Территориальное размещение в так называемой «зоне рискованного земледелия» (северная климатогеография)
Территориальное размещение в так называемой «зоне рискованного земледелия» (северная климатогеография)
Напомним официальные данные, - 64 % территории Российской федерации ещё в советское время законодательно приравнены по условиям к Крайнему Северу. А наши южные степи зимой от тундры практически ничем не отличаются.
Из двадцатки ведущих стран мира (G 20) Россия, - единственная страна, находящаяся в т.н.«зоне рискованного земледелия» . Потому, по мнению Паршева А.П. [12] себестоимость продукции, как промышленной, так сельскохозяйственной, более чем в десять раз выше, чем в среднеевропейских странах.
Возьмём, к примеру, Европу и Восток: во Франции пора сева растягивается на два месяца, в Индии за год можно снять четыре урожая. Случаются, конечно, и у них катаклизмы, но если между двумя тайфунами было три месяца спокойного времени - будет и урожай. В России же урожай, максимум, один, да и то неизвестно, будет он или нет. А период сева, - не более недели.!
Ведущие российские философы, в первую очередь Ключевский, Данилевский, Ильенков и особенно Лосский, выделяли, в частности, связанные с зоной рискованного земледелия, два основных, обозначенных ниже, признака русскости (2, 3).
Возможность длительного накопления физических и моральных ресурсов.
Наша территория сама по себе исключает «европейский», размеренный стиль работы. На нашей земле всегда более ценилось умение спать, копить силы.
К примеру, если идет дождь - надо ждать, проводить время в полудреме, копить силы, как будто ничего не делая (русский мужик, - лентяй (!?)).
Способность к максимальной мобилизации в стрессовые, кратчайшие сроки.
Однако в любой момент погода может измениться, и начнётся «страда»! Надо будет «взорваться», ни есть, ни спать - отпахаться и отсеяться.
Эти вот самые умения (2,3) , - и есть одни из главных признаков «русскости». Независимо от национальности вероисповедания и даже цвета кожи. Даже среднеазиатские республики со своими территорией и населением, - абсолютно «русские».
И не вытравишь всего лишь за три поколения городской жизни нечто, сформировавшееся тысячелетиями. Оттуда, к примеру, наша знаменитая в советское время штурмовщина, может быть, малознакомая современникам - в начале месяца спячка, потом раскачка, в итоге, - сумасшедшая горячка!
Можно над этим иронизировать, но знаменитые, многократно воспетые, способности русского солдата (казалось бы, вечно спящего), во время вскочить и сделать совершенно немыслимое, - отсюда! Великая Отечественная это «высветила» перед всем миром. Заводы на Урале и в Сибири (как и по всей стране) строились по этому же принципу.
Наличие многотысячелетней культуры постстрессового восстановления.
Это свойство проистекает из фактора первого. Известно, если интенсивно поработал, то необходимо после этого восстановиться. Как? Наша многотысячелетняя же культура предлагает целый комплекс отработки постстрессового состояния, - постстрессовое восстановление. Напомним попутно: весь мир сейчас озабочен стрессами, на этот раз, - психологическими.
А наиболее известный и универсальный способ восстановления - русская баня. Это не просто одна из гигиенических процедур. Совмещенная со многими своими эквивалентами она является частью нашей культуры, без которой сама жизнь в упоминаемой «зоне рискованного земледелия» была бы невозможна.
Баня наша, к примеру, принципиально отличается от финской сауны: сауна пассивна, а баня активна. Кстати, если посмотреть территориально, то наличие русской бани - с веником и купанием в снегу, в проруби - четко совпадает с границей той самой зоны рискованного земледелия.
Умение восстанавливаться, кстати, проявлялось и на упоминаемых войнах. Вечный страх иноземных захватчиков перед русской зимой не в самом морозе, а в неспособности с зимой по-доброму взаимодействовать.
И, кроме знаменитой бани, наша же культура имеет очень много эквивалентов. Необозримая девственная природа, - неисчерпаемый рекреационный ресурс. Надо уметь его использовать, и, говоря бизнес-языком, - грамотно предлагать к реализации. Без ущерба, естественно, для себя и своих потомков.
Многонацинальность.
Вспомним исторические факты: когда около пятисот лет тому назад Европа разделилась на мононациональные государства, Россия и страны нынешние сопредельные пошли по пути иному. Центральная Европа после второй мировой войны на протяжении десятилетий была эталоном стабильности. Во многом благодаря тому, что практически все страны были образованиями мононациональными, с внутренними особенностями, со специфическим законодательством каждая. И если «ходили друг к другу в гости», так не иначе, как после изучения «чужого монастырского устава».
Конечно, зависть к соседу по поводу его «лучшей» жизни вряд ли отсутствовала. Однако была и относительная стабильность…
Принципиально иная ситуация возникла с объединением, произошедшим пятнадцать лет тому назад. Считая социальные проблемы следствием исключительно экономического неравенства (абсолютно по Марксу), предполагали найти единый ответ через объединение экономик.
Конечно, процесс «ликвидации» государственных границ (единые паспорта) прошел легко, также как и введение единой валюты. Сложности начались, когда попытались создать единую общеевропейскую Конституцию. Казалось бы, признание примата общечеловеческих ценностей для всех очевидно. Однако оказалось, что, проговаривая эти самые ценности и формально со всеми соглашаясь, немец, француз, поляк и испанец подразумевают под этим совершенно разные, зачастую принципиально взаимоисключающие понятия.
Очевиден печальный итог: в «нулевых» годах, после многолетних взаимных «жестких» консультаций на грани разрыва отношений текст Конституции Общеевропейской был Европарламентом утвержден. И представлен к ратификациям на внутринациональные референдумы. «Звонок» прозвучал сразу же, - возникло общественное общеевропейское же движение «против». Сочли его примитивным ретроградством и организовали для начала голосование в странах, правительства которых были главными инициаторами объединения. Итог был поистине шокирующим: население вначале Франции, а затем Германии проголосовали «против»!
Состоявшееся ещё в октябре 2007-го подписание Конституции Главами Государств и Правительств фактически никоим образом ситуацию не изменило. И, как ни печально, напряжённость в Европе по этой причине нарастает...! Тем более, когда через «открытые» границы в Европу хлынул поток эмигрантов с Арабского Востока. Чего европейский менталитет вообще не предусматривает.
Кульминация, - грядущее отделение Великобритании от Евросоюза.
В России же изначально более двухсот пятидесяти наций и народностей проживают вместе. Причём не в примитивной, так ныне популярной, «толерантности», но на прннципах взаимоинтереса.
В этой обстановке интерес к ценностям культуры иной пробуждает потребность углубиться с культуру и традицию свою. Последнее и является залогом воспроизводства культуры, казалось бы, временно утраченной.
Многоконфессиональность.
Практически все конфессии, наличествующие на планете Земля, присутствуют (и значительно) в России.
Многоосновность России
Россия — это не Запад, и не Восток, Россия — это Север. Причём все три (как минимум) мировоззрения в России присутствуют в сопоставимых . Кроме того, они же ещё и дифференцируются, в соответствии с Русской Лествицей, на восемь, т.н. основ. Опираясь на работы Н. Я. Данилевского [1] об одно - и многоосновных странах (не потерявшие актуальности доныне), автором данной работы проведено исследование [2] . И сделан парадоксальный, на первый взгляд, вывод: в многоосновном русском сообществе любой закон (либо правительственное постановление), будучи принятым в соответствии с традициями европейским (одноосновными) , будет отвечать интересам, в лучшем случае, - одной восьмой (?!) части населения (!). Поэтому работать не может по определению (в отличие от одноосновных, где Закон отвечает интересам не менее 75-80% граждан).
Объяснение возникших в Европе вышеозначенных [8] проблем элементарно, - когда-то однонациональные и одноосновные европейские страны, объединившись, создали тем самым общество многонациональное и многоосновное. Соответствующих же принципиальных изменений в структуру управления и методику принятия решений, - не внесли.
Россия, как страна многоосновная, избрала себе путь иной. Оказался он более сложным, потери были значительные, но смогли именно на нашей земле, в России и нынешних странах СНГ, сохранить многовековые традиции совместной жизни многих народов на единой земле. Традиции эти не совпадают (и не могут совпадать) изначально с известным римским демократическим правом. Необходима инновация, - можно даже привести известные исторические зарубежные аналоги, - право византийское, а также Законы и традиции средневековой Венецианской Республики.
Для России же актуален наш изначальный русский Покон.
Соборность
В основе ныне активно возобновляемых Копного и Вечевого Права как раз лежит Соборность. Главная идея Собора (в отличие от парламентских традиций, - голосование, - (50% + 1голос - есть выигрыш)), принятии решения абсолютно сознательным единогласием.
Европейская традиционная конфликтология считает таковое принципиально неосуществимым, Было ли это реализовано на Руси ? И если «да», то каким образом, за счёт какой методологии и организации ?
Справка: В традициях Русского Вече «сходатаями» (делегатами) даже самого нижнего уровня (от девяти хозяйств на сельском сходе) могли выступать личности, имеющие [11]:
- ясное, устойчивое самоопределение в конкретной национальной культуре, традиции или Вероисповедании:
- чёткое знание предела своих компетенций и открытое декларирование этого;
- открытость личной системы, открытость к восприятию нового, обучаемость, адекватная реакция на критику;
- наличие чувства юмора, умение признавать ошибки и смеяться над собой;
- личное жильё (хозяйство), семью, детей, внуков.
- личный творческий проект (любого уровня) как результат способности к созидательной деятельности.
Не имеющий в наличии хотя бы одного из данных требований мог представлять свою общину лишь при ЕДИНОГЛАСНОМ одобрении всеми участниками как «нижнего» схода, так и «верхнего».
Именно таковой способ определения «легитимности» (в отличие от европейского (один человек, - один голос)) и обеспечивал возможность стопроцентного единогласия.
Список литературы
1. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа [Текст] / Н. Я. Данилевский. - Спб.: Универ-т., 1995. - 552 с.
2. Гафнер, В. В. Понятийно-терминологический словарь ОБЖ [Текст] / В. В. Гафнер. - Екатеринбург, 2015. - С. 198-199.
3. Макарова, М. Н. Этнопедагогика и путешествие. Методика организации молодёжной этнокультурной экспедиции «Сибирский путь» [Текст] / М. Н. Макарова. - Екатеринбург: ВИК_МЕДИА, 2011. - С. 12-15.
4. Мурзина, И. Я. Оренбургское казачье войско: культура и быт [Текст] / И. Я. Мурзина, Т. К. Махрова, А. А. Мурзин. - Екатеринбург: Меридиан, 2013. - 208 с.
5. Пресс-конференция глав МИД России, Германии и Польши (10.06.2014) [Электронный ресурс]. - URL:http://www.mid.m/bdomp/ brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/1541ac21b8952c8a442 57cf3004cd532!OpenDocument.
6. Чеурин, Г. С. Активная роль армии в России в условиях длительного мирного времени [Текст] / Г. С. Чеурин // Материалы НПК. - Екатеринбург: Кафедра БЖ ИФК УрГПУ, 2001. - С. 34-35.
7. Чеурин, Г. С. Русская традиционная культура путешествий / Г. С. Чеурин // Авторский семинар для преподавателей экологии и ОБЖ.
8. Чеурин, Г. С. Методы преодоления когнитивного диссонанса в русской традиционной казачьей культуре [Текст] / Г. С. Чеурин // Сборник материалов международного конгресса по когнитивной лингвистике 30.09.-02.10.2015. - СПБ, Экономический университет.- С. 806-808.
9. Чеурин Г.С. ЧЕМ РОССИЯ ОТ ДРУГИХ СТРАН ОТЛИЧАЕТСЯ? Текст авторского доклада на конференции в Челябинске. Опубликовано: "Горизонты цивилизации": материалы Седьмых аркаимских чтений : (Аркаим, 24-27 мая 2016 года / под редакцией докт. филол. наук проф. М.В. Загидуллиной. – Челябинск, Энциклопедия, 2016. – 368 с. (стр. 136-146).
