Каковы же основные источники изучения истории края?

Вещественные источники.

1.1. Археологические памятники: древние поселения (стоянки, селища, городища), погребения. Вещи, найденные во время раскопок: орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения и др. (из камня, керамики, кости, металла, дерева и других мате­риалов).

1.2. Памятники архитектуры (здания, сооружения и их комплексы): жилые дома, хозяйственные и производственные постройки, крепости, храмы, монастыри, часовни и др. Их связь с окружающей средой. Деревянная и каменная архитектура.

1.3. Памятники, созданные для увековечения исторических со­бытий или людей: статуи, скульптурные группы, обелиски, стелы, колонны, плиты с надписью, гробницы, мемориальные сооружения, храмы.

1.4. Орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, готовой продукции.

1.5. Предметы быта: домашняя утварь, посуда, одежда, обувь, украшения, мебель и другие материалы этнографического харак­тера.

1.6. Оружие и военное снаряжение.

1.7. Монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки, эмбле­мы и т.д.

Изобразительные источники.

2.1. Фотографии – один из основных документальных источников по истории края.

2.2. Произведения изобразительного искусства.: историческая, религиозная, батальная, портретная и пейзажная живопись (иконы, картины, росписи, миниатюры и т.д.), графика (рисунки, гравюры, литографии), плакаты, резьба по дереву, камню и другим материа­лам, металлическое литье, ювелирные изделия

2.3. Почтовые марки, конверты, открытки с различными изображе­ниями без гашения и с календарными и специальными гашениями.

2.4. Картографические материалы, чертежи, планы.

Письменные источники.

3.1. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги, писцовые книги, письма, послания, дневники, записки, литературные и научные труды, документы официальных учреждении и частных лиц. Материалы, на которых писались тексты: пергамент, бумага, бе­реста, ткани, дерево.

3.2. Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, визитные карточки и др.

3.3. Местные и центральные газеты и журналы.

3.4. Энциклопедические и другие справочные издания, путеводи­тели, краеведческие сборники, научная, научно-популярная, ме­муарная и учебная литература по истории края.

3.5. Копии рукописей и печатных материалов. Их различные вос­произведения (издания).

Устные источники

4.1. Памятники устного народного творчества: былины, предания, сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки.

4.2. Воспоминания, рассказы местных жителей – свидетелей исто­рических событий – источник знаний о прошлом края.

4.3. Материалы топонимики (о происхождении, содержании и раз­витии местных географических названий и антропонимики (об именах и прозвищах людей).

Звукозаписи (фоноисточники).

Магнитные ленты. Грампластинки.

Киноисточники.

Киноленты. Видеоисточники[12].

Найденные, собранные вещественные и иные источники обычно хранятся в федеральных, областных, городских, районных, школьных музеях, в музеях отдельных предприятий и учебных заведений.

Коллекции памятников-подлинников, лежащие в основе деятель­ности музеев, определяют их специфику как научно-исследователь­ских и просветительных учреждений. Именно на их основе музеи и ведут научные исследования и просветительную работу.

Самыми богатыми коллекциями у ценнейших памятников прошлого располагает Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина. Датой его основания считается 13 ноября 1886 г. В этот день был утвержден городской думой проект устройства Самар­ского публичного музея. Быстрое становление музея было обязано неустанным трудам и энергии известного общественного деятеля и просветителя П.В.Алабина (1824-1896). Он не только энергично со­бирал музейные предметы, но и систематизировал их, изучал и составлял каталоги. Петр Владимирович составил систематизированный список птиц самарского края и инструкцию "По поводу формиро­вания при Самарском публичном музее орнитологического отдела" (1887). Алабин описал "Несколько старинных документов, относя­щихся к истории г.Самары и Самарской губернии" (1890) и "Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в Самарском публичном музее" (1895).

Среди первых дарителей музею, кроме местных промышленников, купцов, служащих, учителей, учеников гимназий и училищ, были московский купец А.П.Бахрушин, известные художники М.В.Нестеров, В.Н.Бакшеев, К.Ф.Юон, художник и краевед К.П.Головкин и многие другие.

В структуру Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина входят отделы природы современной истории, выставочный , отдел истории прошлого и четыре филиала: Дом-музей М.В.Фрунзе, До-музей В.И.Ленина в Самаре, Дом-музей В.И. Ленина в селе Алакаевка, музей истории города Новокуйбышевска.

В собраниях имеется свыше 200 тысяч музейных предметов. Это богатые археологические, естественнонаучные коллекции (палеон­тологическая, минералогическая, зоологическая, ботаническая), замечательная историко-бытовая и этнографическая коллекция. Ин­тересны нумизматическая коллекция, редкие книги ХVIII-ХIХ вв., документов ХVIII-ХХ вв., холодного и огнестрельного оружия России, а также стран Запада и Востока (от ХVI века до Второй мировой войны).

Основные экспозиции музея: "Самарский краеведческий музей – шаги истории", "От каменного века до Золотой Орды", "От крепости Самары до губернского города", "Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг", "Возвращен­ные имена: О жертвах сталинских репрессий 30-50 гг.", "Жизнь минералов", "Связанные одной цепью".

Музей организует школьные полевые археологические лагеря, регулярно проводит научные конференции по краеведческой пробле­матике.

Интересными коллекциями располагает Межшкольный этнографи­ческий музей старого быта и народных ремесел Самарской области, открытый на базе областного центра детско-юношеского туризма. Вначале поисковая работа велась с 1978 г. этнографическим клу­бом "Туристенок". За четверть века членами клуба состояли уча­щиеся школы-интерната № 6, школ 26, 52, 57, 76, 81, 116. В 120 поисковых походах и экспедициях было собрано более 2000 этнографических предметов. Было создано 3 филиала музея – в школе-интернате № 6, в школах № 26 и 57. В экспозиции – восемь раз­делов, представляющих различные помещения сельской усадьбы: сарай, мастерская, чулан, сени, кухня, горница, городская ме­щанская комната. Особо выделен раздел – шитье, вышивка, вяза­ние и одежда народностей, населяющих нашу область: русских, ук­раинцев, татар, мордвы, чувашей, башкир, казахов. На материалах музея проводится большая внеурочная, воспитательная работа – многочисленные школьные и внешкольные вечера, праздники, олимпиады, игры, конкурсы, викторины.

Всего в области 125 школьных музеев разного профиля (без учета музеев г.Самары). Из них: – исторических широкой тематики – 49; боевой славы – 25; этнографических – 28; лите­ратурных – 8; краеведческих – 15.

Силами общественности, краеведов, администраций созданы ин­тересные краеведческие музеи в городах Тольятти, Сызрани, Жигулевске и других городах области, районные музеи в селах Борское, Большая Глушица, Сергиевск, Кошки, в селе Августовка. Активно собираются материалы в селах Елховка, Пестравка, Красный Яр, Приволжье и других населенных пунктах.

Свыше 12 тысяч ценнейших экспонатов насчитывается в собра­нии Самарского художественного музея: коллекция русского и за­рубежного искусства, собрание старинной мебели, фарфора, пред­метов быта, коллекция современного искусства. Музей, его сотруд­ники и директор музея – известный искусствовед А.Я.Басс многое делают для сохранения художественных ценностей народов Самарско­го региона.

Экспозиция знакомит с работами выдающихся русских мастеров К.П.Брюлова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Бродского, К.Ф.Юона, А.А.Пластова. В 1978 г. областным художественным музеем открыт филиал музея в с.Ширяево, в доме где прошли детские годы извест­ного российского поэта, друга С.А.Есенина – Александра Ширяевца (А.В.Абрамова).

С 1941 г. большую работу ведут работники Литературно-мемо­риального музея им. A.M. Горького. Интерес посетителей вызывают экспозиции, посвященные А.М.Горькому, Л.Н.Толстому, Г.И. Успен­скому, Н.Г.Гарину-Михайловскому, А.Н.Толстому, А.С.Неверову, С.Г.Скитальцу, В.А. Багрову, А.В.Ширяевцу, А.Я.Дорогойченко, Артему Веселому (Н.И.Кочкурову), другим писателям, оставившим заметный след в истории нашего края, современным самарским ли-тераторам.

В Самаре открыт и первый в стране музей А.Н.Толстого.

Работа в библиотеке – важнейший элемент краеведческих ра­зысканий.

Сегодня в Самарской области только массовых библиотек насчитывается 833, из них 634 находятся в селах, кроме того существуют профсоюзные, вузовские, школьные, научные, техни­ческие и другие специальные библиотеки. Главной из них является областная универсальная научная библиотека, насчитывающая свыше 4 миллионов изданий. Открытая 1(13) января 1860 года при актив­ном содействии выдающегося администратора, самарского губернатора К.К.Грота, она стала важным очагом культуры молодого губернского центра.

Уникален фонд библиотеки. Это самое полное собрание литера­туры, вышедшей на территории области. Особую ценность представля­ют комплекты самарских газет, справочные и статистические сбор­ники, библиографические указатели и справочники, которые помогут быстро найти книги и статьи различной тематики, выявить все изда­ния, вышедшие в определенный период, установить фамилию того или иного автора. Здесь же находятся основные энциклопедические изда­ния России. Бесценными книжными сокровищами располагает отдел редких книг и рукописей. Уникальные старинные фолианты старо­обрядческие рукописи, прижизненные издания трудов великих ученых, писателей, философов, редкие иностранные книги, самая ранняя из которых напечатана в 1489 году, – все это создает краеведам ис­ключительные возможности для исследовательской и научной работы.

Для краеведов особо ценными являются ежеквартальный указа­тель "Литература о родном крае", который выпускался сектором краеведческой библиографии в 1958-1994 годах. Библиографические справочники по различным темам публикуются и в настоящее время. Каждый год выходит календарь знаменательных и памятных дат по Самарской области "Наш край: события и люди".

Все краеведы области – активные читатели библиотек.

Ученики и студенты могут познакомиться в областной библио­теке с такими ценными для краеведов изданиями, ставшими библиогра­фической редкостью, как "Географическо-статистический словарь Российской империи (5 т. – СПб., 1863-1885) П.П.Семенова-Тян-Шанского, "Полное географическое описание "Россия" (2 т. СПб, 1899-1914) под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского, библиографический указатель "Справочники по истории дореволюционной России (2-е изд.-М., 1978) под ред. П.А. Зайнчковского.

В библиотеках области учащимся необходимо обращаться к раз­личным словарям и энциклопедиям, в том числе Брокгауза, и Ефрона, братьев Гранат, Большой и Малой Советским энциклопедиям, советской исторической энциклопедии. Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля, Сельскохозяйственной энциклопедии, Русской энциклопедии, Детской энциклопедии, Краткой литера­турной энциклопедии, Историко-культурной энциклопедии Самарского края и другим справочным изданиям.

Библиотека является депозитарием для зоны Поволжья и обес­печивает хранение малоиспользуемой, но имеющей научную и куль­турную ценности литературы, направляемой из книгохранилищ пяти республик и областей.

Главнейшим, фундаментальным источником почти по всем проблемам истории родного края являются архивы.

Архивы – память народа. "Память о великих свершениях и геро­ических делах, служащая делу созидания, нравственного воспитания народа, могущая стать одной из составляющих той национальной идеи, которую так долго и с разным успехом ищет российская душа и российское государство"[13].

Архивы являются надежной гарантией того, чтобы "память народа осталась живой и многомерной, свободной от идолов и знающей подлинных героев, не замутненной мифами и просветленной под­линными свершениями".

Самарская область располагает огромным архивным фондом, насчитывающим свыше 2 млн. единиц хранения. Каждое предприятие, учреждение, район, город имеют свой архив. Наибольшее число важ­нейших документов сосредоточено в Государственном Архиве Самар­ской области, в Самарском областном государственном архиве со­циально-политической истории и в Самарском филиале Российского государственного архива научно-технической документации (филиал РГАНТД)[14]. Они хранят целое море исторических источников. Но в него окунаться сразу, с головой, начинающему историку-краеведу не стоит. Этому трудному, кропотливому и увлекательному заня­тию должна предшествовать длительная работа по изучению популяр­ной и научной литературы и опубликованных источников по теме, которая вас заинтересовала. Иначе, если и будут найдены в архиве . документы по избранной для работы теме, может оказаться, а это нередко случается с начинающими исследователями, что такие ма­териалы уже использованы рядом ученых в их трудах или помещены в опубликованных сборниках.

Каким образом ведется поиск, сбор, изучение материалов кра­еведения?

1. Изучение исторической, краеведческой литературы. Работа в библиотеке с книгой, периодической литературой, библиографи­ей, указателями по истории края. Обращение к энциклопедическим и другим справочным изданиям, трудам Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, П.П.и В.П.Семеновых-Тян-Шанских и других ученых – историков и географов, натуралистов и естествоиспытателей, археологов и этнографов, литературоведов и лингвистов, искусствоведов и коллекционеров, к содержащимся в их работах именным и географическим указателям. Обращение к произ­ведениям и выступлениям исторических деятелей, в которых содер­жатся региональные сведения.

2. Переписка с учеными, краеведами, работниками музеев, архивов, библиотек и других научно-исследовательских учреждений, общественных организаций, государственных органов.

3. Встречи с участниками и свидетелями исторических событий. Запись их рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний.

4. Краеведческие изыскания в архиве* Знакомство с его фондами и правилами работы. Изучение архивных документов.

5. Работа в государственных и школьных музеях. Изучение экспо­натов и материалов, не включенных в экспозицию с соблюдением уста­новленных правил.

6. Изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (исторические, памятные места, предприятия, археологические и этнографические объектов музеях и на выстав­ках. Проведение экскурсий.

7. Экспедиции археологические, этнографические, военно-исто­рические, историко-культурные, ботанические, гидрологические и другие. Ведение полевого дневника, полевой описи, тетради для записей воспоминаний и рассказов, составление актов приема-передачи документов и предметов. Обеспечение сохранности най­денных или полученных документов[15].

