Основные черты культуры Возрождения (Ренессанса)

● возрождение античного миропонимания и ценностей (антропоцентризм);

● обожествление природы (пантеизм) и вместе с ней самого человека (человек может стать «вторым Богом»), гуманизм (признание человека высшей ценностью общественного развития, творцом культуры);

● возрастающая роль научного знания, изменение средневековой христианской традиции.

● антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени.

Гуманизм – система воззрений, в основе которой – уважение к человеческому достоинству, признание ценности человека как личности, его права на свободу, проявление своих способностей.

Гуманизм базируется на антропоцентризме (в центре культуры человек, а не Бог), установке на творческую самореализацию личности.

Франческо Петрарка (1304-1374)

«О невежестве собственном и многих других»

Леон Баттиста Альберти (1404-1472)

Пико де Мирандола (1463-1494)

«О достоинстве человека»

Лоренцо Валла

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело;

Дж. Бокаччо, Ф. Петрарка, А. Данте («Божественная комедия»). Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле.

Черты учения: реобилитация природы;реобилитация природы человека; Обожествления природы; признание человека гармоническим единством телесного и духовного начало;радостное мировосприятие; гармония разума и страстей.


новое время.для него характерна:
1) господство мировоззренческой рациональности
2) разум становится основным измерение человеческого бытия
3) всепроявление духовной сферы ставятся под контроль разума
4)переосмысление средневековой христианской традиции

Реформация – религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти 16 века и направленное на преобразование христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания.Мартин Лютер

Основание культуры в эпоху нового времени:
1) гуманизм
2) антропоцентризм
3) канцептуальное основание культуры
4)телеологизм - идея целесообразности всех явлений и событий в мире.
5) человеческая личность и мараль автономны по отношению к богу
6) рационализм
7)прогрессивное развитие культуры

в это время формиркетсяклассическая модель культуры рассматривающая культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнотого им уровня разумных и гуманных отношений.

Представители:Ронедекар, вальтер, русо, ресинг, гётте, шиллер .

немецкая класическа философия рассматривала культуру как исторический процесс развития духа. В котором аппозиция природы и культуры является необходимой.
эмануил кант выделяет 2 мира:
1)мир природы
2) мир свободы
и только второй из них есть подлено человеческий мир.
культура по канту это путь из природы в царство свободы

гердер он понимал культуру весьма широко:
1) язык
2) науку
3) ремесло
4) искусство
5) семья
6) государство
7) религия
Взаимосвязь этих элементов является источником культурного развития.
гердер попытался определить черты культуры:
1) культура отличает человека от животного
2) он выделял индивидуальный характер отдельных феноменов культуры
3) идея полицентричности мировой культуры

гёрг Гегель выделяет основные формооброзования культуры:
1) религия
2) философия
3) право
4) искусство
Эти элементы предстают закономерными этапами в развитии «духа», «мировой разум»

черты культуры по Гегелю:
1) общественный характер культуры
2) многообразие культурных форм
3) именно человек является творцом культуры
4) субъект или творец культуры отождествлён с безличным разумом

Век в истории Европы зачастую именуется эпохой Романтизма

Романтизм – идейное и художественное движение в европейской культуре.

Основным положением романтизма стало убеждение, что литература и искусство способны помочь людям познать тайны мироздания, дать всеобъемлющий комплекс знаний.

В основе эстетики романтизма – противопоставление реального и воображаемого миров (реальная действительность, «проза жизни» рассматриваются как не подлинные и отвергаются).

Сущностной стороной романтизма выступает утверждение идеала как реальности.

Романтизм провозглашает самоценность искусства и художественного творчества, их независимость от политики и общественных требований.

ПредставителиР. Вагнер, Ф. Шуберт, Н. Паганини, Ф. Шопен (музыка);Д. Байрон, В. Скотт, М. Лермонтов, Ф. Тютчев. А. Мицкевич (поэзия и литература).

Культура ХХ века.

Модернизм

Массовая культура это коллективная культура, состоящая из образцов деятельности, стереотипов мышления, действия, общепринятых правил, бытовых установок, стандартизированных вкусов.

Для массовой культуры характерны:

распространенность и общедоступность духовных ценностей;

легкость их усвоения, понятность этих ценностей независимо от социального положения человека, вероисповедания, уровня образования.

Термин «постмодернизм» используется как для обозначения специфики культуры второй половины ХХ века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан, Жак Деррида, Жорж Батай, Жиль Делез, Мишель Фуко, Ролан Барт, Ричард Рорти.

концептуализм (ориентирован на создание композиций, цель которых – предъявление некой художественной идеи.Это искусство интеллектуальная практика)

перформанс(искусство акций, производимых художниками перед зрителями)

хеппенинг(театрализованное, сиюминутное действо с активным участием в нём аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью)

Наши рекомендации