10. Чеурин Г.С. МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЕ. В сборнике: «Язык и сознание в междисциплинарной парадигме исследований»: Материалы международного конгресса по когнитивной лингвистике. (Санкт-петербургский государственный экономический университет, 30 сентября – 2 октября 2015 г.), отв. ред. вып. Т.В.Клепикова / Российская Ассоциация лингвистов-когнитологов, Институт языкознания РАН, Санкт-петербургский государственный экономический университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, издательский дом ТГУ им Г.Р. Державина, СПб, ООО «Книжный дом», / 968 с., стр. 872-874.
11. Лебедев К.Е. Личный культурный уровень инструкторов как основополагающий фактор безопасности на программах физического и личностного роста “Лагеря навыка SkillCamp”. - Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения, (Международная общественная организация «Международная академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова») , №4, 2016 г., стр. 156-159
12. Паршев А. П. Почему Россия не Америка , М. 2001, 416.
13. Дурасов В. Дуэльный кодекс. — М., РИПОЛ КЛАССИК, ДАМАРТИС, 2002. - 178 с., ил. |
Сведения об авторе
Чеурин Геннадий Семенович - почётный полярник, Действительный член Русского Географического Общества, руководитель Учебного центра по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций экспедиции «Сибирский путь» (г. Екатеринбург), [email protected]. 8-992-011-3579
WHAT RUSSIA’S DIFFERENCES FROM OTHER COUNTRIES?
G. S. Cheurin Ekaterinburg, CJES Cossack training, [email protected]
Russia has ten fundamental differences both from the West and from the East. Our country - not the West, traditionally considered in the East, and the East («Western» point ofview). Moreover, not a «synthesis of both («Eurasian «approach). Russia - is the North, the third type of civilization. Northern world, including a creative interaction of all three, assumes a fundamental rejection of the military option to resolve the contradictions that can not in principle be resolved through dialogue. We need to move trialogue, which has kept the traditional Cossack culture. Its difference - circular joint decision-making procedure.
Keywords: Russian ten fundamental differences between East and West, Russian traditional culture travel, dialogue, trialogue, cognitive dissonance, Cheurin GS, author’s definition of a trialogue, Cossack traditional culture, the circular method of decision-making.
References
1. Danilevskiy, N. Ya. (1995) Rossiya iEvropa [=Russia and Europe], Spb., Univer-t., 552 p. (In Russ.).
2. Gafner, V. V. (2015) Ponyatiyno-terminologicheskiy slovar OBZH [=Conceptually-terminological dictionary OBZH], Ekaterinburg, pp. 198-199. (In Russ.).
3. Makarova, M. N. (2011) Etnopedagogika i puteshestvie. Metodika organizatsii molodYozhnoy etnokulturnoy ekspeditsii «Sibirskiy put» [=Ethnopedagogics and travel. «Siberian Road» Technique of the organization of youth ethnocultural expedition], Iz-vo «VIK_MEDIA», Ekb, pp. 12-15. (In Russ.).
4. Murzina, I. Ya., Mahrova, T. K. and Murzin, A. A. (2013) Orenburgskoe kazache voysko: kultura i byit [=Orenburgskoe Cossacks: Culture and Life], Ekb, Meridian, 208 p. (In Russ.).
5. Press-konferentsiya glav MID Rossii, Germanii i Polshi [=Press conference of foreign ministers of Russia, Germany and Poland], available at: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e6432 56999005e6e8c/1541ac21b8952c8a44257cf3004cd532!OpenDocument, accessed 12.04.2016. (In Russ.).
6. Cheurin, G. S. (2001) Aktivnaya rol armii v Rossii v usloviyah dlitelnogo mirnogo vremeni [=The active role of the army in Russia in the conditions of a long peace-time], Ekb., pp. 34-35. (In Russ.).
7. Cheurin, G. S. Russkaya traditsionnaya kultura puteshestviy [=Russian traditional culture travel], in: Avtorskiy seminar dlya prepodavateley ekologii i OBZH [=Author Workshop for environmental educators and life safety]. (In Russ.).
8. Cheurin, G. S. Metodyi preodoleniya kognitivnogo dissonansa v russkoy traditsionnoy kazachey culture [=Methods of overcoming cognitive dissonance in Russian traditional Cossack culture], in: Sbornik materialov mezhdunarodnogo kongressa po kognitivnoy lingvistike [=The collection of materials of the International Congress on Cognitive Linguistics], SPB, Ekonomicheskiy universitet, pp. 806-808. (In Russ.).
9. Cheurin GS THAN RUSSIA FROM OTHER COUNTRIES DIFFERENT? The text of the author's presentation at the conference in Chelyabinsk. Published: "Horizons of civilization" in: proceedings of the Seventh Arkaim readings : (Arkaim, may 24-27, 2016 / under the editorship of doctor. filol. Sciences Professor M. V. Zagidullin. – Chelyabinsk, Encyclopedia, 2016. – 368 p. (p. 136-146).
10. Cheurin GS METHODS of OVERCOMING COGNITIVE DISSONANCE IN RUSSIAN TRADITIONAL COSSACK CULTURE. The book "Language and consciousness in the interdisciplinary paradigm of research": proceedings of the international Congress on cognitive linguistics. (Saint-Petersburg state economic University, 30 September – 2 October 2015), resp. ed. vol. T. V. Klepikova / Russian Association of linguists-kognitolog, Institute of linguistics, RAS, Saint-Petersburg state University of Economics, Tambov state University named G. R. Derzhavin, Tambov, publishing house of TSU named after G. R. Derzhavin, St. Petersburg, OOO "publishing house", / 968 p., p. 872-874.
11. Lebedev K. E. Personal cultural level instructors as a fundamental factor in security programmes for the physical and personal growth “Camp skill SkillCamp”. - Bulletin of the Academy of youth tourism and local history, (international public organization "international Academy of youth tourism and local history named A. a Ostapets-Sveshnikov") , №4, 2016, p. 156-159
12. A. Parshev Why Russia is not America , M. 2001, 416.
13. Durasov V. Dueling code. — M., RIPOL KLASSIK, DEMARTIS, 2002. - 178 p., Il.
[1] Дополненный текст авторского доклада на конференции в Челябинске. Опубликовано: "Горизонты цивилизации": материалы Седьмых аркаимских чтений : (Аркаим, 24-27 мая 2016 года / под редакцией докт. филол. наук проф. М.В. Загидуллиной. – Челябинск, Энциклопедия, 2016. – 368 с. (стр. 136-146).
[2] И, заметьте, - ни в коем случае не меняя указанную последовательность…!
[3] Прошу обратить внимание, - именно в русском языке (при всём его богатстве разнообразии) НЕТ эквивалента пресловутому сексу ! Случайно ли ? А уж про этимологию самого слова «удовольствие» вообще умолчим…
Территориальное размещение в так называемой «зоне рискованного земледелия» (северная климатогеография)
Напомним официальные данные, - 64 % территории Российской федерации ещё в советское время законодательно приравнены по условиям к Крайнему Северу. А наши южные степи зимой от тундры практически ничем не отличаются.
Из двадцатки ведущих стран мира (G 20) Россия, - единственная страна, находящаяся в т.н.«зоне рискованного земледелия» . Потому, по мнению Паршева А.П. [12] себестоимость продукции, как промышленной, так сельскохозяйственной, более чем в десять раз выше, чем в среднеевропейских странах.
Возьмём, к примеру, Европу и Восток: во Франции пора сева растягивается на два месяца, в Индии за год можно снять четыре урожая. Случаются, конечно, и у них катаклизмы, но если между двумя тайфунами было три месяца спокойного времени - будет и урожай. В России же урожай, максимум, один, да и то неизвестно, будет он или нет. А период сева, - не более недели.!
Ведущие российские философы, в первую очередь Ключевский, Данилевский, Ильенков и особенно Лосский, выделяли, в частности, связанные с зоной рискованного земледелия, два основных, обозначенных ниже, признака русскости (2, 3).