Какова, обычно, проблематика краеведческих разысканий? Это: "Мои дом. Родословная семьи", "История местных поселений", "Родная школа, ее история и традиции", "Родное село: прошлое, настоящее", "Ими гордится село", "Выпускники школы – труженики села", "История города", "Герб города, его символика", "Культура города (образование, школы, театры, газеты, наука, библиотеки, музеи, меценаты), "Развитие промышленности", "Проблемы экологии". "Почетные граждане города", "Потомственные и Почетные граждане города", "Религиозные конфессии. Участие церкви в жизни города". "Религиозное краеведение" (история церкви, монастыря)".

"Кладбища в истории Самары". Традиции почитания кладбищ и могил, Погребальные обряды, типология самарских некрополей (прицерковные, монастырские, гражданские, военные, инославные)". "Надгробия знаменитым самарцам на самарских кладбищах".

"История района (сельского или городского)", "Различные группы и слои населения, их социальный и этнический портрет", "Органы власти и управления города", "Общественные организации города", "Быт и обычаи населения".

"История губернии (области, края)", "Памятники прошлого на территории области," "Документы по истории края", "Легенды и сказания", "Герб области. Его символика", "Территория области", "Изменение ее границ". "Карты разных лет родного края", "Геог­рафическое положение и природные условия", "Изменение числен­ности населения. Его национальный состав", "Социально-психоло­гический и этнический портрет населения края", "Занятия жите­лей (земледелие, животноводство, мануфактура, заводы, фабрики, торговля, транспорт, связь)". "Различные слои и группы насе­ления: крестьяне, ремесленники": рабочие, помещики, предпринима­тели, банкиры, торговцы, интеллигенция, духовенство, чиновники, военные и др. Их социально-политический и этнический портрет в разные периоды времени". "Участие населения в народных движениях", "Страница боевого прошлого края", "Участие жителей в защите отечества, в военных кампаниях", "Земляки, удостоенные боевых наград", "Знаменитые самарцы"." Развитие культуры. Школа. Высшие учебные заведения. Научные учреждения и центры. Библиотеки, Музеи, Театр, Средства массовой информации", "Писатели, поэты, художники, артисты края", "Роль церковных организаций в жизни края", "Города и области – побратимы", "Земляки, которыми мы гордимся", "Уроженцы края в других регио­нах страны и за рубежом".

"Памятники и памятные места родного края". (Археология, Архитектура, Монументы, Мемориальные доски и т.д.)", "История улиц и площадей города", "История создания памятников города" Топонимика, "Растительный и животный мир родного края", "Проблема экологии края", "Реки и озера края", "Памятники природы", "Жи­гулёвский государственный заповедник", "Национальный парк "Самарская Лука" и т.д.

Разработка названных проблем помогает решать основные направ­ления учебного краеведения: идеологическое, справочно-информативное, территориально-ориентирующее, духовно-образова-тельное, гражданско-правовое, профессионально-ориентирующее.

Любовь к родному краю можно отнести к самому важному уровню учебного краеведения, хотя бы потому, что соприкосновения с действительностью не всегда вызывают чувства восторга,... благоговения...

Школьное и, в значительной мере, вузовское краеведение призвано решить комплекс образовательных и воспитательных задач, лежащих в одной плоскости с общими задачами образовательных уч­реждений:

– ознакомление слушателей с географией, историей, этногра­фией, культурой и современной жизнью области, городов и област­ного центра – Самары, как одного из крупнейших городов России, значительного научного и культурного центра Поволжья и России;

– формирование у слушателей представления о различных сто­ронах жизни края, развития у них умения сочетать панорамный взгляд на регион в целом, с вычленением отдельных деталей и повседневности региона;

– развитие у слушателей стремления знать свой регион, понять его умом и сердцем, формирование личностного отношения к своему краю;

– Развитие гражданских качеств школьников и студентов, патрио­тического отношения к своей "малой родине" (Прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города, знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами);

-изучение проблем родного города (политических, экономи­ческих, демографических, экологических...), формирование у слу­шателей видения своего места в настоящее время и в будущем реше­нии этих проблем, личного вклада в совершенствование жизни своего региона, города или села;

– адаптация школьника, студента к самарской действительности, помощь в ориентации учащегося в решении вопросов дальнейшего об­разования, выбора работы.

Вопросы и задания:

1. Что же изучает краеведение?

2. Каковы отличия научного и любительского краеведения?

3. Назовите основные центры развития российского краеведения.

4 Каковы источники изучения Самарского края?

5. Известны ли Вам труды по самарскому географическому, этнографическому, историческому, литературному, лингвистическому краеведению?

6. Каковы пути и методы краеведческого исследования?

Лекция вторая

Наши рекомендации