жизнью области, городов и областного центра – Самары, как одного из крупнейших городов России, значительного научного и культурного центра Поволжья и России;
– формирование у слушателей представления о различных сторонах жизни края, развития у них умения сочетать панорамный взгляд на регион в целом, с вычленением отдельных деталей и повседневности региона;
– развитие у слушателей стремления знать свой регион, понять его умом и сердцем, формирование личностного отношения к своему краю;
– Развитие гражданских качеств школьников и студентов, патриотического отношения к своей "малой родине" (Прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города, знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами);
-изучение проблем родного города (политических, экономических, демографических, экологических...), формирование у слушателей видения своего места в настоящее время и в будущем решении этих проблем, личного вклада в совершенствование жизни своего региона, города или села;
– адаптация школьника, студента к самарской действительности, помощь в ориентации учащегося в решении вопросов дальнейшего образования, выбора работы.
Вопросы и задания:
1. Что же изучает краеведение?
2. Каковы отличия научного и любительского краеведения?
3. Назовите основные центры развития российского краеведения.
4 Каковы источники изучения Самарского края?
5. Известны ли Вам труды по самарскому географическому, этнографическому, историческому, литературному, лингвистическому краеведению?
6. Каковы пути и методы краеведческого исследования?
Лекция вторая