Основные черты культуры Возрождения (Ренессанса)
● возрождение античного миропонимания и ценностей (антропоцентризм);
● обожествление природы (пантеизм) и вместе с ней самого человека (человек может стать «вторым Богом»), гуманизм (признание человека высшей ценностью общественного развития, творцом культуры);
● возрастающая роль научного знания, изменение средневековой христианской традиции.
● антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени.
Гуманизм – система воззрений, в основе которой – уважение к человеческому достоинству, признание ценности человека как личности, его права на свободу, проявление своих способностей.
Гуманизм базируется на антропоцентризме (в центре культуры человек, а не Бог), установке на творческую самореализацию личности.
Франческо Петрарка (1304-1374)
«О невежестве собственном и многих других»
Леон Баттиста Альберти (1404-1472)
Пико де Мирандола (1463-1494)
«О достоинстве человека»
Лоренцо Валла
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело;
Дж. Бокаччо, Ф. Петрарка, А. Данте («Божественная комедия»). Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле.
Черты учения: реобилитация природы;реобилитация природы человека; Обожествления природы; признание человека гармоническим единством телесного и духовного начало;радостное мировосприятие; гармония разума и страстей.
новое время.для него характерна:
1) господство мировоззренческой рациональности
2) разум становится основным измерение человеческого бытия
3) всепроявление духовной сферы ставятся под контроль разума
4)переосмысление средневековой христианской традиции
Реформация – религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти 16 века и направленное на преобразование христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания.Мартин Лютер
Основание культуры в эпоху нового времени:
1) гуманизм
2) антропоцентризм
3) канцептуальное основание культуры
4)телеологизм - идея целесообразности всех явлений и событий в мире.
5) человеческая личность и мараль автономны по отношению к богу
6) рационализм
7)прогрессивное развитие культуры
в это время формиркетсяклассическая модель культуры рассматривающая культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнотого им уровня разумных и гуманных отношений.
Представители:Ронедекар, вальтер, русо, ресинг, гётте, шиллер .
немецкая класическа философия рассматривала культуру как исторический процесс развития духа. В котором аппозиция природы и культуры является необходимой.
эмануил кант выделяет 2 мира:
1)мир природы
2) мир свободы
и только второй из них есть подлено человеческий мир.
культура по канту это путь из природы в царство свободы
гердер он понимал культуру весьма широко:
1) язык
2) науку
3) ремесло
4) искусство
5) семья
6) государство
7) религия
Взаимосвязь этих элементов является источником культурного развития.
гердер попытался определить черты культуры:
1) культура отличает человека от животного
2) он выделял индивидуальный характер отдельных феноменов культуры
3) идея полицентричности мировой культуры
гёрг Гегель выделяет основные формооброзования культуры:
1) религия
2) философия
3) право
4) искусство
Эти элементы предстают закономерными этапами в развитии «духа», «мировой разум»
черты культуры по Гегелю:
1) общественный характер культуры
2) многообразие культурных форм
3) именно человек является творцом культуры
4) субъект или творец культуры отождествлён с безличным разумом
Век в истории Европы зачастую именуется эпохой Романтизма
Романтизм – идейное и художественное движение в европейской культуре.
Основным положением романтизма стало убеждение, что литература и искусство способны помочь людям познать тайны мироздания, дать всеобъемлющий комплекс знаний.
В основе эстетики романтизма – противопоставление реального и воображаемого миров (реальная действительность, «проза жизни» рассматриваются как не подлинные и отвергаются).
Сущностной стороной романтизма выступает утверждение идеала как реальности.
Романтизм провозглашает самоценность искусства и художественного творчества, их независимость от политики и общественных требований.
ПредставителиР. Вагнер, Ф. Шуберт, Н. Паганини, Ф. Шопен (музыка);Д. Байрон, В. Скотт, М. Лермонтов, Ф. Тютчев. А. Мицкевич (поэзия и литература).
Культура ХХ века.
Модернизм
Массовая культура это коллективная культура, состоящая из образцов деятельности, стереотипов мышления, действия, общепринятых правил, бытовых установок, стандартизированных вкусов.
Для массовой культуры характерны:
распространенность и общедоступность духовных ценностей;
легкость их усвоения, понятность этих ценностей независимо от социального положения человека, вероисповедания, уровня образования.
Термин «постмодернизм» используется как для обозначения специфики культуры второй половины ХХ века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан, Жак Деррида, Жорж Батай, Жиль Делез, Мишель Фуко, Ролан Барт, Ричард Рорти.
концептуализм (ориентирован на создание композиций, цель которых – предъявление некой художественной идеи.Это искусство интеллектуальная практика)
перформанс(искусство акций, производимых художниками перед зрителями)
хеппенинг(театрализованное, сиюминутное действо с активным участием в нём аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью)