Культурная идентичность
Термин «идентичный» (от лат. Identicus) означает «тождественный»,
«одинаковый». Одна из глубинных потребностей человека - стремление к
уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных
вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл
окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентаций, которая дала бы ему
возможность отождествить себя с неким признанным образцом. Вот почему
огромную роль в культурологии играет проблема культурной идентичности.
Культурная идентификация – самоощущение человека внутри конкретной
культуры. Расовые, этнические, религиозные и иные формы дискриминации в
конечном счете коренятся в эволюционной потребности индивида в определенных
формах групповой идентификации. Группы, которые сумели добиться какой-то
сплоченности, возможно, выжили лучше, чем те, которые не сумели ее добиться. Все
общества обладают некой «психосферой» (О. Тоффлер), которая охватывает их идеи,
начиная от общности и идентичности. Таким образом, идеи «принадлежности» или
«общности» и акт идентификации с другими оказывается фундаментом всех
человеческих систем.
Индивидуальная и групповая культурная идентичность менялась в
соответствии с историческими преобразованиями. Например, в течение десяти тысяч
лет господства на планете сельского хозяйства индивиды чрезвычайно прочно
идентифицировались с семьей, кланом, деревней или другими группировками,
которые захватывали индивида уже при появлении на свет. Индивид рождался уже как
член семьи и расовой группы. Религия задавалась ему родителями и местным
сообществом. Таким образом, базисные индивидуальные и групповые культурные
привязанности определялись уже при рождении. Групповая идентичность обычно
оставалась постоянной на протяжении всей жизни человека.
В Новое время потребность в культурной идентификации сохранилась, но ее
индивидуальная и групповая природа заметно изменилась. Появились национальные и
классовые формы идентификации. Стали ослабевать семейные формы культурной
идентификации: например, забота о престарелых была снята с детей и возложена на
государство.
В нынешнюю эпоху характер культурной идентификации также меняется.
Расовые, этнические и религиозные подгруппы в каждом обществе сегментизируются
на меньшие, более разнообразные мини-группы. Различия, которые раньше считались
незначительными, приобретают культурное и политическое значение.
Не случайно мы становимся свидетелями агрессивной самоорганизации со
стороны таких групп, как престарелые, страдающие физическими недостатками, гомосексуалисты, ветераны войны, которые считают, что массовое общество
несправедливо обходится с ними. Возникают новые идентификационные группы, и
этот бурный социальный процесс получает решающее ускорение благодаря
демассированным средствам информации: специально адресованных публикаций,
кабельного телевидения, спутниковой связи, интернета и т.п.
Кроме того, в настоящее время индивид всё менее связан контекстом своего
рождения и обладает большим выбором в самоопределении. Заметно ускоряются
отныне и темпы социальных и культурных изменений, так что формы идентификации
становятся всё более кратковременными. Новые формы самоотождествления
накладываются на прежние, возможно, более глубоко укорененные слои расовой и
этнической идентичности.
Этническая идентификация индивида предполагает его связь с историческим
прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Этнос, миросозерцание
этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого – мифов,
легенд, святынь, эмблем. Этническое сознание особенности, «непохожести» на
других в большей степени определяется самими представителями данного этноса.
Национальная идентичность, основанная на исторической национальности,
национальных идеях, является движущей силой народа по его продвижению к
вершинам цивилизации. Однако ценность национальная, как и все ценности, может
извращаться и претендовать на верховное и абсолютное значение. Тогда национализм,
эгоцентрический и ненавистнический ко всем национальностям, кроме своей,
стремится подчинить себе все ценности. В связи с этой ситуацией возникают
вопросы: Насколько сейчас возможна национальная идентификация и каковы её
границы? Что является альтернативой современному национализму?
Современная демократия ориентируется на растворение социокультурных
групп в обезличенном «массовом» обществе, не на индивидуальную и групповую
идентичность людей, но на общество как многоединство. Эта концепция исходит из
принципа единства человеческой природы в живом многообразии её конкретных
проявлений. Принцип соблюдения человеческого достоинства людей различных
культурных ориентаций и убеждений – вот краеугольный камень современного
демократического, плюралистического и правового общежития.