Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)
Таблица 7 – Результаты освоения компетенций обучающимися
Код компетенции | Наименование компетенции | Этапы формирования | Виды работ обучающихся | Инструмент оценки |
ОК-8 | способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | Темы 1-6 | Подготовка к практическим занятиям, составление реферата | устный опрос, оценивание качества работы |
5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации
1. Физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое совершенство, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность.
2. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
3. Двигательная деятельность как необходимый компонент существования человека.
4. Функциональные системы организма.
5. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Утомление при физической и умственной работе.
6. Гипокинезия и гиподинамия, их влияние на организм.
7. Средства физической культуры в совершенствовании организма.
8. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Влияние образа жизни на здоровье. Наследственность, ее влияние на здоровье.
9. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек.
10. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие ЗОЖ.
11. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента.
12. Общие закономерности изменения работоспособности студента в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Средства ФК в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.
13. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.
14. Занятия физическими упражнениями с оздоровительно-рекреативной направленностью.
15. Принципы ФК: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности.
16. Методы физического воспитания. Воспитание физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Цели и задачи ОФП (общая физическая подготовка).
17. Специальная физическая подготовка (СФП), профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), спортивная подготовка. Интенсивность физических нагрузок, зона интенсивности (по частоте сердечных сокращений).
18. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами ФК и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями.
19. Построение и структура учебно-тренировочного занятия. Общая и моторная плотность занятий.
20. Формы и содержания самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности.
21. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.
22. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Использование антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений – тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
23. Ежедневная гимнастика: коррегирующая гимнастика для глаз, причины нарушения зрения, методы оценки и коррекции осанки и телосложения, специальные упражнения для позвоночника, дыхательные упражнения.
24. Роль питания в формировании здоровья. Понятие о рациональном питании. Пища как источник энергии. Роль белков, жиров и углеводов. Роль витаминов в сохранении здоровья. Минеральные вещества, их роль в рациональном питании. Роль воды в организме.
25. Гигиенические требования к условиям занятий. Методика закаливания.
26. Восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряженной умственной и производственной деятельности ФК и банные процедуры. Массаж, самомассаж.
Таблица 8 –Проверка результатов освоения компетенций
Код компетенции | Наименование темы | Вопросы |
ОК- 8 | Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности обучающегося | 1-5, 11,12 |
ОК- 8 | Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания | 12 - 15 |
ОК- 8 | Тема 3. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности | 6 - 10 |
ОК- 8 | Тема 4. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий | 16 - 26 |
ОК- 8 | Тема 5. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов (ППФП) | 22 - 26 |
ОК- 8 | Тема 6. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе | 15 - 19 |
Тематика рефератов
1. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.
2. Роль питания в формировании здоровья.
3. Вредные привычки и борьба с ними.
4. Роль закаливания в формировании здоровья.
5. Профилактика простудных заболеваний.
6. Здоровье и двигательная активность человека.
7. Основные правила оздоровительной тренировки.
8. Телосложение и его формирование.
9. Оптимальный двигательный режим.
10. Основные формы и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.
11. Личная гигиена и ее роль в формировании ЗОЖ.
12. Корригирующая гимнастика для глаз.
13. Профилактика заболевания и лечебная физкультура.
14. Нетрадиционные методы оздоровления человека.
15. Практика очищения и восстановления организма.
Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипеде и др.).
16. Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.
17. Составление индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта.
18. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб.
19. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.
20. Ведение личного дневника самоконтроля.
21. Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.
22. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста.
23. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.
24. Основные положения методики закаливания.