Тема 8. Истоки христианского мира

Христианство – одна из трех мировых религий. Для того, чтобы понять причину его возникновения необходимо рассмотреть духовные истоки христианства.

Во-первых, выясните заимствования из предшествующих религий схожие с христианскими идеями. Для этого разберите примеры, приведенные в учебном пособии.

Во-вторых, объясните исторические условия возникновения христианства, связанные с цивилизационным кризисом, охватившим Римскую империю. Обратите внимание на роль такого феномена как религиозная терпимость римлян. Оцените его положительные и негативные последствия для римской культуры.

В-третьих, раскройте такое явление как «шок цивилизации».

В-четвертых, оцените особенности духовного кризиса на родине христианства - Палестине.

Таким образом, проанализировав эти факторы, вы уясните объективные причины появления христианства, которые совпадали в сфере умонастроений римлян, иудеев и тех, кто оказался втянутым в орбиту римской цивилизации. Эти настроения, связанные с ожиданием новой веры, с приходом божественного Спасителя, избавляющего человечество от гибели (мессианизм), предвосхитили христианство.

Поскольку одним из истоков христианства является иудаизм, рассмотрите образ Бога в этих религиях. Его различное восприятие связано со степенью обращенности к конкретному народу и к каждой личности. Из этого тезиса вытекают различия в отношениях между людьми, между человеком и Богом. Используйте сравнения, чтобы подчеркнуть новизну христианского учения.

Обратите внимание на Нагорную проповедь как источник христианской морали. Попытайтесь раскрыть отличия этики Христа от 10 заповедей, примеры которых рассмотрены в пособии. Внимательно их изучите т.к. именно эти примеры ясно выражают суть христианства в отличие от иудаизма. Христианская мораль это не строгие запреты, а вечные моральные ориентиры.

Итак, христианство, возникнув на почве иудаизма, создало новые идеи о мироустройстве. Если вначале вы заметили, что Рим к моменту появления христианства находился в состоянии духовного кризиса, то становится понятно, почему проповедь христианства начинает быстро распространяться в Риме. Обязательно укажите, что первоначально христиане подвергались гонениям, христианские общины создавались тайно, прежде чем христианство стало господствующей религией Римской империи.

Обратитесь к вопросу о влиянии христианства на Восточную и Западную части римской империи, на разные судьбы восточного и западного христианства после разделения церквей.

Кроме этого следует отметить, что в разные исторические эпохи в Европе (Средневековье, Реформация) происходили изменения христианства.

Заканчивая изучение темы можно выделить следующие положения:

1. Христианство создавалось в условиях духовного кризиса иудаизма и Римской империи.

2. Принципиальная новизна христианства заключается в его обращенности к личности каждого, способности задавать смыслы человеческому существованию

3. христианство было по-разному воспринято в восточной и западной Римской империи в вопросах отношения к власти, собственности и т.д.

4. Христианство изменялось на протяжении всей истории его существования.

5. В современных условиях христианству трудно конкурировать с различными религиозными, коммерческими течениями, нацеленными на успех. Поэтому возможности христианства для современного человека пока не раскрыты до конца.

Вопросы к семинарскому занятию:

1.Истоки становления христианства.

а) кризис античного мировоззрения и образа жизни;

б) кризис иудаизма, учение ессеев;

2. Нагорная проповедь: этические ценности, проблемы, противоречия.

3. Распространение христианства:

а) проникновение и распространении в римской империи.

б) роль христианства в истории и в современной культуре.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989

2. Достоевский Ф.М. Великий инквизитор // Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Любое издание.

3. Евангелия. Новый Завет. Любое издание.

4. История древнего мира. Расцвет древних обществ. М., 1983.

5. Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990.

6. Кравченко А.И. Культурология. Словарь. М.,

7. Крывелев И.А. История религии. Т. I. М., 1989.

8. Крывелев И.А. Христос. Миф или действительность. С., 1968.

9. Кудрявцев ВВ. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1997

10. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. М., 1995.

11. Кураев А. Новомодные соблазны// Новый мир.2001, №10.

12. Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии 1993. №3.

13. Льюис К.С. Любовь, страдание, надежда. М., 1992.

14. Марков В.И., Батурина, Чуйков В.С. Культурология. Кемерово, 2002.

15. Мень А. История религии. М., 1994. С. 156-169.

16. Мень А. Сын человеческий. Брюссель, 1989.

17. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.

18. Соловьев В.С. Жизненный смысл христианства // Ф.Н. 1991. №3.

19. Соловьев В.С. Чтения о богочеловеке. М., 1990

20. Флоренский Б.А. Столп и утверждение истины. М., 1993

21. Христианство. Словарь. М., 1994.

22. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. I-II М., 1993. Т. III М., 1995

23. Честертон Р.К. Вечный человек. М., 1991

24. Штаерман Я.М. Кризис античной культуры. М., 1975

25. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. Т. 22.

Наши рекомендации